"Вопросы ракетной техники" №2 — 1951 г
УПРАВЛЯЕМЫЕ СНАРЯДЫ

Эклинд К.

ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ СНАРЯДАМИ1

1) Eklund C. Artilleri Tidskrift Häfte 5, Arc.79. 165-191, 1950.

Рассматриваются две основные группы системы управления снарядами. К первой группе относятся системы управления, которые заставляют управляемый снаряд находиться на определенном, заранее установленном курсе и автоматически вносят поправки на отклонения от этого курса; ко второй — системы, которые обеспечивают движение управляемого снаряда по траектории на основе принимаемых извне импульсов.

В первую группу входят системы, в которых траектория управляемого снаряда устанавливается заранее, это так называемое программное управление.

Во вторую группу входят системы, в которых управляемый снаряд контролируется на расстоянии с помощью радиолокации и т. д. или является самонаводящимся, а также различные целеищущие системы.

В системе программного управления используется в принципе та же самая техника, что и для автопилота в самолете. Существенными составными частями системы являются гироскопы различного рода и различного назначения. Импульсы, получаемые от гироскопов, настолько слабы, что они должны быть усилены через посредство сервосистемы, прежде чем они смогут быть переданы к внешнему органу, влияющему на направление снаряда. Изменение направления полета может быть осуществлено, например, с помощью специальных внешних аэродинамических поверхностей, рулей в потоке выбрасываемых газов, или изменения направления потока этих газов.

На положение снаряда в воздухе влияет много факторов, что приводит к тому, что орган управления работает практически в течение всего полетного времени. В результате этого траектория управляемого снаряда становится не ровно изогнутой, а принимает вид кривой, колеблющейся вокруг предполагаемой траектории.

Управляемые снаряды с системой программного управления имеют тот существенный недостаток, что после запуска уже больше нельзя воздействовать на их траекторию. Это приводит к тому, что точность становится меньше, чем при проведении последующего наведения снаряда на цель. Поэтому такие снаряды применяются для поражения больших неподвижных целей. Между тем система программного управления имеет то преимущество, что после запуска одного снаряда команда запускающей станции может сразу подготовить к запуску следующий снаряд, т. е. скорострельность становится больше, чем в случае управления снаряда на всем протяжении его траектории. Этот управляемый снаряд контролируется автоматически и не зависит от импульсов извне, что является большим преимуществом, программное управление применяется также совместно с другими системами управления для регулирования пути снаряда на известной части траектории, например непосредственно после запуска.

Под системой дистанционного управления различного рода понимают систему, посредством которой управляемый снаряд летит на основе указаний, передаваемых ему через проволоку, радиолокацию и т. д.

Управление посредством проволочной связи по естественным причинам ограничено сравнительно небольшими дальностями действия. Немецкий управляемый снаряд «Х-4» мог управляться на максимальное расстояние в 6 км посредством двух проводов, намотанных на катушки в крыльях снаряда

Система управления по радио не позволяет получить большую скорострельность, так как каждый управляемый снаряд должен прослеживаться на протяжении всей своей траектории, и, кроме того, эти системы сравнительно легко подвергаются воздействию различных помех.

На фиг. 1 показан принцип действия немецкой системы радиоуправления снарядов, предназначенных для борьбы с самолетами.
Ф и г. 1. Принцип системы управления по радио.
а — оператор; б — приказ оператора посылается по радио на снаряд.
Ф и г. 2. Принцип системы управления по лучу.

Наблюдатель наводит снаряд таким образом, чтобы местонахождение наводчика, положение снаряда и цели были на одной прямой. Недостаток этой системы заключается в том, что для управляемого снаряда в последней части траектории необходима относительно большая степень разворота.

Такой же принцип применен в американских падающих управляемых снарядах «Азон», «Разон», «Тарзон», предназначенных для действия с самолета по наземным и морским целям.

Управление посредством радиолокации может осуществляться, например с помощью системы наведения по лучу (фиг. 2) или с помощью дистанционного маневрирования.

Дистанционное управление с помощью направляющего луча означает, что управляемый снаряд автоматически вычисляет необходимые поправки, чтобы следовать радиолокационному лучу. Эта система допускает высокую скорострельность и не требует значительного приборного оборудования на земле. Дальность действия ограничена радиусом действия луча; кроме того, управляемый снаряд чувствителен к помехам. Эта система является наилучшей для управления снарядами, выпускаемыми против самолетов.

