ЭКИПАЖ ФОРМИРУЮТ ПСИХОЛОГИ

Индивидуальные стили познавательной 
деятельности космонавтов

Профессиональная деятельность космонавтов сочетает в себе такие социально-психологические контрасты, как необходимость творчества и высокая степень регламентированности, конкретность исходящих условий и прогностическая неопределенность и т. д. Кроме того, она содержит такие психологические стрессоры, как: большая ответственность, непрерывность деятельности, обязательный или принудительный порядок работы, дефицит или избыток информации, дефицит времени, настроенность функций, новизна (таящая опасность), измененная афферентация, гиподинамия, сенсорная депривация, групповая взаимосвязанная деятельность, творческий характер деятельности.
Все эти особенности обусловлены: конструкцией космических аппаратов и динамикой их полета; отсутствием абсолютной надежности и безопасности космического полета; широкой научно-исследовательской и испытательной направленностью программ космических полетов; социально-психологическими факторами; спецификой подготовки экипажей к полету; организацией управления полетом.
Психологическая сущность профессиональной деятельности космонавта может быть представлена структурой, которая содержит три уровня (со своими блоками).
  1. Социальный (мировоззрение, ответственность, неопределенность, опасность).
  2. Профессиональный (исследование, испытание, управление, обитание).
  3. Специфики условий (транформированная афферентация, профилактика, информационное поле экологически замкнутой системы, социально-психологические ограничения).
Функциональные блоки первых двух уровней этой структуры могут быть общими для многих профессий. Их названия отражают содержательную сущность и не нуждаются в комментариях.
Третий уровень связан со спецификой условий деятельности космонавта, что требует детального рассматривания его блоков.
В процессе фило- и онтогенеза у человека вырабатывается функциональная система взаимодействия анализаторов, приспособленная к наземным условиям существования. Под воздействием невесомости эта системность временно разрушается. Это явление отражается блоком измененной афферентации.
Блок профилактики предполагает использование не только технических средств профилактики, но и умение космонавта прогнозировать ход предстоящих событий и управлять ситуацией.
Блок специфики информационного поля экологически замкнутой системы отражает искусственный информационный мир космонавта, представляемый знаками, кодами и символами.
Блок социально-психологических контактов характеризует ограниченность и навязанность общения.
Применительно к каждой конкретной личности блоки психологической структуры профессиональной деятельности космонавта представляют сложные взаимоотношения статичности и динамичности, как внутри каждого из них, так и между собой. Они отражают также индивидуальный стиль деятельности и уникальность каждой личности. Условным стержнем, пронизывающим и интегрирующим эти функциональные блоки в единую функциональную систему «космонавт — экипаж — ПКА — космическое пространство», является познавательный процесс. Познавательный процесс как инвариантное ядро профессиональной деятельности космонавта становится ее психическим эквивалентом и приобретает самостоятельное методическое значение.
Основные элементы профессиональной деятельности космонавтов находят отражение в процессе наземной подготовки. Однако профессионализм каждого из космонавтов раскрывается лишь в самом космическом полете. Так, по мнению К. К. Платонова, профессиональные способности проявляются и развиваются в процессе той деятельности, для выполнения которой они нужны [91].
Индивидуальные способности личности обычно рассматриваются отечественной психологией в двух аспектах. Первый основан на принципе единства сознания и деятельности, сформулированном С. Л. Рубинштейном, согласно которому «деятельность человека, понятая как совокупность внешних реакций на внешние раздражители среды, была отвлечена от действующего субъекта как конкретной, сознательной, исторической личности» [94]. Второй аспект рассматривает природный генез способностей, связанных с задатками и индивидуально-типологическими особенностями личности [5, 82, 95, 98]. Несмотря на различия в этих подходах, их объединяет то, что способности проявляются и развиваются в реальной, практической общественной деятельности личности. Это стало основой для объективного изучения и активного формирования способностей через деятельность.
Вместе с тем, потребность в адекватной диагностике способностей привела к стремлению исследовать их в конкретных видах деятельности. Такая тенденция ограничила изучение психологических механизмов способностей рамками отдельных видов деятельности. Это привело к тому, что до настоящего времени неизвестно, какие процессы лежат в их основе. Известная классификация 120 способностей, предложенная Дж. Гилфордом [91], служит тому ярким примером. Дальнейшее дробление частных определений способностей вошло в противоречие с современными требованиями научно-технического прогресса, породившего принципиально новые виды деятельности и новые профессии, которые отличаются многогранностью действий, разнообразием восприятия условий труда, проблемностью решений, сложноопосредованной детерминированностью деятельности, чрезвычайной ответственностью и т. д. Именно к такому виду относится деятельность космонавта, характеризующаяся исследовательско-испытательной направленностью, широкой специализацией, прогностической неопределенностью и необычными условиями среды, в которой она осуществляется.
В изучении способностей к данному виду деятельности особое значение приобретает личностный подход и прежде всего активные проявления самой личности. В этом случае раскрывается диалектика внешних и внутренних условий с выделением закономерной связи причин и следствий внутреннего мира личности — ее отношений, мотиваций, мировоззрения, чувств, установок, потребностей, степени социальной пластичности и адаптивности [13]. Изучение полной сферы отношений личности позволяет предсказать меру успешной деятельности в ситуациях, предъявляющих высокие требования к интеллекту. Такое изучение осуществляется в контексте индивидуального стиля жизнедеятельности, который, по определению К. К. Платонова, является интегральным проявлением иерархии процессуальных особенностей динамической функциональной структуры личности.
Таким образом, индивидуальный стиль жизнедеятельности определяется не столько инвариантными характеристиками личности, сколько характером их взаимосвязи и взаимодействия. В конкретной деятельности он проявляется в виде соответствующих тактик поведения.
Исследование психограммы труда космонавтов показало, что ее инвариантным ядром является познавательный процесс. Особенности его осуществления как в индивидуальном, так и групповом вариантах наиболее значимы для прогнозирования успешности профессиональной деятельности космонавтов [48]. Практическое использование этой закономерности при подготовке космонавтов представилось возможным на основе типизации всего множества наблюдаемых познавательных тактик. Наиболее распространенной является двухполюсная система оценки индивидуальных различий познавательных тактик: аналитическая — синтетическая (по Полану), аутистическая — шизотимическая (по Кречмеру), экстравертированная — интровертированная (по Юнгу) и т. д. Однако ни одна из этих систем оценок не применима к деятельности космонавтов.
Исходя из методологии диалектического и исторического материализма, психические явления — это отражение свойств материального мира или субъективный образ объективной действительности. Критерием истинности познания является общественная практика, выражающаяся в объективных результатах. Такой подход позволил объединить все многообразие индивидуальных тактик познавательного поведения в обобщенные типы, содержащие в себе такие интегральные характеристики познавательного процесса, как субъективность, объективность и продуктивность [46, 47].
Объективность и субъективность — это две стороны познавательного процесса. Объективность познания связана с отражением объективной действительности, а субъективность — с активностью субъекта в познании, определяемой его потребностями, интересами, установками, предшествующим опытом и целью решаемых задач. Субъективность предполагает относительную самостоятельность познания, возможность предвидения и догадок. Вместе с тем, крайней формой проявления субъективности становится неистинность, иллюзорность, фантастичность, неадекватность результатов познания, т. е. субъективизм.
В условиях профессиональной деятельности космонавтов субъективизм проявляется в склонности отдельных личностей к абсолютизации неадекватных знаний, в стремлении организовать свое поведение вне действия объективных закономерностей. Отбор фактов в этом случае осуществляется согласно выбранному критерию их полезности для некоторой догмы, а решения принимаются не в соответствии с объективно поступающей информацией, а подчиняются предвзятым предпосылкам.
Объективная сторона познавательного процесса, наблюдаемая в условиях профессиональной деятельности космонавтов, характеризуется большой полнотой сбора информации, критичностью в ее оценках и развитостью реалистического мышления. Чем больше взаимных связей каждого образа с другими принимается во внимание личностью, тем более объективным становится его содержание. Объективности познавательного процесса соответствует умение личности быстро ориентироваться в обстановке, самостоятельность, инициативность, самокритичность, способность выполнять сложную деятельность без посторонней помощи.
Продуктивность в познавательном процессе проявляется четкой организованностью в соответствии с программой полета и (или) тренировки, пунктуальной реализацией указаний бортовой документации с одновременной инициативностью и оригинальностью в решении проблемных задач, зрелостью эмоциональных форм реагирования на возникающие ситуации, заинтересованностью результатами своих действий и адекватным к ним отношением.
Непродуктивной является деятельность, в которой либо отсутствует всякая инициатива, либо допускаются необоснованные, произвольные действия, приводящие к ошибкам. Личности с малой продуктивностью в познании отличаются низким творческим потенциалом, шаблонностью в мышлении, излишней тревожностью, несамостоятельностью, повышенной внушаемостью, зависимостью от других, низводящей их деятельность к репродуктивному уровню и делающей их беспомощными в проблемных ситуациях. К непродуктивной также относится деятельность индивидуумов с явно завышенным уровнем самоконтроля, сдерживающим свободную самоактуализацию, и неуравновешенными, неустойчивыми и незрелыми формами эмоционального реагирования на возникающие ситуации, особенно стрессовые.
Каждый из познавательных стилей детерминируется определенными свойствами личности. Многочисленные исследования, проведенные в ходе психологической подготовки космонавтов, позволили выделить соответствующие детерминанты, представленные в табл. 11 [47].
Таблица 11
Личностные детерминанты интегральных характеристик познавательного процесса
Характеристика Свойства личности

