чивает выбор орбит спутников, поскольку запуск спутников на полярные (плоскость которых проходит через точки полюсов Земли) и экваториальные орбиты из указанных районов сопряжен с большими трудностями. Корабли же и морские суда позволят запускать искусственные спутники на любую орбиту по существу с любого пункта земного шара, так как больше двух третей земного шара покрыто водой. В США для запуска спутников предполагается использовать, помимо новых кораблей, морские суда специальной постройки (рис. 4) и переоборудованные грузовые транспорты Для запуска навигационных спутников и спутников—перехватчиков баллистических ракет американское командование предлагает переоборудовать плавучие базы водоизмещением 3 000 т и выше.

Запуск спутников связи на экваториальные орбиты планируется осуществлять с транспортов или авианосцев. Стартовое оборудование на таких судах будет располагаться в кормовой части, а в носовых надстройках разместятся электронная и оптическая аппаратура слежения за спутниками и другие приборы.

Судно должно иметь сравнительно большое водоизмещение, так как на нем, кроме перечисленного оборудования, необходимо разместить хранилища для ракет, подсобные материалы и лаборатории, помещения для команды и технического персонала, вертолеты и катера для поднятия с морской поверхности приводнившихся контейнеров спутников.

В США также ведутся исследовательские работы по запуску баллистических ракет и военных искусственных спутников Земли непосредственно с морской поверхности (проект «Гидра»), Ожидается, что успешное завершение этих работ позволит решить проблему скрытности и получить значительный экономический эффект.

Изучается вопрос и о возможности вывода искусственных спутников Земли на орбиту с самолетов. Самолет должен выполнять роль первой ступени ракеты. Считается, что для вывода искусственного спутника Земли весом 4,5 кг на полярную орбиту высотой 1 600 км вес ракеты должен составить 1 350 кг.

Рис.4
Рис. 4. Эскиз судна для запуска искусственных спутников Земли

11


назад оглавление вперед