вернёмся в начало?
в) Реактивный дирижабль Н. Соковнина.


Черт. 55- Реактивный дирижабль Соковнина.

В 1866 году в С.-Петербурге была издана книжка „Воздушный корабль", соч. Н. Соковнина. В ней автор предлагает применить на воздушном корабле реактивный двигатель.

Сущность устройства корабля и двигателя по этому проекту такова: (черт. 55).

Аппарат относится к типу дирижаблей. Поддерживающей силой служит газ-аммиак, который заключается в 12 баллонах. Последние помещаются в ячейках ложкообразного корпуса I, разделенного одной продольной и пятью поперечными перегородками на соответствующее число камер, открытых снизу. Для того, чтобы аммиачные баллоны не вываливались из отсеков корпуса, снизу последнего укреплены ряд поперечин между перегородками—11, 22, 33, 44, 55. На поперечном разрезе и на виде снизу показаны два аммиачные баллона (6) в отсеках между 2-ой и 3-ей перегородками. К корпусу снизу, на вертикальных стержнях, подвешена платформа II, на которой располагаются люди и двигатель. Спереди и сзади платформы устроены рули высоты и поворотов. Материалом для корпуса и платформы служит особый картон Герления, бамбук и трубчатая сталь. Объем аммиачных баллонов, когда они занимают лишь половину объема отсеков, равен 2535 m3. Вес корабля 2623 kg. Так как аммиак лишь вдвое легче воздуха, то при объеме 2535 m3 он сможет у земли поднять лишь около 1367 kg. Поэтому от земли аппарат должен отделиться при полном заполнении отсеков, а затем, развивая большую скорость движения и сообщая уклон кораблю носом вверх, можно получить динамическую подъемную силу от подпора воздуха в дно платформы и тогда можно часть аммиака сжать машиной и поместить в особых сосудах.

Движение кораблю сообщается реакцией воздуха, вырывающегося из труб 8—8. Двигатель 7 сжимает атмосферный воздух и гонит его в трубы 8. Можно иметь также баттарею баллонов с готовым сжатым воздухом.

Автор ссылается на пример успешной работы аналогичного реактивного водяного двигателя, описанного Федоровым в № 9 морского сборника (1863 г.). Такой двигатель был построен в Антверпене в 1862 г. и сообщал пароходу достаточную скорость движения по воде (40 HP.). Для своего корабля Соковнин полагает достаточной мощность двигателя 2—3 силы.

Для изменения объема аммиака в баллонах, автор предлагает или, как сказано выше, сгущать газ, заставляя его соприкасаться с водой, которая поглощает газ, или вновь его расширять, подогревая воду, насыщенную аммиаком, и заставляя ее выделять опять газ.

Наконец, автор предвидит устройство эллингов для стоянки дирижаблей, ветроуказателей, маяков и проч. сооружений, которые теперь уже широко применяются.

Заключение. Не останавливаясь на критике самого дирижабля устройство которого и не конструктивно и не целесообразно, заметим, что идея применить для движения его силу реакции заслуживает внимания. К проекту Соковнина приложен и расчет этого двигателя, сделанный астрономом К, X. Кнорре. Вот этот расчет.
Данные: скорость корабля 19 m/sec.
площадь миделя 2223 кв. фут.
Диаметр труб (8)—1 фут.
Сумма поперечных сечений двух труб—1,5708 кв, фут.
Скорость истечения воздуха из труб—v.
Основное уравнение для определения скорости получим, приравняв сопротивление воздуха движению корабля сопротивлению воздуха, вытекающего из труб, т. е.
2223.192 = 1,5708. v2. откуда v = 714,9 m/sec.; к этой цифре еще следует придать 19 m, потому, что сами трубы движутся с этой скоростью, но подобной скорости достигнуть невозможно.

На это автор возражает, что на первое время можно удовольствоваться скоростью полета даже в 9 m/sec, и тогда полет будет возможен.

далее

назад