В 1968 г. советскими учеными и инженерами в результате запусков автоматических станций (АС) «Зонд-5» и «Зонд-6» впервые решена проблема возвращения на Землю космического аппарата, входящего в ее атмосферу со второй космической скоростью. Запуски автоматических станций новой серии «Зонд» позволили получить важные опытные данные о работе бортовых систем и аппаратуры пилотируемых космических кораблей для полетов человека к Луне. Проверена работоспособность средств командно-измерительного и поисково-спасательного комплексов.
Автоматическая станция новой серии «Зонд» состоит из приборного отсека и спускаемого аппарата. Приборный отсек с его системами и аппаратурой предназначен для обеспечения полета станции по трассе Земля - Луна - Земля. Внутри приборного отсека размещены: система управления, радиотелеметрический комплекс, аппаратура системы ориентации и стабилизации, системы терморегулирования и энергопитания. На приборном отсеке расположена корректирующая двигательная установка и система управляющих микродвигателей. К приборному отсеку крепится спускаемый аппарат, который по команде бортового программно-временного устройства отделяется от приборного отсека перед входом станции в атмосферу Земли. На внешней поверхности приборного отсека установлены оптические датчики системы ориентации (солнечные, звездные и земные), панели солнечной батареи и радиоантенны, одна пз которых параболическая.
Система управления обеспечивает выдачу всем системам станции сигналов управления как но командам от бортовых программно-вычислительных и логических устройств, так и по командам, поступающим по радиолиниям с Земли. Радиотелеметрический комплекс предназначен для приема команд с Земли и передачи на Землю научной информации и информации о работе бортовых систем. Кроме того, радиотелеметрический комплекс совместно с наземными средствами командно-измерительного комплекса обеспечивает проведение измерений параметров движения станции на траектории полета. Система ориентации и стабилизации работает всегда вместе с системой управления и осуществляет ориентацию станции панелями солнечной батареи в направлении на Солнце, после чего производится закрутка станции вокруг оси, направленной на Солнце, и система ориентации выключается; ориентацию станции по Солнцу и Земле или по Солнцу и определенной звезде перед сеансами коррекции и стабилизацию станции в заданном положении при работе корректирующей двигательной установки; ориентацию и стабилизацию станции в заданном направлении в процессе сеансов фотографирования; разворот станции, необходимый для того, чтобы занять правильное исходное положение перед входом в атмосферу.
Система терморегулирования обеспечивает необходимый температурный режим во время полета. Двигательная установка предназначена для коррекции траектории полета станции. Она позволяет многократно сообщать станции корректирующий импульс, величина которого может варьироваться в широких пределах. Двигатели малой тяги, являясь исполнительными органами либо системы управления, либо системы ориентации и стабилизации, гасят возмущения станции после отделения ее от последней ступени ракеты-носителя, разворачивают станцию в период поиска датчиками ориентации светил (Солнца, Земли или звезды), а также перед сеансами коррекции и перед входом станции в плотные слои атмосферы.
Спускаемый аппарат с его аппаратурой предназначен для проведения научных исследований на трассе полета и доставки результатов исследований на Землю. Корпус спускаемого аппарата покрыт слоем тепловой защиты, изготовленной из жаропрочных и теплоизоляционных материалов. Внутри спускаемого аппарата размещаются научные приборы, фотоаппарат, аппаратура радиосвязи и системы управления спускаемого аппарата, системы терморегулирования и энергопитания. Спускаемый аппарат имеет осесимметричную сегментально-коническую форму без выступающих частей, несколько напоминающую автомобильную фару. Центр тяжести аппарата смещен относительно оси симметрии. При движении спускаемого аппарата в атмосфере он имеет угол атаки, называемый балансировочным углом, что приводит к несимметричному обтеканию и, как следствие, к возникновению аэродинамической подъемной силы. Система управления спускаемого аппарата, изменяя направление действия подъемной силы (путем изменения угла крена), осуществляет управляемый спуск в заданный район посадки. Из-за отсутствия радиосвязи, вследствие наличия ионизированного слоя газа вокруг спускаемого аппарата при движении его в атмосфере, система управления работает полностью автономно. В ее состав входят следующие основные элементы: гиростабилизированная платформа, датчики ускорений, бортовая вычислительная машина и система микродвигателей. В процессе движения спускаемого аппарата в плотных слоях атмосферы система управления осуществляет сравнение с помощью логического устройства действующих перегрузок с их программными значениями и устанавливает величину и знак рассогласования. Если перегрузка, например, превышает расчетное значение (аппарат движется по траектории ниже расчетной), то управляющие микродвигатели по командам от вычислительной машины изменяют угол крена станции, увеличивая вертикальную составляющую подъемной силы. Полет с данным углом крена продолжается до тех пор, пока измеренное и расчетное значения перегрузок не сравняются. Возможен спуск в атмосфере и по баллистической траектории. Для плавного снижения на поверхность Земли после торможения в атмосфере спускаемый аппарат автоматической станции «Зонд» имеет парашютную систему. Конструкция спускаемого аппарата обеспечивает плавучесть при посадке на водную поверхность и необходимую прочность при посадке на сушу.
Автоматическая станция «Зонд- 5» была запущена 15 сентября в 0 час. 42 мин. *. Траектория полета станции состояла из трех основных этапов (рис. 1). На первом этапе полета многоступенчатая ракета-носитель вывела станцию вместе с последней ступенью ракеты-носителя на орбиту ИСЗ с параметрами: высота в апогее - 219 км, высота в перигее - 187 км, наклонение- 51,5°. Второй этап полета станции включает старт с промежуточной орбиты и полет к Луне, облет Луны и возвращение к Земле. Для перевода станции с орбиты ИСЗ на трассу полета к Луне ее необходимо было разогнать до скорости, близкой ко 2-й космической. С этой целью через 67 мин. после старта по команде от программного устройства был включен двигатель последней ступени. Перед включением двигателя ракетно-космический комплекс, состоящий из последней ступени ракеты-носителя и станции «Зонд-5», был ориентирован в пространстве с высокой точностью. По достижении расчетной скорости полета произошло автоматическое выключение двигателя, и станция, отделившись от ступени, направилась к Луне. Для облета Луны на заданном расстоянии и для возвращения в расчетный район земной поверхности была необходима коррекция траектории полета. В соответствии с прогнозом фактического движения станции наземный координационно-вычислительный центр определил исходные данные для коррекции: величину и направление корректирующего импульса, момент включения двигательной установки. Станция была сориентирована в пространстве по Солнцу и Земле, после чего был осуществлен программный разворот станции в исходное для коррекции положение. 17 сентября в 6 час. 11 мин., когда станция находилась в 325 000 км от Земли, была включена двигательная установка, которая сообщила станции требуемое изменение вектора скорости.
