Немногие знают, что в истории пилотируемой космонавтики было немало отмененных полетов. Создавались ракеты, разрабатывались программы экспедиций и необходимая для этого аппаратура, в Центре подготовки тренировались космонавты, но их старты так и оставались неосуществленными.
Мы никогда не видели на полосах газет, в телесообщениях о запусках кораблей лиц космонавтов Пономаревой, Соловьевой, Колодина, Воронова, Воробьева, Яздовского, Лисуна и многих других, не слышали их репортажей с космических орбит. Их судьбами распорядились обстоятельства: полеты, к которым они готовились, были отменены...
С. ШАМСУТДИНОВ, ведущий специалист ТО «Видеокосмос»;
И. МАРИНИН, заведующий отделом информации ТО «Видеокосмос»
После полетов кораблей «Восход» и «Восход-2» в 1965 году началась подготовка к запуску «Восхода-3» с программой научных исследований длительностью 10—15 суток. Часть аппаратуры, предназначенная для работы в условиях космического вакуума, размещалась в герметичной вогнутой в кабину корабля полусфере с иллюминатором и манипулятором.
В мае были сформированы и приступили к тренировкам экипажи. Основной: Борис Валентинович Волынов — командир корабля и Георгий Петрович Катыс — научный сотрудник Института автоматики и телемеханики АН СССР. Дублирующий: Георгий Тимофеевич Береговой и Лев Степанович Демин. Резервный: Владимир Александрович Шаталов и Юрий Петрович Артюхин.
С. Королев планировал запуск спутника на ноябрь 1965 года. Но к тому времени наметилось некоторое отставание от графика подготовки корабля. С опозданием поступала и научная аппаратура.
14 января 1966 года во время хирургической операции скончался Сергей Павлович Королев. После его смерти научную программа экспедиции отменили, а экипажи переформировали. Было принято решение — полет назначить на второй квартал 1966 года по военной программе длительностью до 20 суток. В основной экипаж вошли Б Волынов, Г Шонин, в дублирующий — Г.Береговой и В. Шаталов.
22 февраля 1966 года в процессе подготовки к полету «Восхода-3» был запущен беспилотный корабль «Восход», получивший после выхода на орбиту название «Космос-110». На его борту находились собаки Ветерок и Уголек. Совершив 22-суточный полет, корабль 16 марта благополучно возвратился на Землю.
ОКБ-1 возглавил Василий Павлович Мишин. По его мнению, «Восход», созданный на основе корабля «Восток», морально устарел и не соответствовал растущим потребностям пилотируемой космонавтики. Он добился у руководства военно-промышленного комплекса страны разрешения прекратить изготовление «Восходов» и закрыть эту программу исследований с тем, чтобы создать новый универсальный пилотируемый космический корабль «Союз». К тому времени кроме «Восхода-3» в ОКБ-1 были изготовлены корпуса еще нескольких аппаратов этой серии.
«Восход-3» так и не был выведен на орбиту, а готовившиеся экипажи расформированы С прекращением программы были отменены и другие полеты таких спутников, хотя по планам их должно было быть семь. Так, на конец 1966 — начало 1967 года намечался запуск «Восхода-4» с женским экипажем, при этом предусматривался первый в мире выход женщины в открытый космос. Предполагалось, что в основной экипаж войдут Валентина Леонидовна Пономарева и Ирина Баяновна Соловьева. Их дублеры — Жанна Дмитриевна Сергейчик (Ёркина) и Татьяна Дмитриевна Пицхелаури (Кузнецова). Ирина Соловьева должна была совершить выход в космос.
На 1967 год планировался запуск «Восхода-5» с медицинской программой полета длительностью в пять суток. Предусматривалось, что полетят космонавт ВВС и врач — представитель Института медико-биологических проблем (ИМБП) Министерства здравоохранения СССР.
