вернёмся в список?

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ С ПОМОЩЬЮ ИСКУССТВЕННЫХ СПУТНИКОВ ЗЕМЛИ, КОСМИЧЕСКИХ РАКЕТ И КОСМИЧЕСКИХ КОРАБЛЕЙ

ПЕРВЫЙ В МИРЕ ПОЛЕТ ЧЕЛОВЕКА В КОСМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

12 апреля 1961 г. в СССР был выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту. Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника «Восток» являлся гражданин СССР летчик майор Ю. А. Гагарин.

Старт космической многоступенчатой ракеты прошел успешно, и после набора первой космической скорости и отделения от последней ступени ракеты-носителя корабль-спутник начал свободный полет по орбите вокруг Земли. Период обращения корабля-спутника вокруг Земли составил 89,1 мин.; минимальное удаление от поверхности Земли (в перигее) было равно 181 км, а максимальное расстояние (в апогее) составило 327 км; угол наклонения плоскости орбиты к экватору - 64°57'. Вес космического корабля-спутника с пилотом-космонавтом без учета веса конечной ступени ракеты-носителя составил 4 725 кг. С космонавтом была установлена и поддерживалась двухсторонняя радиосвязь. Частоты бортовых коротковолновых передатчиков составляли 9,019 мегагерца и 20,006 мегагерца, а в диапазоне ультракоротких волн 143,625 мегагерца. С помощью радиотелеметрической и телевизионной систем производилось наблюдение за состоянием космонавта в полете.

Период выведения корабля-спутника «Восток» на орбиту космонавт перенес удовлетворительно. По полученным данным с борта космического корабля «Восток» в 9 часов 52 минуты по московскому времени пилот-космонавт майор Гагарин, находясь над Южной Америкой, передал: «Полет проходит нормально, чувствую себя хорошо». В 10 часов 15 минут по московскому времени пилот-космонавт майор Гагарин, пролетая над Африкой, передал с борта космического корабля «Восток»: «Полет протекает нормально, состояние невесомости переношу хорошо». В 10 часов 25 минут московского времени после облета земного шара в соответствии с заданной программой была включена тормозная двигательная установка и космический корабль-спутник с пилотом-космонавтом начал снижаться с орбиты для приземления в заданном районе СССР. После успешного проведения намеченных исследований и выполнения программы полета 12 апреля 1961 г. в 10 часов 55 минут московского времени советский корабль «Восток» совершил благополучную посадку.

Полет продолжался 108 минут. Место запуска - космодром Байконур, расположенный в районе 47° с. ш. и 65° в. д. Место приземления - в окрестностях деревни Смеловка, Терновского р-на, Саратовской обл. Ракета, которая вывела космический корабль «Восток» на орбиту вокруг Земли, при запуске имела 6 двигателей общей мощностью в 20 млн. л. с.

Осуществление полета человека в космическое пространство открыло грандиозные перспективы покорения космоса человечеством.

ЗАПУСКИ СОВЕТСКИХ БАЛЛИСТИЧЕСКИХ РАКЕТ

Запуски мощных ракет в центральную часть Тихого океана

После успешных запусков мощных ракет в центральную часть Тихого ок., проведенных в январе 1960 г. (см. Ежегодник БСЭ 1960 г.), в соответствии с планом дальнейших н.-и. и опытно-конструкторских работ по космическим проблемам, советскими учеными и конструкторами были подготовлены к испытаниям новые варианты мощных многоступенчатых ракет-носителей.

Запуски в июле 1960 г. ракет-носителей без последней ступени также были проведены в район центральной части Тихого океана, ограниченный координатами:

7° 05'с. ш. 169° 09' з. д.
7° 53'с. ш. 167° 33' з. д.
5° 26'с. ш. 166° 15' з. д.
4° 38'с. ш. 167° 51' з. д.

Этот район, как и использовавшийся при запусках в январе, расположен к юго-востоку от Гавайских о-вов, недалеко от о-вов Лайн. Площадь этого р-на составляет ок. 17 тыс. кв. миль, т. е. в 2,5 раза меньше площади, использовавшейся в январе 1960 г.

5 июля 1960 г., в соответствии с намеченным планом, был произведен запуск нового варианта мощной баллистической ракеты в указанный район Тихого ок. Старт ракеты был произведен в точно назначенное время. Полет ракеты проходил в строгом соответствии с намеченной программой. Макет последней ступени ракеты, приспособленной для прохождения через плотные слои атмосферы, достиг водной поверхности в непосредственной близости от намеченной точки падения, удаленной от места старта на расстояние ок. 13 тыс. км. Специальные суда Советского флота, находившиеся в центральной части Тихого ок., оснащенные различной измерительной аппаратурой, произвели необходимые измерения и получили ценные результаты.

7 июля 1960 г. был произведен второй успешный запуск новой мощной многоступенчатой баллистической ракеты, предназначенной для космических полетов. По данным измерений специальных судов Советского флота макет последней ступени ракеты достиг водной поверхности непосредственно у назначенной точки падения, удаленной от места старта на расстояние ок. 13 тыс. км.

