вернёмся в библиотеку?

"Техника-молодежи" №8/9-1946


Л. ШТЕРНФЕЛЬД

Рис. Н. СМОЛЬЯНИНОВА

-' '?' ' ?

? ' р- *

-г" Г

?»*

Г г"

'-г'

г"р

Ч +

г V

Неактивная, те&нина в России находилась на очень высоком уровне еще в Петровскую эпоху. Слава рус* снах пиротессниное гремела во всем мире»

В XIX веке русская реактивная артиллерия помогала биться за отечество па полях сражений.

Труды ученым- Константинова, Кибальчича, Циолковского - зало­жили фундамент реактивной авиа­ции*

В годы Великой отечественной

войны ракета вернулась к нам иа

глубины веков, обновленная и пре­

ображенная последними достиже-

ниями техники. Враги испытали па

себе сокрушительные удары «гвар­

дейским минометов»* '

Реактивная теоонииа помогает сегодня создавать летательные аппараты пебывалызе скоростей и мощностей,

ш

Ч г

?и*

.....я-

?/?Г

-Г.

г' Ь-

" * ?Ъ ,

?"??;,

у

бо*ге,чем лес-

бы его

$Ъ/ по качеству

,

спле

'^

.;'.-'-*.

*. 4

?:;??"?'?'..?.? -

Мг1 ~ " #.

.ц-Н| -.-л,.

ОЪ/ его

\

Количестве п

г(ле О'Ъ/ по ИйчесгЗу

Онлюр

Л агсиий после. ттН

а// 4АНЯ.

- '?"'

^^. ^^г^ ^^Г

хои отечественной •Сипы ракета вернулась н лам из шлубины веков, обновленная и пре-ображепнап последними достиже-пинми техники. Враги испытали па себе сокрушительные удары «ыар-оепских лшномстов».

Схкпнхвной хвоап

пакета,

В 1680 году в Москве основалось первое макетное введение», в работах которого ?последствии принимал деятельное участие

Петр I.

<П генваря был на царском дворе ж ви-ид его Величество младшего даря, который ««« 8аняД приготовлением фейерверка», шшет ъ 1690 году в своем дневнике дея'

(рис 5?тровсвой эпохн Патрик Гордон

? ™ая с конца хуп века^ Ракетное в Россия было поднято на необычай-ную высоту. Основой этому было массовое ^оизводство отличного русского пороха

^ с Развитиек порохового ироиз-усовершенствовалось а иаготовде- Т артиллерийских кругах до -т> ч^ петровская сигналь- Та обРа91*а 1717 года употреблялась 3). и31*ененЕЯ оеоло двух веков

Реактивная теооника помогает сегодня создавать летательные аппараты небывалых скоростей и мощностей,

л*

,.'>?*

рудно

касса

*-*>

какая

? 4*

Г

л

'?I

V*.

I

Г Л

руд себе представить, какг

масса пороху истлевается аа икрами в увеселениями при получении ра­достных вестей, на торжествах и при салютах...», пишет в своем донесении в начале XVIII века датский послан­ник в Россия.

Дерсд нами стярпнтше гравюры* «Изображение увеселительных огней, представленных при случае торже­ства выключенного Россией с Иор-тою Оттоманскою вечпого мира. Под Москпой на Ходынке июля 16 дня 1775 года» (рис. 1) и фейерпорк вре­мен Лины Иоанновны в 1730 году

(рнс. 2).

осо-100

«бутка из

«Наконец окончание увеселитель­ных огней произведет великолепный и разновидный павильон, составлен­ный из сорока двух тысяч ракет Для запуска было приготовь

бое приспособление ракет» (рнс. 3).

.* I

В первой половине XIX века Петербургская пиротехническая лаборатория изготовляла для воль-ной лродаз&к ракеты стойкостью ох 14 копеек до нескольких тысяч рублен. Тогда ж© впервые был

я реактивный прикдия дкнження но воде бутафорсквх

уток, уусей и лебедей (ряс, 4).

