Данте Алигьери.
Божественная комедия
* РАЙ *

ПЕСНЬ ДВАДЦАТЬ ПЕРВАЯ

1 Уже моя властительница снова Мои глаза и дух мой призвала, И я отторгся от всего иного. 4 Она, не улыбаясь, начала: "Ты от моей улыбки, как Семела, Распался бы, распавшись, как зола. 7 Моя краса, которая светлела На ступенях чертогов божества, Как видел ты, к пределу от предела, 10 Когда б не умерялась, такова, Что, смертный, испытав ее сверканье, Ты рухнул бы, как под грозой листва. 13 Мы на седьмое вознеслись сиянье, Которое сейчас под жгучим Львом С ним излучает слитное влиянье. 16 Вослед глазам последовав умом, Преобрази их в зеркала видений, Встающих в этом зеркале большом". 19 Кто ведал бы, как много упоений В лице блаженном почерпал мой взгляд, Когда был призван к смене впечатлений, 22 Тот понял бы, как я свершить был рад Все то, что госпожа повелевала, Когда б он взвесил чаши двух услад. 25 В глубинах мирокружного кристалла, Который как властитель наречен, Под чьей державой мертвым зло лежало, 28 Всю словно золото, где луч зажжен, Я лестницу увидел восходящей Так высоко, что взор мой был сражен. 31 И рать огней увидел нисходящей По ступеням, и мнилось - так светла Вся яркость славы, в небесах горящей. 34 И как грачи, едва заря взошла, Обычай свой блюдя, гурьбой толкутся, Чтоб отогреть застывшие крыла, 37 Потом летят, одни - чтоб не вернуться, Другие - чтоб вернуться поскорей, 70 "Зачем ты так в мое лицо влюблен, Что красотою сада неземного, В лучах Христа расцветшей, не прельщен? 73 Там - роза, где божественное Слово Прияло плоть; там веянье лилей, Чей запах звал искать пути благого". 76 Так Беатриче; повинуясь ей, Я обратился сызнова к сраженью, Нелегкому для немощных очей. 79 Как под лучом, который явлен зренью В разрыве туч, порой цветочный луг Сиял моим глазам, укрытым тенью, 82 Так толпы светов я увидел вдруг, Залитые лучами огневыми, Не видя, чем так озарен их круг. 85 О благостная мощь, светя над ними, Ты вознеслась, свой облик затеня, Чтоб я очами мог владеть моими. 88 Весть о цветке, чье имя у меня И днем и ночью на устах, стремила Мой дух к лучам крупнейшего огня. 91 Когда мое мне зренье отразило И яркость и объем звезды живой, Вверху царящей, как внизу царила, 94 Спустился в небо светоч огневой И, обвиваясь как венок текучий, Замкнул ее в свой вихорь круговой. 97 Сладчайшие из всех земных созвучий, Чья прелесть больше всех душе мила, Казались бы как треск раздранной тучи, 100 В сравненье с этой лирой, чья хвала Венчала блеск прекрасного сапфира, Которым твердь светлейшая светла. 103 "Я вьюсь, любовью чистых сил эфира, Вкруг радости, которую нам шлет Утроба, несшая надежду мира; 106 И буду виться, госпожа высот, Пока не взыдешь к сыну и святые Не освятит просторы твой приход". 109 Такой печатью звоны кольцевые Запечатлелись; и согласный зов Взлетел от всех огней, воззвав к Марии. 112 Всех свитков мира царственный покров, Дыханьем божьим жарче оживляем И к богу ближе остальных кругов, 115 Нас осенял своим исподним краем Так высоко, что был еще незрим И там, где я стоял, неразличаем; 118 Я был бессилен зрением моим Последовать за пламенем венчанным, Вознесшимся за семенем своим. 121 Как, утоленный молоком желанным, Младенец руки к матери стремит, С горячим чувством, внешне излиянным, 124 Так каждый из огней был кверху взвит Вершиной, изъявляя ту отраду, Которую Мария им дарит. 127 Они недвижно представали взгляду, "Regina coeli" воспевая так, Что я доныне чувствую усладу. 130 О, до чего прекрасный собран злак Ларями этими, и как богато, И как посев их на земле был благ! 133 Здесь радует сокровище, когда-то Стяжанное у Вавилонских вод В изгнанье слезном, где отверглось злато. 136 Здесь древний сонм и новый сонм цветет, И празднует свой подвиг величавый, Под сыном бога и Марии, тот, 139 Кто наделен ключами этой славы.