Указанными запусками нового варианта мощной многоступенчатой ракеты-носителя была полностью исчерпана программа испытаний этого варианта ракеты. В результате запусков были получены все необходимые данные для отработки ракеты-носителя, предназначенной для дальнейшего освоения космического пространства.

Запуск высотной одноступенчатой баллистической ракеты

В июне 1960 г. в СССР, в соответствии с программой исследования верхних слоев атмосферы и космического пространства, был произведен очередной запуск одноступенчатой баллистической ракеты. В верхние слои атмосферы на высоту 208 км была поднята н.-и. аппаратура, общий вес которой с источниками питания и совершившими полет животными (две собаки и кролик) составил 2100 кг.

Ракета имела на борту приборы для образования в верхних слоях атмосферы ионизованных облаков и их исследования, измерения напряженности электрического поля у поверхности ракеты, изучения структуры ионосферы, фотографирования облачных систем на обширной территории, исследования инфракрасного излучения Земли и ее атмосферы, ультрафиолетового излучения Солнца, а также приборы для определения состава атмосферы и ее метеорологических параметров на больших высотах. Научная аппаратура в полете функционировала нормально, что позволило полностью выполнить намеченную программу исследований. Были получены ценные научные данные по наблюдению за ионизованными-облаками, образуемыми на больших высотах, ионному составу атмосферы и ее электрическим свойствам, излучениям Земли и Солнца, а также новые материалы о мышечном тонусе животных в условиях невесомости. В этой ракете собака Отважная совершила свое пятое космическое путешествие и вместе с другими «пассажирами» благополучно возвратилась на Землю.

Лит.: Газета «Правда», 1960, № 181 от 29 июня, № 187 от 5 июля, № 189 от 7 июля, № 190 от 8 июля.

О ПРЕКРАЩЕНИИ СУЩЕСТВОВАНИЯ ТРЕТЬЕГО СОВЕТСКОГО ИСКУССТВЕННОГО СПУТНИКА ЗЕМЛИ

Третий советский искусственный спутник Земли, запущенный 15 мая 1958 г., совершив 10 037 оборотов вокруг Земли, 6 апреля 1960 г. вошел в плотные слои атмосферы и прекратил свое существование.

Спутник находился в полете 691 сутки и пролетел за это время св. 448 млн. км, что в три раза превышает среднее расстояние от Земли до Солнца. Установленные на спутнике приборы и измерительные системы обеспечили успешное проведение научного эксперимента в соответствии с намеченной программой. Проведен комплекс исследований верхних слоев атмосферы и космического пространства, получены чрезвычайно важные сведения о давлении, плотности и температуре верхней атмосферы, о космических лучах, магнитном поле Земли, корпускулярном излучении Солнца, распространении радиоволн в ионосфере и другие. Особенно важным научным результатом, полученным при изучении космического излучения с помощью третьего спутника, были открытие внешнего радиационного пояса Земли и подробное исследование как внешнего, так и внутреннего поясов. Исследования давления и плотности верхней атмосферы, проведенные на третьем советском спутнике, показали, что плотность верхней атмосферы и соответственно высота ее распространения значительно больше, чем это предполагалось ранее.

Интересные результаты получены при проведении точных магнитных измерений на спутнике. Обнаружение быстрых изменений напряженности магнитного поля Земли позволило сделать вывод о наличии в верхних слоях атмосферы токовых систем, создающих свое магнитное поле. Полученные данные по измерению напряженности магнитного поля Земли на различных высотах позволили уточнить геомагнитные карты нашей планеты. Большой интерес с точки зрения перспектив развития радиосвязи и телевидения, а также установления надежной радиосвязи с Землей при межпланетных полетах представляет открытие в верхней атмосфере радиоволноводов. По этим каналам радиоволны могут распространяться на огромные расстояния.

Большую роль в исследовании ионосферы и изучении распространения радиоволн сыграли радионаблюдения за передатчиком «Маяк», установленным на борту третьего спутника. Его сигналы принимались наблюдательными станциями, размещенными на территории Советского Союза, вплоть до 6 апреля 1960 г. и регистрировались до момента ухода спутника из зоны видимости. Солнечные батареи, установленные на спутнике и питающие этот радиопередатчик, показали, что они могут найти широкое применение на спутниках и космических ракетах для преобразования неиссякаемой солнечной энергии в электрическую.

Интересные сведения, имеющие особо важное значение для обеспечения безопасности межпланетных полетов, получены в результате исследования метеорных частиц. Измерения на третьем спутнике позволили выяснить, что так называемая метеорная опасность невелика.

ЗАПУСК СОВЕТСКОЙ КОСМИЧЕСКОЙ РАКЕТЫ
С МЕЖПЛАНЕТНОЙ СТАНЦИЕЙ
В СТОРОНУ ВЕНЕРЫ

В соответствии с программой исследований космического пространства 12 февраля 1961 г. в Советском Союзе выведен на орбиту тяжелый искусственный спутник Земли.