Система дистанционного маневрирования (фиг. 3) работает по следующему принципу: радиолокационная станция следует за целью, получаемые при этом данные перерассчитываются на определенную переднюю точку, в которой управляемый снаряд и цель должны встретиться. Полученные таким способом значения передаются на радиолокационную или радиостанцию, сигналы которой определяют путь управляемого снаряда.

Можно также представить себе систему дистанционного управления, основывающуюся, например, на телевидении, на передаче в области инфракрасных лучей и т. д.

Общим недостатком этих систем дистанционного управления является их чувствительность к помехам.

Система управления посредством самонаведения основана на том принципе, что управляемый снаряд сам ищет цель и направляется на нее. Имеется много различных типов этой системы, например:

1) Система, основывающаяся на методе навигации гипербол (фиг. 4), например, Лоран.

На двух станциях управления, местоположение которых точно известно, имеются радиопередатчики, которые посылают точно синхронизированные сигналы. В управляемом снаряде имеется приемник, который принимает эти сигналы и отмечает разницу между временем их приема. На основании этого дается также и разница в расстоянии от приемника до соответствующей передаточной станции. Это означает, что приемник на известную разницу во времени или расстоянии всегда находится на гиперболе со станциями управления в качестве основных точек. Это используется таким образом, что, когда управляемый снаряд устанавливается на известную разницу во времени между принятыми импульсами, орган управления испытывает такое воздействие, которое позволяет поддерживать эту разницу постоянной в течение всего полетного времени. В результате этого управляемый снаряд движется по той гиперболе, которая соответствует установленной разнице во времени.
Ф и г. 3. Принцип дистанционного маневрирования.
а — радиолокатор, следящий за целью; б — радиолокатор, управляющий снарядом; в — вычислительные приборы.
Ф и г. 4. Принцип метода навигации по гиперболе.

Ф и г. 5. Принцип действия радиолокационного целеискателя.
а — направление луча в данный момент; б — антенна; в — поверхность, покрываемая радиолокационным пучком в данный момент, г — общая поверхность, покрываемая целеискателем.

Если станции управления имеют определенное местоположение, можно заранее составить гиперболы и нанести их на карту. В зависимости от разниц во времени, которые могут быть установлены, гиперболы будут лежать более или менее плотно.

При стрельбе по какой-нибудь цели определяется, какая гипербола походит ближе всего к цели и по этой гиперболе выпускается управляемый снаряд.

Недостаток системы этого типа состоит в том, что радиосигналы могут быть подвержены воздействию помех. Преимуществами этой системы является высокая скорострельность, сравнительно простое устройство приемной станции и в управляемом снаряде, отсутствие каких-либо самостоятельных сигналов от управляемого снаряда, могущих выдать его. Эта система применяется в управляемых снарядах, которые выпускают с земли по наземным или морским целям.

2) Снаряды могут также управляться посредством телевидения, которое позволяет ему определить свое положение и направиться на определенную цель. Эта система относительно нечувствительна к помехам.

Система целеискания используется для того, чтобы управляемый снаряд на последнем участке своей траектории отыскал цель с помощью идентификации определенного характерного для цели свойства, как, например, теплоты, света, звука, способности отражать радиолокационные лучи и т. д. (фиг. 5).

Благодаря тому, что передаточная антенна вращается и установлена несколько косо по отношению к направлению движения управляемого снаряда, сила сигнала за период вращения антенны изменяется, если цель лежит в стороне от курса управляемого снаряда, и является постоянной, если цель лежит прямо перед управляемым снарядом,

Если целеискатель воздействует на орган управления таким образом, что продольная ось управляемого снаряда все время направлена на цель, то получается так называемая „охотничья“ кривая (фиг. 6).

Ф и г. 6. „Охотничья“ кривая (продольная ось снаряда все время направлена на цель).

Ф и г. 7. Случай постоянства угла между линией: снаряд—цель и курсом цели

Другой метод основан на том принципе, что импульсы целеискателя так действуют на орган управления, что углы между линией курса цели и линией от управляемого снаряда до цели все время являются постоянными (фиг. 7).

Как указывалось выше, те системы, которые в той или иной форме основываются на радиосигнализации, не устраняют действия помех. Однако этот недостаток может быть в известной мере ликвидирован путем увеличения действия передатчика.

