вернёмся в библиотеку?

"Техника-молодежи" №2-1939

П. ГРОХОВСКИЙ
Рисунки А. КАТКОВСКОГО и Н. ПРЕОБРАЖЕНСКОГО

РЕАКТИВНЫЙ СТРАТОПЛАНЕР


Стратопланер в вертикальном элинге

До сих пор полеты в стратосферу осуществляются исключительно с помощью стратостатов. Несмотря на то, что на стратостате можно достичь значительных высот, все же в условиях полета стратостата нельзя исследовать такие важнейшие вопросы, как, например, аэродинамические свойства стратосферной среды, действие разреженного воздуха на металл во время скоростного полети, вибрация, работа моторов и т. д. Между тем изучение всех этих вопросов необходимо для создания стратосферного самолета.

В 1934 г. в журнале «Техника — молодежи» № 8 была выдвинута идея стратопланера. Эта идея вскоре получила у нас в стране практическое осуществление.

Стратопланер — это тот же стратостат, к оболочке которого вместо шарообразной гондолы подвешивается планер с герметической кабиной. При достижении определенной высоты планер легко отцепляется от оболочки и самостоятельно спускается на землю. Несколько таких пробных полетов, пока еще на небольшую высоту, уже были произведены (см. журнал «Техника — молодежи» №12 за 1938 г.).

Дальнейшим развитием идеи стратопланера может явиться реактивный стратопланер для подъема на большую высоту. Этот летательный аппарат представляется нам в следующем виде. Оболочка имеет объем в 50 тыс. куб. м; тросы, на которых подвешивается планер, в отличие от обычного наружного крепления, введены своими верхними концами внутрь оболочки, где и закреплены на внутренней поверхности ее.

Планер с герметической кабиной имеет в крыльях шесть реактивных камер, работающих на жидком топливе. В настоящее время такие реактивные приборы для работы в течение 5-7 мин технически проработаны достаточно полно.

В полете

Кабина планера рассчитана на двух пилотов и имеет двойное управление.

В случае разрыва оболочки стратопланера пилоты могут произвести мгновенную отцепку планера. Кроме того, в задней части кабины помещается парашют; при необходимости парашют открывается и стягивает кабину с крыльев планера. Эта операция облегчается тем, что кабина закреплена между крыльями автоматически выключающимися замками. В самой кабине имеется нижний люк, через который экипаж может выскочить, воспользовавшись индивидуальными парашютами и кислородными приборами.

Планер может быть поднят оболочкой до высоты 25-30 тыс. м. При достижении предельной высоты планер отцепляется от оболочки и переходит в пике, т. е. устремляется носом вниз, При таком свободном падении в разреженной среде, где сопротивление воздуха невелико, планер быстро набирает скорость 500 км в час и выходит из пике. В тот же момент включаются реактивные камеры, и в течение 6-7 минут с высоты в 25 тыс. м набирает потолок в 50 тыс. м. Здесь летчики производят все необходимые исследовании и начинают планировать к земле. Вначале спуск в разреженной среде совершается с большой скоростью, но по мере приближения к земле планер встречает на своем пути все более и более плотные слои воздуха, так что при посадке скорость планера составит всего 60-80 км в час.


На большой высоте планер отцепляется от стратостата, и в этот момент начинают работать ракетные двигатели.
Обратный путь к земле стратонавты совершают посредством планирования. В случае авария спуск планера может быть произведен на парашюте.

Что касается оболочки стратопланера, то она после отцепки планера поднимается на высоту 35 тыс. м. При оболочке имеется радиоприбор системы проф. Молчанова, который автоматически записывает и передает на землю некоторые данные о стратосфере.

Обычно старт стратостата связан с большими трудностями. Даже незначительный ветер вызывает большие ветровые перегрузки, которые грозят аварией. Для того чтобы обеспечить удачный старт в любую погоду, можно построить вертикальный элинг, углубленный в землю на 50-60 м. В таком элинге удобно производить наполнение оболочки водородом, для чего вблизи элинга размещаются газохранилища. Контроль оболочки перед стартом, который обычно выполняется с помощью шаров-прыгунов, в вертикальном элинге значительно упрощается. Здесь по стенам тянется винтовая лестница, позволяющая осматривать любую сторону оболочки.

Старт производится путем автоматической отцепки штопорных приспособлений, удерживающих стратопланер в элинге.

Для того чтобы при вылете планер не ударялся о стены элинга, снизу планера подвешивается предохранительная крестовина. Как только планер вышел из элинга, крестовина автоматически отцепляется.

Для старта достаточно пяти-шести человек.

Реактивный стратопланер и вертикальный элинг позволят наладить регулярные полеты в стратосферу для всестороннего изучения ее. Это изучение откроет путь стратосамолетам в новые, не достигнутые еще выси стратосферы.