вернёмся в библиотеку?
"ВЕСТНИК ЗНАНИЯ" №19-1928г.

К. Е. ВЕЙГЕЛИН

Ракетные самолеты.

Минувшим летом в Германии были произведены весьма интересные опыты по применению ракетного двигателя на самолете — первые опыты такого рода, давшие обильный матерьял для будущих работ. „Rhön — Rositten — Gesellsсhaft“ — научное общество, занимающееся преимущественно вопросами безмоторного летания, — организовало сперва испытания небольших моделей, а потом сконструировало большой самолет с ракетами, управляемый летчиком. В последнем случае испытывался самолет так называемого типа „утка" — бесхвостый, с рулем высоты перед крыльями, чтобы облегчить расположение и работу ракет позади аппарата (фиг. 1). Модели делались тоже безхвостыми, но и без передних стабилизаторов (фиг. 2).

Для первых опытов с моделями применялись ракеты двух родов: 1) быстрого действия — развивающие в течение 3 сек. давление в 75 и 175 кг; длительного действия, дающие давление в 5 кг в течение 30—40 секунд горения. Пять проделанных опытов, с различным расположением ракет относительно крыльев, доказали полную возможность применения ракет на планерах; после этого был сооружен самолет-утка, рассчитанный на подъем одного человека. Ракеты включались, последовательно, с электрическим зажиганием; это оборудование было сделано при участии пиротехника Зандер, который работает с инженером Оппель по конструкции ракетных автомобилей. Конструктивная часть самолета была разработана опытным инженером, известным конструктором планеров, Липпиш; пилотировал аппарат летчик Штамер.

Испытания ракетного самолета прошли так.

После первого неудавшегося старта, при втором успешном старте самолет от взрыва лишь одной ракеты быстро взвился вверх; однако, летчику не удалось пойти по прямой, и он сделал посадку примерно в 200 м от старта. При третьем старте полет по прямой удался вполне; летчик сделал два небольших виража и после взрыва в воздухе второй ракеты успешно продолжал полет, сделав еще два виража; незадолго до окончания горения второй ракеты самолет хорошо сел на землю, покрыв всего в течение 60-70 сек. около 1 500 м. Наконец, был дан еще один старт, для испытания в высоту, но эта проба закончилась аварией. Вскоре после взрыва первой ракеты из нее выскочил весь заряд (ок. 4 кг), вследствие чего возник пожар; летчик, находившийся в тот момент на высоте ок. 20 м, сумел, тем не менее, хорошо сесть и начал тушить пожар, но тут взорвалась вторая ракета: летчик отделался прожженной одеждой, а самолет сильно обгорел. На том опыты и кончились.

По отзыву Штамера, полет с ракетами приятнее, чем с винто-мотором, так как при этом машина не испытывает ни обычных дрожаний и вибраций, ни жироскопического эффекта от вращения пропеллера.

Первый опыт привел экспериментаторов к таким выводам: 1) Ракетное оборудование должно быть совершенно изолированным — за особым щитом, где не должно быть никаких горючих частей. 2) Крылья самолета и электро-проводка к ракетам должны быть огнестойкими. 3) Каждая ракета должна иметь собственное отдельное сопло, и должна быть предусмотрена возможность не только последовательного зажигания ракет, по желанию пилота, но и одновременного. При соблюдении этих условий ракетные двигатели признаны вполне применимыми на самолетах.

К.Вейгелин