*Здесь и дальше - время московское.
В результате осуществленного маневра космическая станция «Зонд-5» перешла на новую траекторию и в соответствии с программой полета 18 сентября облетела Луну с минимальным расстоянием от ее поверхности, равным 1950 км. После облета Луны станция стала двигаться в направлении Земли. На расстоянии 143 000 км от Земли была проведена вторая коррекция траектории полета, обеспечившая точный вход станции в атмосферу Земли с заданным углом снижения (θ ~ 5-6°, высота условного перигея номинальной траектории ~35 км). При этом скорость была изменена на 0,005%, а величина суммарного корректирующего импульса составила 0,35 м/сек. 21 сентября в 12 час. 08 мин. с расстояния около 90 000 км станция «Зонд-5» сфотографировала Землю. При подлете к Земле на третьем этапе полета от станции отделился спускаемый аппарат. Войдя в расчетный коридор входа, спускаемый аппарат преодолел плотные слои атмосферы по баллистической траектории (рис. 2). Для автоматической станции «Зонд-5» ширина коридора входа составляла 10-13 км. Действующие на аппарат при торможении в атмосфере перегрузки не должны были превышать 10-16 единиц. На высоте около 7 км, при скорости снижения около 200 м/сек была введена в действие парашютная система, обеспечившая дальнейшее гашение скорости. Спускаемый аппарат станции «Зонд-5» приводнился 21 октября (сентября-Хл.) в 19 час. 08 мин. в расчетном районе Индийского океана в точке с координатами 32°38' ю. ш. и 65°33' в. д.
Для обнаружения приводнившегося аппарата в Индийском океане находился специальный поисково-спасательный комплекс, оборудованный совершенными радиотехническими средствами. В состав комплекса входили морские суда, поисковые самолеты и вертолеты. После приводнения спускаемого аппарата суда поисково-спасательной службы приблизились к нему и подняли его на борт одного из кораблей.
Полет автоматической станции «Зонд-5» позволил впервые решить сложнейшую научно-техническую задачу возвращения на Землю с космической трассы Луна - Земля аппарата, летящего со 2-й космической скоростью.
В ходе полета автоматической станции «Зонд -6» впервые была решена еще более сложная проблема космонавтики: управляемый спуск в заданный район космического аппарата, облетевшего Луну.
Автоматическая станция «Зонд-6» стартовала 10 ноября в 22 час. 11 мин. Трасса полета станции «Зонд-6» (рис. 3) на первых двух этапах полета была аналогична трассе полета станции «Зонд-5». В процессе полета на третьем этапе спускаемый аппарат станции «Зонд-6» должен был совершить управляемый спуск для посадки на территории СССР. Управляемый спуск в заданный район (рис. 4) по сравнению с баллистическим является более сложным и требует очень точного выполнения условий входа в атмосферу. После запуска многоступенчатой ракеты-носителя станция «Зонд-6» вместе с последней ступенью ракеты была выведена на орбиту ИСЗ с параметрами: высота в апогее - 210 км, высота в перигее - 185 км, наклонение - 51,4°. На промежуточной орбите ракетно-космический комплекс осуществил ориентацию в пространстве с последующей стабилизацией. В 23 час. 18 мин. 30 сек. по команде от системы управления был включен двигатель последней ступени ракеты и, после достижения скорости 11,2 км/сек, космическая станция «Зонд-6», отделившись от ступени, направилась к Луне. Дальнейший полет проходил в основном при постоянной ориентации на Солнце панелей солнечной батареи, обеспечивающей подзарядку бортовых источников питания электрической энергией. Для обеспечения пролета станции на заданном расстоянии от Луны 12 ноября в 8 час. 41 мин. была включена корректирующая двигательная установка. В начале сеанса коррекции станция была сориентирована в пространстве по Солнцу и звезде Сириус, а затем выполнила соответствующие развороты, придав оси двигателя требуемое положение в пространстве.
В результате коррекции станция «Зонд-6», продолжая полет, облетела Луну на заданном расстоянии от ее поверхности, равном 2420 км. Во время полета станции в районе Луны были проведены два сеанса фотографирования (рис. 5) и научные измерения физических характеристик окололунного космического пространства. После облета Луны для устранения возмущений, вызванных ее гравитационным полем, 16 ноября в 9 час. 40 мин. была проведена вторая коррекция траектории на расстоянии 236 000 км от Земли. 17 ноября в 8 час. 36 мин. для более точного попадания спускаемого аппарата в коридор входа в атмосферу Земли была проведена третья коррекция траектории на расстоянии 120 000 км от Земли. Проведенные коррекции обеспечили попадание космической станции в коридор входа с расчетной шириной ±10 км при номинальном значении высоты условного перигея, равном 45 км. Для посадки на территории СССР спускаемый аппарат после входа в плотные слои атмосферы должен пролететь расстояние ок. 9000 км (станция подлетает к Земле со стороны южного полушария). Такая дальность полета при неуправляемом спуске практически не может быть осуществлена с требуемой точностью. Траектория управляемого спуска аппарата «Зонд-6» состояла из участка первого погружения, промежуточного участка внеатмосферного полета и участка второго погружения, завершившегося посадкой спускаемого аппарата в заданном районе. Управление аппаратом осуществлялось системой управления спуском путем использования аэродинамической подъемной силы.
Спускаемый аппарат станции «Зонд-6» вошел в плотные слои атмосферы 17 ноября в 16 час. 58 мин., сохраняя строго определенное положение в пространстве. Для этого при подлете к Земле по команде от бортового программного устройства была проведена астроориентация и программные развороты станции по трем осям с целью установки гироскопических систем и всей станции в исходное положение. После выполнения этих операций было проведено отделение спускаемого аппарата от приборного отсека станции. При входе в атмосферу бортовая вычислительная машина выбрала необходимую программу полета для участка первого погружения и система управления спуском точно реализовала ее. На участке первого погружения произошло аэродинамическое торможение аппарата от скорости порядка 11 км/сек до скорости ок. 7,6 км/сек. Максимальные значения перегрузок на этом участке составляли 4-7 единиц. После прохождения участка первого погружения, при выходе из атмосферы спускаемый аппарат имел скорость и угол наклона траектории весьма близкие к расчетным. На внеатмосферном участке полета система управления вновь осуществила разворот аппарата и его стабилизацию в положение, необходимое для управления на участке второго погружения. Затем аппарат совершил в расчетном режиме повторный вход в атмосферу. Для обеспечения точного приземления аппарата в заданном районе СССР система управления спуском при повторном погружении произвела автоматический выбор программы снижения для этого участка. В конце участка второго погружения система управления вывела аппарат в район посадки. На высоте 7,5 км при скорости около 200 м/сек была включена парашютная система и аппарат приземлился.
