вернёмся в список?

Международный геофизический год(МГГ)

В ряде пунктов земного шара будут выпущены ракеты для геофизических наблюдений до высоты 300—500 км над уровнем моря. В период МГГ предполагается запустить искусственные спутники Земли, которые будут двигаться вокруг земного шара на высоте от 350 до 500 км и совершать один полный оборот вокруг него приблизительно за 90 минут. Они будут оборудованы приборами, позволяющими измерять химический состав, плотность, ионизацию и аэродинамические свойства высоких слоев атмосферы, напряжение магнитного поля, коротковолновую и корпускулярную радиацию Солнца, первичные компоненты космических лучей и др. По предварительным расчетам, спутник должен вращаться вокруг Земли около года, а затем, снизившись, сгореть от сильного нагрева вследствие сопротивления воздуха.

УПРАВЛЯЕМЫЕ РАКЕТЫ.

В 1956 г. в ряде стран проводились работы в дальнейшему усовершенствованию ракетных управляемых снарядов различного назначения. Значительно улучшены тактико-технические характеристики управляемых снарядов различных классов Это обусловливается достижениями в области реактивных двигателей, радио и электроники, полупроводников и техники инфракрасных лучей. Видные военные специалисты ряда стран считают, что управляемые снаряды уже теперь должны рассматриваться как основной вид оружия для нанесения ударов с воздуха.

Автоматика и телемеханика позволяют наводить снаряд во многих случаях точнее и быстрее, чем это могло быть при участии человека, особенно в напряженных условиях боевой обстановки. Системы автоматического управления осуществляют полот по заранее заданной программе. Аппаратура самонаведения позволяет отыскивать цель и поражать ее с необходимой точностью. Ракетное оружие является носителем атомных зарядов.

Класс «земля — земля». «Корпорел SS М-А-17» (США) принят на вооружение и производится серийно (фирмой «Файерстоун»). Может переносить как обычный, так и атомный боевой заряд. Дальность полета 200—240 км, высота 40— 80 км. Стартовый вес 5000—5400 кг. Максимальная скорость 1000 м/сек. Длина снаряда 12 м, диаметр 0,702 м, размах стабилизаторов 1,8 м. На снаряде установлен жидкостный реактивный двигатель фирмы «Райан» с тягой 9070 кг, работающий на анилине (горючее) и азотной кислоте (окислитель). Снаряд управляется по радио только на активном участке траектории (с работающим двигателем). Транспортировка снаряда производится на специальном транспортере в горизонтальном положении. Запуск— вертикальные, со стартового стола, установка на стол — гидроприводом. Управление стартом — дистанционное, из бетонного укрытия, с расстояния 150—200 м.

«Редстоун» (США) с 1957 г. принят на вооружение и производится серийно фирмой «Крайслер». Дальность полета 600—700 км. Головка с боевым зарядом отделяется в полете. Длина снаряда 18—21 м, диаметр 1,52—1,68 м, размах стабилизатора 2,44 м. На снаряде установлен жидкостный реактивный двигатель фирмы «Норт-Американ» с тягой 31780 кг. Двигатель работает на спирте и жидком кислороде. По последним данным, предполагается установка порохового двигателя. Система управления — автономная, по заданной программе.

Наряду с созданием серийных образцов управляемых снарядов с дальностью полета до 1000 км разрабатываются стратегические межконтинентальные снаряды с дальностью действия в несколько тысяч километров. В США изготовлением таких снарядов занимается ряд крупных фирм. К началу 1957 г. фирма «Конвэр» приступила к производству снаряда типа «Атлас» со следующими тактико-техническими характеристиками: вес 60 т, длина 33 м, дальность полета 8000 км, скорость 5,9—6,7 км/сек. Точность — выход на цель в круг с диаметром 32 км, продолжительность полета 16 — 22 мин. Система управления действует только первые 4 мин.

Создание межконтинентальных снарядов вызывает большое число технических трудностей.

Предполагается, что первые опытные экземпляры снарядов «Атлас» будут запущены в 1958 г., однако перед принятием на вооруженно должны быть проведены в большом объеме исследовательские работы.