В тот же день с этого спутника стартовала управляемая космическая ракета, которая вывела автоматическую межпланетную станцию (АМС) на траекторию полета к планете Венера.

Основные задачи этого запуска-проверка методов вывода космического объекта на межпланетную трассу, проверка сверхдальней радиосвязи и управления космической станцией, уточнение масштаба солнечной системы и проведение ряда физических исследований в космосе. Вес АМС - 643,5 кг. Радиопередачи с AMС велись на частоте 922,8 мегагерца по командам с Земли. На АМС имелся вымпел с изображением Государственного герба СССР.

12 февраля 1961 г. в 12 часов дня по московскому времени станция находилась на расстоянии 126 300 км от поверхности Земли.

13 февраля 1961 г. к 12 часам московского времени AMG удалилась от Земли на расстояние 488 900 км.

Проведенные траекторные измерения показали, что тяжелый искусственный спутник был выведен с высокой точностью на расчетную орбиту вокруг Земли; космическая ракета, стартовавшая со спутника, обеспечила точный вывод автоматической межпланетной станции на траекторию полета к планете Венера.

Скорость полета автоматической станций в начале выведения на траекторию к Венере превышала величину второй космической скорости. При дальнейшем движении скорость межпланетной станции под действием земного тяготения снизилась. К 12 часам 13 февраля скорость удаления станции от Земли составляла 4 050 м/сек, а 14 февраля в 23 часа московского времени АМС достигла границы сферы действия Земли и имела скорость ~ 4 км/сек относительно Земли.

К 14 час. 04 мин. 17 февраля АМС находилась на расстоянии 1 млн. 889 тыс. км от поверхности Земли над Индийским ок. Скорость удаления АМС от Земли составляла 3 923 м/сек.

По расчетам на 12 часов московского времени 3 марта 1961 г. АМС должна была находиться на расстоянии 6 683 600 км от поверхности Земли. Скорость удаления АМС от Земли в это время должна была составить 4 166 м/сек.

Обработка телеметрической информации показала, что системы и агрегаты станции во время проведенных сеансов связи работали нормально. При этом было отмечено, что температура и давление внутри станции находились в заданных пределах, а солнечные батареи обеспечивали нормальный заряд химических источников тока. Система солнечной ориентации работала устойчиво. 27 февраля 1961 г. войти в связь с АМС не удалось.

СОВЕТСКИЕ КОСМИЧЕСКИЕ
КОРАБЛИ-СПУТНИКИ ЗЕМЛИ

Достижения Советского Союза в создании искусственных спутников Земли больших весов и размеров, успешное проведение испытаний мощной ракеты-носителя, способной вывести на заданную орбиту спутник весом в несколько тонн, позволили приступить к созданию и началу испытаний космического корабля для длительных полетов человека в космическом пространстве.

Первый космический корабль-спутник

15 мая 1960 г. в СССР осуществлен запуск космического корабля на орбиту спутника Земли. Корабль-спутник в соответствии с расчетом был выведен на орбиту, близкую к круговой (перигей - 312 км и апогей- 369 км), после чего отделился от последней ступени ракеты-носителя. Период обращения корабля-спутника Земли составил 91,2 мин. Наклонение его орбиты к плоскости экватора было равно 65°. Вес корабля-спутника без последней ступени ракеты-носителя составлял 4 т 540 кг. На борту корабля-спутника была установлена герметическая кабина с грузом, имитирующим вес человека, и со всем необходимым оборудованием для будущего полета человека и, кроме того, различная аппаратура, вес которой с источниками питания составлял 1 477 кг. В данном запуске возвращение на Землю герметической кабины весом ок. 2,5 т не предусматривалось. Предполагалось, что кабина после проверки надежности ее функционирования и отделения от корабля-спутника, как и сам корабль-спутник по команде с Земли начнут спуск и прекратят свое существование при вхождении в плотные слои атмосферы. На корабле-спутнике был установлен радиопередатчик «Сигнал», работающий на частоте 19,995 мегагерц, как в телеграфном, так и в телефонном режимах передачи. Помимо передатчика, на корабле-спутнике были размещены специальные радиоустройства для передачи на Землю данных о работе установленных приборов и для точного измерения элементов орбиты. Питание научной и измерительной аппаратуры спутника осуществлялось с помощью химических источников тока и солнечных батарей.

19 мая в 2 ч. 52 мин. в соответствии с программой для осуществления спуска корабля-спутника с орбиты была передана команда на включение тормозной двигательной установки и отделение герметической кабины. Тормозная двигательная установка сработала, при этом осуществлялась предусмотренная стабилизация корабля во время работы двигательной установки. Однако, в результате появившейся к этому времени неисправности в одном из приборов системы ориентации корабля-спутника, направление тормозного импульса отклонилось от расчетного. В результате вместо уменьшения скорости корабля произошло некоторое ее увеличение и корабль-спутник перешел на новую эллиптическую орбиту, лежащую почти в прежней плоскости, но имеющую значительно больший апогей. Отделение герметической кабины от корабля-спутника произошло и при этом зарегистрирована нормальная работа системы стабилизации кабины. Период обращения корабля-спутника и находящейся вблизи него герметизированной кабины по новой орбите стал равным 94,25 мин, перигей - 307 км, а апогей - 690 км. Угол наклонения орбиты к плоскости экватора - 65°.