Субъективность

Эмоциональный тип восприятия, поверхностное, неполное познание действительности Ригидность индивидуальных диспозиций, повышенная устойчивость аффективнонасыщенных переживаний Склонность к возникновению сверхценных, трудно корректируемых идей и концепций Отсутствие в мышлении опоры на существенные признаки, оторванность от реальных жизненных проблем

Объективность

Реалистичность, конкретность в мышлении, практическая направленность интеллекта Доказательность и критичность мышления Развитость самоконтроля, самостоятельность Аналитико-синтетический тип восприятия

Непродуктивность

Догматизм, шаблонность в мышлении Излишняя жесткость, схематичность и отсутствие систематизированного подхода Поглощенность незначительными мелкими деталями, тревожность Безынициативность, зависимость от других, несамостоятельность Отсутствие способности к воображению, интеллектуальная ограниченность Эмоциональная неустойчивость

Продуктивность

Активная жизненная позиция Четкая методическая последовательность в действиях Способность к планированию и целенаправленной организации предстоящей деятельности, к длительному упорядоченному волевому усилию Яркость воображения, оригинальность мышления, высокая творческая активность Зрелая, социально-адаптированная аффективность

Психологические обследования космонавтов показали, что им присущи три типа познавательных тактик поведения: объективно-продуктивная, субъективно-продуктивная и субъективно-непродуктивная.
Наиболее прогностически благоприятной в плане успешного усвоения и реализации программы профессиональной деятельности является группа лиц, обладающих объективно-продуктивной тактикой познания.