В США завершены работы по созданию баллистического (высотного) снаряда среднего радиуса действия. В сентябре 1956 г. с летно-испытательного центра ВВС США во Флориде была запущена 3-ступенчатая составная ракета «Редстоун». Она пролетела расстояние 4800 км и поднялась на высоту 640 км. Первая ступень представляла собой ракету «Редстоун» (см. выше); вторая — связку м третья — ракету «Рекрут», с двигателями на твердом топливе. Первая ступень отделилась и упала в море на расстоянии 160 км от места старта; вторая ступень — на расстоянии 1300 км. Падение последней ступени ракеты происходило в условиях, соответствующих входу в атмосферу. Результаты полета на этом участке с точки зрения кинетического нагрева можно считать удовлетворительными.


Рис. 1. Управляемый баллистический снаряд
«Редстоун».

Во Франции завершены работы по испытанию баллистического управляемого снаряда «Вероника». Снаряд рассчитан для тактического применении на расстоянии 200—250 км, а также для исследования верхних слоев атмосферы. Наводится на цель по радио и автономной системой. Снаряд имеет веретенообразную форму с 4 аэродинамическими стабилизаторами. Старт—вертикальный. Вес снаряда 1450 кг, длина 7,4 м, диаметр 0,55 м, двигатель — жидкостный с тягой 4000 кг, скорость полета 1370—1400 м/сек.

В 1956—57 гг. в США после значительной модификации построен и проходит испытания самолет-снаряд «Матадор ТМ-61В», построенный фирмой «Глен-Мартин». Предназначен для поражения наземных или морских целей. Максимальная дальность полета до 1000 км, скорость 300 м/сек, высота 17 км, длина 12—14 м, размах крыльев 8,8 м. Основной двигатель — турбореактивный, I-33-A-37 фирмы «Аллисон». Запуск — с помощью пороховых ускорителей. Стартовая установка монтируется на прицепе автомашины или тягаче. Система управления — автономная. По сравнению с самолетом-снарядом «Матадор TМ-61А», находящимся на вооружении, новый вариант имеет большую длину, удлиненную носовую часть и новую аппаратуру наведения.

Самолет-снаряд «Регулус-II» класса «вода — вода» внешне похож на истребитель; имеет фюзеляж длиной 18—19 м, снабженный короткими крыльями с большой стреловидностью в плане, с длинным, сильно заостренным носом, турбореактивным двигателем в хвостовой части. Во время испытаний снаряд достиг высоты более 17 км и скорости, вдвое превышающей звуковую. Дальность полета его, вероятно, ок. 1500 км. Снаряды «Регулус-II» поступят на вооружение кораблей американского военно-морского флота предположительно в 1958 г. Они предназначены для поражения сильно укрепленных береговых объектов, по могут быть использованы также и против подвижных целой, например кораблей. Запуск — с кораблей, включая и подводные лодки. Военно-морской флот США имеет 10 авианосцев, 2 подводные лодки и несколько крейсеров, с которых можно производить запуск снарядов «Регулус-I» и которые, как предполагают, могут быть приспособлены для запуска снарядов «Регулус-II».


Рис.2. Самолет-снаряд «Регулус-II».

Для целей противовоздушной обороны создаются автоматические беспилотные истребители — самолеты-автоматы. К ним относятся французский истребитель Шарансон VI, вооруженный 12 реактивными снарядами класса «воздух—воздух» и несущий на себе телевизионную аппаратуру, облегчающую управление самолетом на расстоянии. Максимальная скорость Шарапсон VI превосходит 2 000 км/час, высота достигает 20 км. Самолет-автомат Шарансон VI проходит испытания.


Рис. 3. Самолет-снаряд «Снарк SM-62»: слева—схема,
справа — на взлете.

Для нанесения ударов по отдельным стратегическим целям, наряду с обычными самолетами, могут быть применены также и беспилотные автоматически управляемые бомбардировщики с дальностью полёта до 10000 км. Беспилотный бомбардировщик «Снарк SM-62» (США, фирма «Нортроп») имеет вес до 15 т., длину 18,3 м, размах 12,2 м, скорость полета 270 м/сек, высоту 12—14 км. На нем установлен турбореактивный двигатель J57 фирмы «Пратт-Уитни» с тягой 4545 кг. Взлет — при помощи ускорителей. Система управления — автономная, астро-навигационная. Максимальная дальность управляемого полета 3200 км. Полет был осуществлен с опытной базы «Патрик» во Флориде через Караибское м. в Атлантический ок.

