няя наблюдения и другие операции. Отсюда создаются реальные предпосылки для решения самых сложных задач, в том числе полетов и высадки на Луне и на других планетах Солнечной системы.

Космонавты космического корабля «Восход-2» являются пионерами нового этапа в развитии отечественной и мировой космонавтики, первооткрывателями неизведанных дорог в космосе.

Говоря о космических кораблях «Восход», небезынтересно познакомиться и с некоторыми данными ракетоносителей этих кораблей.

Ракета-носитель корабля «Восход» имела семь двигателей с суммарной тягой 650 т.

У США пока нет ракет подобного класса, отработанных для запусков пилотируемых космических кораблей. Им приходится пользоваться для этого ракетами гораздо меньшей мощностью. Так, ракета-носитель кораблей «Джеминай»—«Титан-II» имеет два двигателя с суммарной тягой 240 т.

Этим объясняется разница в полезной нагрузке, выводимой на орбиту СССР и США. Вес корабля «Восход-2» равен почти 6 000 кг, а корабля «Джеминай-3» 3 175 кг. Этим же определяются высоты орбит, на которые выводятся космические объекты: «Восход» был аапущен на высоту 408 км, «Восход-2»—почти на 500 км, а высоты, достигнутые американскими космонавтами, не превышают 352 км. Кроме того, советские космические корабли более комфортабельны, чем американские, что прежде всего видно на основных системах жизнеобеспечения космонавтов.

Запуск космического корабля «Восход-2» со всей убедительностью подтвердил, что советская наука по-прежнему находится на самых передовых рубежах познания вселенной.

Через 76 дней после Алексея Леонова американский космонавт Эдвар Уайт тоже совершил «космическую прогулку». Он покинул капсулу космического корабля «Джеминай-4» и пробыл в безвоздушном пространстве 20 минут.

В отличие от «Восхода-2» капсула «Джеминай-4» не была оборудована телевизионными камерами, ее орбита значительно ниже –– апогей 283 км, перигей 166 км. Кроме того, капсула приводнилась в океан, а не совершила мягкой посадки на сушу.

Подводя итоги полета, американская печать сообщала: «Таким образом, в лучшем случае этот полет даст космическому руководству США опыт и знания, которыми уже обладают его советские соперники».

Последующие полеты космических кораблей «Джеминэй-7»—это крупнейшие вехи со времени полета Джона Глена (три оборота вокруг Земли в феврале 1962 г.), первого американца, побывавшего не орбите вокруг Земли. По окончании полета «Джеминай-7» американские специалисты подчеркивали, что Америка вышла на первое место по продолжительности полетов, но отстает от СССР по мощности космических ракет и величине космических кораблей. В этой связи в американской печати отмечалось: «Было бы чрезвычайно упрощенным утверждать на базе впечатляющих полетов «Джеминай», что Соединенные Штаты Америки, наконец, завоевали технологическое первенство в общем космическом состязании».

Совместный полет космических кораблей «Джеминай-6» и «Джеминай-7», а также полет корабля «Джеминай-8» стали первыми американскими космическими экспериментами, в которых они не повторяют советские старты. Результаты полетов интересуют не только руководителей НАСА, но и военных специалистов США.

Известно, что в августе 1965 г. президент Джонсон санкционировал расходы в 1,5 млрд. долларов на создание военной космической орбитальной лаборатории. «Пилотируемая орбитальная лаборатория, говорилось в американской печати, не существует в изоляции от других военных экспериментов в космосе и, разумеется, в изоляции от программ НАСА».

Поэтому трудно сказать, где кончается мирная программа, а где начинается военная. Ясно одно, что всякое научно-техническое достижение можно употреблять во благо и во зло. Хочется верить, что успехи американских космонавтов, их мужество и мастерство пилотирования будут служить, прежде всего, делу мирного освоения космического пространства.

Каждый шаг космической науки и техники — огромное событие в нашей жизни.

47


назад оглавление вперед