вернёмся в библиотеку?

НОВОСТИ КОСМОНАВТИКИ №18 27 августа - 9 сентября 1995 г.

КОСМИЧЕСКИЕ ДНЕВНИКИ ГЕНЕРАЛА
Н.П.КАМАНИНА
1962

(Продолжение. Начало в №№ 6—11, 14—26, 1994, №№ 1—2, 5-17, 1995)

27.07.62. (Продолжение). Вчера Карпов возил пятерку космонавток, Николаева, Поповича и Быковского на беседу к Королеву. С.П. беседой с космонавтами остался доволен и дал согласие о поездке женщин на старт. Из восьми инженеров, которых мы начали готовить к роли бортовых инженеров и инженеров кораблей, С.П. дал согласие допустить на старт только 4-х. Тут же во время беседы Королев утвердил задание на налет, ранее согласованное с маршалом Руденко. Главное содержание задание —”продолжительность полета до 3-х суток”.

Даже после моих вчерашних приятных ощущений невесомости я остаюсь при прежней убежденности, что нужно чаще летать и каждое очередное увеличение длительности полета космонавтов должно быть научно и экспериментально обосновано (полетами животных более длительными и полетами людей с медленным и последовательным наращиванием продолжительности). Решение по полету принято Госкомиссией, мне приказали его подписать, я его подписал. Мне, врачам и космонавтам при подготовке полета придется о многом договориться, чтобы в ходе полета до возникновения опасных моментов в состоянии космонавтов своевременно прекратить полет. Трудностей в этом деле будет очень много, нужны большие силы, чтобы их преодолеть. Буду делать все, чтобы 3-й и 4-й полеты советских космонавтов закончились благополучно и без заметных неприятностей (по здоровью) для ребят.

30.07.62. Сегодня заседала Государственная Комиссия по пуску ”Востоков” (Смирноя, Калмыков, Келдыш, Королев, Руденко и др. — около 70 человек). Решили вылетать на старт 2-3августа. Пуск назначили на 9 и 10 августа. Комиссия рассмотрела много текущих вопросов и утвердила состав оперативной группы для руководства полетом. От ВВС в состав группы вошли Руденко, я, Яздовский и Карпов. На комиссии я докладывал о готовности задания на полет, о тренировке космонавтов по выходу из кресла и”плавании” в кабине корабля и проект инструкции космонавту о его поведении после приземления.

Госкомиссия приняла мое предложение о направлении оперативных групп на Камчатку, в Якутск, Львов, Ленинград и другие пункты. Королев в своем докладе отвергал необходимость этих групп, но после моего выступления снял свои возражения и комиссия приняла единогласное решение.

Кутасин сделал на комиссии очень неудачный доклад о поисковых командах и средствах их доставки. Председатель остался недоволен докладом и бросил несколько нелестных замечаний в адрес генерала Кутасина. Неожиданно положение поправил Королев, взяв на себя вместе с ВВС доработать этот вопрос.

31.07.62. Вершинин сегодня уходит в отпуск, он едет с семьей отдыхать в Румынию. В последний час его работы мне удалось довольно легко уговорить подписать доклад в ЦК КПСС об итогах работы института авиационной и космической медицины и центра подготовки космонавтов с приложением проекта решения о выделении дополнительной численности, денег и разрешении строительства ряда объектов. Маршал Руденко был против этого документа. Он предлагал написать в ЦК от имени министра:”МО выделило необходимую штатную численность, средства и в 1963 г. построит и т.д.”.

1.08.62. Сегодня прохладней, но яркий солнечный день. Лето кончилось, так и не начавшись. Такого дождливого, холодного и пасмурного лета еще не было за мою жизнь. Сегодня мы в паре с Мусей опять обыграли в теннис полковника Смирнова и полковника Шестакова. Завтра, 2.8.1962 г., я с группой космонавтов, врачей и инженеров на трех самолетах Ил-14 вылетаю на старт.

Предстоит очень напряженная работа на старте, а у меня нет обычной для меня уверенности в успехе. Задание на полет (два корабля будут стартовать через сутки и каждый будет летать до трех суток) очень громоздко и плохо аргументировано. На старте я договорюсь с Николаевым и Поповичем и другими ребятами о том, как понимать нормальное (удовлетворительное) состояние в полете.

Нормальный, освежающий сон, удовлетворительное питание и отсутствие признаков ненормальной работы боли, тошнота, головокружения) организма — вот что можно считать удовлетворительным.

В Тюра-Таме я постараюсь записать побольше впечатлений о подготовке и ходе третьего и четвертого космических полетов.

2.08.62. Борт самолета Ил-14. Сегодня с аэродрома Чкаловская в Тюра-Там вылетели три Ил-14. На самолетах разместились около пятидесяти человек, отправляющихся на старт третьего советского космического полета. Первый самолет взлетел в 7 час. 30 мин., второй - в 7 час. 45 мин. Наш самолет взлетел последним в 8.00. В моем самолете летит Герман Титов, Карпов, Яздовский, Николаев и др. Попович полетел на первом самолете. На Чкаловском аэродроме нас провожали пятерка космонавток, Гагарин, Рябчиков, Гостев и другие. Сейчас 12 час. 15 мин. московского времени, мы уже подходим к Актюбинску.

