вернёмся на старт?

Замены в экипажах США

КК "Меркурий"

В ноябре 1961г пилотом КК "Меркурий-7" был назначен Д.Слейтон, а его дублёром - У.Ширра. Но 15.03.1962 NASA официально объявило, что Слейтон по медицинским показателем снят с подготовки. Его заменил не Ширра, что было бы естественно, а М.Карпентер, недавно бывший дублёром на КК "Меркурий-6". Такое решение принял глава NASA Гилрут.
Слейтон упорно боролся со своим недугом (диагноз - медленная фибрилляция) и через 13 лет полетел в космос.
"Джемини"


Си должен был быть командиром, Бэссетт-2-й пилот. Оба они не летали в космос.

"Джемини-9". 28.02.66 в густом тумане самолёт "Т-38" врезался в небоскрёб. Так погиб основной экипаж КК "Джемини-9": Эллиот Си и Чарльз Бэссетт. Они должны были поставить подпись после стендовых испытаний их КК в г.Сент-Луис. До полёта оставалось около 2 месяцев. В марте основным экипажем КК назначены их дублёры - Т.Стаффорд и Ю.Сернан. Они полетели только 3.06.66 (очень невезучий оказался КК).
"Аполлон"

"Аполлон-1".
Экипажи были назначены 20.03.1966. В основной вошли В.Гриссом-Э.Уайт-Д.Эйзел, в дублирующий-Д.Макдивитт - Д.Скотт - Р.Чаффи.
Однако Эйзел повредил плечо на парашютных прыжках и выведен из экипажа. Его заменил Чаффи, а вместо Чаффи назначили Р.Швейкарта.
Эйзел вскоре излечился и был назначен в основной экипаж КК "Аполлон-2".
Однако 17.11.1966 в связи с изменением программы дублирующий экипаж был заменён на экипаж У.Ширра - Д.Эйзел - Р.Каннингем.
27.01.1967 - во время тренировки погиб основной экипаж КК В.Гриссом - Э.Уайт - Р.Чаффи
Оставшиеся экипажи были сохранены, но нумерация КК изменена. "Аполлон-8", "Аполлон-9".
20.11.1967 - Утверждены экипажи обоих КК. На "Аполлоне-8" Д.Макдивитт - Д.Скотт - Р.Швейкарт (основной) и Ч.Конрад - Р.Гордон - А.Бин (дублёры), на "Аполлоне-9" Ф.Борман-М.Коллинз-У.Андерс (основной) и Н.Армстронг - Дж.Ловелл - Э.Олдрин (дублёры).
Июль 1968 - у Коллинза обнаружена опухоль на шее. Он был выведен из экипажа, вместо него из дублёров переведён Ловелл, а Ловелла заменил Ф.Хейс.
12.11.1968 - NASA приняло небывалое историческое решение: "Аполлон-8" летит к Луне! Лунный модуль, который должен был испытываться на "Аполлоне-8" вначале на околоземной орбите, а только потом у Луны, не был готов. Русские вот-вот должны были облететь Луну и нанести очередную оплеуху престижу Америки. Решено было торопить события - "Аполлон-8" полетит без лунного модуля (а значит, без резервного двигателя). Это был самый рискованый полёт в США. Впрочем, я отвлёкся. Экипажи были переставлены. Первым полетел экипаж Бормана. Тут веское слово принадлежало командиру другого экипажа - Макдивитту. Ради испытания "паучка" (лунного модуля) он отказался от всемирной славы, не полетел к Луне первым (и вообще к Луне не полетел). Коллинз из-за операции потерял возможность участвовать в первом историческом полёте к Луне, но он вновь пробился в экипаж и участвовал в 1-й экспедиции с высадкой на Луну.
"Аполлон-11".
Исторический экипаж был назначен в конце 1968г. Однако выглядел тогда он так: Н.Армстронг-Ф.Хейс-Э.Олдрин. Лишь 9.01.1969 было объявлено, что в основной экипаж включён М.Коллинз, восстановивший лётную форму. Ф.Хейс был переведён в дублёры. Через год он участвовал в неудачном полёте КК "Аполлон-13"
