ДЖЕЙ ХОЛМС, научный сотрудник Главного управления пилотируемых полетов при Нацио- нальном управлении по аэронавтике и исследованию космоса (НАСА) |   |
П |
Полностью одобряя этот план, Президент Никсон в марте 1970 года сказал: «Используя успехи, достигнутые в прошлом, мы должны неустанно стремиться к новым достижениям. Однако необходимо всегда помнить, что здесь, на нашей планете, существуют многие неотложные задачи, на которых мы обязаны сосредоточить все свое внимание и всю свою энергию. Наша программа освоения космоса ни в коем случае не может застаиваться. Но когда перед вами целая Вселенная и безграничное будущее, нельзя разбрасываться и стараться сделать сразу все. Наш подход к освоению космического пространства должен оставаться таким же смелым, но при этом необходимо соблюдать и известный баланс».
Далее в своем обращении к американскому народу Президент так определил наши задачи в космосе на ближайшие 20 лет: продолжение исследований Луны с помощью кораблей «Аполлон» для пополнения уже накопленных знаний; проникновение в более глубокое космическое пространство и исследование других планет и Вселенной; широкое практическое использование новой техники; сокращение стоимости исследований путем создания аппаратов многократного использования и другого оборудования; повышение способности человека работать в космосе; всемерное расширение международного сотрудничества.
Назначенная Президентом комиссия открыто признала, что первые 12 лет «космической эры» характеризовались напряженным соперничеством между СССР и США. Запуск первого ИСЗ, положившего начало этой эре, исследования Луны с помощью беспилотных аппаратов, полет Юрия Гагарина, выход человека в открытый космос — таковы наиболее выдающиеся достижения Советского Союза за эти 12 лет. Высадка астронавтов на Луну и полет кораблей «Маринер» к Марсу — таковы важнейшие достижения американцев. Однако, по мере создания благоприятных условий для совместной работы в космосе и обмена информацией, конкуренция должна уступить место сотрудничеству.
В ближайшие годы будут продолжаться полеты кораблей «Аполлон» на Луну с целью исследования ее поверхности и проведения научных опытов. Правда, после неудачи с «Аполлоном-13» в апреле 1970 года, чуть не окончившейся катастрофой, полеты на Луну были прекращены до 1971 года с целью внесения необходимых коррективов.
В сентябре прошлого года советская автоматическая станция «Луна-16» стала первым межпланетным кораблем, который совершил мягкую посадку в районе моря Изобилия, взял пробу лунного грунта и доставил его на Землю. Д-р Джордж Лоу, исполняющий обязанности директора НАСА, назвал это событие «важным техническим и научным достижением».
Одновременно разрабатываются планы исследования залунного пространства и других планет. В течение следующих четырех лет автоматические станции будут посланы на орбиту Марса, на Юпитер, а также для пролета Меркурия и Венеры. План 1975 года включает мягкую посадку автоматической межпланетной станции на Марс. Затем, используя положение планет по отношению друг к другу, космические корабли отправятся в «большие турне», чтобы облететь за один рейс несколько из них. Так, в 1977 году состоится полет автоматической станции к Юпитеру, Сатурну и Плутону, а в 1979 году — к Юпитеру, Урану и Нептуну. Эти полеты будут продолжаться много лет. Беспилотный корабль, покинувший Землю в 1979 году, достигнет Нептуна не ранее 1988 года, пройдет мимо этой планеты и умчится навсегда в межзвездное пространство.
Н |
Громадные вложения, исчисляемые не только в деньгах, но и в человеческом труде (материальные затраты достигли вершины в 1966 году, когда на космические исследования было израсходованно 5,9 миллиарда долларов), начинают теперь приносить солидные «дивиденды». Но все же Президент Никсон подчеркнул важность снижения расходов, ибо это позволит заняться решением таких наболевших вопросов, как борьба с загрязнением воздуха и воды. (Бюджет НАСА, запланированный на 1971 год, составляет 3,2 миллиарда долларов.)
О |
С 1970 года начались работы по созданию ракетоплана, который будет совершать вертикальный взлет со стартовой площадки, выходить на орбиту, а затем с помощью тормозной ракеты возвращаться в атмосферу и садиться горизонтально, как самолет, на большом аэродроме. Сотрудники НАСА считают, что ракетоплан, получивший название космического транспортного корабля, сможет совершать до ста полетов в космос и обратно. А если это так, то доставка людей и машин в космос и на Землю будет обходиться примерно в десять раз ниже нынешней стоимости одного космического рейса (в одном направлении), а быть может, и еще меньше.
Начаты также предварительные работы по созданию орбитальной космической станции, способной существовать много лет и рассчитанной на выполнение различных задач. В настоящее время разрабатывается проект станции, состоящей из ряда отсеков с внутренним объемом около 1000 куб. метров каждый, то есть достаточно вместительных, чтобы обеспечить жилым и рабочим помещением 12 человек. На околоземной орбите такая станция может быть использована как приемный пункт для транспортных кораблей, поддерживающих сообщение с Землей, а также как стартовая площадка для полетов на Луну и на планеты. Первая орбитальная станция будет запущена вскоре после создания первого транспортного корабля. Детальный проект корабля, предназначенного совершать рейсы между Землей и орбитальной космической станцией, начнет разрабатываться в 1971 году. Предполагают, что первый полет состоится в 1976 году, в год, когда США отметят свое двухсотлетие.