Принципы формирования экипажей

Анализ пилотируемых космических полетов показал, что работа экипажа на борту ПКА относится к сложным видам групповой деятельности, протекающей в специфических многофакторных условиях. Невесомость, длительное пребывание в замкнутой экологической системе ПКА с ограниченным объемом жилых отсеков, ограничение привычного круга удовлетворения потребностей, навязанное межличностное общение, информационная неопределенность, своеобразие сенсорного поля внешних раздражителей, депривация привычного фона эмоционального стимулирования, потенциальная опасность и т. д. Все это создает специфическую сферу жизнедеятельности, которая предъявляет особые требования к психологической совместимости экипажа ПКА. Выяснилось, что отсутствие полной совместимости может приводить к нарушению межличностных отношений, возникновению конфликтных форм взаимодействия, развитию астенических состояний и неблагоприятных психосоматических проявлений. С другой стороны, системе групповых связей в экипаже свойственно поступательно-прогрессивное развитие, способствующее стабилизации взаимоотношений, росту взаимопонимания, сплоченности и солидарности. Особо благоприятная роль в этом принадлежит длительной совместной подготовке членов экипажа, обеспечивающей высокий уровень их сработанности. Фактор психологической совместимости имеет определяющее значение в этом развитии.
Однако этот фактор, как показали эксперименты, характеризуется соответствующими показателями и параметрами, обусловленными видом и условиями групповой деятельности. Специфика группового функционирования определяет свои наиболее актуальные показатели совместимости, раскрывает особенности динамики групповых связей и выявляет факторы, влияющие на эффективность групповой деятельности. Применительно к экипажу ПКА, к таким факторам относятся: экопсихологические (внешние по отношению к группе), внутригрупповые, определяющиеся структурно-функциональными характеристиками экипажа, и личностные.
Экопсихологические факторы характеризуются реальной и потенциальной опасностью, риском для жизни, здоровья и работоспособности членов экипажа. Выяснилось, что экстремальные условия космического полета способствуют быстрому и устойчивому развитию системы групповых связей и вместе с тем обнаруживают скрытую конфликтность взаимоотношений в группе, обусловленную несовместимостью по актуальным личностным показателям.
К экопсихологическим факторам относится также автономность деятельности экипажа ПКА. Нарушение автономизации группы отражается в появлении конфликтно-напряженных форм межличностных отношений и в замедлении процесса поступательного группового развития.
К внутригрупповым факторам относится прежде всего совместимость членов группы по индивидуальным личностным особенностям и качествам. Этот фактор имеет свою содержательную специфику относительно разновидностей характеров, которая предполагает взаимокорректирующее сочетание у членов экипажа отдельно выраженных характерологических черт, личностных свойств и качеств с превалированием у лидера группы благоприятных личностных показателей и прогрессивных мотивационных установок на целевую деятельность.
Фактор групповой совместимости включает также взаимодополняющие и взаимоактивирующие сочетания у членов группы индивидуальных стилей как в операторских видах взаимодействия, так и в познавательной групповой деятельности.
Сочетание у членов группы продуктивно-объективных познавательных стилей деятельности относится к прогностически благоприятным характеристикам экипажа. Этот тип познавательного стиля особенно важен для лидера группы.
Для оценки развитости групповой совместимости важное значение имеют такие показатели, как взаимодействие, взаимопонимание, общение, внутригрупповое управление и сплоченность. Изучение характеристик группового функционирования играет ведущую роль в совершенствовании групповой совместимости экипажей ПКА.
К внутригрупповым факторам относится также нарушение в сфере функциональной соподчиненности членов группы. Необходимость рассмотрения этого фактора вытекает из диалектики связей в системе «лидер — ведомый» и ее относительной определенности в зависимости от ситуационных условий. Исключению нарушений в сфере соподчиненности способствует соответствие формально определенной позиции лидера и его личностных качеств и способностей с гибким видоизменением и преимущественным использованием демократической тактики руководства.
На эффективность групповой деятельности влияют и личностные факторы. Такие индивидуально-психологические особенности, как ипохондрическая настороженность, депрессивные тенденции и демонстративность обуславливают возникновение немотивированной тревожности, отражающейся на самочувствии и состоянии здоровья. Личностная ригидность (подозрительность), склонность к фиксации неприятных переживаний и социальная интровертированность существенно затрудняют позитивные коммуникативные связи и способствуют коалиционности в группе, развитию психогенной и конфликтно-напряженных форм взаимоотношений.
Учет этих личностных особенностей, приобретающих особое значение в сложных условиях группового функционирования, способствует рациональному комплектованию экипажей ПКА.
Немаловажная роль при комплектовании экипажей принадлежит ценностной, социальной ориентации и мотивационным установкам личности на целевую деятельность. Отсутствие единства, несходство социальных и мотивационных установок членов экипажа снижает групповую сплоченность и эффективность совместной деятельности.
Изучение личности в процессе группового функционирования по феноменологии поведения и отношению к содержательной стороне групповой деятельности является особенно продуктивным в интересах оптимального комплектования экипажа.
Таким образом, к основным социально-психологическим показателям, учитываемым при формировании экипажа ПКА, относятся:
С момента формирования экипажа он вступает в сферу группового развития систем взаимоотношений, в ходе которого выделяются этапы: ориентирования, первичной адаптации, взаимовлияния и взаимокоррекции, устойчивой стабилизации, целевой готовности, целевой профессиональной деятельности, автономизации.
