вернёмся в начало?

"Крылья Родины" 1992 №1-4
«Алмаз»

Владимир ПОЛЯЧЕНКО

«ИЗЮМИНКА «АЛМАЗА»

ОБ ЭТОМ НИКОГДА НЕ СООБЩАЛОСЬ... 3 АПРЕЛЯ 1973 ГОДА. КОСМОДРОМ БАЙКОНУР. ДО ЗАПУСКА ОРБИТАЛЬНОЙ ПИЛОТИРУЕМОЙ СТАНЦИИ (ОПС) «АЛМАЗ» ОСТАВАЛИСЬ МИНУТЫ.

Уже были отстыкованы магистрали обогрева станции. От ракеты «Протон» отвели ферму обслуживания. Стартовая команда находилась в бункере на рабочих местах. «Готовность 15 минут», прозвучало из динамика. И вдруг тревога: потекло топливо через заправочное устройство ракеты. До страшного взрыва остаются секунды... Надо отменять пуск? Но слив сотен тонн горючего чреват не менее тяжкими последствиями...

Технический руководитель пуска генеральный конструктор академик Владимир Николаевич Челомей как можно спокойнее сказал: «Едем на старт!». В предпусковое безлюдье площадки к подножью огромной ракеты, нарушая все правила и законы, рванула автомашина.

Мы в бункере с тревогой ждали товарищей. Секунды ожидания казались часами. Но вот вернулись: «Можно рискнуть. Будем пускать!»

Начался отсчет стартового времени...

Но отсчет времени для станции «Алмаз» начался за десять лет до этого полного драматизма момента.

В моей рабочей тетради сохранилась запись, сделанная 12 октября 1964 года в кабинете генерального конструктора Челомея. Он тогда поставил задачу делать орбитальную станцию, которая должна выводиться на орбиту ракетой-носителем УР-500К (названной «Протон»).

С 1960 г. ОКБ Челомея, находившееся в составе Госкомитета по авиационной технике, начало разработку ракетно-космических систем. Его активно поддерживали председатель Госкомитета П. Дементьев, его заместитель А. Кобзарев, главные конструкторы и начальники ОКБ и НИИ авиационной промышленности В. Люлька, С. Туманский. М. Бондарюк, Н. Кузнецов, С. Косберг, Г. Воронин, Е. Антипов. А. Макаревский, Г. Свищев, Г. Петров, В. Уткин. С участием многих предприятий оборонной промышленности создали первые в мире маневрирующие космические аппараты «Полет», тяжелые исследовательские спутники «Протон» и ракеты-носители для вывода их на орбиту. В том числе — самую мощную ракету УР-500К.

На очередном совещании в ОКБ Владимир Николаевич просил коллег подумать над долговременной пилотируемой орбитальной станцией с экипажем 2—3 человека, временем существования год—два, заменой экипажа.

Развернулись работы над ее проектом. Орбитальная пилотируемая станция (ОПС) получила название «Алмаз». Эскизный проект ракетно-космической системы включал более 100 томов, в том числе проекты 25 крупных КБ. Для его приемки в 1967 г. была образована межведомственная комиссия из 70 известных ученых и руководителей КБ и НИИ промышленности и Министерства обороны.

ОПС «Алмаз» задумывалась как космический наблюдательный пункт с комфортабельными условиями для экипажа, хорошо оснащенный аппаратурой с точной системой ее наведения, слежения за Землей. Одним словом — «космический глаз».

Для обслуживания станции разрабатывался свой транспортный корабль снабжения (ТКС), рассчитанный на вывод той же ракетой УР-500К, с возвращаемым аппаратом (ВА) многоразового использования на трех человек. ТКС должен был доставлять на станцию запас средств жизнеобеспечения, материалов для исследований, спускаемых капсул, которые могли передаваться на станцию через люк в стыковочном узле.