Полученные данные по первому полету корабля-спутника дали большой материал для осуществления будущего управляемого полета человека в космосе и показали правильность основных положений, принятых при создании космического корабля.

Второй космический корабль-спутник

19 августа 1960 г. в СССР осуществлен запуск второго космического корабля на орбиту спутника Земли. Основной задачей запуска являлась дальнейшая отработка систем, обеспечивающих жизнедеятельность человека, а также безопасность его полета и возвращения на Землю. В кабине, оборудованной всем необходимым для будущего полета человека, находились подопытные животные, в т. ч. две собаки с кличками Стрелка и Белка. При полете корабля-спутника предусматривалось проведение ряда медико-биологических экспериментов и осуществление программы научных исследований космического пространства.

Второй советский корабль-спутник был выведен на орбиту, близкую к круговой (перигей- 306 км и апогей - 340 км). Период обращения корабля составлял 90,7 мин., наклонение его орбиты к плоскости экватора было равно 64°57'. Вес без последней ступени ракеты-носителя - 4 600 кг. На корабле-спутнике были установлены радиопередатчик «Сигнал», работающий на частоте 19,995 мегагерц, радиотелеметрическая аппаратура для передачи на Землю данных о состоянии подопытных животных и работе всех систем, установленных на борту спутника. Для наблюдения за поведением животных на борту корабля-спутника была установлена радиотелевизионная система.

После завершения программы исследований, рассчитанной на одни сутки, и получения данных о жизнедеятельности животных и нормальном функционировании бортовой системы корабля-спутника на 18-м обороте была подана команда на спуск его с орбиты. Система управления корабля-спутника и тормозная установка сработали с высокой точностью и обеспечили спуск корабля в заданный район. Отклонение точки приземления от расчетной составило около 10 км. Корабль-спутник, имея специальную тепловую защиту, успешно прошел земную атмосферу. Корабль и отделившаяся от него капсула с подопытными животными благополучно приземлились.

Таким образом, впервые в истории живые существа, совершив космический полет протяженностью свыше 700 тыс. км, благополучно возвратились на Землю.

Третий космический корабль-спутник

1 декабря 1960г. в СССР осуществлен запуск третьего космического корабля на орбиту спутника Земли. Для выполнения медико-биологических исследовании в условиях космического полета в кабине корабля-спутника находились подопытные животные - собаки с кличками Пчелка и Мушка. В кабине также находились другие животные, насекомые и растения. Наблюдение за подопытными животными производилось при помощи радиотелевизионной аппаратуры и телеметрических систем, передававшие на землю объективные физиологические показатели, характеризующие состояние животных. С помощью научно-измерительной аппаратуры, находившейся на корабле-спутнике, было предусмотрено проведение ряда научных исследований по физике космического пространства.

Вес третьего советского корабля-спутника без последней ступени ракеты-носителя составлял 4 563 кг. Его движение происходило по эллиптической орбите. Период обращения корабля-спутника по орбите был равен 88,47 мин., высоты перигея и апогея орбиты составили 180 и 249 км соответственно. Наклонение орбиты к плоскости экватора-65°58'.

На корабле-спутнике был установлен радиопередатчик «Сигнал», работавший на частоте 19,995 мегагерца в режиме телеграфных посылок переменной длительности. Питание бортовой аппаратуры электроэнергией производилось от химических источников тока и солнечных батарей.

2 декабря 1960 г. к 12 часам по московскому времени третий советский корабль-спутник продолжал свое движение вокруг земного шара.

К этому времени были полностью выполнены намеченные программой испытания конструкции корабля с установленными на нем системами, медико-биологические исследования, а также намеченный объем исследований космического пространства.

Радиотехнические средства, предназначенные для управления бортовой аппаратурой с Земли и контроля орбиты полета, уверенно работали на протяжении полета корабля-спутника. Телевизионная аппаратура обеспечила наблюдение за состоянием и поведением животных. Переданные на Землю результаты испытаний подтвердили, что в течение полета системы, рассчитанные на обеспечение в последующем необходимых условий для нормальной жизнедеятельности человека в полете: кондиционирования воздуха, терморегулирования, связи и другие, работали вполне устойчиво. Полученные сведения дали новые данные для осуществления в недалеком будущем полета в космос человека.

По получении необходимых данных была подана команда на спуск корабля-спутника на Землю. В связи со снижением по нерасчетной траектории корабль-спутник прекратил свое существование при входе в плотные слои атмосферы.