К показателям, отражающим последовательное развитие в экипаже системы групповых связей, относятся следующие.
Групповое взаимопонимание. Этот показатель характеризуется тремя уровнями развитости. К первому относится взаимопонимание, касающееся индивидуальных особенностей членов экипажа. На этом уровне партнеры правильно ориентированы в личностных особенностях.
Для второго уровня характерно правильное знание поведения, действий, реакций и поступков в различных жизненных ситуациях. Взаимопонимание в экипаже на этом уровне уже носит черты прогностически правильного определения действий друг друга в различных ситуациях.
Наиболее высокий третий уровень предполагает, наряду с указанными качествами, эмпатическое понимание друг друга, что позволяет экипажу эффективно решать профессиональные задачи без дополнительного информационно-речевого обмена. В экипаже формируется свой «язык» коммуникаций и общения, позволяющий по внешне незначительным пантомимическим и речевым актам одинаково понимать их смысловое содержание.
Если первый уровень взаимопонимания достигается на первых трех этапах группового развития, а второй — преимущественно на третьем-четвертом этапах, то третий уровень достигается на пятом-шестом этапе группового развития.
Групповое взаимодействие. Взаимодействие в экипаже, являющееся динамическим процессом, характеризуется также тремя уровнями. Для первого уровня характерно простое суммирование результатов деятельности каждого из членов экипажа. Взаимодействие на этом уровне протекает по типу формального, обособленного выполнения общей работы экипажем.
Для второго уровня уже характерно появление взаимодействия, выражающегося во взаимопонимании индивидуальных стилей деятельности друг друга.
Для третьего уровня взаимодействия характерно стабильное взаимноактивирующее сотрудничество с общим стилем деятельности, обеспечивающим наиболее полное проявление творческой активности каждого члена экипажа.
Первый уровень взаимодействия достигается на первых двух этапах группового развития, второй — в основном на третьем этапе, а третий — на более поздних этапах группового развития.
Внутригрупповое управление. Этот показатель заключает в себе формальные взаимоотношения членов экипажа, являющиеся, вместе с тем, динамической системой, претерпевающей в процессе группового развития свое поступательное совершенствование. Первым уровнем ее развитости является позиционное руководство по типу «лидер — ведомый». Вместе с тем, встречаются и такие позиционные типы, как «лидер — лидер» и «ведомый — ведомый».
Второй уровень развитости — позиционно-деловое руководство. Он характеризуется сдвигом позиционного руководства в деловые формы, выражающимся в занятии лидерских позиций одним из членов группы. Такая активность может быть связана с большим объемом и глубиной знаний или с более развитыми навыками и умениями выполнения отдельных работ, операций или действий.
Третий, наиболее развитый, уровень отличается полным отсутствием позиционного руководства, т. е. повелительных указаний, приказов и других императивных воздействий. Члены группы свободны в инициативном использовании как лидерских, так и ведомых тактик поведения во всех видах деятельности в интересах повышения общей результативности деятельности экипажа. На этом уровне развития экипажу свойственны качества самоуправляющейся системы, когда каждый член экипажа знает свои способности и возможности, реагирует в четко согласованном взаимодействии с партнером, инициативно выполняя роли, адекватные конкретным ситуациям общей деятельности экипажа. В этом случае экипаж функционирует как единый «организм», где понятия «лидер» и «ведомый» имеют лишь формальное значение.
Первый уровень внутригруппового управления характерен для первых двух этапов группового развития экипажа, второй — для третьего-четвертого этапа, а третий уровень достигается на пятом этапе целевой готовности.
Групповая сплоченность. Этот показатель наиболее динамичен и определяется такими основными факторами, как мотивированностью участия в полете, эмоциональными взаимоустановками и мерой удовлетворенности каждого из членов экипажа ходом совместной деятельности.
Этот показатель является, по-существу, интегральным выражением вышерассмотренных показателей.
Первый уровень групповой сплоченности определяется в основном сходством мотивов на целевую деятельность или желанием участвовать в полете. Даже на этом уровне сплоченность экипажа может быть ярко выраженной из-за совпадения индивидуальных мотивов его членов. Причем эмоциональные установки партнеров могут носить даже негативный характер. Для дальнейшего совершенствования групповой сплоченности важна мера схожести, единства социально-ценностных мотивационных установок членов экипажа.
Второй уровень отличается формированием положительных взаимоустановок или симпатиями партнеров друг к другу.
Третий уровень, как наиболее развитый, дополнительно включает взаимоудовлетворенность ходом групповой деятельности, результатами совместной работы, общими достижениями и предстоящими перспективами.
Первый уровень сплоченности достигается на третьем этапе группового развития, второй — на четвертом этапе, а третий — на этапе целевой готовности.
Внутригрупповое общение. Этот показатель наиболее полно отражает динамику поступательного группового развития экипажа и также характеризуется тремя уровнями развитости.
Для первого уровня характерна регламентация контактов в экипаже.
Второй уровень характеризуется чертами эмоционально-личностного общения, а третий — операционно-активирующим общением.
Первый уровень внутригруппового общения достигается на первых двух этапах группового развития экипажа, второй уровень — на третьем-четвертом этапах, а третий — на этапе целевой готовности.
Приведенная классификация вносит определенную условность в представление о групповом развитии экипажа. Реальная жизнь значительно сложнее и многообразней.
Представленные психологические принципы формирования экипажей ПКА с характеристиками этапов и показателей группового развития экипажей позволяют оценивать, контролировать и намечать конкретные мероприятия по управлению этим процессом.

