вернёмся в библиотеку?

НОВОСТИ КОСМОНАВТИКИ №10 5-18 мая 1997 г.

КОСМИЧЕСКИЕ ДНЕВНИКИ
ГЕНЕРАЛА Н.П.КАМАНИНА

18.02.64. Весь день был в ЦПК. Обсуждали план мероприятий по созданию серии тренажеров. Особые трудности будут при создании тренажера для отработки посадки на Луну и взлета с нее. Гагарин, Титов, Николаев, Попович и Быковский усиленно готовятся к экзаменам. Терешкова приступила к систематической подготовке для вступительного экзамена в академию. Титов сидел на совещании с громадным синяком около левого глаза. Это украшение он ”заработал” в воскресенье во время игры в хоккей. Николаев жаловался на боли в горле. Ему врачи рекомендовали постельный режим. Валя заметно округляется, и черты лица у нее становятся более расплывчатыми. Пожалуй, один Быковский из шестерки устойчив во внешнем виде. Он всегда свеж, подтянут, жизнерадостен.

Кроме большой нагрузки по работе и учебе, ребятам приходится очень много отрываться на различные общественные мероприятия. Сегодня, например, одновременно вся шестерка приглашалась: на правительственный прием в честь болгарской делегации, на встречу с Сайрусом Итоном, в непальское посольство, на комсомольскую конференцию города Москвы и целый ряд других важных мероприятий.

21.02.64. Вчера я выступал с докладом о 46-й годовщине Советских Вооруженных Сил перед студентами МАИ. После меня выступал с воспоминаниями о боях в воздухе генерал Кожедуб, потом с рассказом о полете выступил подполковник Быковский. Более 2-х часов продолжались выступления, было очень много вопросов. Вечер прошел хорошо. Сегодня вечером мне придется с таким же докладом выступать в Доме ученых. Перед 23 февраля и 8 марта заявок на выступлении тысячи. Все очень обижаются, что мы не можем удовлетворить и сотой доли просьб о встречах с космонавтами. По этому поводу на меня в ЦК КПСС идет непрерывный поток жалоб.

Сегодня у меня был гонец от Михаила Александровича Шолохова, некто Пугач. Ему 53 года, он удивительно похож на Горького, каким я знал его тридцать лет назад. Пугач привез письмо, адресованное Хрущеву и Брежневу. Письмо подписали Шолохов, Федин, Твардовский, Симонов и много других известных людей. В письме приводятся факты хищнического истребления лесов (Карпаты) и защищается идея создания государственных заповедников. К письму приложен проект решения Совета Министров СССР о необходимости создания заповедников. Я с большим удовольствием подписал эти документы и настоятельно рекомендовал подписать Ю.Гагарину и В.Терешковой. Пугач как на крыльях полетел в Чкаловскую за подписями космонавтов. Я уверен, что решение о заповедниках будет подписано, отношении к лесу у нас еще много варварского. Сохранение и обогащение флоры и фауны нашей Родины должны быть государственной и всенародной задачей, но пока мы от этого очень далеки.

22.02.64. Вчера вечером выступал с докладом в Доме ученых. В президиуме было несколько генералов и ”дедушка русской авиации” Борис Иллиодорович Россинский. Россинский, как всегда, неудержимо много болтал. Рассказал всем, что он в 1950 г. под моим руководством летал в Тушино на Як-18. Летать в 1950 г. он не мог, я ему этого не разрешал. Но на аэродроме Тушино он несколько раз был и настойчиво просил разрешения полетать. Однако дело дальше фотографирования у самолета не пошло. Старику, по-видимому, уже иногда отказывает память. 9 мая 1964 года ему исполнится 80 лет.

24.02.64. Праздник прошел нормально. Сегодня все космонавты работают в ЦПК. 28 февраля у ребят экзамен по электротехнике. С поездкой Гагарина в Италию дело опять осложнилось. Наш посол Козырев прислал шифр-телеграмму, в которой указывает, что итальянцы опять заколебались с официальным приглашением Гагарину. Они хотели бы, чтобы он был гостем посла, и обещают прием в Риме, Генуе, Флоренции и других городах. Почти три года итальянское правительство тормозит приезд Гагарина, мы имеем десятки приглашений из Италии (мэры городов, общественные организации), и поездка туда была бы очень полезной.