Четвертый космический корабль-спутник

9 марта 1961 г. в СССР был выведен на орбиту вокруг Земли четвертый корабль-спутник. Вес корабля-спутника без учета веса последней ступени ракеты-носителя - 4 700 кг. Корабль-спутник двигался по орбите, близкой к расчетной, с высотой перигея 183,5 км и апогея - 248,8 км и наклонением орбиты к плоскости экватора 64°56'.

Основной целью запуска являлась дальнейшая отработка конструкции корабля-спутника и установленных на нем систем, обеспечивающих необходимые условия для полета человека.

На корабле-спутнике была установлена кабина с подопытным животным - собакой Чернушкой и другими биологическими объектами, а также телеметрическая и телевизионная системы, радиосистема для траекторных измерений и аппаратура радиосвязи.

Бортовая аппаратура работала в полете нормально. После выполнения намеченной программы исследований корабль-спутник в тот же день, по команде, совершил посадку в заданном районе СССР.

В результате запуска четвертого советского корабля-спутника и успешного спуска его с орбиты получены ценные данные о работе конструкции корабля и его систем и о характере воздействия условий полета на живые организмы.

Пятый космический корабль-спутник

25 марта 1961 г. в СССР на орбиту вокруг Земли был выведен пятый корабль-спутник.

Основной целью запуска являлась дальнейшая отработка конструкций корабля-спутника и установленных на нем систем, предназначенных для обеспечения жизнедеятельности человека при полете его в космическом пространстве и возвращении на Землю.

Корабль-спутник двигался по орбите, близкой к расчетной, период обращения - 88,42 мин., высота перигея - 178,1 км, апогея - 247 км и наклонение орбиты к плоскости экватора 64°54'. Вес корабля-спутника без учета веса последней ступени ракеты-носителя - 4 695 кг. На корабле-спутнике была установлена кабина с подопытным животным - собакой Звездочкой и другими биологическими объектами, а также телеметрическая и телевизионная системы, радиосистема для траекторпых измерений и аппаратура радиосвязи.

Бортовая аппаратура корабля работала в полете нормально. После выполнения намеченной программы исследований корабль-спутник в тот же день по команде совершил успешный спуск с орбиты вокруг Земли и приземлился в заданном районе.

В результате проведенного запуска пятого советского корабля-спутника и успешного спуска его с орбиты получено большое количество ценных данных о работе конструкции корабля и его систем и о характере воздействия условий полета на живые организмы.

ЗАПУСКИ
ИСКУССТВЕННЫХ СПУТНИКОВ ЗЕМЛИ
И КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ В США

Искусственные спутники Земли

В 1960 г. в США было выведено на орбиту 16 спутников.

Основные сведения об американских спутниках 1960 г. помещены в. таблице.

Было запущено 7 спутников типа «Дискаверер», 4 из которых удалось вернуть на Землю,- и один спутник типа «Эксплорер». Спутники этих типов описаны в Ежегодниках БСЭ 1959 и 1960 гг.

Остальные спутники США, запущенные в 1960 г., сведения о которых будут помещены ниже, являются новыми разработками и предназначены как для научно-исследовательских, так и для разведывательных целей.

«Тирос». Предназначен для фотографирования облачного покрова Земли, регистрации теплового излучения Земли и может быть использован для разведывательных целей. Спутник представляет собой восьмигранную призму диаметром 106 см и длиной 48 см, по внешней поверхности которой на специальных плоскостях установлены солнечные элементы. Для стабилизации спутника в полете ему придается вращение вокруг продольной оси при помощи миниатюрных пороховых ракет. На борту спутника установлены две телевизионные камеры: одна из них с широкоугольным объективом, позволяющим получать снимки участков земной поверхности площадью 1,7 млн. км2, другая -с телеобъективом - позволяет получать снимки участков площадью 26 000 км2. Изображение записывается на магнитную пленку, а затем передается на Землю по радио.

На основе спутников «Тирос» разрабатывается новый, так называемый метеорологический спутник «Нимбус», имеющий на борту систему ориентации, обеспечивающую постоянную направленность объективов телевизионных камер на Землю.

«Транзит». Предназначен для передачи навигационных сигналов для самолетов и морских кораблей (в частности, для подводных лодок, вооруженных ракетами «Поларис»), а также для исследования прохождения радиоволн в ионосфере и инфракрасного излучения Земли. Спутник представляет собой шар диаметром 90 см с двумя ободами, на которых размещены солнечные элементы. Предполагается создать систему из четырех спутников «Транзит», два из которых будут иметь орбиты, наклоненные к плоскости экватора под углом 28, два других - под углом 50°.