ПЕСНЬ ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТАЯ

1 О сонм избранных к вечере великой Святого агнца, где утолено Алканье всех! Раз всеблагим владыкой 4 Вот этому вкусить уже дано То, что с трапезы вашей упадает, Хоть время жизни им не свершено, - 7 Помыслив, как безмерно он желает, Ему росы пролейте! Вас поит Родник, дарящий то, чего он чает". 10 Так Беатриче; радостный синклит Стал вьющимися на осях кругами И, как кометы, пламенем повит. 13 И как в часах колеса ходят сами, Но в первом - ход неразличим извне, А крайнее летит перед глазами, 16 Так эти хороводы, движась не- однообразно, медленно и скоро, Различность их богатств являли мне. 19 И вот из драгоценнейшего хора Такой блаженный пламень воспарил, Что не осталось ярче в нем для взора; 22 Вкруг Беатриче трижды он проплыл, И вспомнить о напеве, им пропетом, Воображенье не находит сил; 25 Скакнув пером, я не пишу об этом; Для этих складок самые мечты, Не только речь, чрезмерно резки цветом. 28 "Сестра моя святая, так чисты Твои мольбы, что с чередой блаженной Меня любовью разлучила ты". 31 Остановясь, огонь благословенный, Направя к госпоже моей полет Дыханья, дал ответ вышереченный. 34 И та: "О свет, в котором вечен тот, Кому господь от этого чертога Вручил ключи, принесши их с высот, 37 Из уст твоих, насколько хочешь строго, Да будет он о вере вопрошен, Тебя по морю ведшей, волей бога. 40 В любви, в надежде, в вере - прям ли он, Ты видишь сам, взирая величаво Туда, где всякий помысл отражен. 43 Но так как граждан горняя держава Снискала верой, пусть он говорит, Чтобы, как должно, воздалась ей слава". 46 Как бакалавр, вооружась, молчит И ждет вопроса по тому предмету, Где он изложит, но не заключит, 49 Так точно я, услыша просьбу эту, Вооружал всем знаньем разум мой Перед таким учителем к ответу. 52 "Скажи, христианин, свой лик открой: В чем сущность веры?" Я возвел зеницы К огню, который веял предо мной; 55 Потом, взглянув, увидел проводницы Поспешный знак - словесному ручью Излиться дать из мысленной криницы. 58 "Раз мне дано, чтоб веру я мою Пред мощным первоборцем исповедал, Пусть мысль мою я внятно разовью! - 61 Сказал я. - Как о вере нам поведал Твой брат, который с помощью твоей Идти путем неверным Риму не дал, 64 Она - основа чаемых вещей И довод для того, что нам незримо; Такую сущность полагаю в ней". 67 И он: "Ты мыслишь неопровержимо, Коль верно понял смысл, в каком она Им как основа и как довод мнима". 70 И я на это молвил: "Глубина Вещей, мне явленных в небесной сфере, Для низменного мира столь темна, 73 Что там их бытие - в единой вере, Дающей упованью прочно стать; Чрез то она - основа в полной мере. 76 Нам подобает умозаключать Из веры там, где знание невластно; И доводом ее нельзя не звать". 