вернёмся в библиотеку?

ПРИЛОЖЕНИЕ


Страницы истории:
«Спейс Шаттл» —
прошлое и настоящее

А. ЗАК


ВОЗОБНОВЛЕНИЕ ПОЛЕТОВ


4 июля 1988 г. многочисленные зрители, в предутренней темноте собравшиеся на мысе Канаверал, увидели, как в 130-метровом проеме дверей здания вертикальной сборки появился силуэт системы «Шаттл», плавно движущейся на платформе с гусеничным ходом к стартовой площадке 39Б. Два самых трудных года в истории американской космической программы подходили к концу. Позади остались шок от катастрофы «Челленджера», мучительное расследование, длительная техническая доработка всей системы, наконец, изменение стратегии программы и всей космической политики США.

Признав неверным стремление полностью отказаться от одноразовых ракет-носителей, НАСА запланировало на предстоящие годы использование «смешанного флота» — РН и МТКК. Тем не менее ядром американской космической программы по-прежнему должны были остаться челночные корабли.

Космоплан «Дискавери», снабженный системой аварийного парашютирования, модифицированными главными двигателями и ускорителями, перенесший сотни других модификаций, был выбран для первого полета после гибели «Челленджера».

Главной задачей полета «Дискавери» была та, которую не пришлось выполнить погибшему экипажу, — вывести на орбиту второй спутник космической связи НАСА «ТДРС». 29 августа 1988 г. 18-тонная связка ИСЗ ТДРС-Си и космического буксира ИУС-7 была введена в грузовой отсек «Дискавери». На борту корабля была также размещена аппаратура для десяти «вторичных» экспериментов, в том числе установки для выращивания кристаллов, исследования жидкостей, крови, протеина, плавки металлов.

Экипаж «Шаттла» был целиком сформирован из опытных астронавтов, уже имевших опыт работы в космосе: командир корабля Фредерик Хаук — участник 7-го и 14-го полетов, второй пилот Ричард Кови — 20-й полет, а также астронавты-специалисты Джон Лоундж — 20-й полет, Дейвид Хилмерс — 21-й полет и Джордж Нельсон — 11-й и 24-й полеты.

29 сентября после полуторачасовой задержки из-за погоди «Дискавери» начал свой полет в космос. Стартовые операции сопровождались беспрецедентно строгими мерами безопасности. Это также было последствием катастрофы «Челленджера», и такие правила должны стать нормой для всех будущих полетов.

При старте астронавты впервые после испытательных полетов были одеты в оранжевые спасательные скафандры, снабженные в том числе парашютом и плавсредствами. По обе стороны Атлантики, в Африке и Европе, стояли наготове самолеты с десантами спасателей, а также были оборудованы посадочные полосы, способные принять «Шаттл». Во время выведения «Дискавери» двигался по более крутой, чем раньше, траектории для быстрейшего достижения высоты безопасного планирования в аварийной ситуации.

Через 8 мин 33 с после старта, на заданной высоте, выключились главные двигатели. После отделения внешнего бака корабль благополучно вышел на орбиту. Через 6 час 13 мин после запуска Дж. Лоундж, щелкнув переключателями на заднем пульте отсека управления, привел в действие пружинную систему, плавно вытолкнувшую связку ТДРС-Си/ИУС из грузового отсека. Еще несколько часов спустя последовательная работа ступеней буксира привела к успешному выведению ТДРС-Си в нужную точку стационарной орбиты.

Оставшиеся четыре дня полета астронавты по большей части работали с научной аппаратурой, находившейся на средней палубе «Дискавери». 3 октября, на глазах у более чем четырехсот тысяч человек, «Дискавери» опустился на полосу, расчерченную по дну высохшего озера, на базе Эдвардс.

Тем временем, 2 ноября, на стартовую площадку 39Б доставляется «Атлантис». Полет, к которому он готовится, считается секретным. Экипажу, в составе командира корабля Роберта Гибсона, пилота Гия Гарднера, полетных специалистов Майкла Муллейна, Джерри Росса и Уильяма Шеперда, предстоит выполнение военной программы. НАСА, заинтересованное в поддержке Министерства обороны, стремится как можно быстрее «погасить» свою задолженность перед ВВС США. Известно, что в результате простоя челночного флота прикованным к Земле оказался целый ряд военных спутников, специально сконструированных с расчетом на запуск и обслуживание «Шаттлами». Один из них 10 ноября размещается в грузовом отсеке «Атлантиса».

Точное время старта заранее не объявляется, однако телекомментаторы, ведущие репортажи из Космического центра им. Кеннеди, сообщают, что 1 декабря погодные условия не позволяют осуществить запуск. На следующий день погода тоже приносит хлопоты, но неожиданно в пресс-пункте космодрома загораются часы стартового отсчета, показывающие 9-минутную готовность. Через секунды после старта «Атлантис» совершает разворот на 140°, соответствующий азимуту выхода на орбиту наклонением 57°. Этот факт служит подтверждением того, что на борту «Шаттла» спутник радарной разведки «Лакросс».