Я, Николаев, Смирнов и майор Пятыхин сели играть в преферанс (сильно болтает, кучевка). Я уже давно потерял интерес к преферансу и большого желания играть не имел. Но мне хотелось сыграть с Андрияном Николаевым и понаблюдать за ним. Играет он хорошо, очень спокойно, но быстро и верно принимает решения. Болтанка, перегрузки и невесомость на него не оказывают никакого влияния. А рядом с ним сидел его сверстник майор Пятыхин, он был очень бледен и играл неважно, я предложил прекратить игру. Все поддержали мое предложение. Николаев играл с интересом. На его реплику, что играя мы и не заметим, как прилетим на старт, я сказал, что хорошо бы ему в трехсуточном полете иметь такую компанию. Николаев сказал:”Там удобств будет меньше, в условиях невесомости преферанс еще не освоили”. Внизу видны квадраты пшеничных полей, там в разгаре уборка урожая. В самолете все спят, Николаев ушел в кабину пилотов, а я пишу эти строчки. В Николаеве мы, пожалуй, не ошиблись, у него хватит спокойствия, выдержки и воли на длительный полет. Все будет зависеть от того, как он будет переносить длительную невесомость. Николаев и Попович пока остаются первыми кандидатами на полет, но несколько предстартовых дней могут и изменить наши планы. С нами летят и три запасных космонавта (Быковский, Комаров, Волынов).

2.08.62. Тюра-Там. Мы без промежуточной посадки из Москвы пошли прямо в Тюра-Там. Два других корабля садились для дозаправки в Актюбинске. Здесь сухая и жаркая погода. В конце июля стояла большая жара, температура воздуха в тени доходила до 44°С. Жара спала, но для нас и 31°С показался не особенно приятным. Москва не баловала нас высокими температурами. Сегодня в Москве утром было только 10°, а днем обещали 18-20°С. Аэродром Тюра-Там не изменился. ВВП так и осталась длиной 1200 м. Садились на грунт, грунтовая полоса более 2-х км. Городок основного гарнизона (на берегу р. Сыр-Дарья) значительно изменился к лучшему, за год прибавилось более десятка четырехэтажных домов, больше стало зелени и цветов. Последний раз я был здесь в апреле 1961 г. Прошло только год и четыре месяца, а здесь значительная перемена. На аэродроме, в городке, в столовой все новые и незнакомые лица.

Никерясов молодец, он встретил нас на аэродроме и доложил, что все указания по организации встречи и размещению личного состава ВВС он принял.

3.08.62. Тюра-Там. Проснулся в 6 утра, в открытое окно врывается прохладный воздух с реки. Часов до 12 ночи было душно, спал не более пяти часов. Вчера вечером провел совещание, утвердил распорядок дня и программы работ. Перед сном Карпов рассказал мне, что два дня тому назад Герман Титов на своей машине увез к себе из Центра Пономареву и Кузнецову. Обе они провели всю ночь в квартире Германа. Девчонки поступили глупо, а еще неразумнее действия Титова. Его влияние на космонавтов скорее приносит им вред. Здесь на старте не время заниматься Титовым, но им нужно очень серьезно заняться. Начинается первый день подготовки старта, космонавты уже встали и проводят физзарядку.

В 9.00 мы приехали на вторую площадку (3 км от старта). Я приказал Карпову возить всех космонавтов в автобусе”Львов”. От десятой до второй площадки 40 км. Дорога недавно отремонтирована и”Волга” за 30 мин., а”Львов” за 55 мин. пробегают это расстояние.

Сегодня утром прилетел Королев и часть главных конструкторов. Осмотрев возможности размещения для работы всех специалистов ВВС и космонавтов, я отказался от помещений в домике ОКБ-124 и разместил всех в шести комнатах в домике рядом со сборочным цехом. Носители и оба корабля”Восток” давно уже находятся в цехе. Пятый корабль уже прошел комплекс и работы на нем немного, но есть опасения, что шестой корабль на 1-2 дня может задержать пуск.

Группа наших инженеров (полковник Шубралов) и космонавтов ознакомились с носителями и кораблями, а также с руководящим составом. Ведущим инженером от Королева по”Востокам” работает молодой инженер Фролов. Нам хорошо помогают Раушенбах, Феоктистов, Алексеев и др.

До 13 часов на второй площадке провел занятия с космонавтами (Титов, Николаев, Попович, Быковский, Комаров, Волынов) по заданию на полет и по главным инструкциям. Мы договорились о том, как понимать доклад космонавта:”Чувствую себя нормально” — это значит: космонавт ecт и осваивает пищу, спит и сон восстанавливает силы и нет заметных ухудшений в состоянии здоровья.

Все ребята относятся к работе с большим вниманием. Николаев и Попович спокойны, рассудительны и верят в успех.

Николаеву и Поповичу я задавал много контрольных вопросов и по технике и по полету. Оба отвечали отлично.

Вечером играл с Поповичем в пинг-понг, играет он хорошо, реакция быстрая, удары точные. Все вместе купались в Сыр-Дарье, река сильно обмелела, на самом глубоком месте не более метра, но есть опасные ямы. В этом году утонуло уже восемь человек. Запретил одиночные купания.

4.08.62. Тюра-Там. Редкое утро. Все небо затянуто облаками. Погода резко меняется. 30 минут занимался зарядкой, в 6 час. 30 мин. на реке еще никого нет, а наши только поднимаются. В 9.00 все собрались на второй площадке и начали занятия. Космонавты одевали каждый свой”боевой” скафандр, подгоняли подвесную парашютную систему и производили посадку в корабль. В корабле провели полную предстартовую подготовку. На”Заре” каждый космонавт записал на магнитофон свои передачи телефоном и телеграфом.

далее