79 И я услышал: "Если б все так ясно Усваивали истину, познав, - Софисты ухищрялись бы напрасно". 82 Горящая любовь, так продышав, Добавила: "Неуличим в изъяне Испытанной монеты вес и сплав; 85 Но есть ли у тебя она в кармане?" И я: "Да, есть, блестяща и кругла. И я не усомнюсь в ее чекане". 88 Опять, вещая, голос издала Глубь света: "Этот бисер, всех дороже, Рождающий все добрые дела, 91 Где ты обрел?" Я молвил: "Дождь погожий Святого духа, щедро пролитой Равно по ветхой и по новой коже, 94 Есть силлогизм, с такою остротой Меня приведший к правильным основам, Что мнится мне тупым любой иной". 97 И я услышал: "В ветхом или в новом Сужденье - для рассудка твоего Что ты нашел, чтоб счесть их божьим словом?" 100 Я молвил: "Доказательство того - Дела; для них железа не калило И молотом не било естество". 103 Ответ гласил: "А в том, что это было, Порука где? Что доказательств ждет, То самое свидетельством служило". 106 "Вселенной к христианству переход, - Сказал я, - без чудес, один, бесспорно, Все чудеса стократно превзойдет; 109 Ты, нищ и худ, принес святые зерна, Чтобы взошли ростки благие там, Где вместо лоз теперь колючки терна". 112 Когда я смолк, по огненным кругам Песнь "Бога хвалим" раздалась святая, И горний тот напев неведом нам. 115 И этот князь, который, увлекая От ветви к ветви, чтобы испытать Меня в листве довел уже до края, 118 Так речь свою продолжил: "Благодать, Любя твой ум, доныне отверзала Твои уста, как должно отверзать, 121 И я одобрил то, что вверх всплывало. Но самой этой веры в чем предмет, И в чем она берет свое начало?" 124 "Святой отец и дух, узревший свет, В который верил так, что в гроб спустился, Юнейших ног опережая след, - 127 Я начал, - ты велишь, чтоб я открылся, В чем эта вера твердая моя И почему я в вере утвердился. 130 Я отвечаю: в бога верю я, Что движет небеса, единый, вечный, Любовь и волю, недвижим, дая. 133 И в физике к той правде безупречной, И в метафизике приходим мы, И мне ее же с выси бесконечной 136 Льют Моисей, пророки и псалмы, Евангелье и то, что вы сложили, Когда вам дух воспламенил умы. 139 И верю в три лица, что вечно были, Чья сущность столь едина и тройна, Что "суть" и "есть" они равно вместили. 142 Глубь тайны божьей, как она дана В моих словах, в мой разум пролитая, Евангельской печатью скреплена. 145 И здесь - начало, искра здесь живая, Чье пламя разрослось, пыланьем став И, как звезда небес, во мне сверкая". 148 Как господин, отрадной вести вняв, Слугу, когда тот смолк, за извещенье Душой благодарит, его обняв, 151 Так, смолкшему воспев благословенье, Меня кругом до трех обвеял крат Апостольский огонь, чье вняв веленье 154 Я говорил; так был он речи рад.

