«Спейс Шаттл» может вывести на орбиту до семи человек. Двое - командир и пилот, остальные - научно-технический персонал, состоящий из специалистов по операциям и специалистов по полезному грузу.
При полетах в космос и обратно на «Орбитере» экипаж не испытает столь больших перегрузок, как во время прежних полетов. Ускорение при выведении на орбиту не превышает 3g (трехкратное ускорение силы тяжести на поверхности Земли), а при возвращении - менее 1,5g. Поэтому в полет могут отправляться инженеры и ученые как мужчины, так и женщины, имеющие хорошее здоровье и прошедшие минимальную предполетную подготовку. Они могут не иметь опыта полетов на реактивных самолетах, подобно профессиональным астронавтам. Но они безусловно должны пройти полный цикл тренировок по освоению особенностей полета в космическом корабле, включая имитацию невесомости (в самолете и в бассейне). Вначале длительность полета «Орбитера» будет составлять не более 7 сут. В дальнейшем предполагается совершать полеты продолжительностью до 30 сут.
При возвращении на Землю космический самолет может производить боковые маневры влево и вправо от трассы входа в атмосферу на расстояние около 1600 км. Посадку он совершает как обычный самолет (но без использования тяги двигателей) со скоростью около 335 км/ч.
Запуск и спуск
На орбите
|
Компоновка кабины экипажа
При запуске и спуске
А Три дополнительных кресла (вместо спального помещения) для операций спасения в космосе.
В Шлюзовая камера.
С Боковой люк.
D Кресла пассажиров (3 шт.).
1 Пилот.
2 Специалист по операциям.
3 Специалист по полезному грузу.
4 Командир.
На орбите
А Стол.
В Горизонтальное спальное место.
С Вертикальное спальное место.
D Отсек переработки отходов и помещение для личной гигиены.
Е Боковой люк.
F Кухня.
G Кладовая под столом.
1 Кресло пилота.
2 Специалист по операциям рабочем месте.
3 Место пилота в орбитальном полете.
4 Специалисты по полезному грузу на рабочих местах.
5 Командир.
Кабина «Орбитера» спроектирована как единое рабочее, жилое и складское помещение. На летной палубе расположены кресла для четырех членов экипажа; на средней палубе еще три места. Под средней палубой размещаются оборудование и кладовая, в которую можно попасть через шлюзовую камеру.
Оборудование отсека экипажа
1 Передние двигатели ориентации.
2 Органы управления и дисплеи на летной палубе.
3 Кресла командира (слева) и пилота (справа).
4 Пост управления операциями (пульты управления и дисплеи).
5 Отсек электронного оборудования.
6 Спальное помещение.
7 Шкафы.
8 Основание шлюзовой камеры.
9 Отсек переработки отходов (см. с. 204).
10 Отсек электронного оборудования и кладовая.
11 Помещение для личной гигиены.
12 Кухня с холодильником, печью, подносами для еды, напитками, водой и полотенцами.
13 Лестница на летную палубу.
Не показаны три кресла для пассажиров (спальное помещение может быть заменено тремя дополнительными креслами при выполнении операций спасения в космосе). Несмотря на схожесть с самолетом, в «Орбитере» все необычно. Все ново, от мощных ракетных двигателей в хвостовом отсеке до внешнего покрытия многоразового использования, которое защищает аппарат от аэродинамического нагрева при входе в атмосферу со скоростью 28 300 км/ч. Основной задачей конструкторов было создание космического аппарата многократного использования. По оценкам, сделанным в год одобрения проекта (1972 г.), стоимость выведения 1 фунта (0,45 кг) на орбиту может упасть с 1000 до 100 долл. Однако эта оценка оказалась слишком оптимистической. Многое зависит от сдерживания роста веса в процессе создания «Шаттла» и кратности использования твердотопливных ускорителей. Предстоит также проверить долговечность «Орбитера» в условиях эксплуатации. Номинальная кратность его использования - 100 полетов с минимальным восстановительным ремонтом.
Технические характеристики (система в целом)
Полная длина 56,1 м.
Высота 23,34 м.
Максимальная стартовая масса около 2 041 000 кг.
Масса полезного груза
Операция 1: 29 500 кг при пуске на восток из Центра космических полетов им. Кеннеди на орбиту высотой 185 км.
Операция 2: 11 300 кг при пуске из Центра космических полетов им. Кеннеди на орбиту высотой 500 км и наклонением 55°.
Операция 3: 14 500 кг при пуске с базы ВВС Ванденберг на приполярную орбиту высотой 185 км.
Технические характеристики («Орбитер»)
Длина 37,24 м.
Высота 17,27 м.
Размах крыла 23,79 м.
Посадочная масса с полезным грузом 84 260 кг.
Полезный груз: от автоматических космических аппаратов до полностью оснащенных научных лабораторий.
Теплозащита
Весь «Орбитер» покрыт специальными изоляционными материалами для предотвращения его сгорания при входе в атмосферу. Наиболее уязвимые места, например носок и передние кромки крыла, защищены углерод-углеродным композиционным материалом (УКМ), который будет противостоять температурам до 1430°С. Нижняя поверхность аппарата покрыта черными плитками размером 15,2 Х 15,2 см из высокотемпературной изоляции многоразового использования (ВИМИ) на основе кварцевого волокна, которые будут нагреваться до температур 650-1260°С. Верхняя и боковая поверхности частично покрыты белыми плитками размером 20,3 Х 20,3 см из низкотемпературной изоляции многоразового использования (НИМИ), которые будут нагреваться до температур 315-650°С.
На участках верхней поверхности, где температура не превысит 370°С, применяется войлочное покрытие «Номекс» (войлочная изоляция многоразового использования). Тысячи плиток приклеиваются непосредственно к обшивке аппарата из легкого сплава. | |
«Орбитер»
1 Грузовой отсек размером 18,3 X 4,6 м.
2 Манипулятор.
3 Пульт управления сближением и стыковкой.
4 Задние смотровые окна.
5 Пульт управления полезным грузом.
6 Шлюзовая камера.
7 Космический радиатор внутренней стороны створок).
8 Створки грузового отсека.
9 Плитки низкотемпературной теплоизоляции.
10 Носовые двигатели ориентации.
11 Колеса носовой стойки шасси.
12 Бак окислителя.
13 Плитки высокотемпературной теплоизоляции.
14 Спальное помещение.
15 Пульты управления операциями и дисплеи.
16 Углерод-углеродные плитки.
17 Элевон.
18 Колеса основной стойки шасси.
19 Подфюзеляжный щиток.
20 Баки гидразина и четырехокиси азота.
21 Хвостовые двигатели ориентации.
22 Двигатели маневрирования.
23 Основные двигатели шт.).
24 Руль направления и воздушный тормоз.
В Центре космических полетов им. Кеннеди для запусков космического корабля «Шаттл» используются две стартовые позиции.
«Спейс Шаттл» доставляется на стартовую позицию в вертикальном положении на подвижной пусковой платформе гусеничным транспортером, который устанавливает полностью собранное изделие над газоходами. Сам космический самолет пристыкован к огромному внешнему баку, расположенному между двумя твердотопливными ускорителями. Корабль опирается на пусковую платформу четырьмя опорами твердотопливных ускорителей. В основании платформы расположены коробообразные колонки заправки жидкого кислорода и жидкого водорода. Внешний бак заправляется топливом в последние часы перед полетом. В полностью подготовленном состоянии «Шаттл» может быть использован для проведения спасательной операции из состояния 24-часовой готовности. Время подготовки корабля 160 ч. |