С \

! I

*Г-- л Ин

* -

^

эд.

Г

!

1836 г.» мы находим интересный проект радетдой вонхрмниной системы военно­го инженера генерала К. А. Шяльдера (рис. 3). Это целое фортификационное сооружение с трубами для действия фу­гасами в гильзах с «ракетами, сквоаь

В пиротехнической книге Федора Чалеева (напало XIX века) можно найтн описание и детальные пертежн боевой составной ракеты, относящей­ся к конду XVI века (рис.1).

В паротитнжпееюоЙ живи* 1а>л*«в& нячядо XIX вежвЛ

м детальные

слетав мои рпж«Л"М, отм

СИ Ж КОВЦУ XVI Ь. »;д <рМС. 1)

«>т»> с а мал ракгт*, прворпт» т

ня поте рой р»,лмо оспаря-

вдетсл еовргм^пяымл ?•обретет'-

спитой для по старщмиой «янг*

|>а-

;:

:че

есЕШ

оиытов под Крлсмии Селол с 1832 но

артнллеряяс-яро

тстаяовкг.

У пые раг. г;.1

?я ел ж Наверху фунтовой ракета с

ТТ\ вежа (ряс. 5) п:<.ряд ? нааяпченве. прицел!.н.чя ранета с двух­ гранатой; ни;кр - навесная

шестифу^тпвой граямтой; *вийу--ри.;р.?.. учебной ракеты. У&е- в XIX ьеис ирахеаядвсь вяря*

С

р р р

жемнфера, усиоваивающего колебания

б ? 7), которые з;п1т<-калиеь С орнгя-ж»дьвого станка. Уролспь наклона его регулировался по отвесу, опущрпяочу й с водой, которая пгради роль

I

г

1436 г.> мы *яхидим

о* В0НТрМВН1{0[1 СНСТвИЫ

:гчо^а г^мсралд К. А. Шялг. 3). Зто целое фортнфпкядяп

еооружевас с труГтия для д^иствая

глс.чмя п гяльзах с «рпю'тлжи, сг. глвеспроианный 6 рус л; ер ложемеятноЛ бп'ь.;' ^' птскармыин».

* XV

В 1ЧГуЧ Году при взятии кои аи дс«О# крепости Ак-Мечетн (сииреионаыв город Квил-Ордп) на раииих иуи!цив бг.глу выпущено по крепости большое коли­чество рпкет (рис. *). Ракеты поднови­лись ии иор^людах н о успехом заме-

?й-

ТА:

готопл^нне рякет и пороховых составов всегда являлось до-..-ложным долом. С полукустарного способа работ изготовление рлкет быстро перешло в России на промышленную основу.

Вот иллюстрация* заимствованная из сочинения Демидова о ра­кетах, относящаяся к 1821 году (рпс. 1). Приборы для изготовления состав о в характеризуют высокий тровепь производства.

В 18-47 году рукоподство петербургский ракетным заведением переходит в руки генерала Константинова. Под его руководством кустарщина в ракетной производстве была окончательно изжита.

Боевые ракеты были испытаны, стандартизованы, новые станки

и хгрпборы была изготовлены специально для улучшения произ­водства.

> -у

пи сгний!

? И'1!-

V -.

;?/

* -

Г ?1

^

*,-?

,*>:'?

н

- •:• л-

\ ^

?- V

г

/

г

*?*'->

4-

^

/??*-,*!

шж

I *

Изготовленный в Париже в 1860 году по чертежам Констан­тинова гидравлический пресс для набивки ракет (рис. 2) по­лучил признание не только в России, но и за границей.

Все основные процессы были механизированы. Вот бочка сн-стемы Константинова для сме­шивания раветяого состава (рис. 3). Вот специальная ма-пшяа для сверления пустоты в ракетах, набитых сплошь (рис. 4).

Наконец испытания действия с а я их ракет также проводились яа строго научной основе.