26.02.64. Вчера весь день с группой космонавтов и инженеров был в ЦНИИ-30 в Ногинске.

Ознакомились с тренажером по стыковке космических кораблей на орбите. Тренажер почти полностью готов, и мы посмотрели его в работе. Но нет еще телевизионного и оптического оборудования, которое задерживают наши смежники из Ленинграда (Брацлавец) и Свердловска. На тренажере макет корабля ”7К” устанавливается неподвижно (может вращаться вокруг центра массы), а модели ”9К” и ”11 К” в 1/30 натуральной величины могут сближаться с ”7К”, имея три степени свободы движения. Космонавт по телевидению или по оптическим прицелам наблюдает приближающийся объект в натуральную величину. Сближение начинается с дистанции 300 метров со скоростью 2 метра в секунду. С уменьшением дистанции уменьшается и скорость. На расстоянии 2-х метров скорость сближения равняется 10 сантиметров в секунду. Кроме этого тренажера генерал Иоффе показал нам несколько новых авиационных тренажеров и электронно-вычислительных машин. Есть и бортовая ЭВМ для космического корабля. Вес ее 40 килограммов, а объем 56 литров. Машина может вести полный контроль работы оборудования корабля и решать задачи космической навигации.

Я убежден, что ЦНИИ-30, ЦПК и ГК НИИ ВВС могут сделать любой космический тренажер лучше любой другой организации. И могут сделать это быстро, что особенно важно.

27.02.64. Главком сегодня поехал к маршалу Малиновскому. На совещании у министра в присутствии главкомов и руководства МО будет решаться вопрос о структуре космических учреждений и задачах видов Вооруженных Сил по освоению космоса. В проекте решения задачи вид в Вооруженных Сил почти не меняются. За ВВС остаются заказы систем жизнеобеспечения и спасения космонавтов во всех обитаемых кораблях, подготовка космонавтов и эвакуация и поиск спускаемых устройств. За ракетными войсками остаются заказы и пуск КЛА. За ПВО — наблюдение космического пространства и перехват космических целей. Я долго убеждал Главкома попытаться защищать необходимость объединения космоса в ВВС и как минимум настаивать на представлении нам права заказов и пуска обитаемых космических кораблей. Главком полностью согласился с моими доводами, но он не уверен, что ему удастся переубедить Малиновского. В жизни, к сожалению, очень часто бывает так, что решающее слово принадлежит не специалистам. И сейчас самые насущные вопросы космоса будут решать люди, которые не знают космоса. Генералы Белюнов и Холодков, присутствовавшие при нашем разговоре с Главкомом, также высказали ряд полезных аргументов в защиту позиций ВВС.

Заходил полковник Аристов и доложил, что генерал Кузнецов Н.Ф. при беседе в МИДе вел себя чрезмерно застенчиво и все жаловался, что он просился за границу вместе с Каманиным, а его посылают одного. Надо будет подбодрить этого ”дипломата”.

Вчера в Кремле был прием премьер-министра Дании Отто Крага. Сегодня прием в посольстве ГДР. А завтра космонавты сдают электротехнику. Все ребята категорически и настойчиво просят освободить их от встреч и приемов. Вчера на приеме был только Гагарин, сегодня я разрешил не ехать всем.

Сегодня более 2-х часов беседовал с маршалом Руденко о насущной необходимости реорганизации Центра подготовки космонавтов в Государственный научно-исследовательский испытательный Центр космических полетов. Маршал целиком согласен с нашими мотивировками этого мероприятия, но он считает, что в создавшейся обстановке (заказы и пуск кораблей за РВСН) Малиновский отвергнет любое расширение Центра. Договорились написать Малиновскому письмо с просьбой разрешить усилить Центр высококвалифицированными специалистами по космической навигации, по учебным космическим кораблям и тренажерам, по тренерам экипажей и инженерами для проведения испытаний систем корабля и контроля подготовки кораблей к пуску. Реорганизовать ЦПК в исследовательский центр можно, но для этого нужно решиться воевать с большими головотяпами (с рангами министров), а на такую борьбу Вершинина или Руденко уже не поднять. Признаюсь и мне трудновато вести непрерывные бои с начальством.

далее