"Аполлон-13".
Дж.Ловелл-Т.Маттингли-Ф.Хейс. Фото 12.11.1969г
Экипажи КК были назначены 7.08.1969. Основной экипаж выглядел так: Г.Купер-Д.Эйзел-Э.Митчелл.
В ноябре 1969г Купер был отстранён от полётов (NASA припомнило ему многочисленные нарушения дисциплины и не подтвердило его лётный статус), его место отдали возобновившему подготовку (после нескольких лет отстранения от полётов) А.Шепарду.
В 1970г Д.Эйзел покинул экипаж. Его заменил С.Руса из дублёров (а его, в свою очередь заменил Дж.Энгл)
Потребовались дополнительные тренировки, поэтому решили раньше послать к Луне экипаж "Аполлона-14": Дж.Ловелл-Т.Маттингли-Ф.Хейс (дублёры Дж.Янг-Дж.Свайгерт-Ч.Дьюк).
8.04.70. За 3 дня до полёта на Луну Т.Маттингли был выведен из экипажа. Как раз накануне заболел краснухой сын одного из дублёров, Ч.Дьюка. И лишь у Т.Маттингли иммунитета не было. Врачи посчитали, что у него есть шанс заболеть детской болезнью у самой Луны и он был заменён Дж.Свайгертом.
На пути к Луне на КК произошёл взрыв, космонавты едва остались живы. На Луну не попали, мёрзли, дышали остатками кислорода. Никто из них больше не полетел в космос.
Т.Маттингли не заболел. Он летал потом к Луне и дважды - на шаттле. Так что неизвестно, кому тогда не повезло.
В 1970г ушли из отряда "вовремя сошедшие с дистанции" Эйзел и Купер.
"Аполлон-14".
Экипажи КК были назначены 7.08.1969. Основной экипаж выглядел так: Дж.Ловелл-Ф.Хейс-У.Андерс (дублёры Дж.Янг-Дж.Свайгерт-Ч.Дьюк)
В конце 1969г Андерс ушёл из отряда космонавтов. Его заменил Т. Маттингли (решили экипаж дублёров не трогать - он был намечен на КК "Аполлон-16".
В связи с проблемами в экипаже КК "Аполлон-13" NASA решило экипаж Шепарда отправить на КК "Аполлон-14", а экипаж Ловелла послать к Луне на полгода раньше намеченного. Хотя в экипаже были двое новичков, но Ловелл был самым опытным в отряде - первым он летел в космос в 4-й раз, первым летел к Луне 2-й раз. Он бы полетел и ещё, если бы не несчастливый номер корабля!
Экипаж Шепарда слетал без приключений.
"Аполлон-17".
Экипажи КК были назначены 3.03.1971. Основной экипаж выглядел так: Ю.Сернан-Р.Эванс-Дж.Энгл (дублёры: Д.Скотт-А.Уорден-Дж.Ирвин).
Тем временем NASA отменила полёт КК "Аполлон-18" из-за постоянного сокращения бюджета и получалось так, что на Луне так ни одного настоящего учёного не ожидалось. Тогда геолог Х.Шмитт из расформированного экипажа был срочно включён в основной экипаж вместо Энгла, который потерял верный шанс побывать на Луне.
А 23.05.1972 весь дублирующий экипаж был не только снят с подготовки, но и изгнан из отряда в том же году. Причина - "почтовый скандал" - экипаж Скотта сделал "маленький бизнес" захватив с собой на Луну марки при полёте в 1971г на КК "Аполлон-15", а затем продав их счастливым филателистам. Дублёрами стали только что вернувшиеся с Луны Дж.Янг, Т.Маттингли и Ч.Дьюк.
Энгл затем испытывал шаттл и дважды на нём летал в космос.
Никого из "лунных бизнесменов" к космосу больше не подпустили. Скотту наказание впрок не пошло - в 1992г он был обвинён в мошенничестве и оштрафован на 400 тыс.$.