Научная программа включала биомедицинские эксперименты с людьми и выполнение в ходе полета хирургической операции на подопытном животном — кролике. В связи с этим в ИМБП летом 1965 года был проведен медицинский отбор сотрудников института и сформирована группа, в которую вошли врачи Евгений Александрович Ильин, Александр Алексеевич Киселев, Сергей Олегович Николаев и Юрий Александрович Сенкевич, ставший впоследствии известным путешественником и ведущим телепередачи «Клуб путешественников». Они приступили к тренировкам и отработке научно-медицинской программы полета. Занятия проводились также в макете корабля «Восход», который был установлен в институте.
А. Киселев (слева) и Б. Егоров | Т. Пицхелаури (Кузнецова) | Ю.Сенкевич |
После дополнительных обследований к дальнейшей подготовке были допущены Е. Ильин, А. Киселев и Ю. Сенкевич. Для них на машиностроительном заводе «Звезда» были изготовлены кресла-ложементы и сшиты полетные костюмы.
Однако вскоре из-за прекращения программы «Восход» врачи вернулись к своей работе.
Чему же еще не было суждено осуществиться? На «Восходе-6» планировалось испытывать установку для автономного передвижения космонавта в открытом космосе. Она уже была создана специалистами «Звезды» под руководством Гая Ильича Северина.
«Восход-7» должен был завершить программу. Корабль и третью ступень ракеты-носителя «Союз» предполагалось соединить тросом длиной 50 м и с помощью двигателей ступени и корабля осуществить закрутку этой связки вокруг центра масс для проведения эксперимента по созданию искусственной силы тяжести. Проект разрабатывался Центральным специализированным конструкторским бюро (ЦСКБ) — филиалом №1 ЦКБЭМ в Куйбышеве под руководством Дмитрия Ильича Козлова.
В.Пономарева | Ж.Сергейчик (Еркина) | И. Соловьева | Г Катыс |
Е. ИЛЬИН |
В 1962 году в ОКБ-1 начали проектировать многоместный многоцелевой универсальный пилотируемый космический корабль под индексом «7К» (11Ф615), получивший название «Союз». Его первый беспилотный испытательный запуск состоялся 28 ноября 1966 года. После выхода на орбиту ему было присвоено наименование «Космос-133». Через двое суток при посадке траектория его спуска из-за сбоя в системе ориентации оказалась слишком пологой. Спускаемый аппарат (СА) перелетел территорию СССР и шел на посадку в Китае. Чтобы этого не произошло, из Центра управления полетом была выдана команда на подрыв СА.
14 декабря 1966 года при старте второго беспилотного корабля произошла авария ракеты-носителя. За несколько секунд до запуска двигателей автоматическая система управления ракеты прервала предстартовые операции. В это время сработала система аварийного спасения, и произошло воспламенение в контуре терморегулирования космического аппарата. В считанные секунды последовал взрыв его топливных баков и ракеты-носителя.
Третий испытательный полет «Союза» («Космос-140») начался 7 февраля 1967 года. Он продолжался двое суток и в целом прошел нормально. Но на участке торможения в атмосфере прогорело теплозащитное днище СА, аппарат приводнился в Аральском море и затонул.
В 1966 году ни один советский космонавт не работал на орбите. Следующий год был юбилейным — 50 лет социалистической революции. Партийное руководство страны требовало новых запусков пилотируемых кораблей, чтобы очередными успехами в космосе отметить эту дату.
Было решено, что предыдущие испытательные полеты корабля «Союз» допускают eго использование в пилотируемом варианте, поэтому и запланировали в апреле 1967 года старт двух аппаратов с космонавтами: «Союз-1» с одним человеком на борту, а через сутки — «Союз-2» уже с тремя. Далее намечалась стыковка спутников и переход двух космонавтов через открытый космос из «Союза -2» в «Союз-1». После этого корабли должны были расстыковаться и совершить посадку на Землю. Государственная комиссия утвердила командиром «Союза-1» Владимира Михайловича Комарова, а его дублером — Юрия Алексеевича Гагарина. На «Союз-2» был назначен основной экипаж в составе Валерия Федоровича Быковского, Алексея Станиславовича Елисеева, Евгения Васильевича Хрунова и дублирующий, в который вошли Андриян Григорьевич Николаев Валерий Николаевич Кубасов, Виктор Васильевич Горбатко.