Американские искусственные спутники земли,
вышедшие на орбиты в 1960 г.
№ п.п. Наименование
спутника
Тип ракеты-
носителя
Дата
запуска
Вес
спутни-
ка, кг
Элементы на-
чальной орбиты
перигей, км апогей, км
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
«Тирос-I»
«Транзит-1 В»
«Дискаверер»
«Мидас-II»
Транзит-II А»
«Рэдиэйшн-1»
«Дискаверер-ХIII»
«Эхо-I»
«Дискаверер-ХIV»
«Дискаверер-XV»
«Курьер-IB»
«Эксплорер-VIII»
«Дискаверер-XVII»
«Тирос-II»
«Дискаверер-XVIII»
«Дискаверер-XIX»
«Тор - Эйбл»
«Тор - Эйбл-Стар»
«Top - Аджена А»
«Атлас - Аджена А»
«Top - Эйбл-Стар»
«Top - Эйбл-Стар»
«Top - Аджена А»
«Top - Дельта»
«Top - Аджена А»
«Top - Аджена А»
«Top - Эйбл-Стар»
«Юнона - II»
«Top - Аджена А»
«Top - Дельта»
«Top - Аджена В»
«Top - Аджена В»
1.4.60
13.4.60
15.4.60
24.5.60
22.6.60
22.6.60
10.8.60
12.8.60
18.8.60
13.9.60
4.10.60
3.11.60
12.11.60
23.11.60
7.12.60
20.12.60
122,5
120
136
1630
101
19
136
62
136
136
227
41
136
127
136
136
696
428
175
496
760
760
275
1600
187
225
800
415
189
653
240
208
748,8
788
612
518
906
906
603
1600
808
664
1200
2289
989
693
720
640

«Мидас». Предназначен для обнаружения баллистических ракет за 30 минут до достижения ими цели. В дальнейшем предполагается использовать эти спутники совместно с разрабатываемыми спутниками-разведчиками «Самос» (выведен на орбиту 31 января 1961 г.).

«Рэдиэйшн». Предназначен для измерения интенсивности солнечной радиации и изучения распространения радиоволн в ионосфере, запускается совместно со спутником «Транзит» при помощи одной ракеты-носителя. Спутник представляет собой шар диаметром 50 см и весом около 19 кг.

При разделении спутников «Транзит» и «Рэдиэйшн» последний получает приращение скорости 0,5 м/сек и выходит на несколько более высокую орбиту.

«Эхо». Предназначен для изучения возможности использования пассивного отражения радиоволн, посылаемых с Земли, для целей радиосвязи. Спутник «Эхо» представляет собой надувной баллон, изготовленный из полиэфирной пленки с алюминиевым покрытием. В надутом состоянии он весит около 61 кг и имеет диаметр 30 м. Перед запуском оболочка баллона в сложенном виде помещается в магниевый шар, который после выхода на расчетную орбиту, отделяется от ракеты-носителя и вскрывается специальным пиротехническим устройством.

«Курьер». Предназначен для проведения экспериментов по использованию спутников в качестве активных ретрансляторов. Информация, принятая на спутнике, записывается на магнитную ленту и по сигналу с Земли передается на наземную станцию. Спутник представляет собой шар диаметром 128 см и весом 227 кг, внутри которого расположена многоканальная система телеграфной связи, обеспечивающая передачу 100 слов в минуту. На основе спутников «Курьер» разрабатываются более совершенные спутники связи с оборудованием для мгновенной ретрансляции сигналов.

В 1960 г. в США продолжались работы по созданию новых типов искусственных спутников Земли и по подготовке полета человека в космическое пространство.

Спутники связи серии «Адвент» будут иметь суточный период обращения. Для выведения их на орбиту высотой до 37 000 км будут использованы ракеты «Атлас- Кентавр». Первый запуск спутника «Адвент» намечен на 1962 г.

С целью получения данных, необходимых для осуществления связи на больших расстояниях, обнаружения боевых головок баллистических ракет и ядерных взрывов, создания радиопомех и разработки систем связи с космическими аппаратами, возвращающимися в атмосферу Земли, в США подготавливается запуск ряда спутников. Вес каждого из этих спутников не превышает 100 кг.

Разрабатываются спутники для проведения астрономических наблюдений. Один из этих спутников с проектным весом 1600 кг, предназначенный для спектрографического исследования звезд, должен быть выведен на круговую орбиту высотой до 800 км. На спутнике будут установлены телескопы длиной 1,8-2,4 м с главным зеркалом диаметром 81 см и телевизионные камеры. Запуск спутника запланирован на 1963 г. Разрабатываются также спутники для исследования средств защиты космического аппарата от столкновения с микрометеоритами. В частности, будет испытываться специальная защитная оболочка спутника; пространство между оболочкой и корпусом спутника предполагается заполнять стеклянной ватой. Лабораторными испытаниями установлено, что подобная конструкция непроницаема для частиц диаметром около 1,5 мм, летящих со скоростью 3 км/сек.

Ведущую роль в разработке спутников с человеком на борту играет научно-исследовательский центр Ленгли, которому поручено создание серии спутников типа «Меркурий».

Спутник «Меркурий» предназначен для исследования жизнедеятельности организма человека в условиях космического полета. В течение 1960 г. осуществлялась экспериментальная отработка отдельных систем этого спутника, велась усиленная подготовка космонавтов для полета на спутнике.

Наряду с созданием пилотируемых спутников в США осуществляется широкая программа работ по проектированию космических обитаемых станций, предназначенных для систематических и длительных научных исследований в космическом пространстве, а также для использования их в качестве пересадочных станций.