Фирма «Норт-Американ» проводит испытание межконтинентального беспилотного бомбардировщика «Навахо» SМ-64». 20 самолетов «Навахо», снабженных посадочными приспособлениями, при испытании успешно приземлились. Дальность управляемого полета при этом составляла 2 800—3 000 км, скорость полета «Навахо»—сверхзвуковая (М=2—2,5), максимальная высота полета до 30 км. На нем установлены 2 прямоточных реактивных двигателя. Снаряд запускается вертикально при помощи стартовых ракетных ускорителей, которые обеспечивают ему набор высоты до 15 км и сверхзвуковой скорости полета. По достижении этой высоты ускорители сбрасываются и дальнейший подъем с переходом на горизонтальный полет на высоте 30 км осуществляется на прямоточных двигателях. Управление полетом — астронавигационное.

Класс «земля — воздух» (зенитные управляемые снаряды). К 1957 г. зенитные управляемые снаряды рассматриваются как основные средства современной противовоздушной обороны для уничтожения носителей атомных зарядов, направляемых противником к наиболее важным центрам страны. Разработано большое число различных вариантов управляемых зенитных снарядов, отличающихся друг от друга весом, размером, аэродинамической схемой, типом силовой установки, системой управления и характером действия боевой части.


Рис 4. Зенитный управляемый снаряд «Найк»
на пусковых установках.

Снаряд «SAM-A-7 Найк», состоящий на вооружении США, предназначен для поражения одиночных воздушных целей на больших высотах. Это — крылатая ракета с ускорителем, имеющая 4 крестообразно расположенных крыла. В носовой части размещены треугольные крестообразно размещенные рули. Жидкостный реактивный двигатель работает на анилине и азотной кислоте. Тактико-технические данные снаряда: вес 1000 кг, длина 6,1 м (без стартового ускорителя), максимальный диаметр корпуса 0,3 м, размах крыльев 1,5 м, максимальная скорость 670—700 м/сек. Наклонная дальность полета 30 км, высота полета 18 км, минимальная высота боевого применения 6 км.

Наведение снарядов «Найк» на цель осуществляется наземными радиолокационными устройствами. Снаряды запускаются со специальных установок с длинными направляющими, вдоль которых снаряд движется при выстреле до приобретения необходимой скорости и достаточной устойчивости. Снаряд снабжен радиовзрывателем. Вероятность поражения снарядом «Найк» самолета типа американского В-17 на высоте 10 км равна примерно 65%. Батареи управляемых снарядов «Найк» включены в систему ПВО. На вооружение ВВС США уже поступили атомные заряды как для авиационных реактивных управляемых снарядов «Фолкон», так и для зенитных снарядов «Найк». Вариант этого снаряда «Найк-Зевс» предназначен для борьбы с ракетами дальнего действия.

В 1956 г. в военно-морском флоте США получили распространение зенитные управляемые снаряды типа «Террьер SAM-M-7» (фирмы «Конвэр» и «Бендикс»), Снаряд имеет 4 основные части: боевую головку с взрывателем, передний отсек управления, двигательную установку и задний отсек управления. Передний отсек расположен между кромками крыльев и имеет сервомоторы для их поворота. Снаряд маневрирует с помощью поворота крыльев, хвостовое оперение же неподвижно и служит только для стабилизации полета. Для предотвращения интерференции воздушного потока плоскости стабилизаторов повернуты на 45° по отношению к крыльям. Задний отсек управления состоит из стабилизаторов, антенн и приемного устройства.

Данные снаряда; длина 8,2 м, длина второй ступени 4,2 м, диаметр 0,3 м, размах крыла 1,25 м, длина ускорителя 4 м. На снаряде установлен двигатель твердого топлива фирмы «Келлог». Имеется ускоритель, в течение 2 секунд сообщающий снаряду скорость 580—620 м/сек. Снаряд имеет сверхзвуковую скорость (М=2,5), наклонную дальность полета до 24 км, высоту 16 км. Для наведения снаряда и слежения за целью используется радиолокатор и прибор управления огнем. В связи с тем что снаряд не может поражать низко летящие цели, разрабатывается новая система самонаведения на снаряде «Террьер-2».