Полеты станций «Зонд-5» и «Зонд-6» позволили осуществить отработку функционирования систем пилотируемого космического корабля для полетов к Луне по трассе Земля - Луна - Земля в автоматическом варианте, отработку системы управления спуском при входе станции в атмосферу Земли со второй космической скоростью и проверку в летных условиях аэродинамической формы и характеристик спускаемого аппарата.
Во время полета станций, с помощью различного типа дозиметров, проводились измерения потоков заряженных частиц и суммарной дозы космической радиации внутри спускаемого аппарата. Анализ результатов измерений свидетельствует, что суммарная доза радиации, обусловленная галактическим космическим излучением и излучением радиационного пояса Земли, составляет несколько рад, т. е. соответствует расчетным данным и свидетельствует о возможности обеспечения радиационной безопасности космонавтов на трассе полета Земля - Луна - Земля при отсутствии солнечных вспышек, рождающих протоны высоких энергий.
На борту станции «Зонд-5» находились живые объекты; черепахи, дрозофилы, мучные хрущаки, традесканция с бутонами, клетки Хела в культуре, семена высших растений - пшеницы, сосны, ячменя, хлорелла на различных питательных средах, лизогенные бактерии разных видов и т. д. После возвращения на Землю черепахи были активными - много двигались, с аппетитом ели. За время эксперимента они потеряли в весе около 10%. Исследование крови не выявило каких-либо существенных отличий у этих животных по сравнению с контрольными. При гистохимическом анализе ряда органов и тканей, проведенном на 21-е сутки после приводнения, у черепах обнаружено повышенное содержание гликогена и железа в ткани печени. Определенное влияние оказал комплекс факторов полета и на структуру селезенки животных. Предварительный анализ культуры лизогенных бактерий показывает, что космический полет оказал выраженное индуцирующее влияние на фагопродукцию микробов. Окончательная обработка материала позволит получить новые данные о биологической (генетической) эффективности факторов околоземного и окололунного пространств.
Как уже отмечалось, при полете станций «Зонд-5» и «Зонд-6» проводилось фотографирование Луны (станцией «Зонд-6») и Земли (станцией «Зонд-5»). Установленный на борту станций аэрофотоаппарат с фокусным расстоянием 400 мм, относительным отверстием 1 : 6,3 и форматом кадра 13 X 18 см обеспечивал получение до 200 снимков с высокой степенью разрешения.
Автоматическая станция «Зонд-6» в соответствии с программой полета провела два сеанса фотографирования Луны. Задачей первого сеанса являлось фотографирование всей освещенной поверхности Луны для измерения фотометрических характеристик, а также для определения ее размеров и формы. После ориентации по Солнцу и звезде станция «Зонд-6» была развернута таким образом, что оптическая ось фотоаппарата оказалась направленной на центр Луны (см. схему на рис. 5), примерно на границу между ее видимой и невидимой с Земли частями. На снимке (рис. 9), сделанном в начале сеанса фотографирования 14 ноября в 4 час. 00 мин. с расстояния ок. 11 тыс. км, виден диск Луны, ограниченный меридианами 10° и 170° з. д., т. е. восточный сектор обратной стороны Луны и часть западного сектора видимой стороны Луны.
Второй сеанс фотографирования проводился для получения снимков в возможно крупном масштабе с целью фотограмметрических измерений и картографирования невидимой части Луны. При этом оптическая ось фотоаппарата была ориентирована так, что в поле зрения попала и Земля (см. рнс. 5). На фотографии (рис. 8), сделанной станцией «Зонд-6» в 5 час. 48 мин. с расстояний до края Луны около 3,3 тыс. км и до Земли около 388 тыс. км, четко видны восточный сектор обратной стороны Луны, ограниченный меридианами от 90° до 130° з. д., и Земля. В момент фотографирования терминатор Земли проходил по меридиану 45° в. д. Большая часть поверхности нашей планеты закрыта облаками. Лишь на юго-востоке просматривается западное побережье Австралии. На другом крупноплановом снимке (рис. 10) изображен участок лунной поверхности вокруг двойного кратера Братья Вавиловы (ширина кратера - ок. 100 км). Отчетливо видны крутые обрывы кратера и волнистая поверхность его дна.
Научная программа АС «Зонд-5» предусматривала фотографирование Земли из космоса. На рис. 11 представлен один из серии снимков Земли, полученных 21 сентября в 12 час. 08 мин. с расстояния около 90 000 км. Освещенная часть земной поверхности ограничена меридианами 50° з. д. и 60° в. д. Хорошо просматриваются очертания материков и водных поверхностей, не закрытых облачностью. Над северной частью Атлантического океана и Северной Европой видны две циклонические облачные системы. Хорошо просматривается слоистая, кучевая, слоисто-кучевая, высококучевая и перисто-кучевая облачности. Фотографирование Земли с больших высот позволяет получить очень важные сведения о нашей планете; в совокупности с другими метеорологическими данными это дает возможность делать обобщения, имеющие большое значение для прогнозирования погоды на Земле.
Снимки Земли из космоса необходимы и для определения коэффициентов отражения материков, океанов, морей, озер, лесных массивов и т. д., позволяющих изучать не только Землю, но и другие планеты Солнечной системы.
10 апреля на селеноцентрическую орбиту был выведен четвертый советский искусственный спутник Луны (ИСЛ) - автоматическая станция «Луна - 14». Космическая ракета со станцией «Луна-14» на борту стартовала 7 апреля в 13 час. 09 мин. В целях обеспечения вывода АС на заданную орбиту ИСЛ 8 апреля в 22 час. 37 мин. была проведена коррекция траектории полета. Перед включением двигательной установки станция с помощью систем астроориентации и стабилизации была сориентирована по Солнцу и по Луне и, выполнив затем программные развороты, заняла исходное для коррекции положение в пространстве. После коррекции траектории станция перешла на расчетную траекторию, проходящую на заданном расстоянии от Луны. При подлете к Луне по команде с Земли была включена система автоматического управления АС, которая обеспечила проведение сеанса торможения станции. В 22 час. 25 мин. была включена двигательная установка, в результате скорость станции уменьшилась с 2190 м/сек до 1279 м/сек, и станция «Луна-14» вышла на селеноцентрическую орбиту.
Научная программа станции предусматривала: уточнение соотношения масс Земли и Луны, гравитационного поля Луны и ее формы методом длительных, систематических наблюдений за изменениями параметров орбиты ИСЛ; исследование условий прохождения и стабильности радиосигналов, передаваемых с Земли на борт станции и в обратном направлении при различных положениях ее относительно лунной поверхности, а также при заходах станции за Луну; проведение измерений потоков заряженных частиц, идущих от Солнца и космических лучей; получение дополнительной информации для построения точной теории движения Луны.
