вернёмся в библиотеку?
«Самолет» 1935 год №11

Конструктора XI слета
Великий ракетный конструктор и великий авиаконструктор в молодости оба строили планеры
Тов. КоролевТов. Антонов

Планеры XI слета
(отрывок)

Планер СК-9

Назначение: двухместный планер для дальных буксировочных перелетов и полетов на дальность вдоль грозового фронта.

Конструкция планера — целиком деревянная. Крыло — двухлонжеронное, обшито 1-мм фанерой от низа заднего лонжерона до верха заднего лонжерона. Для придания устойчивости фанера подкреплена стрингерами. У раз'ема крыла на протяжении около 1,5 м наружная обшивка взята толщиною 1,5 мм. Остальная поверхность крыла обшита полотном. Лонжероны коробчатого сечения расположены на 10 и 50% хорды постоянно по размаху. Нервюры построены на концах из липовых реек. В результате такси конструкции крыло получилось в виде чрезвычайно жесткой коробки. Планер летал на скоростях до 180 км/час и в условиях сильной болтанки, причем крыло вело себя отлично. Узлы раз'ема — из углеродной стали, сварные с горизонтально расположенными болтами. Крепятся узлы к лонжеронам на пистонах. Крыло разнимается на 3 части (размах крыла 2 м). Элероны щелевые, каждый из двух частей. Конструкция элерона — безлонжеронная. Вместо лонжерона пропущены 4 стрингера, охваченные по носку 1-мм фанерой.

Фюзеляж — овального сечения, обшит фанерой 1 — 1,5 мм. Шпангоуты цельные, из липы, толщиною 6 мм и шириною 20 мм. Хвостовой отсек фюзеляжа, а также отсеки, где расположены сиденья, для придания им жесткости, зашиты изнутри фанерой 1 мм. На внутренней обшивке кабин приклеен дерматин, образующий внутреннюю отделку. Сиденья расположены одно за другим, причем второе место расположено между лонжероном центроплана. Места пилотов — открытого типа, закрываются крышками на автоматически заскакивающих пружинах. Для большей поддержки крышки имеют запоры в виде задвижек. Задвижки соединены тросом, проведенным к кольцу укрепленному на приборной доске. Таким образом, для того чтобы быстро открыть крышку, достаточно дернуть кольцо, открыть задвижки и крышка может быть легко вышиблена.

Амортизация состоит из резиновых колец, укрепленных на балке проходящей по низу через центральную часть фюзеляжа.

В фюзеляже имеются три больших багажника. Два из них расположены по обеим сторонам второго места в центроплане и легко доступны в полете, а третий багажник — между сиденьями пилотов. В боковых багажниках на XI слете была смонтирована инженером Вишневским двусторонняя радиостанция с радиусом действия до 70-100 км. Радиостанция была испытана и отлично работала. Управление все мягкого типа, тросовое. Характерной особенностью является повсеместное применение шарикоподшипников, что полностью себя оправдало, а в производственном отношении весьма незначительно усложнило и удорожило конструкцию. Ролики всюду заменены качалками, смонтированными на шарикоподшипниках, все шарниры рулей сделаны на шарикоподшипниках. В результате этого управление получилось необычайно легким. Планер имеет хорошо подобранные рули и поэтому обладает хорошей маневренностью и, по отзыву пилотов, приятным управлением. Хвостовое оперение все безлонжеронного типа. Всюду вместо лонжеронов пропущены 4 стрингера, зашитые фанерой в виде одной коробки.

На буксире машина идет очень легко, давления на ручку почти нет. Несмотря на то, что машина не была предназначена для парения в потоках обтекания, она неоднократно парила на XI слете при слабых южных ветрах (5-7 м/сек.)

Инж. С. Королев