ПЕСНЬ ДВАДЦАТЬ ПЯТАЯ

1 Коль в некий день поэмою священной, Отмеченной и небом и землей, Так что я долго чах, в трудах согбенный, 4 Смирится гнев, пресекший доступ мой К родной овчарне, где я спал ягненком, Немил волкам, смутившим в ней покой, - 7 В ином руне, в ином величьи звонком Вернусь, поэт, и осенюсь венцом Там, где крещенье принимал ребенком; 10 Затем что в веру, души пред Творцом Являющую, там я облачился И за нее благословлен Петром. 13 И вот огонь, к нам движась, отделился От тех огней, откуда старшина Наместников Христовых появился; 16 И Беатриче, радости полна: "Смотри! Смотри! Вот витязь, чьим заслугам Такая честь в Галисьи воздана!" 19 Как если голубь сядет рядом с другом, И, нежностью взаимною делясь, Они воркуют и порхают кругом, 22 Так, видел я, один высокий князь Встречал другого ласковым приветом И брашна горние хвалил, дивясь. 25 Приветствия закончились на этом, И каждый coram me, недвижен, нем, Так пламенел, что взгляд сражен был светом. 28 И Беатриче молвила затем С улыбкой: "Славный дух и возвеститель Того, как щедр небесный храм ко всем, 31 Надеждой эту огласи обитель. Ведь ею ты бывал в людских глазах, Когда троих из вас почтил спаситель". 34 "Вздыми чело, превозмоги свой страх; Из смертного предела вознесенный Здесь должен в наших созревать лучах". 37 Так говорил душе моей смущенной Второй огонь; и я возвел к горам Взгляд, гнетом их чрезмерным преклоненный. 40 "Раз наш властитель изволяет сам, Чтоб ты среди чертога потайного, Еще живой, предстал его князьям 43 И, видев правду царства неземного, Надежду, что к благой любви ведет, В себе и в остальных упрочил снова, 46 Поведай, что - она, и как цветет В твоей душе, и как в нее вступила". Так молвил снова тот огонь высот. 49 И та, что перья крыл моих стремила В их воспаренье до таких вершин, Меня в ответе так предупредила: 52 "В воинствующей церкви ни один Надеждой не богаче, - как то зримо В пресветлом Солнце неземных дружин; 55 За то увидеть свет Ерусалима Он из Египта этот путь свершил, Еще воинствуя неутомимо. 58 Другие два вопроса (ты спросил Не чтоб узнать, а с тем, что он изложит, Как эту добродетель ты почтил) 61 Ему оставлю я; на оба может Легко и не хвалясь ответить он; И божья милость пусть ему поможет". 64 Как школьник, на уроке вопрошен, Свое желая обнаружить знанье, Рад отвечать про то, в чем искушен: 67 "Надежда, - я сказал, - есть ожиданье Грядущей славы; ценность прежних дел И благодать - его обоснованье. 70 От многих звезд я этот свет узрел; Но первый мне его пролил волною Тот, кто всех выше вышнего воспел. 73 "Да уповают на тебя душою, - Он пел, - кто имя ведает твое!" И как не ведать, веруя со мною? 76 Ты ею сердце оросил мое В твоем посланьи; полн росы блаженной, Я и других кроплю дождем ее". 79 Пока я говорил, в груди нетленной Того пожара - колебался свет, Как вспышки молний, частый и мгновенный. 82 "Любовь, которой я досель согрет, - Дохнул он, - к добродетели, до края Борьбы за пальму шедшей мне вослед, 83 Велит мне вновь дохнуть тебе, взирая, Как ты ей рад, дабы ты мне сказал, Чего ты ожидаешь, уповая". 88 "Я это понял, - так я отвечал, - Из Нового и Ветхого завета, Цель душ познав, тех, что господь избрал. 91 В две ризы будет каждая одета В земле своей, - Исайя возвестил. А их земля-жизнь сладостная эта. 94 Еще ясней, по мере наших сил, Твой брат, сказав про белые уборы, Нам откровенье это изложил", 97 Когда я кончил, - огласив просторы, "Sperent in te" раздалось в вышине; На что, кружа, откликнулись все хоры. 100 И так разросся свет в одном огне, Что, будь у Рака сходный перл, зимою Бывал бы месяц о едином дне. 103 Как девушка встает, идет и, к рою Плясуний примыкая, воздает Честь новобрачной, не кичась собою, 106 Так, видел я, вспылавший пламень тот Примкнул к двоим, которых, с нами рядом, Любви горящей мчал круговорот. 109 Он слился с песнопением и ладом; Недвижна и безмолвна, госпожа Их, как невеста, озирала взглядом. 112 "Он, с Пеликаном нашим возлежа, К его груди приник; и с выси крестной Приял великий долг, ему служа". 115 Так Беатриче; взор ее чудесный Ее словами не был отвлечен От созерцанья красоты небесной. 118 Как тот, чей взгляд с усильем устремлен, Чтоб видеть солнце затемненным частно, И он, взирая, зрения лишен, 121 Таков был я пред вспыхнувшим столь ясно И услыхал: "Зачем слепишь ты взор, Чтоб видеть то, чего искать напрасно? 124 Я телом - прах во прахе до тех пор, Пока число не завершится наше, Как требует предвечный приговор. 127 В двух ризах здесь, и всех блаженных краше, Лишь два сиянья, взнесшиеся вдруг; И с этим ты вернешься в царство ваше". 130 При этом слове огнезарный круг Затих, и с ним - рождавшийся в пречистом Смешенье трех дыханий нежный звук; 133 Так, на шабаш иль в месте каменистом, Строй весел, только что взрезавших вал, Враз замирает, остановлен свистом. 136 О, что за трепет душу мне объял, Когда я обернулся к Беатриче И ничего не видел, хоть стоял 139 Вблизи нее и в мире всех величий!