Групповая психологическая подготовка

Психологическая подготовка представляет совокупность целенаправленных психолого-педагогических воздействий на человека для развития морально-волевых качеств личности и совершенствования процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, способности в нужный момент мобилизовать свою эмоциональную сферу для решения задач профессиональной деятельности.
Этот вид подготовки не является самостоятельным, однако его элементы присутствуют на всех этапах становления личности космонавта и комплексной подготовки экипажа ПКА к космическому полету.
К основным задачам групповой психологической подготовки экипажей ПКА относятся: повышение уровня взаимодействия, взаимопонимания и сплоченности экипажа; формирования оптимального стиля групповой деятельности и внутригруппового управления; формирование системы взаимозаменяемости; формирование адекватной концептуальной модели предстоящей деятельности; накопление и обобщение данных для дальнейшего совершенствования комплектования и психологической подготовки экипажей.
Решение этих задач осуществляется в процессе последовательного изучения и воспитания личности каждого из космонавтов, что достигается:
При исследовании групповой деятельности космонавтов применяются наиболее информативные методики:
Важное значение для оценки уровня групповой совместимости сформированных экипажей и их психологической подготовки имеют такие мероприятия, как: тренировки экипажей по групповому функционированию в 5 — 7-суточном гермокамерном эксперименте, моделирующем комплекс экопсихологических факторов космического полета; тренировки экипажей по «выживанию» в сложных условиях различных климатогеографических зон; практическое обучение экипажа эффективному групповому взаимодействию по результатам периодических психологических исследований.
Целенаправленное совершенствование и гармоническое развитие экипажа ПКА носит многоэтапный характер, начиная с группового отбора. Причем элемент отбора сопровождает все этапы профессиональной подготовки экипажа. Только после всестороннего психологического изучения группового развития экипажа, принимается окончательное решение о его участии в космическом полете (табл. 12).
Таблица 12
Показания и противопоказания группового отбора экипажа ПКА

Показания

Противопоказания

относительные

абсолютные

Единство ценностных ориентации и целевых установок

Сходство ориентации и установок с единичными признаками расхождения

Сочетание неблагоприятных признаков ориентации и установок (эгоцентризм, престижность, самоутверждение и т. д.)

Сочетание признаков объективных и продуктивных познавательных стилей деятельности

Признаки субъективных или сочетания непродуктивных стилей

Сочетание признаков субъективных и непродуктивных стилей

Нормативная структура личностных свойств

Наличие вариантов нормативной структуры личности

Сочетание вариантов нормативной структуры у всех членов экипажа, сходство наиболее выраженных характерологических особенностей

Положительные эмоциональные взаимоустановки в экипаже

Признаки негативного настроения у члена экипажа

Сочетание негативных взаимоустановок в экипаже

Общее стремление к сотрудничеству, быстрая и эффективная обучаемость экипажа

Признаки автономности или соперничества у членов экипажа, недостаточно эффективная и замедленная обучаемость экипажа

Сочетание стойких признаков автономности, соперничества у членов экипажа, отсутствие положительной динамики обучаемости экипажа

Конечной целью групповой психологической подготовки является повышение эффективности становления профессионализма экипажа с его функционированием на конечном этапе как единого организма. Этапность, объем и содержание мероприятий, направленных на достижение этой цели, представлены в табл. 13.

Таблица 13
Объем и содержание групповой психологической подготовки
 

Методы и виды групповой психологической подготовки

Время, количество и сроки реализации

Примечание

Психологическая и психокорректирующая работа с членами экипажа

1 час, многократно, подготовка в составе экипажа

Проводится по мере необходимости при обучении навыкам группового взаимодействия

Стендовое моделирование групповой деятельности

5 — 7 суток, однократно, подготовка в составе экипажа

Проведение избирательное в зависимости от сработанности экипажа

Психологическое обеспечение специальных тренировок (в гидролаборатории, на центрифуге, при полетах на самолетах, в климатогеографических зонах и т. д.)

Специально отведенного времени не требует

То же

Периодическое ознакомление экипажа с объективными результатами групповых психологических исследований

То же

Форма ознакомления определяется сформировавшимися взаимоотношениями в экипаже

Обучение командира экипажа навыкам внутригруппового управления

1 час

Необходимость проведения определяется выраженностью недостатков управления в экипаже

 
Объем и содержание групповой психологической подготовки планируются и реализуются конкретно для каждого экипажа с учетом индивидуально-психологических особенностей членов экипажа, внутригруппового психологического климата, уровня сработанности и отведенного на подготовку времени.
Практика профессиональной подготовки космонавтов показала, что для повышения совместимости и сработанности экипажа ПКА существенное значение имеют сроки совместной подготовки его членов. Так, для кратковременных полетов (1 — 2 недели) продолжительность совместной подготовки должна быть не менее полугода. Для полетов средней продолжительности (от 1 до 2 месяцев) оптимальным является срок около одного года. Для длительных же полетов (от 2 до 12 месяцев) продолжительность совместной подготовки составляет 1,5 — 2,5 года.
Для экипажей, включающих космонавтов, ранее участвовавших в космических полетах, указанные сроки совместной подготовки могут быть сокращены. Это относится прежде всего к экипажам, командиры которых имеют положительный опыт космических полетов.

Экипаж космического корабля

Опыт человечества, с одной стороны, учит тому, что объять необъятное практически невозможно. Но с другой, — человечество стремится к этому, применяя разделение труда. Принцип разделения труда находит свое применение и в экипаже космического корабля, состоящего из нескольких человек.

Экипаж «Союза Т-10» на одной из тренировок на тренажёре «Союза»

Для того чтобы конкретно представить себе многое из того, что написано в этой книге, по-видимому, целесообразно привести в качестве иллюстрации не абстрактный, а реальный, выполнивший конкретную программу полета, экипаж космического корабля, например экипаж третьей основной экспедиции станции «Салют-7», выполнивший 237-суточный космический полет, рекордный в настоящее время по продолжительности.
Полет этого экипажа, с одной стороны, стал уже достоянием истории космонавтики, но, с другой, — убедительным, на наш взгляд, примером дружного, работоспособного и сплоченного экипажа. Коротко сформулируем функциональные обязанности членов экипажа:

Не останавливаясь на программе полета, дадим представление о социально-психологических портретах членов экипажа, выполнивших этот полет.