Константиновым: в 1853 году был сконструирован специаль­ный баллистический маяхынк для испытания ракет (рис. 5). На этом маятнике с помощью сако-загшсывающего прибора отме­чалось действие испытуемой

ракеты.

Такие наборы впервые но-

Щ явились з России, и не в XX ве­

ке» как обычно ают

а еще в XIX веке*

'"' ?? /

В. СЫТИН

«Я еще мало знаю»

Бсее 70 лет назад в домике одного из переулков на Остоженке (теперь Метростроевская улица) жил глухой юноше в комнате с окном во дпор.

Угол крыши сарая отрезал большой кусок неба и земно­го ландшафта, открывавшегося из окна. За исключением редких утренних ча'сов, когда солнечные лучи прорывались через постройки, в комнате было сумрачно. Два стола, эта­жерка, кровать и табурет составляли ее меблировку. На всех этих предметах лежали книги: и тетради. Один стол был похож одновременно и на лабораторный - химика - и я а верстак слесаря.

При беглом осмотре комнаты бросалось в глаза еще одно обстоятельство - нигде не было видно посуды. Лишь на подоконнике стояла старинная оловянная тарелка с черным хлебом...

Этот хлеб служил основной пищей хозяйку комнаты. Он редко покупал чай, сахар или картошку. Несколько рублей в месяц, которые он получал от отца, лесничего, уходили на покупку книг, материалов для странных, приборов, реак­тивов и химической посуды.

И обычно раз в три дня он, брал в: булочной на углу! Зу­бовской площади на 9. копеек черного хлеба и .жевал его, >запквая водой, когда чувствовал приступы голода...

Однажды весной 1874 года юноша вернулся домой, рань­ше обыкновенного и в очень

И тогда юноша выпрямляется, берет- карандаш и наискось

пишет на чертеже: . .

Ищет хлеба, не находит, И, во сне видит летящую

«Это еще детская работа. Я еще мало знаю. К. Циолков­

ский». .

ложится в кровать и засыпает, космических просторах сбою

маятниковую машину и еще лшого чудесного, и горы хлеба, который доступен каждому... Кто, хочет, тот берет и ест...

Двадцать лет спустя

90-х годах прошлого столетия в Калуге, на тихой, гу­сто поросшей гусятником- . и подорожником "Георгиевской улице стоял дом, который знали. все местные жители.

Для одних это был дом учителя', для других - чудака, у которого «не все хорошо в гблове», Для! третьих - человека замечательного.

Впрочем, таких было немного - В. И. Ассонов, податной инспектор, и. его сыновья Александр- и Владимир, Николай Гончаров, племянник известного писателя, и аптекарь Кан-»инг...

Не простым провинциальным учителем: и тем более чуда­

ком считали хозяина дома на Георгиевской улице Констан­

тина Эдуардовича Циолковского и еще несколько человек -

не калужан. .

Это были люди знаменитые к горизнан-но замечательные: профессор Столрт^р. - т^адЬйДВйЙЦДШШ^Ф^-чит<г профессор

инамики, соз-IX конструк-

%от хле<э служил основной; пищей хозяйку комнаты. Он

педко покупал чай, сахар или картошку. Несколько рублей

в месяц* которые он получал от отда, лесничего, уходили

на покупку книг, материалов для странных приборов,. реак-

т»вов и химической посуды. .

"и обычно раз в три дня он; брал й булочной на углу; Зу­бовской площади на 9. копеек черного хлеба и жевал его, запивая водой, когда чувствовал приступы голода...

Однажды веской 1874 года юноша вернулся домой--рань­ше обыкновенного и в .очень -возбужденном состоянии. Обычно он засиживался?:? .а библиотеке Черткова» а затем до ночи ходил по городу, обдумывая прочитанное.

«Я могу сказать, наконец... я нашел, - бормотал он»-На* шел способ! Ыашел!.. Та цепь, которая приковывает челове­ка к земле,, будет разорвана. Ньютоновское тяготение можно преодолеть, и человек полетит в- небесные пространства...

