Развитие ПВРД и летательных
аппаратов с ПВРД (1913-1948)
Зарождение идеи прямоточного
воздушно-реактивного двигателя
-
ПВРД является одной из разновидностей
воздушно-реактивных двигателей (ВРД). Работа ПВРД
заключается в том, что атмосферный воздух,
попадая во входное устройство двигателя со
скоростью, равной скорости полета, сжимается за
счет скоростного напора и поступает в камеру
сгорания. Впрыскиваемое топливо сгорает,
повышается теплосодержание потока, который
истекает через реактивное сопло со скоростью,
большей скорости полета. За счет этого и
создается реактивная тяга ПВРД. Основным
недостатком ПВРД является неавтономность, то
есть неспособность самостоятельно обеспечить
взлет и разгон летательного аппарата (ЛА).
Требуется сначала разогнать ЛА до скорости, при
которой запускается ПВРД и обеспечивается его
устойчивая работа. В зависимости от скорости
полета, расчетного числа М полета ПВРД (в
соответствии с градацией по скоростям) делятся
на дозвуковые (М<1), сверхзвуковые (1,2<М<5) и
гиперзвуковые (5<М <20). В дозвуковых и
сверхзвуковых ПВРД сгорание топлива происходит
в дозвуковом потоке, а в гиперзвуковых ПВРД
(ГПВРД) сгорание топлива происходит в
свехзвуковом потоке.
-
- Идея ПВРД была выдвинута французским
инженером Рене Лореном в 1913 г. Он описал своё
изобретение в статьях, опубликованных в журнале
«Аэрофиль» за 1913 г. [12, с.17].
-
- Много сил теоретическим и инженерным
исследованиям этой схемы двигателя посвятил
Фридрих Артурович Цандер. Первые упоминания о
воздушно-реактивных двигателях у него имеются в
стенограммах, датированных 1922 г. Ф.А.Цандер
предлагает применять схему ПВРД в больших
крылатых летательных аппаратах для облегчения
их взлета с поверхности Земли. Он указывает, что
если использовать кислород атмосферы, то
экономия в весе и габаритах летательного
аппарата получается весьма существенной [13, с. 77,
87, 108-123].
-
|
|
Ф.А.Цандер.
30-е годы. |
Самолет
Цандера. |
-
- В 1924 г. Константин Эдуардович Циолковский в
своем труде «Космический корабль» также
обращается к вопросу о применении ПВРД на
атмосферном участке полёта, применительно к
космическому кораблю для уменьшения его веса за
счет использования кислорода атмосферы [ 14, с. 189,
191 ].
-
|
|
К.Э.Циолковский. |
Б.С.Стечкин. |
|
|
-
- Англичанин Бенжамин Картер в 1926 г. взял патент
на ПВРД для артиллерийских снарядов, но сведений
об испытании его изобретения не имеется [12, с.17].
-
- Борисом Сергеевичем Стечкиным в 1929 г. была
разработана теория ВРД и впервые доказана
практическая возможность создания ПВРД [15, с.
96-103].
-
Далее...