Командир экипажа космического корабля 
«Союз Т-10» и «Союз Т-15»

Кизим Леонид Денисович, 1941 г. рождения, украинец, имеет квалификации: летчик-космонавт СССР 1 класса, военный летчик 1 класса, летчик-испытатель 3 класса.
В 1963 г. закончил Черниговское ВВАУЛ, в 1975 г. — заочный факультет ВВА им. Ю. А. Гагарина. К настоящему времени освоил 12 типов самолетов, имеет налет 1448 часов, 80 парашютных прыжков различной сложности. Подготовлен и выполняет полеты в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью. В 1966 г. принят в ряды Коммунистической партии Советского Союза.
В центре подготовки космонавтов с 1965 г. В 1967 г. с оценкой «хорошо» закончил курс общекосмической подготовки. С 1974 г. находился на подготовке к полетам на космическом транспортном корабле «Союз-7» и орбитальной станции «Салют». С 10.79 по 11.80 года успешно прошел этап подготовки на станцию «Салют-6» сначала в составе экипажа: Л. Д. Кизим и О. Г. Макаров, а затем с 29.11.80 по 11.12.80 выполнил космический полет на орбитальном комплексе «Салют-6» — «Союз Т-3» в качестве командира экипажа в составе Л. Д. Кизим, О. Г. Макаров, Г. М. Стрекалов.
С 7.9.81 по 10.6.82 г. прошел непосредственную подготовку по программе экспедиции посещения на «Салют-7» в составе дублирующего советско-французского экипажа: Л. Д. Кизим, В. А. Соловьев, Патрик Бодри. По программе основной экспедиции на «Салют-7» готовился с 22.11.82 в составе экипажа: Л. Д. Кизим, В. А. Соловьев, а с 1.11.83 г. — в составе экипажа Л. Д. Кизим, В. А. Соловьев, О. Ю. Атьков.
Второй космический полет продолжительностью 237 суток Л. Д. Кизим совершил в 1984 г. в качестве командира корабля «Союз Т-10» и орбитальной станции «Салют-7». Третий космический полет в качестве командира корабля «Союз Т-15» и орбитальной станции «Мир» им был совершен в 1986 году. В этом полете впервые в истории космонавтики был совершен перелет со станции «Мир» на станцию «Салют-7» и обратно.
За время подготовки глубоко изучил системы корабля и станции, средства управления ими. Обладает высоко развитыми и устойчивыми навыками профессиональной деятельности. Является отличным оператором. Работает четко, организованно. Все свои действия четко контролирует посредством бортовой документации. Обладает развитым чувством времени и внутренней дисциплиной. Сурдокамерные испытания, неоднократные тренировки, проведенные в различных климатогеографических зонах с экстремальными климатическими воздействиями, в труднодоступной местности и на воде, а также результаты космического полета продемонстрировали такие качества личности, как выносливость, высокую устойчивость к стрессу, жизнелюбие и оптимизм, способность к длительному волевому усилию и к поддержанию высокого уровня работоспособности. Хорошо переносит перегрузки, вестибулярные воздействия, умеренные степени гипоксии и большие степени разряжения атмосферы.
Целеустремлен, высокомотивирован на профессиональную деятельность. В процессе обучения материал усваивает не сразу. Для его качественного усвоения много работает, проявляет упорство, высокую личную заинтересованность в приобретении новых знаний и совершенствовании профессиональных качеств. Обладает развитым практическим интеллектом. Мышление отличается реалистичностью, конкретностью образов. В связи с этим при усвоении новых данных стремится дойти до сущности явления, создать себе предметно-образное представление о нем. Благодаря этому новые навыки и умения формируются медленно, но отличаются большой устойчивостью и надежностью. Имеет большой потенциал развития. В обучении занимает активные позиции. К замечаниям инструкторов, методистов, преподавателей относится с вниманием. Участвует в анализе своих ошибок, совместно ищет пути их устранения.
Поведение строит исходя из предыдущего опыта. Предпочитает репродуктивный стиль деятельности, при котором анализ ситуации и принятие решения осуществляются на основе ранее отработанных и закрепленных алгоритмов. Трудолюбив, не боится трудностей, не стремится облегчить себе жизнь. В летной деятельности предпочитает наиболее сложные виды полетов, требующие большой работы с управлением, с оборудованием кабины. На тренировках и испытаниях на выживаемость сложность ситуации воспринимает с достоинством, как должное. Постоянно поддерживает высокую интенсивность подготовки, независимо от того, выполняет ли функции дублера или командира основного экипажа. В личной жизни скромен, непритязателен. Однако внимательно относится к своему социальному статусу. Жизнерадостный, добрый, умеет испытывать удовольствие от жизни. Обладает развитым чувством юмора. Эмоции отличаются яркостью и выразительностью. В контактах с окружающими осторожен. Уделяет большое внимание эмоциональным нюансам и оттенкам отношений. Высокую чувствительность маскирует использованием отработанных схем поведения и отношений. Обладает развитой способностью к рефлексии, интуитивному восприятию чувств и состояния других людей. Хорошо ощущает ситуацию, социально пластичен, с большими адаптационными возможностями. Для достижения поставленной цели стремится находить с окружающими взаимоприемлемые, дружеские формы отношений. Проявляет устойчивую заинтересованность в позитивном решении конфликтных ситуаций, однако в случаях открытого ущемления его позиций может быть резким и непримиримым.
В качестве командира экипажей, проходивших подготовку, выявил широкий диапазон тактик демократического стиля руководства, способность ценить и в полной мере использовать положительные качества партнеров. В совместной работе способен к эффективному деловому сотрудничеству, к предоставлению своим партнерам возможности для реализации ими инициативных действий ради решения поставленных задач.
В экипаже занимает лидерские позиции. Хорошо знает и умело использует в работе особенности своих партнеров. Настроен на максимально полную реализацию программы полета. Свою основную задачу видит в четкой организации работы и жизнедеятельности экипажа. Большое внимание уделяет научным экспериментам, требующим выполнения динамических операций — точных ориентации и экономии топлива.
Психологический прогноз выполнения программы космического полета благоприятный. Готов к качественному выполнению задач летно-космических испытаний.