23 апреля 1967 года в космос ушел «Союз-1». В спускаемом аппарате были установлены еще два кресла-ложемента для Елисеева и Хрунова. После вывода корабля на орбиту последовали отказы ряда бортовых систем. Не раскрылась и одна из панелей солнечной батарей, что вдвое сократило энергетические возможности и делало невозможной запланированную стыковку. Все попытки Комарова ликвидировать неисправность закончились неудачей. Тогда и было принято решение запуск «Союза-2» отменить, а полет «Союза- 1» досрочно прекратить. К несчастью, во время посадки произошел еще один отказ жизненно важной системы корабля. Не сработала парашютная система и спускаемый аппарат на огромной скорости врезался в Землю. Космонавт Владимир Михайлович Комаров погиб.
Спустя почти два года эта программа полета была выполнена экипажами кораблей «Союз-4» и «Союз-5». Переход через открытый космос осуществили Елисеев и Хрунов, которые входили в экипаж «неполетевшего» «Союза-2».
В 1964 году в СССР были начаты работы по программам УР500К-Л1 (пилотируемый облет Луны) и Н1-Л3 (посадка космонавтов на ее поверхность). Для облета Луны в ОКБ-1 создавался двухместный корабль 7К-Л1 (11Ф91). По программе Н1-Л3 разрабатывался лунный орбитальный корабль — ЛОК (11Ф93) и лунный корабль — ЛК (11Ф94), который должен был совершать посадку с одним космонавтом на поверхность Луны, а также ракета-носитель Н-1
В 1965 году в ЦПК была сформирована и приступила к тренировкам группа «лунных» космонавтов, которая в первую очередь начала готовиться к полетам по программе УР500К-Л1. Несколько позже начались занятия и тренировки по программе Н1-Л3
Программой УР500К-Л1 предусматривалось сначала осуществить 10 полетов беспилотного варианта корабля 7К-Л1, который впоследствии получил название «Зонд» 11-й и 14-й корабли должны были стартовать с экипажами на борту. При этом ставилась задача обеспечить приоритет СССР в первом пилотируемом облете Луны, так как Соединенные Штаты уже активно работали по программе «Аполлон». Полет планировался на июль 1967 года
Из-за недостаточности финансирования, проектных и производственных мощностей, скудности испытательной базы, а также по другим причинам выдержать напряженнейший график создания, а затем подготовки к пускам кораблей 7К-Л1 не удалось. Кроме того, испытательные беспилотные полеты часто оканчивались неудачно из-за аварий ракет-носителей и кораблей. Первый космический аппарат этой серии был запущен лишь 10 марта 1967 года под названием «Космос-146». Причем из-за отказа в системе управления ракетного блока «Д» ракеты-носителя «Протон» (УР500К) вместо разгона к Луне произошло торможение корабля, который по крутой траектории вошел в атмосферу Земли и разрушился.
В том же году были предприняты еще три безуспешные попытки запуска беспилотного 7К-Л1 к Луне. Один из кораблей, получивший название «Космос-154» и стартовавший 8 апреля, из-за отказа блока «Д» остался на орбите Земли 28 сентября и 22 ноября во время выведения на орбиту произошли аварии ракет-носителей «Протон». 2 марта 1968 года был запущен следующий корабль, получивший название «Зонд-4» Из-за отказа системы ориентации его не удалось направить к Луне, он вышел на высокоэллиптическую орбиту вокруг Земли.
К тому времени из группы космонавтов, готовившихся по программе УР500К-Л1, сформировали три экипажа. Первый: Алексей Архипович Леонов и Олег Григорьевич Макаров. Второй: Валерий Федорович Быковский и Николай Николаевич Рукавишников. Третий: Павел Романович Попович и Виталий Иванович Севастьянов. Очередность условна, так как основной экипаж не назначался.
Во время полета «Зонда-4» Попович и Севастьянов находились в Евпаторийском Центре управления полетом, в специальном изолированном бункере, и в течение шести суток вели переговоры с ЦУПом через ретранслятор «Зонда-4», имитируя тем самым полет к Луне и обратно. Перехватив информацию с борта «Зонда-4», специалисты НАСА в первый момент решили, что советские космонавты летят к Луне. Но вскоре все разъяснилось.
