вернёмся в начало?
К 30-летию
полета Ю. А. Гагарина


Первые мировые рекорды
в космосе
<
/div>

Возвращаясь и началу космической эры, я вспоминаю, спустя тридцать лет, первую встречу с Юрием Гагариным. Произошло это в феврале 1961 г. Меня вызвал генерал Н. П. Каманин. У него в кабинете сидели молодые офицеры: лейтенанты и старшие лейтенанты, а я тогда был уже подполковник. Каманин представил меня и говорит: «Вот спортивный комиссар, он будет регистрировать полетные рекорды, а это — будущие космонавты». Среди шести летчиков был Ю. Гагарин.

Официальное решение регистрировать космические рекорды было принято на 53-й Генеральной конференции Международной комиссии ФАИ (Международная авиационная федерация) в октябре 1960 г. Тогда в Барселоне собрались представители 22 стран, в том числе СССР и США, были разработаны и утверждены необходимые нормативные документы. В частности, для регистрации и мирового признания требовалось представлять в русском и английском вариантах на утверждение ФАИ «Дело о рекордном полете». Оформлением таких дел и утверждением их в Париже, где находится штаб-квартира ФАИ, я и занимался долгие годы.

В начале марта 1961 г. меня представили Главному конструктору С. П. Королеву, и я рассказал ему о регистрации космических рекордов. Эта идея понравилась Сергею Павловичу: «Это хорошо! Это отлично,— все выйдет и за рубеж!» Он сам был и планерист, и летчик, поэтому долго не пришлось объяснять ему специфику оформления всех бумаг.

Приближалось историческое событие. За три-четыре дня я прибыл в г. Куйбышев, где размещался штаб Приволжского военного округа. Затем перелетели в Саратов, там находилась оперативная группа поиска и спасения, рано утром 12 апреля уже были на аэродроме г. Энгельса. Там познакомились с врачом Виталием Георгиевичем Воловичем, кинооператором М. М. Рафиковым и специалистом по средствам спасения и жизнеобеспечения А. М. Бахрамовым. Все было готово к встрече. В ожидании находилось несколько групп поиска в вертолетах.

За день до старта в месте приземления выпал снег, но к полудню растаял. Погода была неустойчивая, это нас, конечно, сильно волновало. Но 12 апреля с самого утра по-весеннему засияло солнце. Кажется, сама природа радостно готовилась к знаменательному событию.

...По радио мы слышали, как Гагарин сказал: «Поехали!». Было 9 ч 07 мин. На старте Юрия Алексеевича провожал спортивный комиссар полковник В. А. Плаксин, мне поручили этап приземления...

В 9 ч 51 мин на корабле «Восток» включилась автоматическая система ориентации объекта. Затем в 10 ч 15 мин на борт поступила команда о подготовке к спуску. Через 10 мин автоматически сработала тормозная двигательная установка. Корабль «Восток» уменьшил скорость полета, начал понемногу тормозить в атмосфере и сходить с орбиты. После отделения приборного отсека спускаемый аппарат, где на протяжении всего полета находился космонавт, вошел в плотные слои атмосферы. Пропала невесомость, из-за резкого торможения на космонавта навалилась восьмикратная перегрузка. На внешней стороне бушевало пламя, обгорали антенны. Связь с космонавтом прекратилась, поэтому мы не могли ничего знать о его состоянии и самочувствии. Если бы даже антенны уцелели, все равно радиоволны не могли пройти через плазменное облако, образовавшееся в результате разогрева окружающего воздуха. На высоте семи километров раскрылся тормозной парашют, а затем отстрелилась крышка люка и автоматически была введена парашютная система посадки — скорость снижения уменьшилась заметно. Пиропатроны выстрелили катапультируемое кресло вместе с находящимся в нем космонавтом. Он отделился от кресла и начал снижаться на собственном парашюте. Все эти операции осуществлялись автоматически (страховка на случай, если космонавт не сможет управлять спуском).

12 апреля 1961 г. В кабине само-
лета «ИЛ-14». Перелет из г. Эн-
гельса в г. Куйбышев. Слева на-
право: В. Г. Волович, Ю. А. Гага-
рин, И. Г. Борисенко
Фото из архива И. Г. Борисенко

Наконец, в 10 ч 55 мин гражданин СССР Ю. А. Гагарин, облетев с первой космической скоростью земной шар и полностью выполнив программу полета, приземлился в заданном районе, в 26 км юго-западнее г. Энгельса, вблизи деревни Смеловка Терновского района Саратовской области. Замечательное совпадение: именно в Саратове Юра проложил дорогу в небо, здесь в аэроклубе он начинал летать, когда еще учился в техникуме, отсюда пошел учиться в Оренбургское авиационное училище... А теперь саратовская земля принимала космический экзамен у своего упорного ученика.

Когда мы прилетели на вертолете к месту посадки, там уже собралось много людей, все были радостно возбуждены. Мы бросились к спускаемому аппарату, у которого стоял улыбающийся Гагарин. Горячие объятия, поздравления... То были самые счастливые минуты и в моей жизни. Этот день можно было сравнить с праздником в Берлине 9 мая 1945 г. Хотя я и знал, кто передо мной, все же как этого требует Спортивный кодекс, попросил космонавта показать удостоверение, записал номер и дату выдачи, зарегистрировал в специальном бланке фамилию, имя, отчество, дату и время приземления, проверил опознавательные знаки аппарата, на котором была надпись «Восток — СССР». Здесь же на месте приземления были зарегистрированы три первых абсолютных мировых рекорда: продолжительность полета (108 мин), высота (327,7 км) и максимальный груз, поднятый на эту высоту (4725 кг). Кроме того, Ю. А. Гагарин установил два Всесоюзных рекорда по радиосвязи: впервые в мире была осуществлена двухсторонняя связь по линии «Земля — Космос — Земля» в диапазонах коротких (9,019 и 20,006 МГц) и ультракоротких радиоволн (143,625 МГц).

Потом мы направились к космическому аппарату, забрали скафандр, бортовой журнал, вещи, некоторые приборы и возвратились к вертолету. Несколько минут полета — и мы на аэродроме. Цветы, крики «Ура!», «Первому космонавту мира — слава!..»

Наступает момент расставания, Гагарин приветливо улыбается, сердечно прощается с воинами и жителями гарнизона, заходит в самолет «ИЛ-14». И вдруг он спохватился: «А где часы, те, что были со мной в космосе, они пришиты к левому рукаву скафандра?» Когда принесли скафандр и отделили от него часы, Юрий бережно положил их в карман.

В самолете врач В. Г. Волович снова осмотрел космонавта, проверил пульс и давление. Здесь же в самолете мы с Юрой сфотографировались. Самолет взял курс на г. Куйбышев, где Гагарина ждали члены Государственной комиссии, друзья, корреспонденты и жители большого приволжского города. Оттуда 14 апреля Юрий Алексеевич Гагарин прилетел в Москву, где была устроена небывалая встреча первопроходцу космоса.

И. Г. БОРИСЕНКО,

Первый заместитель

председателя Федерации

космонавтики СССР