Несмотря на то что официально о работе на орбите ничего не сообщалось, полет с интересом освещался прессой. Известно, что через 7 часов после запуска М. Муллейн, управляя манипулятором, вынес и оставил на орбите гигантский ИСЗ. Затем экипаж следил за первой неудачной попыткой наземных служб развернуть солнечные батареи «Лакросса». Если бы панели не раскрылись после второго набора команд, Д. Росс и В. Шеперд вышли бы в открытый космос, чтобы вручную выполнить эту операцию.

Манипулятор позже вновь был использован в полете, на этот раз по запросу ЦУП астронавты провели осмотр «брюха» корабля, применив телекамеру, установленную на «запястье механической руки». Беспокойство Хьюстона вызвали осколки неизвестного происхождения, замеченные на видеозаписях старта 27-го полета. Подозрения в том, что могла быть повреждена теплозащита космоплана, окончательно подтвердились уже после благополучного приземления «Атлантиса» на базе Эдварде 6 декабря: нанесенный термоплиткам ущерб примерно в два раза превышал обычный. Расследование показало, что повреждения вызваны прежде всего осколками изоляции, отслоившейся от твердотопливных ускорителей в период их отделения. Несмотря на это, НАСА было полно решимости во время подготовить «Атлантис» к полету с АМС «Магеллан».

Однако зимой 1989 г. этот полет (под кодом СТС-30) вновь оказался под угрозой срыва из-за «Дискавери», «застрявшего» на единственно действующей стартовой площадке 39Б*.

* Стартовая площадка 39А была законсервирована после катастрофы «Челленджера» и вновь введена в эксплуатацию в конце 1989 г.

Подготовку «Дискавери» к полету СТС-29 затягивали работы по замене турбонасосов у главных двигателей корабля. Опасный дефект, выявленный в аналогичном устройстве «Атлантиса» после 27-го полета, диктовал необходимость такой замены. Если бы запуск не состоялся до 14 марта, НАСА было готово вернуть «Дискавери» в сборочный корпус, чтобы освободить стартовую площадку для запуска «Атлантиса». Благодаря быстрой работе персонала космодрома запуск «Дискавери» все же удалось осуществить 13 марта.

Экипажем командовал Майкл Коатс, вторым пилотом был Джон Блаха, а полетными специалистами Джеймс Бучли, Роберт Спрингер и Джеймс Багиан. В грузовом отсеке «Дискаверн» вновь находился ИСЗ системы связи ТДРСС (ТДРС-Ди), который был выведен в космос через 6 ч 10 мин после старта (см. № 12, 1989).

Выполнив главную задачу полета, астронавты последующие дни фотографировали Землю, проводили эксперименты по выращиванию биокристаллов, а также опыты по исследованию растений и биологические эксперименты с крысами и куриными яйцами. Однако в течение всего полета экипажу так и не удалось привести в действие экспериментальный радиатор, разработанный по проекту «Космическая станция». Эта крупная установка, протянувшаяся почти на 15 метров вдоль кромки грузового отсека, должна была продемонстрировать возможность отвода излишнего тепла от систем будущей постоянной космической станции, однако нарушение циркуляции теплоносителя в системе тепловых труб помешало выполнить этот эксперимент.

Приземление «Дискавери» на авиабазе Эдварде состоялось 18 марта, а уже 22 марта на стартовую площадку 39Б был доставлен «Атлантис» для осуществления первого, за десятилетие, запуска АМС (о полете АМС «Магеллан» см. № 10, 1989). 28 апреля 1989 г. 18-минутное стартовое окно было пропущено из-за срыва запуска за 31 с до расчетного момента старта. Успешный запуск «Атлантиса» состоялся 5 мая, в самом конце 64-минутного стартового окна, которое также едва не было пропущено из-за погоды. Через 6 ч 18 мин после старта, когда «Атлантис» парил над Тихим океаном, пружинная система «вытолкнула» из грузового отсека связку «Магеллан/ИУС». Через 10 мин астронавты (Марк Ли, Дэвид Уолкер, Рональд Грейб, Мэри Клив и Норман Тэгард) видели, как на «Магеллане» раскрылись панели солнечных батареи, а еще через 50 мин, когда «Атлантис» был на безопасном расстоянии, включилась первая ступень ИУС, начав 16-месячное межпланетное плавание АМС.

До приземления в Калифорнии 8 мая экипаж «Атлантиса» осуществил ограниченную программу экспериментов, а в последние сутки полета потратил 4 ч на замену одного из бортовых компьютеров системы управления.

Теперь НАСА вновь приходилось «перетасовывать» предстоящие полеты. В период подготовки к возобновлению программы Управление отдавало наибольший приоритет работам с «Дискавери» и «Атлантису». Полет же «Колумбии» (28-й по первоначальному графику) неоднократно откладывался. Наконец, летом 1989 г. НАСА переключило все свое внимание и рабочую силу на «Колумбию». При этом следующий по графику полет СТС-33 был перенесен на период после запуска АМС «Галилей», которой отдавался приоритет.