При возвращении аппарата оказалось, что посадка СА произойдет в нерасчетном районе, где не было советских поисково-спасательных судов. Поэтому по команде из Центра управления полетом СА был подорван, и его обломки упали в Гвинейский залив у берегов Африки
22 апреля 1968 года во время следующего старта из-за сбоя в системе управления кораблем сработала система аварийного спасения (САС) и полет был прерван. 15 сентября запустили еще один корабль — «Зонд-5», который впервые облетел Луну и приводнился в Индийском океане. 10 ноября стартовал «Зонд-6», также облетевший Луну и совершивший посадку уже на территории СССР. Правда, эти полеты нельзя было считать полностью успешными, так как возникали отказы некоторых бортовых систем. В частности, при посадке «Зонда-6» на высоте нескольких километров произошел отстрел парашюта и спускаемый аппарат врезался в землю, разбившись в лепешку. Из-за преследовавших программу УР500К-Л1 неудач, постоянных выяснений и устранений причин аварий ракет-носителей и космических аппаратов запуск первого пилотируемого корабля все время откладывался. Было решено, что прежде должны быть осуществлены три подряд полностью успешных полета беспилотного аппарата.
В конце 1968 года стало ясно, что США могут опередить СССР в первом пилотируемом полете к Луне. И тогда космонавты трех «лунных» экипажей написали письмо в Политбюро ЦК КПСС с просьбой разрешить лететь к Луне немедленно, невзирая на аварии, обосновывая свое решение тем, что пребывание космонавтов на борту корабля повысит надежность полета.
В первых числах декабря они вылетели на Байконур и находились там в течение недели на тот случай, если поступит срочное указание запустить пилотируемый корабль. Космонавты усиленно тренировались и были готовы стартовать в любой момент.
Но решения о запуске не последовало. А 21 декабря «Аполлон-8» с тремя астронавтами на борту направился к Луне и 24 декабря вышел на орбиту вокруг нее. Совершив 10 витков, корабль перешел на траекторию полета к Земле и 27 декабря благополучно приводнился в Тихом океане.
Через девять дней мы запустили еще один беспилотный 7К-Л1 и вновь неудачно из-за неполадок в двигателях во время выведения ракета-носитель была подорвана.
Вскоре от пилотируемых полетов по программе УР500К-Л1 отказались, так как они потеряли смысл. СССР проиграл первый этап «лунной» гонки. 8 августа 1969 года и 20 октября 1970 года были запущены «Зонд-7» и «Зонд-8», которые совершили облет Луны и благополучно вернулись на Землю. После этого программа была окончательно закрыта.
Но у нас еще оставался шанс обойти США с первой высадкой человека на поверхность Луны. Эту цель преследовала программа Н1-Л3. По ней, в частности, стали тренироваться экипажи: Леонов и Макаров, Быковский и Рукавишников. Леонову или Быковскому предстоял выход на поверхность Луны.
21 февраля 1969 года был осуществлен первый испытательный запуск ракеты-носителя Н-1. В качестве полезной нагрузки установили автоматический корабль 7К-Л1С (11Ф92). Но из-за аварии первой ступени РН полет прекратили, и ракета упала в нескольких десятках километров от стартовой площадки.
Вторая попытка запустить Н-1 с тем же кораблем и макетным ЛК (11Ф94) была предпринята 3 июля 1969 года. Через несколько секунд после старта взорвался один из двигателей первой ступени. Последовала серия взрывов, и ракета упала, разрушив стартовый комплекс. В случае успешных запусков корабли 11Ф92 должны были выйти на орбиту Луны и произвести фотографирование предполагаемых районов посадок ЛК.
21 июля 1969 года в США стартовал КК «Аполлон-11», и 24 июля американские астронавты Нейл Армстронг и Эдвин Олдрин впервые в истории человечества высадились на поверхность Луны. Это в значительной степени предопределило судьбу пилотируемых полетов по программе Н1-Л3. Кроме того, стало ясно, что на доработку РН Н-1 и восстановление стартового комплекса потребуется достаточно много времени. Поэтому решили подготовку космонавтов для лунных полетов прекратить. Экипажи расформировали, а космонавтов перевели на другие программы.