Борт-инженер космического корабля 
«Союз Т-10» и «Союз Т-15»

Соловьев Владимир Алексеевич, 1946 г. рождения, русский. В 1970 г. закончил МВТУ им. Баумана по специальности инженер-механик. В 1977 г. принят в ряды Коммунистической партии Советского Союза. Продолжительное время участвовал в разработке и испытаниях двигательных установок космических кораблей и станций. С 1977 г. занимается разработкой бортовой документации. Имеет опыт непосредственного участия в управлении космическими полетами. С 1978 г. готовился к полету в составе группы инженеров-испытателей. Экзамены теоретического курса сдал с оценкой «хорошо». На непосредственной подготовке по программе экспедиции посещения на станцию «Салют-7» находился в составе международного экипажа: Л. Д. Ки-зим, В. А. Соловьев, Патрик Бодри с 7.9.81 по 10.6.82 г. По программе основной экспедиции на станцию «Салют-7» готовился с 22.11.82 с Л. Д. Кизимом, а с 1.11.83 г. — в составе экипажа: Л. Д. Кизим, В. А. Соловьев, О. Ю. Атьков.
Свой первый космический полет продолжительностью 237 суток В. А. Соловьев совершил в 1984 году в качестве бортинженера корабля «Союз Т-10» и орбитальной станции «Салют-7». Второй космический полет им был совершен в 1986 г. совместно с Л. Д. Кизимом на корабле «Союз Т-15».
В процессе обучения продемонстрировал высокий исходный уровень общетехнических знаний. Проявил себя как грамотный, эрудированный инженер. Отличается широким диапазоном интеллектуальных возможностей, гармонично сочетающим в себе абстрактно-теоретическую и практическую направленность мышления. Умственная работоспособность характеризуется высоким исходным уровнем, эффективным формированием и гибкостью интеллектуальных навыков. Новый материал усваивает быстро, однако для поддержания высокого уровня подготовленности нуждается в периодическом подкреплении пройденного.
Работает старательно, добросовестно.
Ситуацию воспринимает во всей ее сложности, целостности. Стремится детально разобраться в ней, выявить наиболее важные, узловые моменты и сконцентрировать на них свое внимание. Склонен к перспективному планированию деятельности. Обладает развитой дисциплиной ума. В условиях дефицита времени действует внимательно и уверенно. Развитая способность к интуиции, объективному наблюдению и контролируемому мышлению обеспечивает самостоятельность, критичность, быстроту принятия решения. В сложных профессиональных ситуациях работает без особого внутреннего напряжения. Предпочитает низкорегламентированные виды деятельности. Дисциплинирован, внутренне собран. В поведении стремится к соблюдению принятых в ближайшем окружении правил и норм. В сложных ситуациях межличностного взаимодействия проявляет сдержанность, осторожность, стремится к деловому и бесконфликтному их разрешению. В общении рефлексивен, хорошо ощущает состояния других лиц. Внимателен, предусмотрителен, однако не склонен к установлению близких доверительных отношений.
Хорошо контролирует свое поведение и эмоции. Внимательно относится к оценке своей деятельности другими лицами. Заинтересован в обеспечении своих позиций. Уровень притязаний высокий, адекватный своим интеллектуальным возможностям. Целеустремлен и настойчив в достижении цели. Социально адаптирован хорошо.
В экипажах занимает активные позиции. Внимательно и вдумчиво относится к деятельности своих партнеров, стремится внести существенный вклад в общий результат работы.
В составе настоящего экипажа чувствует себя уверенно и свободно. Своими общетеоретическими знаниями, большим творческим потенциалом и развитой пластичностью мышления удачно дополняет практический опыт командира. Удовлетворен своими позициями в экипаже, хорошо ориентирован в индивидуальных особенностях партнеров. Выявляет положительные эмоциональные установки к ним.

Космонавт-исследователь 
космического корабля «Союз Т-10»