Системам, построенным на принципах радиолокации, также можно создавать помехи, например, посредством создания „окон“.

Вычисленному теоретически среднему отклонению от цели соответствует некоторая оптимальная величина боевой части. При изменении величины заряда можно получить большее действие двумя выстрелами, с небольшими боевыми частями, чем одним выстрелом с зарядом, вдвое большим.

Управляемый по проволоке снаряд «Х-4» был сконструирован и построен к концу войны. Первоначально была сконструирована боевая часть обычного и „гранатного типа“. Вследствие нехватки стали в начале 1945 г. корпус боевой части был выполнен из пластмассы. Была также создана другая боевая часть, которая состояла из центрального цилиндрического заряда с взрывчатым веществом, окруженного приблизительно 400 маленькими цилиндриками с горючим составом из фосфора. Эти последние должны были выбрасываться под действием заряда и зажигать обстреливаемый самолет.

ПУСКОВЫЕ УСТРОЙСТВА

Стрельба управляемыми снарядами с корабля или самолета выдвигает ряд специальных проблем.

Фиг. 8. Устройство для запуска экспериментального снаряда

Устройства для стрельбы управляемыми снарядами должны иметь такую конструкцию, чтобы снаряд получил желаемое исходное направление. Кроме того, их необходимо проектировать с учетом испытываемых снарядов напряжений и тактических требований. По крайней мере, большие управляемые снаряды сравнительно хрупки, тяжелы и неуклюжи, что приводит к необходимости создания стабильных и мощных установок для стрельбы. При стрельбе такими управляемыми снарядами, которые в силу конструкции мотора должны получить известную стартовую скорость, например управляемые снаряды с воздушно-реактивным двигателем, аксельрация не должна быть больше того, что позволяет конструкция управляемого снаряда. С другой стороны, тактическое требование кратковременности стрельбы означает, что управляемый снаряд должен быстро приобрести большую скорость, т.е. ускорение должно быть большим в начале траектории.

Имеются различные виды устройств для стрельбы управляемыми снарядами (фиг. 8 и 9). Устройство, служащее подставкой для управляемого снаряда и делающее возможным направление снаряда во время старта, называется станком для управляемых снарядов.

Если конструкция управляемого снаряда такова, что ему необходимо сообщить с помощью специального вспомогательного средства стартовую скорость, то можно применить или катапульту, или стартовые ракеты.

Станок для управляемых снарядов иногда имеет постоянное направление. Такое устройство применяется для стрельбы по целям, лежащим в известном секторе, а также для управляемых снарядов с большим радиусом действия. В последнем случае стартовая траектория является обычно вертикальной, чтобы управляемый снаряд имел наикратчайший путь через самую плотную часть атмосферы.


Ф и г. 9. Устройство для запуска снаряда «Энциан».

В катапульте, как правило, большая сила небольшого рычага превращается в меньшую силу такого рычага, который достаточно велик для того, чтобы управляемый снаряд получил требуемое стартовое расстояние. Длина катапульты определяется требованиями, чтобы снаряд не был подвержен большому ускорению и имел нужную скорость в конце стартового расстояния. Предположим, например, что ускорение не должно превышать 50 g и что скорость управляемого снаряда, когда он покидает катапульту, должна быть не меньше 200 м/с. Тогда по формуле

V2=2as,
где V — скорость, а — ускорение, s — путь, получим, что катапульта должна быть длиной не менее 41 м.

Ф и г. 10. Стартовая ракета.

Стартовая ракета (фиг. 10) прикрепляется к управляемому снаряду и обычно отделяется от него, когда двигатель прекращает работу. Стартовые ракеты, например, применяются для управляемых снарядов с такими двигателями, которые являются экономичными только на больших скоростях и которым требуется придать известную скорость, чтобы они вообще могли работать. Они могут применяться также для того, чтобы позволить управляемому снаряду достигнуть максимальной скорости через возможно более короткое время после старта, что особенно желательно для управляемых снарядов, предназначенных для действия против самолетов.