Дважды еще пускали Н-1: 27 июня 1971 и 23 ноября 1972 года. И оба раза ракеты взрывались из-за аварий первых ступеней. В августе 1974 года предполагалось запустить пятую РН Н-1. К тому времени был подготовлен новый проект длительных экспедиций космонавтов на Луну — Н1-Л3М. В соответствии с ним наша лунная экспедиция могла состояться в конце 70-х годов. Но в мае 1974 года все эти работы закрыли.
В рамках программы Н1-Л3 для стыковки лунного орбитального корабля с лунным кораблем разрабатывалась радиотехническая система сближения и стыковки «Контакт». В 1970 году для проведения испытаний этой системы в условиях реального космического полета на орбите вокруг Земли началась подготовка к запуску двух пилотируемых космических кораблей «Союз» типа 7К-ОК.
После выведения на орбиту корабли должны были провести маневры по взаимному поиску и сближению, состыковаться и некоторое время совершать совместный полет. Затем расстыковаться и приземлиться.
К полету на «активном» корабле готовились Анатолий Васильевич Филипченко, Георгий Михайлович Гречко и их дублеры — Лев Васильевич Воробьев и Валерий Александрович Яздовский.
Основной экипаж «пассивного» корабля — Георгий Тимофеевич Добровольский и Виталий Иванович Севастьянов, дублирующий — Василий Григорьевич Лазарев и Олег Григорьевич Макаров.
Л. Воробьев (слева), В. Яздовский, 1973 год. Во время подготовки к полету на корабле «Союз-13» |
Но система «Контакт» постоянно дорабатывалась, по этой причине откладывались и старты кораблей. К началу 1971 года стало ясно, что «Контакт» в ближайшее время не будет применяться на космических аппаратах. Для стыковки же транспортных кораблей «Союз» с долговременными орбитальными станциями (ДОС) была выбрана система «Игла» и стыковочные узлы типа «штырь — конус». В связи с этим полеты по программе «Контакт» в январе 1971 года были отменены.
В конце 60-х годов Центральное конструкторское бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ) под руководством В. Мишина приступило к созданию долговременной орбитальной станции (ДОС). В ее основу легли многие технические решения орбитальной пилотируемой станции «Алмаз», проектируемой с 1965 года Центральным конструкторским бюро машиностроения В. Челомея.
Тогда же для работы на ней в ЦПК была отобрана группа космонавтов, позднее, в 1970 году, сформированы первые три экипажа. Для доставки их на станцию на базе орбитального корабля «Союз» типа «7К-ОК» (11Ф615) разработали транспортную модификацию корабля «7К-Т» (11Ф615А8), рассчитанную уже на трех космонавтов, которые в течение всего полета были без скафандров.
На третье кресло в кабине корабля «Союз» претендовали как военные инженеры из отряда космонавтов ВВС, так и гражданские из отряда космонавтов ЦКБЭМ. Возникшее разногласие удалось разрешить компромиссом — военные и гражданские инженеры в экипажах должны были чередоваться.
В соответствии с этим были организованы экипажи на ДОС-1. Первый: Георгий Степанович Шонин, Алексей Станиславович Елисеев, Николай Николаевич Рукавишников. Второй: Алексей Архипович Леонов, Валерий Николаевич Кубасов, Петр Иванович Колодин Третий: Владимир Александрович Шаталов, Владислав Николаевич Волков, Виктор Иванович Пацаев. Несколько позже подготовку начал еще один экипаж в составе Георгия Тимофеевича Добровольского, Виталия Ивановича Севастьянова и Анатолия Федоровича Воронова. В феврале 1971 года произошли изменения: Шонина заменил Шаталов; в третий экипаж назначили Добровольского; в четвертый - Губарева.