Все очень,- очень просто. Я сделаю так...»

И, продолжая- бормотать, он дро-жаЩимк руками разостлал на столе лист бумаги и стал чертить схему машины.

Закрытая камера - ящик. ; В ней должны .вибрировать

«вверх ногами» два твердых? эластических маятника с шара­

ми на верхних1 вибрирующих концах. Маятники будут опи­

сывать- дуги, и рождающаяся при этом центробежная1 сила

шаров поднимет камеру. Поднимет и унесет а заатаюсфер-

ные дали! I ? " .' ?...,?.? ' \ / , ? • .

При свете восковой1'свечи,'-пришлось ее ? одолжить у со­

седки»-юноша закончил чертеж. ;. . .

Его идея теперь воплощена в линиях! на белом! листе. Но он не "видит его, он видит машину. Живую машину! И даже слышит стук маятников! Или это стучит кровь, б его вис­ках?!

1 - ч

Расчеты потом. Чем и" как раскачивать маятники, приду­

мается1 после. . . . -г ( ?'.??;.

Юноша запевает бессловесную песню и- выбегает из ком­наты в ночь' и долго-Долго, пока ноги отказываются нести тело ^ начинаются- голодные рези, бродит по "пустым ули­цам и пугает сторожей: своим вдохновенным- видом,

И ему кажется, что далекие звездные миры, все' беско­

нечное пространства вселенной покорено человеком. Что ско­

ро... скоро... Может быть,. через год-два, - лишь бы по­

строить машину! -он поднимется над, Москвой и устое-

мится ввысь. . . . *

Свеча уже догорает, когда юноша1' -возвращается домой,

комнате с темноты очень светло для глаз,, и чертежи "на

.^оле, казалось, сверкают. ' .. .

вениðРсклоняется над ними, и вдруг сердце его на мгно-7Ь г, *амиРает. Как-то по-новому он видят схему машины.

А2(полетит ли она? ? . ?

ля и °?прЬК0 М'КНут й напряжении работал мозг.- изобретете-ников б-^ горький ВЫГ'ЭД-" «Не полетит»... От работы маят-

ее на «?-г17,ет сотРясеНйе - и только. Ни на- один грамм вес

«е уменьшится. у

ля третьих - человека:

Впрочем, таких .было немного -В.. И. Ассонов, податной инспектор и его1 сыновья "Александр- и Владимир, Николаи Гончаров/племянник известного писателя/и аптекарь Кан-

Не .простым провинциальным учителем .я тем более чуда­ком считали хозяина, дома на--Георгиевской улице Констан­тина Эдуардовича. Циолковского и еще несколько человек

не калужан. . ? ... .

Это были-1 лют знаменитые и. -признанно замечательные: профессор -Столетов - талантливый ученый-физик,, профессор-" Жуковский, впоследствии основоположник аэродийамики, соз­датель ЦАГЙ, воспитатель плеяды авиационных конструк­торов, изобретателей и ученых,, академик Рыкачев....

Они знали работы Циолковского;, и. он, хотя-- был самоуч­

кой к не имел университетского диплома, для них был вы­

дающимся исследователем1 й изобретателем.. ' ..

.. Двадцать лет назад юноша Циолковский приехал в Моск­

ву, чтобы учиться. Он не" мог проходить курс в школе, как

другие дети. Глухота делала-- для--.него невозможным, нор­

мальную учебу. И вот тогда отец его, лесничий, внял на­

стойчивым просьбам сына и разрешил поехать" учиться в

Москву. . ,: ? : ?

Тяжело пришлось жить тз огромной городе. Приятелей не было, - кто будет, дружить с' глухим 'бедняком? Да и где найдешь приятелей?! На улице? Ведь вокруг Циолковского не было коллектива студентов или сослуживцев. И Циол­ковский весь отдался книгам, а потом и несложным опытам, постройке придуманных приборов и машин. И) его воля, его упорство в1 достижении цели победили. . '.

