вернёмся в библиотеку?
"ВЕСТНИК ЗНАНИЯ" №5-6-1930г.


Проф. Н. А. РЫНИН.

Первая жертва межпланетных сообщений.

Недавно погиб в Германии один из пионеров-энтузиастов идеи межпланетных сообщений, изобретатель и ученый Макс Вальер. Погиб он, производя опыты на земле по испытанию реактивного двигателя с жидким топливом и имея в виду позднее применить этот двигатель для целей межпланетных сообщений. Случайный взрыв положил конец кипучей работе и жизни этого фанатика идеи, однако, его работы и опыты послужат лишь новым стимулом для дальнейшего развития дела межпланетных сообщений.

Макс Вальер родился 9 февраля 1895 г. в г. Боцене (южный Тироль), учился в гимназии отцов францисканцев, которую окончил в 1913 году, к этому времени он уже считался искусным механиком. Еще учеником он писал в 2-х газетах. С 1913 г. он изучал в Инсбрукском университете астрономию, математику, физику и химию. В 1915 году принимал участие в мировой войне, служа в газовом батальоне в качестве метеоролога. В 1917 г. он заведывает метеорологической службой в обсерватории и в 1918 году состоит техническим офицером в воздухоплавательном австрийском батальоне. С этого времени, увлекаясь идеей полетов на больших высотах, он приходит к мысли об осуществлении реактивного полета. В этом жа году обучаясь полетам, он упал с высоты 4300 метров и отделался к счастью лишь переломом ребер.

В последующие пять лет он живет в очень стесненных обстоятельствах, занимаясь писанием различных сочинений, пока, наконец, в 1924 году не выпускает ставшей теперь весьма популярной книги „Выстрел в мировое пространство”, где он излагает свои идеи о межпланетных сообщениях. Эта книга выдержала ряд изданий и в 1928 г. появилось уже пятое издание под названием „Ракетное движение” (Raketenfahrt). Лишь в 1927 г. ему удается, при содействии автомобильной фирмы Опеля и инженера Сандера, приступить к опытам по изучению работы ракет с пороховыми зарядами, устанавливая их на автомобилях. Позднее он уже один продолжал опыты, пользуясь дрезиной и санями. Однако, несовершенство устройства и опасность обращения с пороховыми ракетами заставили его перейти к ракетам с жидким топливом, где и застала его преждевременная и трагическая кончина.

Макс ВАЛЬЕР

Переходим теперь к более подробному описанию обстоятельств, сопровождавших этот последний период его жизни.

В 1930 году Вальер вошел в компанию с германским специалистом по жидкому воздуху П. Гейландом с тем, чтобы начать опыты с ракетным двигателем, работающим на жидком топливе (спирт, бензин, бензол или нефть), при чем для возможности сгорания к нему должен был примешиваться жидкий кислород. Применение подобного топлива позволяет получать отдачу или реакцию разной величины, регулировать силу двигателя и тем самым получать движение с различными скоростями. В этом и заключалось отличие подобного двигателя от применявшихся ранее ракет с порошкообразным зарядом (порох и пр.).

Для опытов был построен специальный автомобиль, на покрышке которого, у задней части, изобретатели установили металлическую ракету с дюзой обращенной к заду автомобиля. Продукты горения вырывающиеся из дюзы, должны были давать отдачу, толкающую автомобиль вперед.

Внутри автомобиля были помещены два сосуда: один с жидким воздухом, другой — с жидким топливом. Две трубки подводят обе жидкости к казенной части ракеты, где электрическая искра производит взрыв.

Длина ракеты не более длины пивной бутылки. Мощность ее достигала до 200 HP. Следует заметить, что опыты с автомобилем должны были служить для изучения работы ракеты, и изобретатели были намерены впоследствии продолжить опыты полета с большими скоростями, так как коэфициент полезного действия ракеты сильно возрастает именно при больших скоростях движения, которых на земле при помощи автомобиля, достигнуть нельзя.

Например, в случае применения бензола и жидкого кислорода, при скорости истечения газов в 3500 м/сек., этот коэфициент полезного действия будет: при скорости движения в 40 км/ч. всего лишь 0,6%; при скорости 100 км/час — 1,6%; при скорости же в 800 км. — он будет уже 27% и т. д. Применение ракетного двигателя делается выгодным при скорости движения свыше 3000 км/час, каковая, конечно, недоступна для земных повозок.

Первый опыт с движением ракетного автомобиля (Valier-Heylandt-Rak Motor) был произведен на темпельгофском аэродроме в Берлине, при чем автомобиль развивал скорость до 80 км/ч. в течение 5 минут, замедляя и ускоряя движение и, вообще, показал полную управляемость. Для следующего опыта решено было в качестве горючего применить нефть. Однако, при этом произошел сильный взрыв. Вероятно образовались пары горючего и кислорода, которые смешавшись и произвели катастрофу. Макс Вальер был выброшен на расстоянии 6 метров и, не приходя в сознание, скончался, когда его перевозили в госпиталь.

Несмотря на этот печальный опыт, компанион Вальера, Гейланд утверждает, что эти исследования открывают новые пути быстрого транспорта.

Макс Вальер, веривший в возможность межпланетных сообщенй, погиб на земле, производя необходимые для осуществления своей идеи опыты. Однако дело его не погибло. Трудно обойтись в великих предприятиях без жертв; будем верить, что жертва Вальера не напрасна, его гибель не устрашит сторонников идеи межпланетных сообщений и человек рано или поздно покорит космический простор.

Проф. Н. Рынин.

Общий вид ракетного автомобиля М. Вальера на котором погиб отважный исследователь.