Д |
Во время первого экспериментального полета три астронавта проведут на борту небесной лаборатории вплоть до восьми недель, занимаясь тщательными медицинскими исследованиями и наблюдениями за своим состоянием и поведением. Это поможет решить вопрос о том, насколько человек нуждается в искусственной гравитации при длительном космическом полете. Одновременно астронавты, с помощью специального телескопа и других приборов, будут всесторонне и детально изучать Солнце.
Взяв за основу этот вариант (орбитальная станция и транспортные корабли, связывающие ее с Землей), НАСА надеется разработать дешевую систему межпланетной связи. Чтобы наладить такую связь, скажем, между Землей и Луной или какой-нибудь планетой, необходимо иметь космическую станцию на орбите данной планеты, связанную транспортными кораблями с самой планетой. Сообщение между орбитальными станциями будет поддерживаться транспортными кораблями с атомными двигателями. Эти корабли будут перевозить людей и оборудование.
Чтобы попасть на Луну, будущему космическому путешественнику придется дважды делать пересадку. Из ближайшего к месту его жительства города на Земле транспортный корабль доставит его на околоземную орбитальную станцию. Здесь он пересядет на транспортный корабль, курсирующий между околоземной и окололунной орбитальными станциями. После этого ему снова предстоит пересадка на лунный транспортный корабль, который совершит посадку на Луну. Все эти корабли будут использоваться по многу раз, а обе станции на околоземной и окололунной орбитах будут иметь запасы кислорода, пищи и воды, заправочное депо для транспортных кораблей, а также технический персонал и запасные части, необходимые для бесперебойной эксплуатации и текущего ремонта оборудования.
Большое преимущество такой системы связи (в особенности на первом этапе исследования Луны) заключается в ее практичности. Она позволит на месте решить вопрос о том, где лучше расположить базы на Луне, поверхность которой равна площади Африки. Чтобы совершить путешествие между двумя диаметрально противоположными точками лунной поверхности, нужно покрыть расстояние свыше 5000 километров. Такие далекие путешествия по лунной поверхности станут возможными лишь через много лет, но с орбитальной станции будет сравнительно легко высадиться в любом пункте Луны. Наилучшей для таких целей орбитой будет та, которая пройдет через северный и южный полюсы Луны.
В |
Для рейса на Марс (и обратно) понадобятся два корабля, которые покинут орбитальную станцию одновременно. На борту каждого из них будет находиться шесть человек экипажа, хотя оба корабля рассчитаны на двенадцать человек — на тот случай, если один из них выйдет из строя. Корабли будут оснащены тремя ракетами с ядерными двигателями. Два двигателя будут использованы для того, чтобы направить корабль на правильную траекторию и придать ему скорость, необходимую для выхода на орбиту Марса. После чего обе ракеты отделятся и, используя оставшееся топливо, вернутся на околоземную орбитальную станцию, где будут вновь заправлены топливом. Тогда они будут готовы отправиться в следующий рейс.
Космический корабль останется с третьей ракетой, которая обеспечит выполнение всех необходимых маневров для выхода на орбиту Марса и для возвращения на Землю. Корабль будет состоять из основного отсека (измененный вариант модуля орбитальной станции), где будет достаточно места и для жилья и для работы, и экскурсионного отсека, в котором от трех до шести человек могут произвести высадку на Марс, пробыть там до 60 дней и вернуться на орбиту Марса. И сам корабль, и экскурсионный отсек рассчитаны на многократное использование.
Т |
Планеты принимают положение, допускающее такое путешествие, примерно каждые два года. Самая ранняя возможная дата первого полета — 1981 год. Экспедиция должна покинуть земную орбиту 12 ноября 1981 года. На орбиту Марса она выйдет 9 августа 1982 года, а обратный полет на Землю начнет в октябре 1982 года. На земную орбиту она возвратится 14 августа 1983 года.
Положение планет в это время позволит космическому кораблю пройти на обратном пути мимо Венеры. С помощью радара можно будет сквозь плотную атмосферу планеты «увидеть» ее поверхность и составить ее карту. Кроме того, на каждом корабле будут автоматы для сбора образцов грунта, подобные используемым на Марсе. Их можно будет отправить на Венеру и получить пробы для доставки на Землю.
Выбор пассажиров транспортного корабля можно до известной степени сравнить с подбором людей для экспедиции в Антарктику. По мере того как будет налаживаться транспортная связь с Луной и другими планетами, расширятся и возможности пассажирского движения. Очень может быть, что в число участников экспедиции на Марс войдут наиболее авторитетные специалисты, изучающие эту планету.