В 1968 г. продолжались запуски искусственных спутников Земли (ИСЗ) серии «Космос»; в течение года было запущено 64 спутника (см. таблицу). 14 марта и 12 июня для обеспечения функционирования космической системы «Метеор» были выведены на орбиты метеорологические спутники «Космос-206» и «Космос-226».
15 апреля был проведен повторный эксперимент по осуществлению автоматической стыковки на орбите двух космических аппаратов. (О первом эксперименте см. Ежегодник БСЭ, 1968 г). Эксперимент проводился на ИСЗ «Космос-212» и «Космос-213». Одной из основных систем, входивших в состав комплекса бортовой аппаратуры спутников «Космос-212» и «Космос-213», являлась система ориентации и управления движением. Она предназначалась для гашения начальных угловых скоростей спутника после отделения от ракеты-носителя, ориентации панелей солнечной батареи на Солнце, ориентации продольной оси спутника по вектору орбитальной скорости, коррекции орбиты. Такая система необходима и для выполнения операций взаимного обнаружения, сближения и причаливания спутников, а также для спуска с орбиты и стабилизации в процессе спуска. В состав системы входили усилительно-преобразующие и счетно-решающие устройства, чувствительные элементы и исполнительные органы. Усилительно-преобразующие и счетно-решающие устройства предназначаются для обработки информации, поступающей от чувствительных элементов, и для формирования команд управления исполнительным органом. Чувствительными элементами системы являлись: датчики угловой скорости - гироскопические приборы для измерения компонент угловой скорости спутника; фотоэлектрический датчик ориентации на Солнце, вырабатывающий сигналы на поиск и захват Солнца, и другие датчики системы ориентации; свободные гироскопы, вырабатывающие сигналы управления для стабилизации спутника; интегратор линейных ускорений для формирования команды на выключение двигателя при достижении заданного значения приращения скорости; радиолокационная аппаратура поиска и наведения для осуществления взаимного обнаружения спутников, выработки сигналов, необходимых для взаимной ориентации спутников и для определения расстояния между ними, скорости изменения этого расстояния и угловой скорости линии визирования.
Исполнительными органами системы ориентации и управления являлись двигательная установка многократного действия, предназначенная для коррекции орбиты, сближения, спуска спутника на Землю, и двигатели малой тяги для ориентации, стабилизации и причаливания.
Процесс автоматической стыковки ИСЗ «Космос-212» и «Космос-213» происходил следующим образом. 14 апреля в 13 час. 00 мин. был произведен старт ракеты-носителя с ИСЗ «Космос-212». В процессе выполнения операций по стыковке этот спутник являлся активным аппаратом. На четвертом витке была осуществлена коррекция его орбиты с тем, чтобы к моменту запуска ИСЗ «Космос-213» она проходила над районом старта. 15 апреля в 12 час. 34 мин. стартовал пассивный спутник «Космос-213». Время запуска выбиралось таким образом, чтобы после выхода его на орбиту оба спутника оказались в зоне сближения (рис. 6). В момент отделения ИСЗ «Космос-213» от последней ступени ракеты-носителя расстояние между спутниками составляло ок. 5 км, а их относительная скорость была порядка 30 м/сек.
После взаимного поиска, радиозахвата и разворота спутников в заданное положение относительно линии визирования начался этап автоматического сближения. На основе информации, поступавшей в счетно-решающие устройства, рассчитывалось и осуществлялось маневрирование активного спутника и обеспечивалась нужная ориентация пассивного. Этап сближения спутников закончился, когда расстояние между спутниками достигло 350 м. Относительная скорость спутников в это время равнялась 2 м/сек. Далее начался этап причаливания. На этапе причаливания активный и пассивный спутники ориентировались относительно линии визирования так, чтобы стыковочные узлы их были обращены друг к другу, а угол взаимного крена удерживался в заданных пределах. Причаливание закончилось механическим соединением спутников. В момент касания аппаратов относительное смещение осей стыковочных узлов не превосходило 0,4 м, а относительная скорость была в пределах 0,1-0,2 м/сек. После выравнивания спутники были стянуты до совмещения стыков. При этом состыковались штепсельные разъемы, обеспечивающие электрическую связь аппаратов. Процесс поиска и захват пассивного спутника, сближение и причаливание происходили в зоне радиовидимости с территории СССР; стыковка была завершена, когда спутники пролетали над Тихим океаном, через 47 мин. после старта ИСЗ «Космос-213» в 13 час. 21 мин. На следующем витке, когда спутники возвратились в зону радиовидимости наземных пунктов, на Земле было получено телевизионное изображение состыкованных аппаратов. Совместный полет спутников в виде единого комплекса в механическом и электрическом отношении продолжался 3 час. 50 мин. В течение этого времени проводилась проверка работы систем и агрегатов спутников. Расстыковка аппаратов была проведена по команде с Земли в 17 час. 11 мин. Процесс расхождения спутников проходил над территорией СССР и наблюдался на экранах телевизоров. Через некоторое время спутники были переведены на различные орбиты и в течение 4 суток продолжали совместный полет. По окончании намеченной программы экспериментальных исследований ИСЗ «Космос-212» и «Космос-213» по командам с Земли были возвращены на Землю в заданный район СССР соответственно 19 и 20 апреля. Система спуска и приземления обоих спутников работала нормально.
19 апреля была выведена на орбиту вокруг Земли астрономическая обсерватория - ИСЗ «Космос-215». Научные приборы спутника регистрировали излучение горячих звезд в различных диапазонах волн - от видимой части спектра до ультрафиолетовой с длиной волны 1225Ằ, излучение в спектральной области от 0,5 до 5Ằ и солнечное излучение, рассеянное в верхней атмосфере Земли. Результаты научных наблюдений передавались на Землю радиотелеметрической системой спутника.
При отделении от последней ступени ракеты-носителя ИСЗ приобретает вращение с периодом от нескольких секунд до десятков секунд. Возмущающие силы, действующие на него в полете, стремятся дополнительно закрутить спутник. Для создания условий работы научным приборам необходимо было замедлить вращение спутника примерно в 100 раз. С этой целью на ИСЗ «Космос-215» была установлена магнитная система успокоения, которая в течение всего времени активного существования поддерживала вращение спутника на достаточно постоянном уровне - один оборот за 40-60 мин. Химические источники тока обеспечили нормальную работу спутника в период более одного месяца.