Миссия СТС-28 началась 8 августа 1989 г. традиционно для военных полетов — при отсутствии официальной информации о его программе. На борту «Колумбии» находились астронавты Брустер Шоу, Ричард Ричардс, Дейвид Листма, Джеймс Адамсон и Марк Браун. Что же касается полезной нагрузки, то практически все информированные источники утверждают, что в грузовом отсеке находился тяжелый разведывательный спутник КХ-12. Это усовершенствованная версия аппаратов семейства «Кейхоул», передающих высококачественные изображения земной поверхности и способных маневрировать на орбите. Вариант КХ-12, кроме того, рассчитан на дозаправку и обслуживание экипажами «Шаттлов». Выведение ИСЗ примерно через 7 с половиной часов после старта осуществлялось, видимо, с помощью пружинных устройств, поскольку на борту «Колумбии» в этом полете не было манипулятора. Возможно, 9 августа из грузового отсека был выведен еще один спутник радиоэлектронного подслушивания типа «Феррет» или для экспериментов по программе СОИ.

Уже после посадки «Колумбии» 13 августа дальнейшая судьба КХ-12 привлекла к себе внимание. Астрономы, занимающиеся слежением за спутниками, получили фотографии длительной экспозиции, на которых видно мерцание следа КХ-12, свидетельствующее о беспорядочном кувыркании его на орбите. Неполадки на спутнике очевидны, однако об их серьезности и последствиях сказать трудно.

Известно также, что в полете СТС-28 на борту «Колумбии» находилась аппаратура для семи экспериментов «двойного назначения» (военного и гражданского), в том числе один или несколько контейнеров типа «Гетевей Спейшл» (см. № 12, 1989), новейшая система измерения радиационного фона в период высокой солнечной активности, аппаратура для исследования тяжелых ионов и загрязнений на орбите.

29 августа на стартовую площадку 39Б доставляется «Атлантис», а на следующий день в его грузовом отсеке второй раз за год размещается АМС — на этот раз аппарат «Галилей», главная цель которого — планетная система Юпитера (см. № 12, 1989 г.). НАСА с особой осторожностью готовит полет: впервые на борту пилотируемого космического корабля будет находиться радиоактивное вещество — 23 кг плутония-238, питающего радиоизотопные электрогенераторы межпланетной станции. Эта установка необходима, поскольку солнечные батареи не смогли бы обеспечить потребности AMС в отдаленных от Солнца районах, где будет пролегать основной маршрут «Галилея».

На случай непредвиденных обстоятельств при старте «Шаттла» готовятся специальные средства, в том числе группы воздушного базирования. Тем не менее без протестов дело не обошлось. За считанные дни перед запуском, планировавшимся 12 октября 1989 г., общественные экологические группы подали в суд на НАСА, требуя отложить полет на 18 месяцев. Суд встал на сторону Управления, однако запуск пришлось отложить из-за необходимости замены неисправного электронного устройства, регистрирующего параметры в главном двигателе № 2. 17 октября последовала 24-часовая отсрочка из-за погоды, а на следующий день старт оказывается под вопросом из-за сильного землетрясения в Калифорнии. Подземные толчки нанесли ущерб спутниковому центру ВВС Манивейл, откуда осуществляется управление буксирами ИУС, одним из которых оснащена и АМС «Галилей». Проблема была снята после того, как специальная комиссия НАСА установила, что характер повреждении не помешает необходимым работам.

18 октября погода вновь ухудшилась, тем не менее за три часа до старта командир корабля Доналд Вильямс, пилот Майкл Мак-Кули, астронавты-специалисты Шеннон Люсид, Элен Бейкер и Франклин Чанг-Диас заняли места на борту «Атлантиса». Несмотря на некоторую облачность, в назначенный момент старт начался. В соответствии с условиями выведения АМС «Галилей» космоплан вышел на орбиту с наклонением 34,3°. Через 6 ч 21 мин с начала полета Ш. Люсид обеспечила выведение связки «Галилей/ИУС» из грузового отсека. Еще через час начала работать первая ступень буксира. Все операции выведения прошли благополучно. Дальнейшая программа полета «СТС-34» предусматривала выполнение ряда «вторичных» задач: в грузовом отсеке находились две канистры типа «Гетевей Спейшл», содержащие системы ультрафиолетового спектрометра для наблюдения Солнца по проекту ССБЮВ, а на средней палубе — аппаратура для исследования полимеров, дозиметры для измерения уровня радиации в кабине, системы исследования гормонов растений и студенческого эксперимента с кристаллами льда, а также крупноформатная камера для съемки фильма. 22 октября телезрители увидели на экранах в размытом мареве земной атмосферы яркие пульсирующие сполохи далеких молний, которые снимали астронавты «Шаттла» с помощью телекамер в грузовом отсеке.

23 октября 1989 г. «Атлантис» благополучно приземлился и базе Эдвардс. Космоплан пошел на посадку на 3 ч раньше срока в связи с ожидавшимся ухудшением погоды в этом районе пустыни Махаве.