вернулся через-два года 'в семью отцй; обладателем

немалых знаний, в особенности по математике, физике, хи-,

мни и астрономии. Эти знания можно-.было "приложить прак­

тически, чтобы зарабатывать. кусок хлеба. Циолковский стал

давать частные уроки, а затем сдал экзамены на народного

учителя и получил место преподавателя училища в городке

Боровске Калужской.губернии. . ? . .

Из Боровска молодого учителя перевели .в" «губернию^ в

Калугу. Здесь он продолжал свою педагогическую деятель­

ность, хотя и5 тяготился ею. Нет, не то чтобы он не любил

преподавать в школе! Он. очень любил ребят, любил вызы­

вать в них интерес к познанию мир<к и будить веру за все­

могущество человеческого ума. Причина была в другом.

У Циолковского, сложились неприязненные, отношения с

начальством. Начальство считало скромного учителя .'если

не активным революционером, та во всяком случае' очень

близким к крамоле человеком. ,

чества, .

«По природе или по характеру я революционер и комму

Впрочем, оно не ошибалось."-Ум-"Циолковского, всегда зо­вущий вперед, его сердце, очень остро чувствовавшее стра­дания и гнет трудящихся, были- с теми, кто боролся за с^юГх>

ду и счастье человечества,

с?» написал в своем'- жизнеописании Циолковский тогда,

глУ об ? этом ыояшо было открыто написать.

Бы м еще одна важная причина» почему преподаватель ? Калужского епархиального училища год от году ©се боль­ше тяготился службой. Ему "нехватало времени для иссле­дований. Еще в Боровске он стал изучать давление жидко­сти' па "движущееся а ней тело. Потом занялся изучением давления воздушного потока ' на пластинку, на куб, на обте­каемые предметы. Эти исследования потребовали множества опытов и устройства : специального1 прибора «воздуходувки»,

«Воздуходувка» Циолковского была первой в- мире аэроди­намической трубой - аппаратом, который, поставил на ноги современную авиацию и воздухоплавание. .

Первая аэродинамическая труба была заключена в- ящик

из теса высотой в полтора метра,. Воздушный поток созда­

вал четырехло-пастный вентилятор, 'На вал. этого вентиля­

тора -наматывалась веревка с , грузом--кирпичами Когда

Циолковский хотел пустить «воздуходувку»,' он отсоединял

зацепку, державшую вал. Кирпичи опускались, и вентиля­

тор начинал вращаться, создавая на несколько секунд до­

вольно устойчивый поток в трубе, ' ? " '

Исследования над сопротивлением воды, и воздуха инте­ресовали Циолковского необычайно/ И вот нечему;..

Им владела юношеская мечта -мечта о .полете, мечта о

создании таких машин, которые бы легко и свободно уно­сили человека к облакам;, были; надежны, хорошо управля­лись,-одним словом, были бы транспортным средством. Циолковский знал о сотнях попыток- построить управляе-

мыс испытательные аппараты легче .воздуха.--.дирижабли.- и

тяжелее, воздуха- орнитоптеры с махающими крыльями -и

геликоптеры с винтом, вращающимся в вертикальной плоско­сти

И Циолковский понимал причины .неудач Тисеаидье, ДАмекура и млогих других не в том, что они избрали не­верный путь. Нет. Мозкко построить аэростат удлиненной формы с гребными винтами, и он будет летать, подчиняясь рулевому, а не ветру.. Можно создать летательный аппарат тяжелее воздуха, который поднимается вверх, влекомый тя­гой винта. Винт, ввинчиваясь в воздух, будет как бы опи­раться на него. Но для того, чтобы эти машины стали реальностью, надо много знать о природе среды, служащей для них опорой,- о воздухе» А те» кто пытался летать, зна-

У аточно.

«,!/„.,„ ЛКО!!Г'КИЙ СТа1ШЛ опытьг со своей «воздуходувкой»,

Гм Р°П1ВЛе""е воздуха, делал расчеты подъемной апп.,-,, гРСМЯСЬ сделать Реальными свои идеи летательных

Идей у него Лт-ттгл »

,т° „возлухе «недостаточно.

