вернёмся в библиотеку?

Мир новостей (Москва), №009
25.2.2003

КОСМОНАВТ ГЕННАДИЙ СТРЕКАЛОВ

Уборщица в НАСА зарабатывает в 5 раз больше, чем космонавт в России

Так уж повелось, чтобы мы вспомнили о существовании у нас какой-то отрасли, в ней обязательно должно что-то утонуть, разбиться, сгореть, взорваться... Иначе никак. О российском космосе и американском шаттле мы беседуем с дважды Героем Советского Союза, летчиком-космонавтом Геннадием СТРЕКАЛОВЫМ.

Встречу, Геннадий Михайлович назначил у себя дома, в "звездном городке" космонавтов около ВВЦ. Тут в тихом уголке Москвы за невысоким заборчиком расположились аккуратненькие двухэтажные домики, в которых живут космонавты и их семьи. Каждое крылечко вход сразу в отдельную квартиру, уютную, светлую, просторную.

- Это нам еще от Косыгина досталось. Сейчас о космонавтах наше государство так не печется, - встретил меня на пороге хозяин.

- Геннадий Михайлович, я смотрю, номер вашей квартиры - 29, вы стали 49-м космонавтом в нашей стране и 99-м во всем мире... Вы, человек сугубо технический, инженер-конструктор, верите в числа, в мистику..?

- В мистику (Задумывается Прим. М.С.) нет, скорее в природу предчувствия Ведь существуют энергетические поля, связывающие нас с космосом, о которых мы пока мало что знаем. К примеру, я и моя мама предчувствовали, что у меня будет неудачным третий полет Космонавтов вообще сложно назвать суеверными, но некоторые приметы у них есть Например, ни один космонавт не скажет о своем очередном старте - последний Для них он крайний. Но мой старт в сентябре 1983 года едва действительно не стал для меня последним. Тогда я должен был лететь в качестве бортинженера на корабле "Союз Т-10".

Мы очень тщательно готовились к старту, даже на дверях своей комнаты на Байконуре написали "Вход всем запрещен, кроме врача и методиста" Не пускали даже генералов. За двое суток до старта у меня возникло неприятное предчувствие Мне тогда подумалось, если подготовка ведется столь тщательно, то обязательно жди каких-то неприятностей. Этими мыслями я и поделился с командиром нашего экипажа Владимиром Титовым. А он в ответ, это мы, мол, с тобой перетрудились. За несколько часов до старта я позвонил маме. Я всегда ей перед стартом звонил. Но в этот раз я вдруг услышал в трубке "Сынок, я тебя умоляю, не лети! Придумай что угодно, но только не лети".

Наш экипаж занял свои места в отсеке космического корабля. Уже пошел обратный отсчет, как вдруг началась сильная вибрация. Только мы решили сообщить об этом на КП, как вибрация прекратилась, но через несколько секунд возобновилась и стала даже еще сильнее. До команды "Подъем" оставалось 60 секунд, а вибрация мощнейшая. В голове мелькнуло - все, конец' Меньше двух секунд оставалась до взрыва на стартовой площадке, когда сработала система аварийного спасения (САС) Запустить САС можно было только при условии, когда два человека нажмут одновременно на кнопку первый - ответственный за ракету, второй - за корабль. Эти двое и спасли наш экипаж, одновременно нажав кнопки пуска САС. Наш "Союз" подбросило вверх примерно на километр и увело в сторону от космодрома, где в это время взорвалась ракета-носитель, превратившись в гигантский факел Зарево от нее мы уже увидели, приземлившись в четырех километрах от стартовой площадки.

- Надолго тогда отложили запуск?

- На полгода Я прошел период реадаптации, а потом меня включили в основной экипаж, готовившийся по советско-индийской программе.

- Скажите, а какова у нас в стране практика запусков космических кораблей? Если перед стартом что-то случается, обнаруживаются какие-то мелкие недочеты, то какие решения чаще принимаются: отложить полет или все-таки лететь на русский авось?

- Знаете, космонавтика у нас, пожалуй, осталась единственной отраслью, где нет такой безалаберности. Не без гордости скажу, что у нас тут больше порядка, чем у американцев Королев придумал уникальную систему двойной проверки. У нас существует отдел технического контроля, который проводит техническую приемку и подчиняется генеральному конструктору. И существуют независимые эксперты, которые проводят так называемую военную приемку Они не подчиняются генеральному конструктору. Поэтому в случае обнаружения каких-то недочетов конструктор не может приказать пустить корабль из каких-то личных соображений.

- Тем не менее, происходят катастрофы и аварии...

- Дело в том, что не существует стопроцентно надежной техники, будь то велосипед или космический корабль. В нашей области даже есть формулы надежности, где рассматриваются доли возникновения внештатных ситуаций, аварий. Во всех отчетных документах проектантов, испытателей надежность в цифрах значится - надежен на 99,99 процента. Это означает, что космический корабль полностью готов к полету

- Стало быть, мы являемся заложниками той одной тысячной доли процента, которой в отчетах не хватает до 100 процентов?

- Именно!

- Как вы думаете, возможно, ли будет, со стопроцентной уверенностью установить, что произошло с "Колумбией"?

- Точно на сто процентов - нет. Хотя несколько доминирующих версий появится после того, как соберут все осколки.

- А на ваш профессиональный взгляд, по тем картинкам катастрофы, которые показывало телевидение, можно хотя бы говорить о природе трагедии?