"Аполлон" ASTP (программа "Аполлон"-"Союз")

В середине 1972г был сформирован основной экипаж Т.Стаффорд-Дж.Свайгерт-Д.Слейтон.
Однако 30.01.1973 официально объявлен несколько другой: Т.Стаффорд-В.Бранд-Д.Слейтон.
Свайгерт покинул отряд уже через 3 месяца.

STS

STS-3
Экипажи для полётов STS-1, STS-2, STS-3, были назначены ещё 17.03.1978 (для STS-3 Ф.Хейс-Дж.Лусма), однако разработка шаттла задержалась и в 1979г Хейс ушёл из экипажа и отряда космонавтов. Лусма стал командиром, а пилотом назначен Г.Фуллертон (дублёры Т.Маттингли-Г.Хартсфилд вскоре назначены в полёт STS-4)
STS-41B - STS-51L
Это были смутные годы в истории шаттлов. Я просто не мог отследить все замены и перемещения. NASA очень хотело выйти на обещенные цифры: не менее 12 запусков в год при постоянном снижении затрат. Шаттлы ломались, ПН постоянно задерживались, экипажи переводились с программы на программу целиком и частями.
Так, 1.03.1985 экипаж 51Е переведён на полёт 51D, а экипаж 51D - на 51G.
Экипаж 51I "расфасован" по полётам 61C, 61В, 51L.
В 1984г Дж.Бучли был заменён Дж.Ван Хофтеном из-за того, что не мог готовиться сразу в двух экипажах.
В 1985г экипаж 61D переведён на полёт 71E, экипаж 61C переведён на полёт 61H, экипаж 71G переведён на полёт 81M
Конец 1985 - Дж.Фабиан ушёл из отряда космонавтов и из экипажа 61G, на его место из экипажа 61H переведён Н.Тагард, а на место Тагарда в экипаже 61H поставлен Дж.Бучли.
После катастрофы "Челленджера" и модернизации шаттлов (да и всей структуры и политики NASA) стало спокойнее.
STS-40
29.06.1989 - пилот Дж.Блаха переведён в экипаж STS-33, его заменил С.Гутьеррес
1.11.1989 - специалист по ПН Р.Филлипс выведен из экипажа, его заменила М.Хьюз-Фулфорд.
STS-42
январь 1990 - М.Клив выведена из экипажа по личным мотивам
STS-44
15.05.1990 - командир STS-44 Д.Уолкер, направляясь на самолёте Т-38 на церемонию в Белый Дом, пролетел всего в 150 м от авиалайнера А-310 компании "Pan American".
24.05.1990 - он назначен командиром STS-44. 9.07.1990 - отстранён от полёта и лишён лётного статуса на 60 дней за воздушное лихачество.
Его заменил Ф.Грегори.
Д.Уолкер летал ещё дважды.
STS-45
9.09.1991 - врачи отстранили от полёта специалиста по ПН М.Лэмптона. Вместо него в космос отправился бельгиец Д.Фримот, вообще не связанный с европейскими отрядами космонавтов, но хороший геофизик.
Лэмптон в космос так и не слетал.
STS-46

7.07.1990 - командир Р.Гибсон (назначен в экипаж 29.09.1989), участвуя в самолётных гонках в Техасе на Т-38 столкнулся с другим самолётом, пилот которого погиб.
Уже 9.07.1990 он выведен из экипажа и отстранён от полётов сроком на год. Его заменил Л.Шрайвер.
Через год Гибсон был назначен вновь командиром и летал ещё дважды.
Позже экипаж покинул и пилот Дж.Уэзерби. Он переведён в экипаж STS-52 командиром. На место Уэзерби назначен Э.Аллен, специалист полёта из этого же экипажа, а на его место назначили М.Айвинс.
STS-50
Пилот Дж.Каспер был переведён в экипаж STS-54, на его место назначен специалист полёта К.Бауэрсокс из этого же экипажа, а вместо Бауэрсокса назначена Э.Бейкер (Шалман).
STS-79
Ноябрь 1995 - в связи с изменением экипажей основных экспедиций на ОКС "Мир" изменены и экипажи шаттлов, доставлявших американцев на "Мир".
Дж.Линенджер был переведён в дублёры, а вместо него назначен Дж.Блаха.
Линенджер полетел на "Мир" через 4 месяца после Блахи.
STS-85
18.03.1997 - пилот Дж.Эшби (был назначен 12.09.1996) отказался от полёта по "семейным обстоятельствам".
Его заменил К.Роминджер.
Эшби полетел в космос в 1999г.
STS-86
31.07.1997 - В.Лоренс, назначенная для длительной работы на ОКС "Мир", от полёта отстранена, вместо неё шаттл повёз на "Мир" Д.Вулфа (переведён из экипажа STS-89), а Венди была его дублёром (чисто формально). Она побывала на "Мире", но в составе экипажа шаттла, возвратившего Э.Томаса на Землю.
STS-89
10.10.1997 - в связи с переводом Д.Вулфа в экипаж STS-86 в экипаж назначен Э.Томас. Он был последним американцем на "Мире".
STS-98
8.09.1999 - М.Ли (назначен 2.06.1997) был выведен из экипажа в связи с конфликтом с начальством по поводу разработки нового скафандра. Ли был очень опытным "выходящим", но у начальства опыта оказалось больше. Все просьбы Марка восстановить его в экипаже были отклонены.
Его заменил Р.Кёрбим.
А Ли не назначен до сих пор.
STS-101
16.11.1998 - назначены в экипаж: Дж.Хэлселл- С.Хоровитц- М.Вебер- Э.Лу- Дж.Уилльямс.
декабрь 1998 - назначены в экипаж (в связи с большим объёмом работы): Ю.Маленченко и Б.Моруков.
18.02.2000 - NASA официально объявило о разделении полёта на 2: STS-101 и STS-106. Из STS-101 переведены: Э.Лу, Ю.Маленченко и Б.Моруков. Вместо них введены Ю.Усачёв, Дж.Восс и С.Хелмс (основной экипаж ЭО-2 на ОКС "Альфа".