Когда путешествие на космическом корабле станет возможным для любого здорового человека и стоимость полетов достигнет приемлемого уровня, в космос, вероятно, отправятся люди многих национальностей — и мужчины и женщины. Нет никакой необходимости ограничиваться одними американцами. Имеется уже много прецедентов международного сотрудничества в космосе. С 1962 года американцы запустили свыше десятка беспилотных космических кораблей, построенных Великобританией, Канадой, Францией, Италией, ФРГ и Европейской организацией для исследования космического пространства. Все расходы по этим проектам делятся между странами-участниками: государства-партнеры строят ИСЗ, тогда как США предоставляют пусковое оборудование.
Помимо этого, американские ИСЗ провели по крайней мере 17 экспериментов для ученых Франции, Италии, Голландии и Швейцарии. Более 50 ученых из 16 стран (не считая США) заняты анализом образцов лунного грунта, доставленных экипажем «Аполлона-11». Швейцарские ученые разработали прибор для исследования частиц солнечного ветра; прибор этот был установлен на поверхности Луны экипажем «Аполлона-11» и возвращен на Землю. Лазерный отражатель на Луне предоставлен в распоряжение всех стран мира и широко используется учеными, по крайней мере, одной из них — Франции. Многие страны участвуют в наземном слежении и наблюдении, в метеорологических и коммуникационных опытах, в запуске зондирующих ракет.
Важной областью, в которой ширится международное сотрудничество, является изучение земных недр. Первый американский спутник, предназначенный для этой цели, будет запущен в 1972 году. Экспериментальное оборудование, устанавливаемое на борту аппарата, должно помочь решению вопроса о том, какие датчики наиболее пригодны для изучения естественных богатств Земли. Данные, полученные из космоса, будут сравниваться с так называемыми «достоверными данными», полученными путем разведки на Земле и с самолетов. В опытах, помимо Соединенных Штатов, будут участвовать Бразилия, Мексика, Канада и Индия, которые предоставят свои «достоверные данные» для сравнения их со сведениями, полученными с помощью ИСЗ.
Однако крупнейшим проектом, осуществляемым на базе сотрудничества двух стран, будет запуск американцами немецкого космического корабля «Гелий», который проведет семь немецких и три американских эксперимента на расстоянии примерно 47 миллионов километров от Солнца. Это далеко за пределами орбиты Венеры и значительно ближе к Солнцу, чем когда-либо залетал космический корабль. ФРГ оплачивает около 80 процентов стоимости проекта, исчисляемой, примерно, в 100 миллионов долларов.
Имеет также место и сотрудничество Соединенных Штатов с Советским Союзом. В июне 1962 года заместитель директора НАСА д-р Хью Л. Драйден и академик Анатолий Благонравов подписали соглашение о совместном проведении в жизнь трех проектов. Во-первых, запуски метеорологических спутников и обмен полученными данными по специальному кабелю Москва — Вашингтон. Во-вторых, запуски спутников, оборудованных магнитомерами, и обмен информацией с целью составления карты земного магнитного поля. И, наконец, в-третьих, совместные опыты в области коммуникации с помощью американского спутника «Эхо-2». Соглашение Драйдена — Благонравова послужило отправной точкой для соглашения, подписанного в ноябре 1965 года, о подготовке и издании совместного советско-американского обзора по вопросам космической биологии и медицины, советско-американское соглашение, подписанное в Москве 28 октября 1970 года, предусматривает создание унифицированной аппаратуры сближения и стыковки космических кораблей обеих стран, что позволит в случае необходимости оказать друг другу помощь в космосе. Основной причиной для переговоров и заключения соответствующего соглашения явилась авария американского корабля «Аполлон-13». Специалисты из СССР и США, начиная с марта или апреля 1971 года, проведут серию встреч и обсудят проекты надлежащего оборудования.
Как сообщил начальник отдела международных связей при НАСА Арнольд У. Фруткин, после подписания соглашения американские гости были приглашены в Звездный городок, где живут и трудятся советские космонавты. «Здесь нам показали советский пилотируемый корабль, который используется для подготовки космических экипажей, — рассказывает он. — Наша делегация детально ознакомилась с кораблем и его системами управления; в ходе осмотра корабля мы получили ответы на интересующие вопросы».
В июне прошлого года, уже под конец своего пребывания в Советском Союзе, Нил Армстронг — первый человек, высадившийся на Луне, — призвал к более тесному советско-американскому сотрудничеству в будущих космических исследованиях. Его слушатели — несколько сот ученых, заполнивших зал Академии наук в Москве,— приветствовали это предложение. «Беседуя с моими коллегами, советскими космонавтами, я убедился, что их цели в космосе очень сходны с нашими», — сказал Армстронг, добавив при этом, что он рад принять участие в совместном советско-американском космическом полете.
Американцы надеются, что эта новая инициатива приведет к более плодотворному обмену мнениями и к более тесному сотрудничеству Соединенных Штатов и Советского Союза в космосе. История учит нас быть терпеливыми, если мы хотим добиться желаемых результатов. НАСА с надеждой смотрит в будущее, ибо, как выразился один из его руководителей, «наше будущее может стать более многообещающим, и нам совместно с Советским Союзом следует стремиться к более тесному сотрудничеству, столь полезному для обеих стран».