Для противовоздушной обороны кораблей и наземных баз применяется управляемый снаряд «Тэлос XSAM-N-6» класса «вода — воздух», «земля — воздух» — с прямоточным двигателем и пороховым ускорителем (фирмы «Бендикс» и «Мак-Доннел»), который с 1957 г. должен поступить на вооружение военно-морского флота США. Дальность полета до 40 км, высота 18 км, скорость 580—650 м/сек. Находящиеся на вооружении снаряды «Найк» будут заменяться снарядами «Тэлос».

Зенитные и морские снаряды «Террьер» и «Тэлос» могут также нести на себе атомные боевые заряды. Снарядами такого типа заменяют обычную ствольную артиллерию на боевых кораблях флота США. Например, на крейсерах «Бостон», «Миссисипи» и «Канберра» орудийные башни главного калибра заменены сдвоенными пусковыми установками снарядов «Террьер».


Рис. 5. Схема наведения зенитных управляемых сна-
рядов: 1 — локатор наведения снарядов; 2 — локатор
местного слежения за целью; 3 — канал синхронной
связи; 4 — сведения от системы ПВО.

В 1956 г. получили значительное распространение зенитные управляемые снаряды «Эрликон 54» (Швейцария), предназначенные для поражения гл. обр. бомбардировщиков. Снаряд имеет 4 крыла треугольной формы, расположенных крестообразно. На хвостовой части также крестообразно помещены 4 стабилизатора, смещенные относительно крыльев на 45 градусов. Крылья в полете при помощи сервоприводов могут перемещаться вдоль продольной оси снаряда по заранее установленной программе. На снаряде установлен жидкостный реактивный двигатель, работающий на керосине и азотной кислоте. Управление снарядом осуществляется отклонением двигателя по исполнительным командам системы наведения. Наведение на цель — радиолокационное. Основные данные снаряда: длина 6 м, диаметр корпуса 0,41 м, взлетный вес 375кг, боевой заряд 20 кг, тяга двигателя 1000 кг, продолжительность работы двигателя 30 сек., расход топлива 5 кг/сек, максимальная скорость снаряда 700—750 м/сек, управляемая дальность полета 15—20 км, высота боевого применения 3—15 км.

В Англии к 1957 г. практически закончены работы по постройке и испытанию 3 серий экспериментальных ракет и управляемых снарядов. Для серийного производства запланировано несколько типов управляемых снарядов. Зенитный снаряд фирмы «Армстронг-Уитуорт» оборудован жидкостным двигателем. Предназначен для стрельбы с кораблей по самолетам до высоты 20 км. Имеет наклонную дальность 32 км. Скорость—сверхзвуковая. Крылья прямоугольной формы в плане, расположены крестообразно в средней части корпуса. Стабилизаторы также прямоугольной формы, но с большим удлинением. Длина 6 м, диаметр 6,38 м, размах крыла 1,49 м, размах стабилизаторов 1,9 м. Снаряд наводится лучом радиолокатора. 3 крейсера водоизмещением по 8000 т оснащены этими снарядами. Перевооружение кораблей проводилось параллельно с оборудованием их для противоатомной защиты.

Зенитный двухступенчатый снаряд фирмы «Инглиш электрик» по форме представляет крылатую ракету. Основной двигатель — жидкостный. 8 пороховых ускорителей попарно монтируются вокруг корпуса. Снаряд предназначен для уничтожения бомбардировщиков противника, имеет систему самонаведения, а также может направляться на цель при помощи радиолокатора с наземных станций. Скорость снаряда 890 м/сек, достигаемая высота 14—17 км, длина 6 м, диаметр 0,46 м.

Исследовательские работы и испытания управляемых снарядов в основном проводятся на объединенном англо-австралийском полигоне Вумера в Австралии. За 10-летний период существования полигона (с 1946 г. по 1957 г.) было испытано св. 1500 снарядов.