РАЙ

ПЕСНЬ ДВАДЦАТЬ ПЕРВАЯ

Седьмое небо - Сатурн. - Созерцатели 5. Семела - см. прим. А., XXX, 1-12. 13. Мы на седьмое вознеслись сиянье - то есть на планету Сатурн, где поэту предстанут души тех, кто посвящал себя созерцанию бога. 14. Под жгучим Львом. - В марте-апреле 1300 г. Сатурн находился в созвездии Льва. 18. В этом зеркале большом - то есть в этой планете. 24. Чаши двух услад - то есть радость созерцать Беатриче и радость ей повиноваться, переведя взгляд на другое. 25. В глубинах мирокружного кристалла - то есть внутри Сатурна, движущегося вокруг Земли. 26. Властитель - Сатурн (Кронос), сын Урана и Геи, отец Зевса (Юпитера), бог-миродержец, при котором на земле был золотой век (А., XIV, 96). 61-63. Смысл: "Твой слух смертей и не вынес бы нашего пения, как твое зренье не вынесло бы улыбки Беатриче". 69. Вверху - то есть на высших ступенях этой лестницы. 105. Кто он - Петр Дамиани, богослов XI в. (см. ст. 121). 109-111. Катрия - возвышенность в центральной части Апеннин. На ее склоне расположен монастырь Фонте Авеллана. 122-123. Грешный Петр - так называл себя Петр Дамиани (Пьер Дамьяио), живший, по преданию, одно время у Адрийских вод, в монастыре Санта-Мария, близ Равенны. 125. Шляпу - кардинальскую. (В действительности лишь в середине XIII в. отличием кардинальского сана стала красная шляпа.) 127. Кифа (еврейск. - камень) - апостол Петр. Сосуд Избраньяапостол Павел (А., II, 28). 141. Здесь - то есть на земле.