ТКС в длительном совместном полете со станцией своей двигательной установкой и системой энергопитания следовало участвовать в управлении связкой ОПС-ТКС. Его же система управления находилась в резерве и могла подключиться при необходимости. «Изюминкой «Алмаза» (любимое выражение Челомея) стало наличие переходного люка в теплозащите днища ВА — его самом теплонапряженном месте.

В отличие от корабля «Союз», на котором спускаемый аппарат «прикрывался» сверху бытовым отсеком, в компоновке 20-тонного ТКС возвращаемый аппарат занимал самое верхнее место. Это обеспечивало в аварийной ситуации его надежное спасение. Такая компоновка потребовала наличия люка в днище ВА для перехода экипажа в орбитальный блок.

Скептиков по поводу такого технического решения нашлось предостаточно. Однако последующие автономные и повторные полеты нескольких ВА, длительные их полеты в составе ТКС подтвердили надежность конструкции при спуске с орбиты.

На первом этапе создания системы «Алмаз» экипажи на ОПС должны были доставляться кораблями «Союз». Здесь между ОКБ Челомея (ЦКБМ) и ОКБ Королева (ЦКБЭМ) с его руководителями — В. П. Мишиным и затем В. П. Глушко наладилось взаимодействие и сотрудничество.

К 1970 г. появилось уже восемь стендовых и две летных ОПС «Алмаз». Велась наземная отработка системы управления, двигательной установки, солнечных батарей и других элементов станции. Дооснащался полигонный комплекс на космодроме, пункт приема информации. Определили состав экипажей, тренировки которых велись в Центре подготовки космонавтов (ЦПК): летчики-космонавты П. И. Беляев, П. Р. Попович, Б. В. Волынов, В. В. Горбатко, а также группа еще не летавших.

Но дело повернулось иначе...

Однажды в ЦКБМ приехала очень представительная делегация из ЦКБЭМ — Б. Черток, К. Бушуев, К. Феоктистов, Ю. Семенов. Министр С. Афанасьев попросил заместителей генерального конструктора (Челомей в то время был болен) принять их и все показать.

Повели в цех, показали станцию, рассказали об ее устройстве, своих планах, ожидаемых сроках пуска. Гости остались довольны. А вскоре наше руководство получило «вопрос» министра: можно ли ускорить запуск первой орбитальной станции, если поставить на нее готовую аппаратуру управления корабля «Союз»?

Стали смотреть — система управления ОПС плотно закомпонована. Под нее изготовлена конструкция рам, тронь — нужна огромная переделка. И выбросить ее мы не могли — выполнять ТТЗ надо, отработка ее идет нормально, новые гироприборы В. Кузнецова уже готовы, новая система электромеханической силовой стабилизации Н. Шереметьевского тоже готова. Да и свои приборы тоже. А натиск сверху продолжался: срочно нужна орбитальная станция, «лишь бы скорее летать, скорее выйти на новый магистральный путь человека в космос!»

ЦКБЭМ срочно взялось за проект: на корпусе «Алмаза» смонтировали переходной отсек, поставили солнечные батареи и другие системы корабля «Союз». Назвали все это «долговременной орбитальной станицей» (ДОС). Но понадобились рабочие чертежи, матчасть! И это решилось в командной системе удивительно просто.

Филиал ЦКБМ получил задание — сдать чертежи по проекту ЦКБЭМ. Заместитель Челомея на филиале команду выполнил: с наших чертежей снял диазокальки и, не вычищая даже подписей, выпустил к ним доработанные чертежи по проекту ДОС (17К).

Появилась и матчасть: по приказу министра на заводе им. Хруничева забрали восемь орбитальных блоков ОПС «Алмаз» для переделки в стендовые и летные станции ДОС.

Тема «Алмаз», таким образом, была отброшена на два года, но зато руководство ВПК получило шанс чем-то компенсировать провал советской лунной программы из-за задержки с испытаниями ракеты Н1.