Космические аппараты

11 марта 1960 г. с мыса Канаверал при помощи ракетной системы «Top - Эйбл» был запущен космический аппарат «Пионер V», который вышел на орбиту искусственной планеты солнечной системы. В задачу полета входило изучение магнитных полей, космической радиации, соударений с микрометеоритами. На борту аппарата установлены два радиопередатчика мощностью 5 и 150 вт. Для питания передатчиков имеются солнечные элементы, укрепленные на 4 лопастях.

15 июня 1960 г., когда «Пионер-V» находился на расстоянии 29 млн. км от Земли, продолжался уверенный прием радиосигналов, посылаемых космическим аппаратом. Связь с аппаратом прекратилась, когда он находился на расстоянии 37 млн. км от Земли.

25 сентября и 15 декабря 1960 г. с мыса Канаверал были предприняты попытки запустить с помощью ракеты «Атлас-Эйбл» космический аппарат «Пионер-VI», предназначенный для изучения гравитационного и магнитного полей Луны и исследования радиоактивности в районе Луны. Предполагалось, что космический аппарат «Пионер-VI» весом 175 кг при подходе к Луне будет переведен при помощи тормозной двигательной установки на орбиту спутника Луны, проходящую на высоте 4800-6400 км от ее поверхности. В связи с неполадками во второй ступени ракеты запуск оказался неудачным.

По плану, опубликованному национальным управлением по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA), в США в течение 1960 г. предусматривались запуски 4 космических аппаратов в сторону Луны и в межпланетное пространство и 17 искусственных спутников Земли. Однако, по имеющимся данным, этот план не был полностью осуществлен.

Лит.: Interavia Air Letter, Aeroplane and Astronautics, Aviation Week, Flight, Aeroplane Missiles and Rockets (1960).

Управляемые снаряды

Развитие межконтинентальных баллистических снарядов (МБС) связано с преодолением ряда технических трудностей, вследствие чего на вооружении ВВС США к концу 1960 г. имелось только 12 готовых к запуску МБС Конвэр «Атлас». Более совершенный снаряд такого же назначения Мартин «Титан» находился в стадии доводки и, в нарушение намеченных планов, в 1960 г. в производство запущен не был. МБС Боинг «Минитмен», отличающийся от первых двух силовой установкой, состоящей из твердотопливных двигателей, находился в стадии начальных опытных работ.

Для развития МБС характерно увеличение дальности: МБС «Атлас»-Е (последняя известная модификация) имеет дальность 14 500 км, а «Титан» II будет иметь дальность 16 000 км, т. е. близкую к предельно возможной. Повышение точности систем наведения позволяет снизить вес боевой части и, следовательно, стартовый вес снаряда, применение долгохранящихся жидких топлив дает возможность резко сократить время подготовки к запуску. Использование твердых топлив, помимо сокращения времени подготовки к запуску, упрощает увеличение числа ступеней и снижает стартовый вес снаряда настолько, что становится возможным запускать его с подвижной пусковой установки, увеличивая этим ее неуязвимость.

Развитие баллистических снарядов средней дальности (БССД), запускаемых с земли, во всех зарубежных армиях фактически прекратилось. США намечали размещать такие снаряды на своих заморских базах в Англии, Италии и Греции.

В США заняты развитием БССД, запускаемых с судов и, в частности, с подводных лодок. В 1960 г. достиг стадии боевой готовности снаряд такого назначения Локхид «Поларис» А-1-двухступенчатый с двигателями, работающими на твердом топливе. Длина снаряда 8,5 м, диаметр цилиндрической части корпуса 1,37 м, стартовый вес 12,7 т, дальность 1850 км, термоядерный заряд с тротиловым эквивалентом 0,5 Мгт, среднее круговое отклонение от цели 1 600 м. На подводных лодках с атомными силовыми установками размещаются по 16 таких снарядов. В ноябре 1960 г. первая подводная лодка «Джордж Вашингтон», вооруженная снарядами «Поларис», вышла в первое плавание. Разрабатывается снаряд «Поларис» А-2 (рис. 1) с дальностью 2775 км, отличающийся от снаряда А-1 большими размерами и весом, и проектируется снаряд «Поларис» А-3 с дальностью 4000-4600 км.


Рис. 1. Снаряд «Поларис» А-2.

Стремление размещать баллистические снаряды на подвижных пусковых установках привело к выдаче заказа на разработку самолетного баллистического снаряда (СБС) Дуглас «Скайболт». Этот СБС должен иметь дальность 1600 км, вес около 4,5 т и нести термоядерный заряд ограниченной мощности.

Работы по созданию антиснарядов за рубежом ведутся, по сведениям печати, пока только в США. Там разрабатывается антиснаряд «Ника-Зевс» (рис. 2), предназначенный для перехвата головок МБС. Система обороны от МБС в целом, видимо, далека от завершения и единственным законченным ее звеном является вступившая в 1960 г. в строй радиолокационная станция дальнего обнаружения МБС в Туле (Гренландия) с дальностью действия 4800 км. Две подобные станции строятся на Аляске и в Англии.