19 апреля 1971 года первая станция была выведена на орбиту, получив название «Салют» 23 апреля на «Союзе-10» к ней стартовали Шаталов, Елисеев и Рукавишников. Во время стыковки возникло повреждение стыковочного узла корабля. Из-за неполного стягивания аппаратов герметичность стыка не обеспечивалась. В такой ситуации переход космонавтов на борт станции оказался невозможен. Экипаж получил указание отстыковаться и возвратиться на Землю. Выполнить команду космонавтам удалось лишь через несколько витков. К счастью, при этом стыковочный узел станции остался не поврежденным.
К полету на «Союзе-11» стали готовиться Леонов, Кубасов, Колодин, а их дублерами стали Добровольский, Волков и Пацаев.
А. Воронов |
В конце мая подготовка была окончена, и экипажи вылетели на Байконур. За три дня до старта медики обнаружили у Кубасова затемнение в легких и отстранили его от полета в связи с подозрением на заболевание туберкулезом. После этого рассматривалось предложение о замене его Волковым.
Но на заседании Госкомиссии за 10 часов до старта было объявлено, что экипаж Леонова от полета отстраняется, а полетят Добровольский, Волков, Пацаев. 6 июня «Союз-11» стартовал. Космонавты успешно состыковались со станцией и приступили к выполнению программы.
Интересно, что чуть позже при повторном, более углубленном медицинском обследовании Валерия Кубасова медики свои претензии сняли, поэтому Леонов, Кубасов и Колодин начали подготовку к полету на станцию «Салют» на следующем корабле «Союз-12». Запуск планировали на июль—август 1971 года. Дублерами назначили Губарева, Севастьянова и Воронова.
29 июня 1971 года во время посадки «Союза-11» произошла катастрофа — разгерметизировался спускаемый аппарат. Космонавты Добровольский, Волков, Пацаев погибли, так как были без скафандров. Для расследования ее причин была образована комиссия, тем не менее подготовка к следующему полету экипажей Леонова и Губарева продолжалась.
В сентябре 1971 года состоялось заключительное заседание комиссии, на котором Леонов сказал, что его экипаж готов выполнить задание. Но приняли иное решение: полеты временно прекратить и провести доработку корабля «Союз». В дальнейшем космонавты должны были располагаться в них в скафандрах, поэтому «Союзы» могли вместить уже только двух человек. Учитывая это, из экипажей Леонова и Губарева вывели Колодина и Воронова. Таким образом, из четырех намечавшихся полетов на ДОС-1 были выполнены только два. Планируемые на август—сентябрь 1971 года старты «Союза-12» и «Союза-13» отменены.
С 29 июня 1971 года станция «Салют» совершала полет в автоматическом режиме, а 11 октября она сошла с орбиты и прекратила существование.
Для подготовки к полетам на следующую станцию ДОС-2 в конце 1971 года к Леонову и Кубасову, Губареву и Севастьянову присоединился еще один экипаж — Лазарев, Макаров, а также космонавты Гречко и Климук, которые в тот момент не были в экипажах. Вскоре экипаж Губарева переформировали, а составы и очередность полетов экипажей на ДОС-2 определили окончательно.
П. Колодин
Первыми в августе 1972 года должны были лететь Леонов и Кубасов на кораблe «Союз-12». Затем — их дублеры — Лазарев и Макаров. За ними — Губарев и Гречко. Последними на ДОС-2 предполагалось направить Климука и Севастьянова.
Но ни одного полета на станцию ДОС-2 не состоялось. Все их отменили из-за того, что станция не вышла на орбиту, так как 29 июля 1972 года во время пуска произошла авария ракеты-носителя. Если бы этого не случилось, станция получила бы название «Салют-2».
В. Лазарев и О. Макаров у станции ДОС-2, которая в случае успешного запуска получила бы название «Салют-2» (снимок из архива ТО «Видиокосмос» публикуется впервые) |
После неудачи с ДОС-2 в ЦКБЭМ срочно стали готовить к запуску ДОС-3. Все космонавты, которые должны были работать на ДОС-2, начали подготовку к полетам уже на эту станцию.
