Развитие крылатых ракет дальнего действия 
(1932 - 1945)

Экспериментальные работы по крылатым ракетам 
дальнего действия в СССР (1932-1938)

  

С.П.Королев. 
ГИРД, 30-е годы. 

У С.П.Королева в статье, опубликованной в журнале «Техника воздушного флота», дано такое определение крылатой ракеты:
Крылатая ракета - летательный аппарат, приводимый в движение двигателем прямой реакции и имеющий поверхности, развивающие при полете в воздухе подъемную силу. Полет может преследовать достижение наибольшей высоты подъема с последующим планированием и посадкой или дальности, т.е. покрытие наибольшего расстояния по прямой или по заданному маршруту [2].
 

С.А.Пивоваров. Разработчик  
автоматов стабилизации ГПС. 

 
В 1932-1938 гг. под руководством С.П.Королева в СССР велись экспериментальные работы по крылатым ракетам дальнего действия (КРДД). Работы по КРДД шли в двух направлениях - ракеты пороховые и ракеты на жидком топливе. Ведущими инженерами были: пороховые ракеты (217) - М.П.Дрязгов, ракеты на жидком топливе (06, 216, 212 и 301) - E.C.Щетинков, автоматика управления - С.А.Пивоваров, устойчивость - Б.В.Раушенбах.
 
Ракеты 217 предназначались для поражения с земли движущихся воздушных целей. Ракеты типа 217/I после старта значительно отклонялись от первоначального направления (на расстоянии 1 км отклонение от первоначального направления полёта до 100 м), ложились в плавный вираж и падали. Ракета типа 217/II двигалась точно в плоскости пускового станка, не уходя никуда в сторону. Ракеты типа 06, 216, 212 отрабатывались с земли по удаленным целям, а ракета 301 имела в отличие от других иной тактический профиль и предназначалась для пусков с самолета по движущимся воздушным целям.

  

ГПС-3 

Стабилизация и управление полетом ракет осуществлялись автоматами специальной конструкции. На ракете 212 использовалась автономная гироскопическая система стабилизации и управления с трехстепенным ГПС-3 конструкции С.А.Пивоварова. На ракетах 217 стабилизация и управление в полете, а также приведение в действие взрывателей должно было осуществляться телемеханическими приборами при полете ракет по световому лучу от прожектора, освещающего цель. Все ракеты пускались без взрывчатого вещества. Наибольшая высота подъема, которую достигали ракеты, составляла 1000 м при дальности 2500-3000 м. Следует отметить, что устойчивый полет в плоскости старта был достигнут только в нескольких отдельных случаях на длине пути не более 1000 м и до высоты 400-500 м. В дальнейшем с ростом скорости полета и угла подъема автопилоты не удерживали ракету, и она начинала «петлять», делать крутые виражи с набором высоты и, наконец, переходила в падение. Испытания на меткость стрельбы провести не удалось. Ракетная часть по тому времени работала удовлетворительно, вопросы были в основном к системе управления [3, с. 551-557, 564].
 
Почему наша страна перестала разрабатывать такие КРДД, приобретя некоторый опыт в их создании и испытании? В частности, задается вопрос по ракете 212, которая пускалась два раза, и в обоих случаях все системы двигателя, разгона и взлета сработали нормально, но расчетная траектория обеспечивалась только на начальном участке. В первом пуске ракета достигла высоты 250 м, и у нее преждевременно раскрылся парашют, а во втором пуске ракета потеряла устойчивость при старте. Да, можно было доработать, модернизировать и т.д., но основная причина неудачи была в автомате управления ГПС-3. Существует несколько ответов на вопрос, почему прекратились разработки:
1. Было прекращено финансирование этих работ.
2. Разработки велись и по пороховым реактивным снарядам, которые были просты по конструкции, имели высокую надежность, безопасность в обращении и удобство в эксплуатации. Во время войны они выпускались в массовом количестве для «катюш», в то время они уже показывали хорошие результаты.
3. Стоимость крылатой ракеты и её ЖРД значительно превышала стоимость пороховых ракет.
4. Для такой крылатой ракеты требовалась цель (точность попадания в цель была очень низкой из-за несовершенства системы управления, а полезный груз - малой массы). Такая цель была у немецкой ракеты Фау-1. Германия бомбила Лондон, (город занимал большую территорию).
5. Правительство нашей страны в то время не ставило перед государством задач по дальнейшей разработке крылатых ракет и переводу работ в практическое русло, поэтому работы были ограничены экспериментами.
 
Тем не менее, опыт, накопленный при создании и экспериментальных испытаниях по крылатым ракетам, был востребован и помог нашей стране создать первоклассные изделия.
Доказательством тому являются работы С.П.Королёва по проектам крылатых ракет. Начиная с конца сентября 1944 г. (в это время С.П.Королев работал заместителем главного конструктора в ОКБ специальных двигателей в «шараге» 4-го спецотдела НКВД на заводе №16 г. Казань), он представляет в письме в НКАП проекты баллистической и крылатой ракет Д-1 и Д-2 (хранятся в архиве) (рис. 2) с пороховыми двигателями и проектные расчеты по ракетам Д-3 и Д-4 с ЖРД [4].

  

Рис.2 Проект ракеты Д-2 (фрагмент). 
Фонд архива РАН

Таблица 1

Основные характеристики советских крылатых ракет 
(30–40–е гг.)

 

217/I

217/II

212

301

06

216

размеры:

– длина, мм

2270

1840

2590

3200

2000

2300

– площадь крыльев, м2

0,833

0,74

1,70

1,20

1,50

– размах крыла, мм

2195

785

3050

2200

2000

3000

взлётная масса, кг

120

139,5

165–230

185–220

22

80–100

максимальные параметры горизонтального полёта:

– дальность, км

6,8

6,836

80

10

0,2

15

– скорость, м/с

280

300

280

280

75

200

максимальная высота подъёма, м

3000

3270

6500

660

1150

двигатель:

– тип

РДТТ

РДТТ

ЖРД

гибр.

ЖРД

– название

ОРМ–65

09

02

– топливо

ПТП

ПТП

– горючее

АК

LOX

LOX

– окислитель

керосин

бензин

спирт

– масса топлива, кг

17,5

17,5

30,0

5,0

12,0

– подача

вытеснительная

Под давлением паров О2

вытеснит.

– время работы, с

3,5

3,5

20–80

50

11

20–60

– тяга, кгс

1850

1850

150

30

100

управление:

 

Оптическое и по радиолучу

ГПС–3

По радио с самолета

неупр.

 

Далее...