Выведенный на орбиту 23 сентября ИСЗ «Космос-243» представлял собой автоматическую радиоастрономическую обсерваторию в космосе. На спутнике впервые в мире был осуществлен глобальный эксперимент по измерению теплового радиоизлучения Земли и ее атмосферы. Научная аппаратура спутника включала чувствительные приемники теплового радиоизлучения в диапазоне волн от 8 мм до 9 мм с антеннами, направленными на Землю. Приемники и антенны во многом аналогичны наземным радиотелескопам и отличаются от них полной автоматизацией. На спутнике был установлен также узкополосный приемник инфракрасного излучения. Наклонение орбиты к плоскости экватора позволяло обследовать полярные районы земного шара вплоть до 71° с. и ю. ш. Результаты измерений накапливались в запоминающем устройстве и передавались на Землю радиотелеметрической системой при прохождении спутника над территорией СССР. Измерения теплового радиоизлучения весьма важны для определения параметров атмосферы.
Известно, что радиоволны сантиметрового диапазона достаточно хорошо проникают через облака, совершенно непрозрачные для видимого и инфракрасного излучений. Это позволяет определять температуру поверхности сквозь преграду облаков и осадков. Волны миллиметрового диапазона заметно поглощаются капельками воды. Поэтому по спектру излучения в этом диапазоне волн можно не только обнаружить облака и осадки, но и измерить содержание капельной воды, обнаружить очаги интенсивных осадков, скрытые мощными облаками. В сантиметровом и миллиметровом диапазонах находятся резонансные линии поглощения водяного пара. Измеряя интенсивность радиоизлучения на соответственно выбранных волнах, можно определить содержание водяного пара, т. е. влажность воздуха.
Наиболее полные данные по определению параметров атмосферы были получены при полете спутника над океанами. Это обстоятельство особенно ценно, так как сведения об атмосфере именно над океанами в настоящее время весьма скудны. Между тем роль излучаемой океанами энергии в образовании гигантских циклонов, определющих погоду на планете, очень велика. Кроме того, по собственному радиоизлучению над океаном легко определить наличие льда на поверхности воды.
За первые сутки полета ИСЗ «Космос-243» надежно определил границу сплошных льдов вокруг Антарктиды. За короткий срок были получены меридиональные разрезы температуры поверхности воды в Тихом океане от Берингова моря до Антарктиды. Одновременное измерение излучения на различных волнах сантиметрового и миллиметрового ради о диапазонов и использование инфракрасного излучения позволили получить весьма обширные данные об атмосфере и поверхности Земли.
Проведенный на спутнике «Космос-243» эксперимент свидетельствует, что в недалеком будущем измерения теплового радиоизлучения Земли будут широко использоваться для исследования процессов, происходящих в атмосфере, в океанах, при анализе метеорологической обстановки - при долгосрочном прогнозировании погоды и состояния моря.
20 декабря, для проведения комплексного эксперимента по изучению верхней атмосферы Земли и природы полярных сияний, был выведен на орбиту ИСЗ «Космос-261». Научная аппаратура спутника осуществляла измерение характеристик геоактивных корпускул -электронов и протонов, вызывающих полярное сияние, и вариаций плотности верхней атмосферы во время полярных сияний. Одновременно со спутником проводились координированные наземные наблюдения на геофизических станциях социалистических стран: НРБ, ВНР, ГДР, ПНР, СРР, СССР и ЧССР. Программа наземных геофизических наблюдений включала изучение характеристик ионосферы путем вертикального ионосферного зондирования, измерение поглощения радиоволн в ионосфере, изучение внезапных ионосферных возмущений. Исследования в полярных широтах включали также измерения вариаций магнитного поля Земли, земных токов, фотографические, спектральные, электрофотометрические и радиолокационные наблюдения полярных сияний. Кроме того, проводились наблюдения за эволюцией орбиты спутника с целью расчета плотности атмосферы, особенно во время магнитных бурь и полярных сияний. Эксперимент, осуществлявшийся с помощью спутника «Космос-261», является важным шагом в практическом выполнении программы сотрудничества социалистических стран в исследовании физических свойств космического пространства.
25 октября на орбиту ИСЗ был выведен беспилотный космический корабль «Союз-2». При прохождении его в зоне над космодромом 26 октября в 11 час. 34 мин. стартовал космический корабль «Союз-3», пилотируемый летчиком-космонавтом Георгием Тимофеевичем Береговым.
После отделения от последней ступени ракеты-носителя корабль «Союз-3» осуществил радиопоиск и «захват» корабля «Союз-2» и начал сближаться с ним. Этап сближения до расстояния 200 м был осуществлен автоматической системой, последующие маневры по сближению до расстояния в несколько метров проводил космонавт Г. Т. Береговой. Затем космические корабли «Союз-2» и «Союз-3» разошлись на расстояние 565 км, а 27 октября было осуществлено повторное сближение.
После сближения корабли вышли на орбиты с параметрами:
«Союз-2» | «Союз-3» | |
период обращения (мин.) высота в апогее (км) высота в перигее (км) наклонение | 88,4 231 181 51,7° | 88,6 252 179 51,7° |
По окончании совместных экспериментов корабль «Союз-2» совершил посадку в заданном районе территории СССР 28 октября. В ходе дальнейшего полета космонавт Г. Т. Береговой продолжал проводить научные эксперименты, проверял различные режимы ориентации корабля, 28 октября на 36-м витке осуществил с помощью ручного управления ориентацию корабля в пространстве и включил двигательную установку. В результате корабль перешел на орбиту с параметрами: период обращения - 88,8 мин.; высота в апогее- 244 км; высота в перигее - 199 км; наклонение 51,7°. Выполнив программу полета*, корабль «Союз-3» приземлился в расчетном районе в 70 км севернее Караганды. Спуск кораблей «Союз-2» и «Союз-3» в атмосфере был управляемым с использованием аэродинамической подъемной силы.
*это враньё-программа предусматривала стыковку кораблей, которую Береговой не смог выполнить.-Хл.
Многоместные космические корабли «Союз» (рис. 7, рис. 12) предназначены для выполнения программы научных и технических исследований и экспериментов на орбите спутника Земли. Корабль «Союз» состоит из кабины пилота - спускаемого аппарата, орбитального и приборно-агрегатного отсеков. В кабине пилота космонавты находятся при выведении корабля на орбиту, при маневрировании на орбите и спуске на Землю. В кабине установлены: кресла космонавтов, пульт управления, средства радиосвязи, аппаратура обеспечения жизнедеятельности и система управления спуском. В специальных контейнерах размещаются основная и запасная парашютные системы. Пульт управления космическим кораблем установлен непосредственно перед пилотом (командиром корабля). На пульте расположены приборы для контроля работы систем и агрегатов корабля, навигационное оборудование, телевизионный экран и клавишные переключатели для управления бортовыми системами. Рядом с пультом на специальном иллюминаторе установлен оптический визир-ориентатор. По бокам кресла пилота размещены две ручки управления. По левому и правому борту имеются иллюминаторы для визуального наблюдения, киносъемки и фотографирования. В кабине установлены контейнеры с запасами пищи и воды. Кабина - спускаемый аппарат (СА) покрыта снаружи слоем тепловой защиты. На корпусе СА смонтированы микродвигатели системы управления спуском и двигатели иягкой посадки. Кабина пилота связана с орбитальным отсеком герметически закрывающимся люком.