Рис. 2.
Антисна-
ряд« Ника-
Зевс».

В классе снарядов «земля-воздух» появилось несколько улучшенных модификаций известных снарядов и началось серийное производство некоторых из них. В США началась замена снарядов «Ника-Аякс» снарядами «Ника-Геркулес», обладающими дальностью 120 км и высотой 30 км и могущими нести атомный заряд. Эта замена позволит ликвидировать 68 батарей снарядов «Ника-Аякс», обладающих меньшей дальностью и высотой.

Начал поступать на вооружение снаряд Боинг «Бомарк» В, несущий атомный заряд и имеющий дальность 640 км («Бомарк» А имеет дальность 480 км).

Страны НАТО приняли на вооружение и организуют серийное производство зенитных снарядов «Хоук». В Англии разрабатывались улучшенные модификации снарядов Бристоль «Бладхаунд» и Инглиш электрик «Тендерберд» с увеличенной дальностью и высотой полета.

Усилия концентрируются все в большей степени на разработке антиснарядов для обороны от МБС и снарядов с небольшой дальностью для противовоздушной обороны наземных войск.

Из снарядов класса «воздух-земля» следует отметить поступивший на вооружение стратегической авиации США снаряд Норт Американ «Хаунд Дог», обладающий скоростью 2000-2100 км/час, высотой над целью более 18 км и дальностью 800 км при стартовом весе 6,8т. «Хаунд Дог» несет термоядерный заряд с тротиловым эквивалентом 0,5-1 Мгт. Подобный английский снаряд Авро «Блю стил» с ЖРД имеет большую высоту полета, но меньшую дальность (~500 км). Снаряд в 1960 г. находился в последней стадии летных испытаний.

Крылатые снаряды этого класса, несмотря на ведущуюся разработку СБС, обладающего значительно большей скоростью и высотой полета, имеют определенное будущее, поскольку они могут лететь к целям на малых высотах, что потребует создания специальной системы обороны, тогда как СБС могут перехватываться системой обороны от МБС.

Тактические снаряды класса «воздух-земля» развиваются по пути создания систем наведения с большей дальностью. Для таких снарядов применима лишь система наведения командного типа, что связано со слежением за снарядом после запуска с носителя. На ранее выпускавшихся снарядах применялось визуальное слежение, поэтому носитель должен был следовать за снарядом. На последней модификации снаряда Мартин «Булпап» с атомным зарядом будет применено слежение с помощью телевизионной установки. Это позволит увеличить расстояние между снарядом и носителем, что важно для безопасности носителя.

Снаряды класса «воздух-воздух» развиваются в сторону увеличения дальности, мощности боевых зарядов и расширения возможных ракурсов атак целей. В США испытывался снаряд Хьюз GAR-11 с ядерным зарядом. Разрабатывался снаряд Бендикс «Игл» с ядерным зарядом и дальностью 160 км. Такие снаряды должны быть снабжены активной системой наведения, используемой на конечном этапе полета к цели, когда наведение с носителя становится неэффективным. Вес такой системы определяет большой стартовый вес снаряда. По опубликованным данным для снаряда Бендикс «Игл» он составляет 0,6 т. Разрабатывался снаряд Хьюз «Фолкон» GAR-9 с атомным боевым зарядом, к-рый является значительным улучшением состоящего на вооружении снаряда Дуглас МВ-1 «Джини», имеющего атомный заряд, но не имеющего системы наведения.

В стадии проектирования находится новая модификация снаряда «Сайдуиндер» с инфракрасной системой наведения, обеспечивающей, в отличие от выпускающихся снарядов, наводящихся на нагретые части самолета, наведение на «холодные» части планера самолета. Если атака старыми снарядами была возможна только из ограниченного конуса задней полусферы по таким источникам инфракрасного излучения как выхлоп двигателей, то новым снарядом можно будет атаковать цель под любым ракурсом.

На вооружение надводных судов США начал поступать снаряд «Асрок», представляющий комбинацию баллистического снаряда и самонаводящейся торпеды для борьбы с подводными лодками. Снаряд выпускается в направлении и на дальность обнаруженной подводной лодки, перед снижением на воду торпеда отделяется от двигателя и снижается на парашюте, при входе в воду парашют отделяется и торпеда начинает поиск лодки с помощью системы самонаведения. Снаряд имеет стартовый вес 450 кг, дальность 16 км в воздухе и 3,6 км в воде.

Лит.: Aerospace facts and figures 1960. Ed. Amer. aviation publ., incor., 1960; «Interavia», 1960, №№ 4641, 4639, 4621, 4619, 4611; .«Flight», I960, №№ 2699, 2697; «Aviation Week», 1960, № 14, 15, 19, 20; «Aeroplane», 1960, № 2564, 2561; «Missiles and Rockets», 1960, № 20.

Е. Сухоцкий.
оба запуска - Хл