- На мой взгляд, это недоработка наземных служб. Ведь при старте "Колумбии" творилось форменное безобразие От шаттла целые куски обшивки отлетали. Думаю, что причины этой катастрофы напрямую связаны с финансированием один пуск шаттла стоит 25 млн долларов, и кто-то просто хотел сэкономить, не откладывая полет.

Вообще вспоминаю слова Королева, который говорил, что "самая надежная деталь та, которой нет" Это значит, что чем сложнее система, чем больше у нее деталей, тем она менее надежна. Наш "Союз" гораздо проще, следовательно, более надежен.

- Геннадий Михайлович, вот, говорят, экипаж "Колумбии "был не в силах предпринять что-либо для своего спасения. А вы когда-нибудь оказывались в космосе в безвыходном положении: что-то произошло, а вы не можете ничего сделать?

- Да. Помню, мы не смогли состыковаться с орбитальной станцией и чуть не погибли Это был все тот же 1983 год Мы стартовали 20 апреля, в день рождения Гитлера, на корабле "Союз Т-8". Подлетели к орбитальной станции "Салют", а стыковочные антенны не раскрываются Что делать? Пошли на стыковку без антенны. Случись сегодня в космосе такая ситуация, все было бы нормально. За прошедшие годы методика сближения с орбитальными станциями отработана до мелочей. Тогда таких методик не существовало и по всем инструкциям стыковку в такой ситуации осуществлять запрещалось. Но мы рискнули в надежде на русский авось мол, с Земли нас выведут поближе к Салюту".

- И вывели?

- Вывели. Только ошиблись в расчетах и "Салют" оказался в тени. Сделали замер скорости. Оказалось, она намного превышает критическую. Едва успели вручную увернуться от приближающейся станции, пролетев прямо под брюхом у "Салюта". Пока пролетели, пока вышли из тени, пока отыскивали станцию, кончилось топливо. Его осталось только на спуск.

- В стоимость пуска космического корабля закладывается жизнь космонавтов? Во сколько она оценивается?

- Раньше над такими вопросами даже не задумывались Нас не страховали, и жизни наши никак не оценивались! Страховать стали, когда начались совместные полеты с американцами. Помню, я тогда был возмутителем спокойствия, когда узнал, что американские астронавты застрахованы на два миллиона долларов, а мы ни на цент. В итоге нас тоже стали страховать, правда, не на два миллиона долларов, а на один. И то страховка выплачивается только в случае гибели.

- А в случае получения травмы, увечья в космосе?

- Теоретически, наверно, мы должны получать какую-то компенсацию. Но практически мне за мою космическую травму, полученную в крайнем полете в 1995 году, не заплатили ни копейки.

- Сколько стоит жизнь наших космонавтов, понятно, а, сколько стоит их труд? Какая зарплата у российского космонавта?

- Российский космонавт получает ровно в пять раз меньше, чем уборщица в НАСА.

- Геннадий Михайлович, помните, после полета Гагарина начались массовые записи в космонавты. Мальчишки даже из дома убегали. Космонавт - это звучало гордо, это был почет, уважение и еще безумная романтика... Скажите, вы сейчас работаете с молодым поколением космонавтов, чего сегодня берут в космонавты? Ради чего идут в космонавты современные парни?

- Сегодня космонавтика стала обычными делом, обычной, мало оплачиваемой работой Молодежь к нам идет очень неохотно, поработает лет пять, получит опыт, знания и уходит с ними в коммерческие предприятия, где их знания оплачиваются, раз в десять больше Мы теряем специалистов, теряем технологии. Ведь космонавтика помимо всего прочего дала очень многое для гражданской промышленности. Сделать космический корабль или станцию - задача очень сложная Космическим аппаратам приходится работать в экстремальной среде огромные перепады температур, жесткое излучение. Но проектанты, конструктора, инженеры эту задачу решают, и в процессе решения рождаются какие-то новые технологии, ноу-хау, новые материалы. Вот, например, памперсы Кто знает, что памперсы мы изобрели, когда Алексей Леонов готовился к выходу в открытый космос. Так нужно было тогда запатентовать все это дело. Сейчас огромные деньги на них зарабатывают. Знаете, сейчас говорят, вот стоит только американцам заморозить МКС, и от российского космоса ничего не останется. От него само собой может очень скоро ничего не остаться. Наша отрасль держится в основном на старичках, ветеранах. Тех самых, которые пришли в космонавтику после полета Гагарина и для которых космонавтика - вся жизнь.

- Геннадий Михайлович, сегодня некоторые эксперты говорят о возможном возрождении нашей системы энергии "Бурана": мол, она более экономически оправдана, может выводить крупногабаритные грузы...

- "Буран" - это самая лучшая ракета в мире Он гораздо совершеннее, чем их шаттл. Он мог стыковаться автоматически, а американцы до сих пор только вручную стыкуются. Кроме того, "Буран" совершил единственный полет, но в автономном режиме, а американские шаттлы - только пилотируемые. Иначе говоря, они такого сделать не могут. А мы свой "Буран" поставили в московский парк и сделали из него кафе. Но чтобы возрождать "Буран", сначала надо ответить на вопрос - зачем? Для дальнейшего освоения космоса, для полета на Венеру, Марс, пожалуй, "Буран" необходим. Ведь, чтобы полететь к Марсу, надо собрать на околоземной орбите целый состав таких станций, как МКС. Нашими "Буранами" можно было бы выводить грузы. Но это все лишь просто гипотетические рассуждения, фантазии Реально сейчас в космонавтике об этом никто даже и не думает.

Мария Соловиченко