ПЕСНЬ ДВАДЦАТЬ ВТОРАЯ

Седьмое небо - Сатурн (окончание). - Вознесение в восьмое, звездное небо 31. В ней я услышал. - Говорящий - Бенедикт Нурсийский (480-543), основатель монашеского ордена бенедиктинцев. 37. Вершину над Касино - то есть вершину горы Монте-Касино (Южная Италия), на склоне которой расположен город Касино (римский Касинум). Бенедикт разрушил стоявший там храм Аполлона и построил на этом месте главный монастырь своего ордена. 39. Обманутый народ - то есть язычники. 49. Макарий Александрийский - отшельник IV в. Ромоальд дельи Онести (умер в 1227 г.) - основатель монашеского ордена камальдолитов (камальдулов). 61. В высшей сфере - то есть в Эмпирее (Р., XXXII, 35). 70-72. Пред патриархом Яковом - ссылка на библейскую легенду о лестнице, приснившейся Якову. 84. А не родни - то есть не родственников духовных лиц. 88. Петр - апостол, первый папа. 111. Знак, первый вслед Тельцу. - В зодиаке за Тельцом следует созвездие Близнецов (ст. 151), где и оказался Данте, вознесясь в восьмое небо (небо звезд). 112-114. О пламенные звезды... - Родившиеся под знаком Близнецов считались, по учению астрологов (см. прим. А., XV, 55), предрасположенными к "письменности, науке и знанию". 116-117. Отец всего, в чем смертна жизнь - то есть солнце. Средневековая астрономия считала, что Солнце находится в созвездии Близнецов с 21 мая по 20 июня. В примечании к первому стиху "Ада" Боккаччо приводит слова одного равеннского старожила, друга Данте, которому поэт незадолго до смерти (наступившей в Равенне 13 сентября 1321 г.) сказал, что в мае месяце ему исполнилось пятьдесят шесть лет. Из сопоставления этого свидетельства со стихами 112-117 можно заключить, что Данте родился в последнюю декаду мая 1265 г. 119. Свод небесный, вас кружащий - то есть восьмое небо: 123. Трудный шаг - то есть трудную задачу описания высших райских сфер. 131. Победным толпам - то есть душам торжествующих (см. Р., XXIII, 19-21) 134. Этот шар - то есть нашу Землю. 139. Дочь Латоны - Луна (Р., X, 67). 140. Без тех теней - то есть без лунных пятен (Р., II, 49-148). Теперь Данте видит обратную сторону Луны. 143. Гиперион - сын Урана и Геи, отец Гелиоса (солнца). 144. Майя - мать Меркурия. Диана - мать Венеры (Р., VIII, 1-7). Данте, обращаясь к ним, говорит, что постиг круженье их детей близ Солнца, вокруг Земли. 145-146. Смягченное горенье... - Умеренный Юпитер расположен между знойным сыном (Марсом) и холодным отцом (Сатурном). 152-153. Клочок - то есть земную сушу. Данте видит ее всю, потому что находится над меридианом Иерусалима, расположенного, по его географии, посредине обитаемой суши (см. прим. Ч., II, 4-6).

ПЕСНЬ ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬЯ

Восьмое, звездное небо. - Торжествующие 12. Шаг солнца медлит - ср. Ч., XXXIII, 103-105. 25-27. Тривия - Диана, Луна (охранительница распутий; лат. - trivium). Вечные нимфы - ее спутницы, звезды. 29. Одно царило Солнце - символизирующее Христа. 30. Как наше - в горних светочах ночей. - То есть как наше солнце озаряет светом небесные звезды (ср. Р., XX, 1-6). 57. Полимния (Полигимния) - муза лирической поэзии, и ее сестры - остальные музы. 67-69. Морской простор - ср. Р., II, 1-15. 73. Роза - то есть дева Мария. 74. Веянье лилей. - Лилиями здесь названы апостолы. 94. Светоч огневой - архангел Гавриил. 112. Всех свитков мира царственный покров - то есть девятое небо, объемлющее все остальные небеса (см. прим. Р., I, 76-77). 119-120. За пламенем венчанным - то есть за пламенем Марии, увенчанной огненным венцом Гавриила и вознесшейся в Эмпирей вслед за Христом. 128. "Regina coeh" (лат.) - "Царица неба" (пасхальный гимн). 131. Ларями этими - то есть душами праведных. 133-135. Здесь радует сокровище. - То есть здесь праведники наслаждаются духовным сокровищем, которое в горестной земной жизни, подобной Вавилонскому плену еврейского народа, они скопили, отвергая мирское богатство. 136. Древний сонм и новый сонм - то есть праведники Ветхого и Нового завета. 139. Кто наделен ключами... - Подразумевается апостол Петр.