ДАННЫЕ УПРАВЛЯЕМЫХ СНАРЯДОВ

НазваниеСтранаТипДвигательУправлениеОбщий
вес до
выстрела
кг
Вес боевой части, кгДлина,
м
Размер
крыльев,
м
Диаметр,
м
Даль-
ность
действия,
км
Высота
действия,
км
Скорость, м/сек.
Земля-земля"
„V-2", „А-4"
V-1"; „Ti-103"

Германия

Без крыльев
С крыльями
ЖРД
Пульсирующий двигатель
Программное управление
„     „
12 500
2 100
1000
800
14,0
8,3
3,5
5,4
1,65
-
350
260
80
-
1700
180
Лун", „KVW-1"
(также „Воздух-земля")
США
То жеТелеуправление по радару2 10010007,85,8-250-200
„Нортроп" JB-10
„Земля — воздух" (зенитные)

„   „Программное управление3 2501 8003,78,8-280-180
„Вассерфаль"
„Рейнтохтер"
Германия
ЖРД
В разных вариан-
тах пороховой
РД или ЖРД
Телеуправление3 500
1700
150
100÷150
дистанцион. взрыватель
(инфракрасные лучи)
7,5
6,3
2,5
2,7
0,7
0,6
-
-
25
20
770
470
„Шметерлинг"
Hs-117

ЖРД
В разных вариан-
тах пороховой
РД или ЖРД
Телеуправление по радио
с головкой целеискателя
45023; дистанционный взрыватель4,31,90,3-15250
„Энциан"
То же-дистанционный взрыватель3,64,00,9-13270
„ГАПА"США
Ракетный дви-
гатель
Телеуправление по радио
с головкой целеискателя
--3,1---20> 340
„Фери Студж"
„Воздух — земля
Англия
4 пороховых РДТо же330100; дистанционный
взрыватель
2,3----160
„FX" Фритц;
PS 1400-PX
ГерманияБез крыльевОтсутствуетТелеуправление: тип a — по радио; тип б— по проводу1560
12 500
1350; бронебойный------
„Азон", „VB-1",
VB-2"
СШАТелеуправление по радио-450------
„Разон", „VB-3"--------
„Гаргойя", „KSD-1"С крыльямиЖРДТелеуправление по радио тип a. Головка с целеискателем — тип б-4503,12,6-8-270
„GB-8"ОтсутствуетТелеуправление с помощью телевизионной установки и с тепловым целеискателем-900-3,7----
„Бит", SWOOD МК-9Тип а: отсут-
ствует. Тип б:
пороховой РД
Программное управление с радиолокационным целеискателем-4503,63,1-22-180
"Воздух —воздух"
„HS-298"
ГерманияПороховой РДТелеуправление: тип а—по радио; тип б—по проводу95252,01,3-2,5-260
„Х-4"
„Руршталь"
Пороховой РД или ЖРДТелеуправление по проводу6020—25; акустический
дистанционн. взрыватель
2,00,9-3,5-300
„Х-7"Пороховой РД92,50,8----100
„Литл Джо",
KAN-2 „Земля-
воздух"
США4 пороховых РДТип а: телеуправление по радио; тип б: тепловой целеискатель50045; дистаиционн. взры
ватель
---3,53180
„Горгон", KAN-1
(также „Воз-
дух-земля")
Тип а: ЖРД
Тип б: Athodyd
Целеискатель-454,93,4---250
„Файебед"Без крыльевРакетный дви-
гатель
Радиолокационный целе-
искатель
-Дистанционный взры
ватель
3,0-0,15---
Эксперименталь-
ные снаряды
      3,0-    
„Нептун"ЖРДДвигатель может выключаться по радио5 100-13,82,50,8---
„Нейтив"Телеуправление по лучу--------
„Tиамат"Программное управление2704,3-----270
„Вак Корпорал"Телеуправление по радару320114,9-0,3-70940
Исследователь-
ская ракета TR
АнглияС крыльямиПрограммное управление400-3,62,50,5---

Стартовые ракеты обычно являются пороховыми, так как дают большую силу тяги за весьма небольшой промежуток времени.

ОБРАЗЦЫ УПРАВЛЯЕМЫХ СНАРЯДОВ (табл. 1).

По своему применению управляемые снаряды делятся на следующие типы: 1) «земля — земля»; 2) «земля — воздух»; 3) «воздух — земля»; 4) «воздух — воздух»; 5) экспериментальные управляемые снаряды.

Слово «земля» в данном случае может также означать стрельбу управляемым снарядом с корабля, а также цель на море.