Атьков Олег Юрьевич, 1949 г. рождения, русский. В 1973 году закончил 1 Московский медицинский институт им. И. М. Сеченова. После окончания института работал в НИИ кардиологии им. А. А. Мясникова АМН СССР. В настоящее время заведующий лабораторией ультразвуковых методов исследования Всесоюзного кардиологического научного центра АМН СССР. Активно и увлеченно занимается научно-исследовательской работой. Имеет 5 изобретений и более 30 научных работ. За разработку и внедрение ульразвуковых методов диагностики заболеваний сердца в 1978 г. удостоен премии Ленинского комсомола. Кандидат медицинских наук. Член КПСС с 1977 г.
С 1975 г. принимал участие в клинико-физиологических обследованиях экипажей. Хорошо знает физиологические механизмы воздействия факторов космического полета на организм человека. В 1977 г. приступил к специальным тренировкам на базе ИМБП. С июня по сентябрь 1983 г. прошел курс общекосмической подготовки. С ноября 1983 г. находился на непосредственной подготовке к полету на орбитальном комплексе «Союз Т» — «Салют-7», который был осуществлен в 1984 г. и составлял по продолжительности 237 суток. В процессе подготовки проявил высокую активность, заинтересованность в возможно более полном освоении специальных знаний, стремление внести свой существенный вклад в работу экипажа. Имеет общий налет на самолете Л-39 с инструктором — 12 ч, 4 полета на Ил-76К с воспроизведением режимов невесомости, 2 парашютных прыжка. Участвовал в тренировках по покиданию спускаемого аппарата на море и по эвакуации на вертолете из высокоствольного леса. Проявил хорошую устойчивость к воздействию экстремальных факторов, оптимизм, чувство юмора. Летал с удовольствием. В полетах держался спокойно, изменения в воздушной обстановке воспринимал правильно. При выполнении нештатных ситуаций был инициативен и решителен, быстро ориентировался в обстановке. Показанные элементы техники пилотирования и фигуры пилотажа усвоил быстро. Максимальные нагрузки по полету, перегрузки до 6g и большие угловые скорости вращения на пилотаже переносил хорошо, сохраняя внимание и способность анализировать информацию в полном объеме. Высоко продуктивен в познавательной деятельности.
Практическая направленность интеллекта сочетается с абстрактными формами мышления, нестандартными, оригинальными приемами анализа. Ситуацию воспринимает во всей ее целостности и сложности. Обладает высоким творческим потенциалом, способен к самостоятельной исследовательской деятельности.
Эмоциональная сфера характеризуется высокой дифференцированностью, зрелостью и развитой системой волевого самоконтроля. Устойчив и надежен в стрессе.
Занимает активные жизненные позиции. Увлечен своей профессией. Стремится к раширению сферы деятельности. Целеустремлен. Уровень мотивации на достижении цели высокий. Свое поведение строит на основе достаточно жестких и стабильных индивидуальных установок. Находчив. В пределах своей компетенции предпочитает иметь собственное мнение. Несмотря на высокий интеллектуальный самоконтроль и стремление скрыть импульсивность, может допускать действия, приводящие к осложнению межличностных отношений. В конфликтных ситуациях склонен реагировать радикально. По характеру лидер. При руководстве в группе обнаруживает энергичность и большие организаторские способности. Требователен и критичен к себе и окружающим.
В делах требует ясности, всегда стремится быть максимально информированным, не выносит неопределенности и колебаний со стороны партнеров, нетерпим к нарушению другими принятых правил и норм отношений. Уровень самооценки и притязания высокий, адекватный. Собственные эмоциональные проблемы и слабости старается игнорировать. Твердость и решимость сочетаются с чувствительностью, способностью к глубокому сопереживанию. В выборе партнеров пользуется самыми строгими критериями. Во взаимоотношениях ищет доказательств искренности. При достижении общих целей стремится к сотрудничеству и гармонии в отношениях, к взаимопониманию и взаимным благожелательным уступкам.
В экипаже занимает активные позиции. Хорошо понимает свои задачи. Возложенные на него функциональные обязанности выполняет добросовестно, с максимальной отдачей. Инициативно берет на себя решение всех вопросов, касающихся здоровья членов экипажа. От исполнителей требует обязательности, четкости в работе и организованности.
В составе экипажа прошел 15 тренировок на транспортном корабле. Ориентируется в системах корабля и станции в пределах необходимого. По программе медицинских исследований подготовлен хорошо.

На тренажёре орбитальной станции «Салют»  

В целом для этой экспедиции была характерна высокая загруженность циклограммы ответственными и трудоемкими работами в неблагоприятных условиях режима труда и отдыха, предъявлявшими повышенные требования к психической сфере космонавтов и требовавшими мобилизации всех внутренних психофизиологических резервов.
Экипаж на высоком профессиональном уровне справился со всеми задачами по выходу в открытый космос и проведению ремонтно-восстановительных работ. Установки на выполнение этих работ у космонавтов носили стабильно прогрессивный характер и практически реализовывались в тщательности проведения подготовки к ним, в эффективности общего взаимодействия по отработке циклограммы предстоящих действий и в появлении большого количества инициативных, творческих предложений. Выполненными работами космонавты были глубоко удовлетворены. Экипаж работал целеустремленно, проявляя настойчивость, упорство и волю в достижении поставленных целей, выявив при этом развитое чувство долга и ответственности.
В процессе всего полета для космонавтов была характерна высокая и стабильная мотивация на качественное и полное выполнение всей программы работ. Экипаж продемонстрировал энтузиазм, оптимизм, стабильно положительное настроение, чувство юмора, высокий уровень самоконтроля и дисциплинированности. Групповое функционирование носило черты прочного сотрудничества, взаимопонимания, взаимодействия и высокого уровня сплоченности. Экипаж проявил стабильное единство интересов, доминирующих мотивов и целевых установок.

Далее...

 
Александровский Ю.А. Состояние психической дезадаптации и ее компенсация. М.: Наука, 1976, 272 с.
Береговой Г.Т. Роль человеческого фактора в космических полетах // Психологические проблемы космических полетов. М.: Наука, 1982. С.17—24.
Жданов О.И. Возможные подходы к изучению стиля познавательного поведения космонавта в индивидуальном и групповом вариантах деятельности // Психологические проблемы космических полетов. М.: Наука, 1979. С.115—119.
Жданов О.И., Усов В.М Психологическое значение индивидуальных стилей познавательной деятельности в практике психологического отбора операторов специального профиля // Тезисы VI Всесоюзной конференции по инженерной психологии. Вып.III. Ч.I. С.176—177.
Замалетдинов И.С., Богдашевский Р.Б. О некоторых перспективах изучения и совершенствования творческой познавательной деятельности личности и группы // Психологический журнал. 1984. Т.5, №5. С.13—25.
Небылицин В.Д. Основные свойства нервной системы человека. М.: Просвещение, 1966. 382 с.
Платонов К.К.
Проблемы способностей. М.: Наука, 1972. 312 с.
Рубинштейн С.Л.
Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. 424 с.
Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.: Наука, 1979. 351 с.
Теплов Б.М.
Проблемы индивидуальных различий. М.: Педагогика, 1961. 312 с.