ПЕСНЬ ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТАЯ

Восьмое, звездное небо (продолжение) 11. Стал вьющимися на осях кругами. - Души торжествующих образовали множество кружащихся хороводов. 20. Блаженный пламень - апостол Петр. 26. Для этих складок - то есть для этих оттенков. Изображая складки, художник должен брать краски менее резкие, чем те, которыми изображена сама одежда. 46. Бакалавр - звание лица, окончившего университет, дававшее право на соискание докторской степени. 48. Где он изложит, но не заключит. - На университетских диспутах диссертант подтверждал доказательствами защищаемые положения, а заключение произносил председатель. 62. Твой брат - апостол Павел. 89. Этот бисер - то есть веру. 93. По ветхой и по новой коже - то есть по пергаментным листам Ветхого и Нового завета. 101. Дела - чудеса, о которых рассказывает Библия. 126. Юнейших ног опережая след. - По евангельской легенде, Петр сошел в пустую гробницу Христа, опередив Иоанна, пришедшего вместе с ним. 132. Волю - к вращению (см. прим. Р., I, 76-77). 137. Вы - то есть апостолы.

ПЕСНЬ ДВАДЦАТЬ ПЯТАЯ

Восьмое, звездное небо (продолжение) 5. К родной овчарне - то есть к Флоренции. 8. Осенюсь венцом - увенчаюсь венцом (лавровым венком) поэта. 9. Том, где крещенье принимал ребенком - то есть в "прекрасном Сан-Джованни" (А., XIX, 17). 12. Благословен Петром. - См. Р., XXIV, 148-154. 14-15. Старшина - то есть апостол Петр (Р., XXIV, 19-21). 17-18. Вот витязь - апостол Яков, к гробнице которого в Сант-Яго де Компостела, в испанской провинции Галисье, стекались многочисленные паломники. 26. Coram me (лат.) - передо мною. 30. Как щедр небесный храм ко всем. - Беатриче имеет в виду "Послание" апостола Якова, где говорится о щедрости бога. 32-33. Ведь ею ты бывал... - По евангельской легенде, в трех случаях Христу сопутствовали только три апостола - Петр, Яков и Иоанн, в которых толкователи видели олицетворенными веру, надежду и любовь. 38. К горам - то есть к Петру и Якову. 55. Свет Ерусалима - то есть свет Рая, "Небесного Иерусалима". 56. Из Египта - то есть из страны земной неволи. 72. Тот, кто всех выше вышнего воспел - то есть царь Давид. 83. К добродетели - то есть к надежде. 83-84. До края борьбы за пальму - то есть до мученической смерти. 91. Две ризы - то есть блаженство души и тела (после воскресения мертвых). 95. Твой брат - апостол Иоанн, говорящий в Апокалипсисе о блаженстве избранных, облеченных в белые одежды. 98. "Sperent in te" (лат.) - "Да уповают на тебя". 100. В одном огне. - Это апостол Иоанн. 101-102. Будь у Рака сходный перл... - С 21 декабря по 21 января при заходе солнца восходит созвездие Рака. А заходит оно при восходе солнца. Если бы в этом созвездии была звезда столь же яркая, как этот воссиявший огонь, то в течение месяца круглые сутки было бы светло, как днем. 112-113. Пеликан - подразумевается Христос. (Существовало поверье, будто пеликан, раня себя клювом в грудь, воскрешает своею кровью умерших птенцов.) По евангельскому рассказу, на тайной вечере Иоанн "возлежал у груди Иисуса". 123. Чтоб видеть то, чего искать напрасно. - Существовала легенда, будто апостол Иоанн был живым взят на небо. Поэтому Данте всматривается в его сияние, пытаясь разглядеть тело, которое должно было бы частично затмевать силу света (ст. 118-119). 127-128. В двух ризах здесь... - Смысл: "В Раю обладают душою и телом только Христос и Мария, два сиянья, незадолго перед тем взнесшиеся в Эмпирей" (Р., XXIII, 85-87; 112-120).
вперёд
в начало
назад