Индивидуальные стили
познавательной
деятельности космонавтов
Характеристика | Свойства личности |
Субъективность |
Эмоциональный тип восприятия, поверхностное, неполное познание действительности Ригидность индивидуальных диспозиций, повышенная устойчивость аффективнонасыщенных переживаний Склонность к возникновению сверхценных, трудно корректируемых идей и концепций Отсутствие в мышлении опоры на существенные признаки, оторванность от реальных жизненных проблем |
Объективность |
Реалистичность, конкретность в мышлении, практическая направленность интеллекта Доказательность и критичность мышления Развитость самоконтроля, самостоятельность Аналитико-синтетический тип восприятия |
Непродуктивность |
Догматизм, шаблонность в мышлении Излишняя жесткость, схематичность и отсутствие систематизированного подхода Поглощенность незначительными мелкими деталями, тревожность Безынициативность, зависимость от других, несамостоятельность Отсутствие способности к воображению, интеллектуальная ограниченность Эмоциональная неустойчивость |
Продуктивность |
Активная жизненная позиция Четкая методическая последовательность в действиях Способность к планированию и целенаправленной организации предстоящей деятельности, к длительному упорядоченному волевому усилию Яркость воображения, оригинальность мышления, высокая творческая активность Зрелая, социально-адаптированная аффективность |
Принципы формирования экипажей
Групповая психологическая подготовка
Показания |
Противопоказания |
|
относительные |
абсолютные |
|
Единство ценностных ориентации и целевых установок |
Сходство ориентации и установок с единичными признаками расхождения |
Сочетание неблагоприятных признаков ориентации и установок (эгоцентризм, престижность, самоутверждение и т. д.) |
Сочетание признаков объективных и продуктивных познавательных стилей деятельности |
Признаки субъективных или сочетания непродуктивных стилей |
|
Сочетание признаков субъективных и непродуктивных стилей |
||
Нормативная структура личностных свойств |
Наличие вариантов нормативной структуры личности |
Сочетание вариантов нормативной структуры у всех членов экипажа, сходство наиболее выраженных характерологических особенностей |
Положительные эмоциональные взаимоустановки в экипаже |
Признаки негативного настроения у члена экипажа |
Сочетание негативных взаимоустановок в экипаже |
Общее стремление к сотрудничеству, быстрая и эффективная обучаемость экипажа |
Признаки автономности или соперничества у членов экипажа, недостаточно эффективная и замедленная обучаемость экипажа |
Сочетание стойких признаков автономности, соперничества у членов экипажа, отсутствие положительной динамики обучаемости экипажа |
Конечной целью групповой психологической подготовки является повышение эффективности становления профессионализма экипажа с его функционированием на конечном этапе как единого организма. Этапность, объем и содержание мероприятий, направленных на достижение этой цели, представлены в табл. 13.
Методы и виды групповой психологической подготовки |
Время, количество и сроки реализации |
Примечание |
Психологическая и психокорректирующая работа с членами экипажа |
1 час, многократно, подготовка в составе экипажа |
Проводится по мере необходимости при обучении навыкам группового взаимодействия |
Стендовое моделирование групповой деятельности |
5 — 7 суток, однократно, подготовка в составе экипажа |
Проведение избирательное в зависимости от сработанности экипажа |
Психологическое обеспечение специальных тренировок (в гидролаборатории, на центрифуге, при полетах на самолетах, в климатогеографических зонах и т. д.) |
Специально отведенного времени не требует |
То же |
Периодическое ознакомление экипажа с объективными результатами групповых психологических исследований |
То же |
Форма ознакомления определяется сформировавшимися взаимоотношениями в экипаже |
Обучение командира экипажа навыкам внутригруппового управления |
1 час |
Необходимость проведения определяется выраженностью недостатков управления в экипаже |
Экипаж космического корабля
◄ Экипаж «Союза Т-10» на одной из тренировок на тренажёре «Союза»
Не останавливаясь на программе полета, дадим представление о социально-психологических портретах членов экипажа, выполнивших этот полет.
Командир экипажа космического корабля
«Союз
Т-10» и «Союз Т-15»
Борт-инженер космического корабля
«Союз Т-10»
и «Союз Т-15»
Космонавт-исследователь
космического
корабля «Союз Т-10»
На тренажёре орбитальной станции «Салют» ►