вернёмся в библиотеку?
"ВЕСТНИК ЗНАНИЯ" №7-1931г.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
Я.Перельман    ЗВЕЗДОПЛАВАНИЯ


По вопросу о межпланетных путешествиях господствуют в широких кругах две точки зрения. Многие считают такие перелеты совершенно несбыточными; все усилия, направленные к их осуществлению, обречены, в их глазах, на полный неуспех. У нас этот взгляд не так распространен, как в странах Запада, где число скептиков в вопросах звездоплавания весьма велико. Другие же, напротив, убеждены в том, что проблема межпланетных перелетов почти уже разрешена и во всяком случае весьма близка к разрешению; перелет на Луну, на планеты — по их мнению — дело ближайших лет. От таких оптимистов, весьма многочисленных у нас, поступают в редакции научных журналов запросы о том, как „самому построить ракетный двигатель в 25 лош. сил“, из какого пункта состоится первый отлет на Луну, где производится запись участников первой межпланетной экспедиции и т. п.

Обе точки зрения представляют собою крайности, далекие от истины. В этой статье мы попытаемся кратко очертить современное состояние проблемы ракетного летания и межпланетных путешествий (т. е. того, что охватывается словом „звездоплавание“).

В каждом изобретении следует различать две стороны: принципиальную и техническую. Каково бы ни было изобретение, оно всегда основывается на каком-либо механическом или физическом (иногда — химическом) принципе: гидравлический пресс — на законе Паскаля, воздушный шар — на законе Архимеда, динамомашина — на электромагнитной индукции и т. п. Однако найти принцип, на котором можно основать устройство аппарата, еще не значит осуществить изобретение; это только первая половина дела. Вторая половина, не менее важная, состоит в том, чтобы применить найденный принцип к реальной обстановке, т. е. сконструировать аппарат. Это — техническая сторона изобретения. Радио было изобретено не тогда, когда Герман Герц открыл электромагнитные волны, а позднее, когда Попов и Маркони построили аппараты для отправления и уловления этих волн.

Указанные две стороны — принципиальную и техническую --- надо различать и в изобретении межпланетного дирижабля („звездолета“). Принципиальная сторона его может считаться вполне разрешенной, потому что найден тот механический принцип, на котором должно быть основано устройство звездолета. Принцип состоит в отдаче вытекающей струи газа, и прообразом будущего звездолета является всем известная ракета. Математически доказано, что большая, надлежаще устроенная ракета, при известных условиях, может унести пассажиров с земного шара в любую точку солнечном системы. В этом смысле можно утверждать, что проблема межпланетных тешествий разрешена — принципиально. Что касается технической стороны, то здесь далеко еще не все разрешено. В этом направлении сейчас делаются лишь первые шаги: создаются пробные конструкции, испытывается их работа, выполняются опыты с пуском моделей.

Подведем итоги самого существенного из того, что достигнуто по настоящий момент в звездоплавании.

Со стороны принципиальной проделана значительная теоретическая работа:

1. Разработана математическая теория движения ракетного аппарата; на основе этой теории можно делать расчеты количества горючего, необходимого для достижения заданной скорости. (Здесь надо отметить прежде всего заслуги К. Э. Циолковского).

2. Выяснен вопрос о выборе горючего для ракетного звездолета. Установлена необходимость отказаться от пороха — весьма опасного и не дающего достаточного количества энергии. Гораздо выгоднее заряжать ракетный дирижабль такими сравнительно безопасными жидкостями, как спирт, нефть, жидкий водород вместе с жидким кислородом.

3. Выяснены условия, при которых отправление звездолета в межпланетный рейс, а также спуск его на планету могут быть безопасны для его пассажиров.

4. Разработаны примерные маршруты межпланетных путешествий с использованием силы солнечного притяжения и инерции движения Земли по ее орбите (ради экономии горючего). Рассчитана продолжительность таких перелетов и необходимый запас горючего.

5. Исчислена вероятность встречи звездолета с метеором. Вероятность такой встречи оказывается ничтожной, так что с этой опасностью можно совершенно не считаться.

6. Приведены в известность температурные условия, ожидающие звездолет в мировом пространстве. Эти расчеты рассеивают опасения, что пассажирам звездолета придется страдать от чрезмерного холода.

Имеются некоторые достижения и технического характера:

1. Разработан план последовательных этапов в завоевании мирового пространства — намечен практически осуществимый путь от небольшого ракетного аппарата для исследования высших слоев атмосферы, до ракетного аэроплана для заатмосферного перелета через океан (в полчаса!), и наконец до настоящего звездолета, для далеких рейсов в межпланетные дали.

2. Опытным путем доказано, что ракета может лететь в пустоте даже лучше (на 20%), нежели в воздухе.

3. Опытным путчем доказана возможность с помощью пороховых ракет двигать автомобиль, автодрезину, сани, аэроплан.

4. Разработана конструкция ракетного аппарата с жидким горючим (до сих пор существовали лишь ракеты с пороховым зарядом).

5. Сооружены крупные модели таких ракет.

6. Проделан успешный опыт пуска подобной ракеты (в Калифорнии, профессором Годдардом).

Переходя к вопросу о работниках звездоплавания, укажем, что на Западе и отчасти у нас существуют соответствующие объединения. В Германии — Союз звездоплавания, насчитывающий свыше 1000 членов и включающий всех видных исследователей в этой области (проф. Оберта, инж. Гоманна и др.). В Америке недавно организовано Межпланетное общество, выпускающее, как и немецкий Союз звездоплавания, свои бюллетени. В Америке, кроме того, успешно работает в области ракетостроения физическая лаборатория Ворчестерского университета, руководимая выдающимся ученым проф, Годдардом и располагающая значительными денежными средствами. У нас в СССР имеются в Ленинграде кружки для изучения проблемы звездоплавания при Институте связи и при Университете; подготовляется более обширное объединение при Осоавиахиме.

Отвечая, в заключение, на многочисленные запросы читателей, укажем,что проблемы звездоплавания не являются сейчас предметом преподавания в учебных заведениях ни у нас, ни за границей. Институтов, посвященных их разработке, в СССР пока нет. Для продуктивных занятий ими необходимо хорошее знакомство с математикой, теоретической и небесной механикой, физикой, теплотехникой, аэродинамикой. Литература по звездоплаванию невелика; главные труды — на русском языке — сочинения Циолковского, на немецком — Оберта и Гоманна, на английском — исследование Годдарда.1

1 Труды эти в русском переводе, к сожалению, не изданы.