Работе над станцией ДОС дали зеленый свет. Первая была запущена 19 апреля 1971 г., ее назвали «Салют». История ее полна неприятностей и окончилась трагически. После 24-суточной работы на станции экипаж корабля «Союз-11» при возвращении на Землю трагически погиб...

Тем временем в ЦКБМ к на заводе им. Хруничева шла работа над первой ОПС «Алмаз». На комплексном стенде «гоняли» новую систему управления. В институте авиационной и космической медицины в герметичном изолированном орбитальном блоке станции «отсиживали срок» испытатели. После 36 суток «полетного» режима, 11 января 1972 г. они доложили руководству и комиссии: «компоновка рабочего и жилых отсеков удобная», «воздух хороший, без запахов», «к шуму и вибрации от приборов вскоре привыкли».

Космонавты тренировались на фрагментах станции в гидробассейне и на самолете-лаборатории Ту-104.

Велись испытания двигательной установки (тысячи включений микро-ЖРД стабилизации) на подмосковном стенде. Завод им. Хруничева восполнял урон, нанесенный проектом ДОС, изготавливал станции для прочностных, вибрационных, тепловых и других испытаний по ранее намеченной программе.

В ЦКБЭМ в это время доводили спускаемый аппарат корабля «Союз», оставив двух членов экипажа и одев их в скафандры. Станция «Алмаз» с самого начала была рассчитана на трех человек, теперь летать на ней должны были двое.

Несмотря на общее название «Салют» со станциями ДОС, ОПС «Алмаз» имела свое лицо и сильно отличалась от них техническими решениями внешней и внутренней компоновки. В задней части ОПС находилась сферическая шлюзовая камера (ШК), соединявшаяся с гермоотсеком большим переходным люком. Сзади в ШК размещался пассивный узел стыковки с транспортным кораблем, в ее верхней части — люк для выхода в открытый космос, в нижней — люк в пусковую камеру (ПК), из которой можно было спускать на Землю материалы исследований.

Капсула имела свою твердотопливную двигательную установку, парашютную систему, сбрасываемый теплозащитный экран и спускаемый отсек с маяком. Ориентация капсулы перед выдачей тормозного импульса осуществлялась нацеливанием всей станции, а стабилизация капсулы — закруткой ее малыми двигателями после отделения от ОПС. Вокруг ШК размещались топливные баки и другие агрегаты двигательной установки ОПС, антенны, солнечные батареи.

В передней части гермоотсека диаметром 2,9 м располагался бытовой отсек. В нем было удобное купе для экипажа с двумя спальными местами, столиком для приема пищи, креслом для отдыха, иллюминаторами для обзора, здесь же — библиотека, рационы питания и т. п.

За бытовым — рабочий отсек с пультом пилота, удобным рабочим местом, мощным оптическим визиром, способным останавливать «бег» земной поверхности и наблюдать отдельные детали, панорамно-обзорное устройство для «широкого взгляда» на Землю, перископическое устройство для кругового обзора космического пространства. Заднюю часть гермоотсека диаметром 4,1 м заняли аппаратурой наблюдения и системой управления.

Большой оптический телескоп занимал место позади рабочего отсека от пола до потолка станции. Его объектив смотрел на Землю. Можно было сфотографировать участки суши или моря, фотопленку проявить прямо на станции, просмотреть ее и наиболее интересные кадры передать по телевизионному каналу. Остальную пленку — спустить на Землю в капсуле.

Первые экипажи ОПС комплектовались военными летчиками из отряда космонавтов. В начале 1973 г. «Алмаз» начал готовиться на космодроме к полету. Председателем Госкомиссии по испытаниям был назначен генерал-полковник Григорьев Михаил Григорьевич, первый заместитель главнокомандующего ракетными войсками. Техническим руководителем испытаний стал генеральный конструктор Челомей.

В. Челомей (в центре)

Фото из архива НПО машиностроения

Продолжение следует