Во Франции к 1957 г. окончательно отработана и приняты в производство несколько типов снарядов, в том числе зенитный управляемый снаряд «Парка», предназначенный для поражения средств воздушного нападения противника. Это — крылатая 2- ступенчатая ракета со стартовым весом, равным 1 т. В качестве основного может применяться ракетный двигатель на твердом или жидком топливе. Запуск снаряда — со специальной поворотной рампы с помощью 4 ракетных ускорителей на твердом топливе. Длина снаряда 5—6 м, размах крыла 1,6 м, размах хвостового оперения 3,3 м; высота полета 18 км, наклонная дальность 30 км, время полета 4 мин. Наведение на цель — по радио; имеется радиовзрыватель. Снаряд «Парка» производится малыми сериями.

Класс «воздух — воздух». Особое место среди зенитных ракетных снарядов занимают снаряды класса «воздух—воздух», которые уже в настоящее время рассматриваются как основной вид вооружения современных самолетов. В США, Англии и Франции имеются серийные образцы снарядов этого назначения.

Снаряды крепятся под крыльями самолета, во внешней подвеске, а также могут быть помещены в специальные выдвижные контейнеры. Снаряды «воздух — воздух» имеют собственные двигатели, которые включаются при запуске их с самолета. Американские истребители-перехватчики Конвэр F—102 А, Нортроп-89Н, F—107, а также самолет-автомат «Боумарк» имеют по 6 снарядов «фолкон». Стартовый вес «Фолкон» 54,5 кг, дальность полета 8 км, максимальная скорость 1000 м/сек, длина 2 м, диаметр 0,152 м. С 1957 г. на вооружение Англии принят снаряд «Файрфлеш» — крылатая ракета с 2 двигателями на твердом топливе. Снаряд имеет длину 2—2,5 м, диаметр 0,12—0,15 м. Подвешивается под крыльями самолета. Истребитель может быть вооружен 2 снарядами. Ракетами «Файрфлеш» предполагается вооружить истребители Хоукер «Хантер» и Супермарин «Свифт». Снаряд имеет радиовзрыватель.

Французский управляемый снаряд класса «воздух—воздух» «Сфекмас 5103» предназначен для поражения самолетов и самолетов-снарядов противника. Устанавливается во внешней подвеске или специальных закрытых контейнерах на истребителях. Конструктивное выполнение — ракета с треугольным крылом. Длина снаряда 2,5 м, размах крыла 0,8 м, диаметр 0,28 м, вес 130 кг. При размещении снарядов в специальных контейнерах плоскости и стабилизаторы снаряда делаются складывающимися. Снаряд имеет 2-ступенчатый пороховой двигатель. Скорость—сверхзвуковая (М = 1,5—2). Боевая часть снаряда имеет радиовзрыватель и систему самонаведения. С 1957 г. начато серийное производство этих снарядов.

В 1956 г. в ряде стран интенсивно осуществлялись мероприятия по разработке систем наведения с применением инфракрасных лучей. В некоторых случаях инфракрасные головки самонаведения дают лучшие результаты, чем аналогичные радиолокационные устройства. Применение аппаратуры по использованию инфракрасного излучения самой цели имеет большие преимущества, ибо в этом случае устройства для обнаружения цели не требуют передатчика. При наведении по инфракрасному излучению практически исключаются помехи со стороны противника. Применяя эти системы, можно обнаружить объекты и следить за ними на расстоянии 10—35 км при температуре цели выше окружающей среды на 50°—70°. Эти системы обладают большой точностью наведения и сравнимы с точностью оптических устройств. Цели можно наблюдать с помощью экрана. Однако дальность действия инфракрасных головок значительно меньше, чем радиолокационных систем. Кроме того, инфракрасные лучи не проходят через туман и облака.

Достижения ряда стран в области ракетного оружия и в первую очередь в области управляемых снарядов поставили ряд важнейших проблем противоракетной обороны. Средствами такой обороны являются самолеты-автоматы, самолеты-снаряды, зенитные управляемые снаряды, зенитная артиллерия и радиотехнические средства обнаружения и наведения. Требования противовоздушной обороны исходят из того, чтобы каждый из ее важнейших секторов был в состоянии отразить в кратчайшие периоды времени атаки сотен межконтинентальных ракет.

Советские вооруженные силы имеют теперь мощное ракетное и реактивное вооружение разных типов, в том числе ракеты дальнего действия, а также зенитное ракетное оружие и другие средства обеспечения противовоздушной обороны.

К. Малютин.