11 мая 1973 года она была выведена на орбиту, однако на первых же витках на ней вышла из строя система ориентации, из-за чего эксплуатировать ее в пилотируемом режиме было невозможно. Станцию назвали «Космос-557». Долгое время факт запуска орбитальной станции скрывался.
Планировавшиеся полеты вновь отменили, космонавтов перевели на другие программы. В частности, экипаж Леонова начал готовиться по советско-американской программе «ЭПАС», остальные — к автономным орбитальным полетам, впоследствии реализованным на кораблях «Союз-12» и «Союз-13».
В январе 1973 года первая орбитальная пилотируемая станция (ОПС) «Алмаз» военного назначения была доставлена на Байконур, а 3 апреля под названием «Салют-2» ее вывели на орбиту.
К тому времени уже закончилась подготовка трех экипажей для работы на борту станции «Алмаз». В первом из них — Павел Романович Попович и Юрий Петрович Артюхин, во втором — Геннадий Васильевич Сарафанов и Лев Степанович Демин, в третьем — Борис Валентинович Волынов и Виталий Михайлович Желобов.
На середину апреля намечался запуск первой экспедиции на «Салют-2» на транспортном корабле «Союз», который после выведения на орбиту получил бы номер 12. Но на тринадцатые сутки полета, 15 апреля, произошла внезапная разгерметизация отсеков орбитальной станции, затем перестала поступать телеметрическая информация. Старт корабля «Союз» с космонавтами Поповичем и Артюхиным был отменен за несколько дней до намеченной даты. 29 апреля ОПС-1 прекратила свое существование.
Экипажи, осваивавшие выполнение работ на «Салюте-2», приступили к подготовке к полетам на ОПС-2, которая вышла на орбиту 25 июня 1974 года под названием «Салют-3». С опозданием более чем на год начались пилотируемые полеты по программе «Алмаз». 4 июля «Союз-14» доставил на станцию Поповича и Артюхина.
Второй экипаж — Сарафанов и Демин — стартовал на корабле «Союз-15» 26 августа 1974 года. Но состыковаться со станцией им не удалось из-за отказа системы автоматической стыковки «Игла» на «Союзе-15». Космонавты пытались выполнить эту операцию в ручном режиме, но также безуспешно. При этом в одной из попыток корабль едва не столкнулся со станцией. Через два дня они приземлились.
Комиссия, расследовавшая причины аварии, приняла решение о доработке «Иглы» и прекращении эксплуатации ОПС-2 в пилотируемом режиме. Так был отменен полет третьего экипажа на «Союзе-16».
А к нему готовились Волынов и Жолобов. Их дублеры — Зудов и Рождественский. Для этого полета уже был выделен космический корабль, который спустя год, 17 ноября 1975 года, в беспилотном варианте с доработанной системой стыковки вывели на орбиту под названием «Союз-20». Через двое суток он состыковался со станцией «Салют-4» и совершал с ней совместный полет до 16 февраля 1976 года. При этом проводились ресурсные испытания бортовых систем корабля.
А ОПС-2 прекратила свое существование раньше — 24 января 1975 года.
ОПС-3 «Алмаз» была выведена на орбиту 22 июня 1976 года под названием «Салют-5». На ее борту работали экипажи кораблей «Союз-21» (Б. Волынов, В Жолобов) и «Союз-24» (В Горбатко, Ю. Глазков). В. Зудову и В Рождественскому на «Союзе-23» со станцией состыковаться не удалось, поэтому планировалось отправить к ней дополнительный четвертый экипаж в качестве третьей экспедиции
Начали готовиться Анатолий Николаевич Березовой, Михаил Иванович Лисун и их дублеры — Владимир Сергеевич Козельский и Владимир Евгеньевич Преображенский. Старт «Союза» под номером «25» планировался первоначально на март 1977 года.
Но дополнительный космический корабль, как выяснилось, мог быть готов лишь к тому времени, когда на ОПС-3 для поддержания орбиты иссякли бы все запасы топлива и она находилась бы в неуправляемом полете, что, естественно, делало невозможной стыковку. По этой причине было принято решение о прекращении эксплуатации ОПС-3 в пилотируемом режиме.