Орбитальный отсек является лабораторией для проведения наблюдений и исследований космического пространства, местом отдыха космонавтов, а также играет роль шлюзовой камеры при выходе космонавтов в открытый космос и при возвращении в корабль. В орбитальном отсеке размещаются: агрегаты системы жизнеобеспечения, аппаратура управления и связи, научные приборы, телекамера, кинофотоаппаратура, скафандры, продукты питания, аптечка и предметы гигиены. Отсек имеет четыре иллюминатора, через которые могут проводиться научные наблюдения и фотографирование; бытовое оборудование создает комфортабельные условия для отдыха космонавтов. Суммарный внутренний объем спускаемого аппарата и орбитального отсека составляет 9 м3. Во время полета в корабле можно находиться в легкой одежде без скафандров благодаря высокой надежности и герметичности конструкции корабля. Посадка экипажа в корабль перед стартом осуществляется через входной люк орбитального отсека. Приборно-агрегатный отсек предназначен для размещения основной бортовой аппаратуры и двигательной установки. В герметичной приборной части отсека сосредоточены агрегаты системы терморегулирования, системы электропитания, аппаратура дальней радиосвязи и радиотелеметрии, приборы системы ориентации и управления движением со счетно-решающими устройствами. В негерметичной части отсека расположена двигательная установка, включающая два жидкостных реактивных двигателя: основной и дублирующий с тягой по 400 кг каждый. Двигательная установка предназначена для выполнения коррекций орбиты корабля с изменением высоты в апогее до 1300 км, дальнего сближения при встрече с другим кораблем и торможения для схода с орбиты при возвращении на Землю. Для выполнения разворотов при ориентации и координатных перемещений корабля при маневрировании вблизи другого корабля на отсеке установлена система двигателей малой тяги. Снаружи приборно-агрегатного отсека установлены также: радиатор системы терморегулирования, датчики системы ориентации, панели солнечной батареи с полезной площадью ~ 14 м2 и антенно-фидерные устройства бортовых радиосистем корабля. На участке выведения на орбиту корабль защищен от воздействия аэродинамических и тепловых нагрузок головным обтекателем. В это время панели солнечной батареи и антенны находятся в сложенном положении. Обтекатель сбрасывается после прохождения плотных слоев атмосферы.
Управление космическим кораблем «Союз» осуществляется системой ориентации и управления движением. Эта система обеспечивает ориентацию корабля в пространстве, стабилизацию при работе двигателей и управление кораблем при коррекции его орбиты, сближении с другим космическим кораблем и маневрирование на этапе причаливания. Система может работать как в автоматическом режиме, так и в режиме ручного управления, и включает: датчики ориентации (ионные, инфракрасные, оптические), оптический визир - ориентатор космонавта, гироскопические приборы и электронные счетно-решающие устройства, радиотехническую аппаратуру поиска и наведения, систему исполнительных органов - микродвигателей и две ручки управления кораблем. Одна ручка служит для управления линейными перемещениями корабля, вторая - для управления разворотами корабля. При управлении кораблем на этапе сближения космонавт использует для наблюдений оптический визир и внешние телекамеры. Информацию об относительной дальности и скорости сближения космонавт получает от специальных индикаторов, установленных на пульте управления. Для облегчение взаимной ориентации при маневрировании в процессе сближения корабли «Союз» снабжены специальными ориентирами и световыми маяками. Энергоснабжение бортовой аппаратуры осуществляется централизованной системой электропитания. Для обеспечения постоянного освещения панелей солнечной батареи предусмотрен режим их ориентации на Солнце за счет придания кораблю вращения относительно оси, направленной на Солнце, со скоростью несколько градусов в секунду.
Комплекс радиотехнических средств корабля обеспечивает: определение параметров орбиты, прием команд с Земли, двустороннюю радиотелефонную и телеграфную связь космонавта с Землей в различных диапазонах волн, передачу на Землю телевизионного изображения из отсеков корабля и внешней обстановки, наблюдаемой космонавтом. Бортовая телевизионная система имеет 4 камеры (две в отсеках корабля и две снаружи) и обеспечивает доброкачественную передачу телевизионного изображения нормального стандарта (625 строк при 25 кадрах в секунду) с возможностью непосредственной передачи в наземную телевизионную сеть. Космический корабль «Союз» оснащен системой автоматической стыковки, которая дважды была проверена при парных полетах ИСЗ серии «Космос». Управление бортовыми системами корабля может проводиться космонавтом с пульта, а также автоматически - по командам с Земли. Нормальные физиолого-гигиенические условия для экипажа корабля обеспечиваются комплексом систем жизнеобеспечения.
Система регенерации работает автоматически и поддерживает в обитаемых отсеках газовый состав, подобный атмосфере у поверхности Земли. Эта же система поглощает вредные примеси, выделяемые в атмосферу человеком. Система терморегулирования поддерживает в отсеках корабля необходимые температуру и влажность. Космонавт по своему желанию может регулировать уровень температуры и влажности в кабине пилота и орбитальном отсеке.
Оборудование корабля позволяет выполнять полностью автономный полет без участия наземного командного комплекса. Продолжительность полета корабля «Союз» определяется программой конкретного полета и соответствующими запасами пищи, воды и рабочего тела в системе регенерации. На кораблях «Союз» возможно осуществление полетов продолжительностью до 30 суток. Конструкция корабля «Союз» обеспечивает безопасность экипажа от космической радиации.
В конструкции и системе управления спускаемого аппарата корабля «Союз» применен принцип спуска с использованием аэродинамической подъемной силы, что позволяет снизить перегрузки, действующие на экипаж при спуске в атмосфере до 3-4 единиц (по сравнению с 8--10 единицами при баллистическом спуске). Кроме того, использование аэродинамической подъемной силы для управления траекторией существенно повышает точность приземления спускаемого аппарата. Возможен спуск и по баллистической траектории. После торможения в атмосфере на высоте около 9 км вступает в действие парашютная система. Непосредственно перед приземлением на высоте около 1 м срабатывают тормозные пороховые двигатели мягкой посадки. Управление работой комплекса средств приземления осуществляется специальной автоматикой. Для обеспечения поиска после приземления спускаемый аппарат оборудован радиосистемами позволяющими осуществлять его пеленгацию на участке парашютирования и после приземления или приводнения.