1. «ЗЕМЛЯ — ЗЕМЛЯ»

К этой группе управляемых снарядов относятся хорошо известные «V-1» и «V-2», а также их улучшенные варианты.

Фиг. 11 Запуск «Лун» с подводной лодки. Стартовые ракеты видны на нижней стороне снаряда.

«V-1», который представлял собой снабженный крыльями управляемый снаряд, был усовершенствован в США и получил название «Лун». Тогда как «V-1» имел программное управление, «Лун» имеет дистанционное управление с радиолокатором, но его радиус действия не превышает 170 км. «Лун» запускают с помощью пяти стартовых ракет, которые сбрасываются после сгорания. Были произведены удачные опыты по запуску «Лун» с подводных лодок (фиг. 11). Чтобы сделать возможной установку этого управляемого снаряда на борту, крылья делались убирающимися, благодаря чему снаряд занимал такое же место, какое занимали три обычные торпеды. Поэтому каждый корабль сможет взять на борт несколько управляемых снарядов. Подводная лодка может за несколько минут привести в готовность и выпустить такой управляемый снаряд. Устройство для запуска, которое является очень простым, сбрасывается за борт после выпуска всех снарядов. «Лун», как и его предшественник «V-1», может также выпускаться с самолета.

2. «ЗЕМЛЯ — ВОЗДУХ»

В конце второй мировой войны немцы уделяли большое внимание созданию снарядов для действия против самолетов. Из созданных снарядов можно назвать «Вассерфаль», «Рейнтохтер», «Шметтерлинг», «Энциан», «Хохт», а также «Файерлилие» 25 и 55. Считается, что в конце войны «Шметтерлннг» был самым современным управляемым снарядом. Он назывался также «V-3». Его данные приводятся в табл. 1. Вес топлива был 72 кг, время работы мотора 50 сек.

«Шметтерлинг» — управляемый снаряд самолетного типа с крестообразным хвостовым оперением и с ЖРД.

Снаряд выпускали из станка с помощью двух стартовых ракет, прикрепленных к корпусу снаряда с верхней и нижней сторон. Стартовые ракеты сбрасывались по окончании их работы.

Система управления предусматривала дозвуковую скорость. В головке управляемого снаряда находился спидометр, который регулировал приток топлива так, чтобы не была достигнута скорость звука.

Свет в задней части управляемого снаряда делал возможным оптическое наблюдение за траекторией. В последнем варианте снаряд имел дистанционное управление посредством радиолокатора, с помощью которого его подводили на расстояние до 2000 м от цели, после чего вступал в действие целеискатель.

Первоначально сконструированный целеискатель был чувствителен к инфракрасным лучам, исходящим от цели, в пределах конуса с углом раскрытия в 20°.

Введение в действие взрывчатого заряда происходило с помощью взрывателя, работавшего по принципу радиолокации. Зажигание наступало, когда расстояние между управляемым снарядом и целью становилось минимальным.

3. «ВОЗДУХ — ЗЕМЛЯ»


Фиг. 12. Снаряд «Азон».

Ввиду сравнительно небольшой точности попадания в небольшие цели обычных авиационных бомб, сбрасываемых с самолета, уже давно ведется работа над созданием управляемых бомб.

Поэтому во время войны было сконструировано много типов планирующих управляемых снарядов. Из них можно назвать «Азон» и «Разон». «Азон» был похож на обычную авиационную бомбу, вес его 450 кг (фиг. 12).

Ввиду того, что «Азон» мог управляться только в горизонтальном направлении, его лучше всего использовать для длинных, узких целей, например мостов и дорог. Самолет-матка заходил на цель со стороны ее продольного направления и понижал скорость после сбрасывания управляемого снаряда. Как правило, производился залп из четырех снарядов.

«Азон» применялся в период второй мировой войны. Поскольку некоторые самолеты вооружались «Азоном», а другие обычными бомбами, можно было сравнить действие снарядов. Было установлено, что точность «Азона» была приблизительно в 10 раз больше точности обычных бомб.

«Разон» представлял собой усовершенствованный тип «Азона» с управлением также вдоль цели.

Эти снаряды, однако, имели существенные недостатки, например, трудно было следить за положением управляемого снаряда по отношению к цели. Это пытались исправить путем добавления к управляемому снаряду телевизионной камеры.