стремясь сделать реаЖными своиШШ

аппарате®. Идей у него было две. Цельнометаллический дирижабль

к аэроплан.

Идея создать дирижабль с металлической оболочкой вме­сто проклеенной или прорезиненной ткани родилась у Циол­ковского при обдумывании вопроса, как добиться надежно­сти прочности, конструкции в большом воздушном корабле. Для Циолковского было ясно, что при самостоятельном движений дирижабля на него должны действовать могучие силы лобового сопротивления и порывов ветра сбоку. И эти силы могут не только помешать полету, но и разрушить

конструкцию. . . .. л

Ответ на вопрос был найден после долгих размышлений

и расчетов. Изобретатель решил: «Оболочка из тонких ли­стов металла будет в .сотни раз прочнее матерчатой».

И, кроме того, такая оболочка позволит осуществить еще одно усовершенствование в дирижабле - позволит изменять в полете его объем. На старте можно будет тогда давать в оболочку лишь столько несущего газа, сколько необходи­мо для подъема. На высоте же, когда газ расширится, не выпускать его:, как это делается в- обычных воздушных ша­рах,. ? а дать ему помещение, увеличив- объем дирижабля. «Он будет плоским, как рыба у 'земли, - говорил изобрета-

тель,-и; нормальной, веретенообразной формы в облаках...

Этого добиться можно, сжимая и расширяя металлическую

оболочку специальными трос сами». '

Идея аэроплана созрела в уме Циолковского почти одно-ременно с: идеей дирижабля. Аппарат с машущими крыльям» казался ему неосуществи­мым. Он .-понимал, у человека слишком мало сил, чтобы справиться с крыльями, а механического легкого двигателя

тогда не было, . : ? • :

Не увлекала изобретателя также конструкция с винтом,

вращающимся в вертикальной плоскости, - геликоптера, ко­

торую пропагандировал Жюль Берн в романе «Робур-эавое-

ватель».. . ? .. . ? :

?

Циолковский решил, что аэроплан должен быть птицепо­

добен; по форме, но поступательное' движение ему надо соз­

дать не за счет гребла по воздуху крыльями* а за. счет тя-"

нущей1 силы 'Винта... ... . ? . . ' •

Это замечательное решение Циолковский изложил в проек­те своего аэроплана; За десять лет до полетов братье» Райт ?поднявшихся на воздух на машине типа коробчатого змея! и а тот период, когда все другие искатели реальных кон­струкций летательных аппаратов - Ланглей в Хирам Мак-

сям адч/ и многие другие - сочиняли невероятно неуклю-^'^Х для своих машин, калужский учитель дал «ему

* яро

поТи современного аэроплана: каплеобразной обтекаемой Лоомы корпус, трапецйодальные крылья утолщенного профн-ля, шасси на колесах, двигатель внутреннего сгорания для

вращения тянущего винта.

Исследования и опыты помогли Циолковскому на десяти­летия опередить изобретателей своего времени.

Трудно было жить и работать Циолковскому. А тем вре­менем его манила еще одна мечта,,.

Звездолет

?.

?. ? - ь

.ом- в Калуге/ где жил, много- лет Циолковский, нахо­дился недалеко от тенистого Загородного сада, располо­женного на берегу Оки и» ее притока Ячейки. Сюда Констан­тин Эдуардович часто приходил . днем помечтать, если не было времени или- настроения. совершать прогулку на вело­сипеде в луга й" сосновый бор за Ячейку.

Сюда он пришел в один из"-июньских дней 3894 года в своем обычном- пальто-разлетайке, несмотря на- жару, » не­изменной мягкой темной шляпе.-Пришел не один. С ним был сын его друга Ассояова - Александр, добровольный помощ­ник во многих опытах: и тоже энтузиаст техники,

- Слушайте, - сказал Циолковский, усевшись -на люби­

мую скамейку под вязами у округлой "полянки, в центре .