Полет беспилотного корабля «Союз-2» и корабля «Союз-3», пилотируемого космонавтом Г. Т. Береговым, подтвердил правильность технических решений, принятых при создании пилотируемого космического корабля нового типа с широкими маневренными возможностями. Полет продемонстрировал также рациональность конструкции и надежность его бортовых систем. Космонавтом Г. Т. Береговым выполнен большой объем научных исследований и наблюдений. В частности, во время полета летчик-космонавт проводил наблюдения звездного неба и Земли, светящихся частиц, тайфунов, циклонов, лесных пожаров, фотографировал облачный и снежный покров земной поверхности, дневной и сумеречный горизонты Земли, проводил медико-биологические исследования.
№ п/п | Дата запуска | Название аппарата | Высота в апогее (апоселении) (км) |
Высота в перигее (перисе- лении) (км) |
Наклонение орбиты к плоскости экватора |
Период обращения (мин.) |
Частоты радиопередатчиков (Мгц); примечания | |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 |
16 января 20 января 6 февраля 20 февраля 20 февраля 2 марта 5 марта 5 марта 14 марта 16 марта 21 марта 22 марта 3 апреля 7 апреля |
Космос- 199 Космос- 200 Космос- 201 Космос- 202 Космос- 203 Зонд- 4 Космос- 204 Космос- 205 Космос- 206 Космос- 207 Космос- 208 Космос- 209 Космос- 210 Луна-14 |
386 ~536 355 502 ~1200 - 873 310 ~630 342 305 282 395 870 |
204 ~536 210 220 ~1200 - 282 201 ~630 210 207 250 217 160 |
65,7° 74° 65° 48,4° 74,08° - 71° 65,7° 81° 65,6° 65° 65,1° 81,2° 42° |
90,2 95,2 89,9 91,5 109,4 - 95,9 89,4 97 89,8 89,4 89,6 90,3 2 час 40 мин |
19,995 - 19,995 - - - - 19,995 - 19,995 19,995 - 19,995 - | |
15 16 17 18 19 20 21 |
9 апреля 14 апреля 15 апреля 18 апреля 19 апреля 20 апреля 21 апреля |
Космос-211 Космос-212 Космос-213 Космос-214 Космос-215 Космос-216 Молния- 1 |
1574 239 291 403 426 277 39700 |
210 210 205 211 261 199 460 |
81,9° 51,7° 51,4° 81,4° 48,5° 51,8° 65° |
102,5 88,75 89,16 90,3 91,1 89,1 11 час 53 мин |
- 20,008 - 19,995 - 19,995 - | |
22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 |
24 апреля 25 апреля 26 апреля 7 мая 24 мая 30 мая 1 июня 4 июня 12 июня 12 июня 18 июня 21 июня 26 июня 5 июля 5 июля |
Космос-224 Космос-225 Космос-226 Космос-227 Космос-228 Космос-229 Космос-230 Космос-231 Космос-232 Космос-233 Космос-234 Космос-235 Космос-236 Космос-237 Молния- 1 |
520 210 1770 760 2108 528 374 270 530 650 281 259 354 580 39770 |
396 144 222 670 220 277 212 200 257 603 194 206 210 290 470 |
62,6° 50° 48,4° 74° 48,4° 71° 72,9° 51,8° 48,4° 81,2° 51,8° 51,6° 72,8° 48,5° 65° |
93,4 - 104,7 99,2 108,3 92,3 90,1 89 92,2 96,9 89,1 89 89,9 93 11 час 55 мин |
- - - - - - 19,995 19,995 - - 19,995 19,995 19,995 - - | |
37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 |
10 июля 16 июля 18 июля 30 июля 9 августа 27 августа 27 августа 28 августа 5 сентября 14 сентября 15 сентября |
Космос-231 Космос-232 Космос-233 Космос-234 Космос-235 Космос-236 Космос-237 Космос-238 Космос-239 Космос-240 Зонд-5 |
330 352 1545 310 303 655 343 219 282 293 - |
211 202 210 210 207 600 201 199 202 197 - |
65° 65° 82° 51,8° 51,8° 56° 65,4° 51,7° 51,8° 51,8° - |
89,7 89,8 102,1 89,5 89,4 96,9 89,7 88,5 89,2 89,3 - |
19,995 19,995 - 19,995 19,995 - 19,995 - 19,995 19,995 Станция облетела Луну и воз- вратилась на Землю 21. IX. 1968г. | |
48 49 50 51 52 53 |
16 сентября 20 сентября 23 сентября 2 октября 3 октября 5 октября |
Космос-241 Космос-242 Космос-243 Космос-244 Космос-245 Молния- 1 |
343 440 319 212 509 39600 |
201 280 210 140 282 |
65,4° 71° 71,3° 50° 71° 65° |
89,7 91,3 89,6 - 92,1 11 час 52 мин |
19,995 - 19,995 - - - | |
54 55 56 57 58 59 |
7 октября 11 октября 19 октября 20 октября 25 октября 26 октября |
Космос-246 Космос-247 Космос-248 Космос-249 Союз -2 Союз -3 |
348 362 551 2172 224 225 |
147 205 490 514 185 205 |
65,4° 65,4° 62,3° 62,4° 51,7° 51°40' |
89,4 89,9 94,8 112,2 88,5 88,6 |
19,995 19,995 - - 15,008; 20,008 вес 6575 кг | |
60 61 62 63 |
31 октября 31 октября 1 ноября 10 ноября |
Космос-250 Космос-251 Космос-252 Зонд- 6 |
556 270 2172 - |
523 198 538 - |
74° 65° 61,9° - |
95,3 89,1 112,5 - |
- 19,150 - Станция облетела Луну и воз- вратилась на Землю 17. XI. 1968г. | |
64 65 66 67 68 69 70 71 72 |
13 ноября 16 ноября 21 ноября 29 ноября 30 ноября 3 декабря 11 декабря 14 декабря 16 декабря |
Космос-253 Протон-4 Космос-254 Космос-255 Космос-256 Космос-257 Космос-258 Космос-259 Космос-260 |