История программы «Алмаз» началась с отмененного первого полета, отмененным полетом и закончилась. 8 августа 1977-го станция «Салют-5» после 412-суточного полета вошла в плотные слои атмосферы и прекратила существование над пустынными районами Тихого океана.
Орбитальная станция второго поколения «Салют-6» была выведена на орбиту 29 сентября 1977 года. Она имела уже два стыковочных узла. В связи с этим в ЦПК стали готовить экипажи по программе длительных (основных) и кратковременных экспедиций (посещения).
К моменту запуска «Салюта-6» в Звездном городке по программам основных экспедиций проходили подготовку четыре экипажа: Владимир Васильевич Коваленок и Валерий Викторович Рюмин, Юрий Викторович Романенко и Александр Сергеевич Иванченков, Владимир Афанасьевич Ляхов и Георгий Михайлович Гречко, Леонид Иванович Попов и Борис Дмитриевич Андреев.
К посещению станции готовились восемь пар. Для первой экспедиции основной экипаж — Владимир Александрович Джанибеков и Петр Иванович Колодин. Их дублеры — Василий Григорьевич Лазарев и Олег Григорьевич Макаров. Остальные шесть экипажей тренировались по международной программе «Интеркосмос» с участием космонавтов ЧССР, ПНР и ГДР.
9 октября 1977 года стартовал «Союз-25» с космонавтами Коваленком и Рюминым. Однако этот экипаж не смог состыковаться с «Салютом-6» и 11 октября, не выполнив программы полета, приземлился. Планировавшийся запуск «Союза-26» с Джанибековым и Колодиным отложили до прибытия на станцию следующей основной экспедиции — Романенко и Иванченкова.
М. Лисун. Фото из архива
ТО «Видвокосмос».
Государственная комиссия сделала вывод, что одной из причин невыполнения стыковки явилось то, что экипаж «Союза-25» состоял из космонавтов-новичков. Поэтому приняли и поныне действующее решение: в каждом составе должен быть хотя бы один опытный космонавт. Как следствие, в октябре 1977 года все экипажи переформировали. Теперь к первой основной экспедиции стали готовиться Романенко и бортинженер Гречко, который уже побывал в космосе. Во второй экипаж вошли Коваленок и Иванченков, в третий - Ляхов и Рюмин, в четвертый - Попов и Лебедев, в пятый -Зудов и Андреев.
Для экспедиции посещения в основной экипаж вместо Колодина вошел Макаров Лазарев — первоначально командир дублирующего экипажа и бортинженер Стрекалов были переведены на программу подготовки к полету на модифицированном транспортном корабле «Союз Т». Колодина в новый экипаж не назначили, и он прекратил занятия. Так из-за отмены полета «Союза-26» в ноябре 1977 года сорвался еще один его полет.
Впервые корабль серии «Союз Т» («Союз Т-2») был запущен с космонавтами на борту 5 июня 1980 года. Его пилотировали Ю. Малышев и В. Аксенов Экипаж состыковался со станцией «Салют-6», а через четверо суток после старта, успешно выполнив программу испытательного полета, вернулся на Землю.
В четвертом квартале того же года к «Салюту-6» должен был улетать «Союз Т-3». Поскольку планировались и медицинские эксперименты, в экипаж включили космонавтов-исследователей ИМБП В. Полякова и М. Потапова. Основной была тройка: Василий Григорьевич Лазарев, Геннадий Михайлович Стрекалов и Валерий Владимирович Поляков, их дублеры — Юрий Федорович Исаулов, Николай Николаевич Рукавишников и Михаил Георгиевич Потапов.
Однако в термосистеме «Салют-6» возникла неисправность, которую надо было устранить, поэтому от полета корабля «Союз Т-3» с медицинской программой пришлось отказаться. А готовиться стали Леонид Денисович Кизим, Олег Григорьевич Макаров и Константин Петрович Феоктистов (он участвовал в проектировании станции «Салют-6»). Экипажи с космонавтами-исследователями ИМБП сделали соответственно дублирующим и резервным. Но незадолго до старта Феоктистов по состоянию здоровья был отстранен, и его место занял Стрекалов.