сада.- Вот что я" придумал, и предварительные расчеты по­

казали возможность этого. Аэростат *-*зто что! А вот...

Он улыбнулся счастливой улыбкой, и глаза его сняли, и голос вздрагивал*.,

Александр Ассонов крикнул ему в- левое ухо, что сгорает от нетерпения услышать о . придуманном.

И тогда Циолковский1 рассказал вот о чем.

Дирижабль и :аэролла*г могут летать только в воздушной среде. За атмосферу ка этих воздушных машинах не под­няться. Что же, человек должен оставаться всегда' прико­ванным силой тяготения "к. Земле? Нет. Есть реальный спо­соб вырваться к звездам, завоевать иные миры,.,

- Несколько лет. назад, - говорил Циолковский, скова

и снова возвращаясь к своей- давнишней мечте придумать

машину для полета пне Земли, ~ перебирая в -памяти все мне

известные способы создания-, движения, я вспомнил о раке­

тах. у

*чак летит ракета - эта трубка, ' наполненная- порохом? порох горит, ? раскаленные газы выбрасываются из заднего конца, открытого конца трубки и. отталкивают ее от возду- -^

ха все вперед и вперед. , ' ? ?

Ничего подобного!

ько лет шшад,

и снова возвращаясь к своей- давнишней мечте придумат машину для полета вне Земли,- перебирая -в памяти все мне известные способы создания, движения, я вспомнил о раке-

тах.' . ' ."?'?.

Как* 'летит ракета - эта трубка, наполненная- порохом? Порох горит, раскаленные газы выбрасываются из заднего конца, открытого конца трубки и отталкивают ее от возду­ха все вперед и вперед.

Ничего подобного!

Движение ракеты создается иным путем. Сила, толкающая - трубку вперед, действует внутри ее. Это ньютоновская си­ла противодействия* Называют ее в просторечье силой

отдачи. ;

Пушка ведь отталкивается* назад при выстреле. Пистолет толкает держащую' его руку. И .в .безвоздушном простран­стве мы; наблюдаем то» же самое*

Следовательно-...

. Тогда, несколько лет назад, я начертил схему машины для путешествия' в свободном пространстве и по желаемому направлению. .Тогда она мне представлялась такой. Шар,

Внутри шара помещение для людей, механизм движения и другие приборы/ А механизм движения - это пушка. Она стреляет раз за разом, и отдача толкает шар вверх, если .нужно лететь вверх, или наискось, или как хотите. Тогда, подумав, я решил, что построить мою машину нельзя...

А вот несколько-.дней назад опять замечтал о полете вне Земли, вспомнил схему и стал заново все обсуждать сам с собой. И .вот пришел к. заключению: такую машину с пуш­кой, конечно, построить нельзя, но. сущность изобретения верна. Сделал расчет силы тяги : ракеты. Получается так интересно и хорошо, что вас вот, молодой человек, привел сюда, 'чтобы поделиться радостью-...

. Теперь, буду думать,-? какую" сделать ракету для космиче­ского полета. Космического! Какой заряд в нее положить, И как людей уберечь от действия скорости (влитие уско­рения)... Скорость-то нужна, чтоб вырваться за пределы земной атмосферы, в свободный полет, помрачйтельная II километров в секунду,,,

Уже свечерело, пришли оркестранты, и в сад стали соби­

раться гуляющие, когда Циолковский и его спутник отпра­

вились домой/ ?

У ворот в сад рядком сидело несколько нищих. ? Циолков­ский-, .рыгреб- из кармана разлетайки мелочь и роздал им.

С этого памятного июньского дня наряду с разработкой •проекта цельнометаллического дирижабля, или' аэростата, как он его называл, наряду с различными опытами Циолковский занялся техническим воплощением идеи космического ракет-ного корабля, .

Он выбирал для него выгодную форму, решал вопрос о горючем, делал расчеты силы тяги " и т. д. На все это ушло почти десять лет. Наконец Циолковский в большой статье описал своя