355 495 350 336 1234 470 325 1353 39600 |
206 255 203 201 1168 282 210 219 500 |
65,4° 51,5° 65,4° 65,4° 74,06° 71,0° 65° 48,5° 65° |
89,9 91,75 89,8 89,7 109,3 91,7 89,6 100,3 11 час 52 мин |
19,995 19,910 19,995 19,995 - - 19,995 - - | |
73 74 |
20 декабря 26 декабря |
Космос-261 Космос-262 |
670 818 |
217 263 |
71° 48,5° |
93,1 95,2 |
- - |
№ п/п | Название спутника | Ракета-носитель | Дата запу- ска |
Вес спутника, кг |
Элементы начальной орбиты | Началь- ный пе- риод об- ращения, мин. | ||
перигей, км |
апогей, км |
наклоне- ние к пло- скости эк- ватора, град | ||||||
1 2 3 4 |
«Эксплорер XXXVI» («Геос II») Секретный Секретный «Аполлон V» | «Торад- Дельта» «Торад-Аджена D» «Титан III В» «Сатурн I В» (AS-204) | 11.01 17.01 18.01 22.01 | ~212 - - 141501 | 1085 449 138 161 | 1574 546 404 220 | 105,8 75,16 111,52 31,63 | 112,28 94,53 89,91 89,50 |
5 6 | Секретный Секретный | «Тор-Аджена D» | 24.01 | - - | 175 473 | 430 542 | 81,48 81,65 | 90,55 94,75 |
7 8 9 10 | Секретный OGO-V (OGO-E) «Эксплорер XXXVII (SE-B) Секретный | «Скаут» «Атлас-Аджена D» «Скаут» «Титан III В» | 2.03 4.03 5.03 13.03 | - 612 90 - | 1035 232 513 132 | 1139 148253 880 418 | 89,99 31,13 59,43 99,93 | 107,00 3795,90 98,68 90,03 |
11 12 | Секретный Секретный | «Тор-Аджена D» | 14.03 | - - | 179 481 | 391 521 | 83,01 83,09 | 90,20 94,66 |
13 | «Аполлон VI» | «Сатурн V» (AS-502) | 4.04 | ~1200002 | 178 | 363 | 32,57 | 88,20 |
14 15 | OV-1-13 OV-1-14 | «Атлас D» | 6.04 | 120 140 | 558 571 | 9308 9920 | 100,05 100,04 | 199,72 208,03 |
16 17 18 19 20 | Секретный Секретный IRIS-I (ESRO-II В) Секретный Секретный | «Титан III В» «Тор-Аджена D» «Скаут» «Тор-Бёрнер 2» «Титан III В» | 17.04 1.05 17.05 23.05 5.06 | - - ~80 - - | 134 164 335 818 138 | 427 243 1085 904 455 | 111,51 83,05 97,16 98,94 110,52 | 90,10 88,58 99,00 102,19 90,31 |
21 22 23 24 25 26 27 28 | IDCSP-19 IDCSP-20 IDCSP-21 IDCSP-22 IDCSP-23 IDCSP-24 IDCSP-25 IDCSP-26 | «Титан III С»3 (10-й запуск) | 18.06 | 45,4 45,4 45,4 45,4 45,4 45,4 45,4 45,4 | 33758 33724 33699 33736 33721 33724 33721 33752 | 33840 33863 33906 33953 34035 34126 34256 34442 | 0,19 0,11 0,10 010 0,19 0,16 0,17 0,13 | 1335,7 1335,5 1335,9 1338,0 1339,6 1342,0 1345,2 1350,6 |
29 30 | Секретный Секретный | «Тор-Аджена D» | 20.06 | - - | 196 438 | 340 517 | 84,99 85,17 | 89,73 94,13 |
31 | «Эксплорер XXXVIII» (RAE-A) OV- I -15 | «Торад- Дельта» | 4.07 | 1914 | 5851 | 5860 | 120,64 | 224,41 |
32 33 | OV- I -15 OV - I -16 | «Атлас D» | 11.07 | 122,5 (?) 272 | 155 163 | 1818 554 | 89,9 90,0 | 104,82 91,77 |
34 35 36 | Секретный Секретный Секретный | «Атлас-Аджена D» «Титан III В» «Тор-Аджена D» | 6.08 6.08 7.08 | - - - | 31684 142 151 | 39865 394 258 | 9,9 110,0 82,10 | 1436,0 89,85 88,6 |
37 38 | «Эксплорер XXXIX» (ADE) «Эксплорер XL («Инджун-С») | «Скаут» | 8.08 | 9,5 71,2 | 670 680 | 2536 2531 | 80,66 80,67 | 118,25 118,33 |
39 40 41 | ATS-IV (ATS-D) ESSA-VII Секретный | «Атлас-Кентавр» «Торад- Дельта» «Титан III В» | 10.08 16.08 10.09 | 3924 145 - | 219 1469 125 | 726 1473 404 | 29,04 101,72 106,06 | 93,92 115,32 89,82 |
42 43 | Секретный Секретный | «Тор-Аджена» | 18.09 | - - | 167 500 | 393 513 | 83,02 83,22 | 90,12 94,75 |
44 45 46 47 | OV-2-5 OV-5-2 OV-5-4 LES-VI | «Титан III С» (11-й запуск) | 26.09 | 205 9,9 12,7 163,3 | 35120 183 35780 35600 | 35818 35791 35790 35788 | 2,90 26,37 3,0 3,0 | 1418,0 630,3 1435,8 1431,2 |
48 49 50 51 52 53 | «Аврора» (ESRO-I) Секретный «Аполлон VII» Секретный Секретный Секретный | «Скаут» «Тор-Аджена» «Сатурн IB» (AS-205) «Тор-Бёрнер 2» «Тор-Аджена» «Титан III В» | 3.10 5.10 11.10 23.10 3.11 6.11 | 81 - 147005 - - - | 258 483 232 797 150 130 | 1538 512 298 855 288 389 | 93,76 74,97 31,63 99,0 82,15 106,04 | 103,0 94,55 89,78 101,45 88,9 89,73 |
54 | «Пионер IX» («Пионер D) TETR-II (TTS-II) | «Торад -Дельта» | 8.11 | ~67 18,1 | гелио 362 | центр 940 | ическая 32,87 | орбита 97,78 |
55 56 57 | Секретный «Хеос I» («Хеос A») ОАО-II (ОАО-А2) | «Титан III В» «Торад- Дельта» «Атлас-Кентавр» | 8.11 4.12 5.12 | 18,1 - 108 1996 | 362 135 418 | 940 735 223710 | 32,87 106,24 28,28 | 97,78 93,30 6750,0 |
58 59 | Секретный Секретный | «Тор-Аджена D» | 12.12 | - - | 169 1392 | 248 1468 | 81,02 80,33 | 88,67 114,36 |
60 61 | ESSA-VIII INTELSAT-3B (F-2) | «Тор-Дельта» «Торад- Дельта» | 15.12 18.12 | 149 146 | 1410 35770 | 1474 35788 | 101,90 0,70 | 114,70 1436,0 |