Фиг. 13. Снаряд «Бат»

Из других снарядов «воздух — земля» можно назвать «Бат» (фиг. 13) который первоначально являлся планирующим управляемым снарядом; он предназначался для действий по морским целям. В дальнейшем он был снабжен пороховым РД. «Бат» имеет программное управление и радиолокационный целеискатель. От самолета-матки, который измерял расстояние до цели радиолокатором, управляемому снаряду давалось приблизительное направление, после чего он сам находил цель.

4. «ВОЗДУХ — ВОЗДУХ»

«Х-4» или «Руршталь» (фиг. 14), имел две пары крыльев, расположенных друг к другу под прямым углом, и крестообразное хвостовое оперение. Конструкция его была необычна в том отношении, что снаряд управлялся посредством проволоки, и стабилизация на траектории достигалась путем вращения.

Фиг. 14. Снаряд «Руршталь».

Основные данные о снаряде «Х-4» приводятся в табл. 1. Снаряд приводился в движение жидкостным реактивным двигателем. В качестве топлива применялась азотная кислота (триэтиламин и ксилидин). Испытывался также ракетный мотор с твердым топливом.

Стабилизация на траектории достигалась вращением снаряда со скоростью около 60 об/мин. Вращение вызывалось несколько косым расположением пары крыльев.

Импульсы управления посылались через два изолированных провода диаметром около 0,2 мм. Эти провода длиной 6 км разматывались от двух катушек, расположенных на краях обоих крыльев. Вследствие вращения управляемый снаряд должен был иметь приспособление, которое изменяло бы действие рулей между управлением по высоте и по сторонам. Для наблюдения за траекторией снаряда последний был снабжен хвостовым светом. В головке снаряда находился акустический целеискатель с дальностью действия 1000 м. На заряд снаряда действовал акустический дистанционный взрыватель с радиусом действия около 7 м. Кроме обычной боевой части типа гранаты, имелась также боевая часть, содержащая 400 небольших цилиндриков, каждый из которых наполнялся горючим средством. Эти цилиндрики выбрасывались вперед путем взрыва, находившегося в центре заряда.


Фиг. 15. Снаряд «Файебед».

«Файебед» (фиг. 15) является управляемым снарядом типа «воздух —воздух». Этот снаряд снабжен ракетным двигателем, выстреливается он с помощью стартовой ракеты длиной около 0,8 м, которая прикрепляется к задней части снаряда. Общая длина управляемого снаряда и стартовой ракеты 3 м, диаметр — 0,15 м.

Самолёт-матка выискивает цель с помощью радиолокатора и выпускает снаряд приближенно в нужном направлении. После выстрела снаряд идет на цель с помощью радиолокационного целеискателя. На взрывчатый заряд действует дистанционный взрыватель. Принцип действия такой же, как у снаряда «Бат».

5. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ УПРАВЛЯЕМЫЕ СНАРЯДЫ

В конце войны, и особенно после войны, было сконструировано много экспериментальных управляемых снарядов. Эти снаряды отчасти служили промежуточными звеньями для создания все более усовершенствованных снарядов, отчасти использовались для изучения метереологических условий на больших высотах и т. д.

«Тиамат» (фиг. 16) является примером управляемого снаряда, который был сконструирован только в целях испытания различных частей и систем, таких, как двигатели, систем управления, устройства для запуска снарядов и т. д. Длина снаряда 4,25 м и вес брутто 270 кг. Вместо боевой части снаряд содержит приспособления для измерения различных величин во время полета. Результаты измерений посылаются автоматически по радио. Снаряд прослеживается посредством радиолокатора, начиная с земли.

Обычно снаряд выстреливают с установки с помощью одной стартовой ракеты. После 3-х сек стартовая ракета кончает работу, отделяется от снаряда и падает на землю. Снаряд снабжен жидкостным двигателем со временем горения 45 сек, максимальная скорость полета — 270 м/сек. Имеет программное управление.


Фиг. 16. Снаряд «Тиамат».


Фиг. 17. Снаряд «Вак Корпорал»

«Вак Корпорал» (фиг. 17) применяют для изучения метереологических условий на больших высотах. Его важнейшие данные приводятся в табл. 1. Вес топлива 168 кг. Снаряд имеет жидкостный двигатель (топливо — анилин и азотная кислота). Запуск снаряда производится с вертикальной установки высотой 30 м с помощью стартовой ракеты, действующей в течение 0,6 сек. Система управления — радиолокационная.