В начале октября редакцией центральной газеты ПС ФСБ "Граница России" совместно с пресс-центром Пограничной службы ФСБ России в Центральном пограничном музее ФСБ России проведен "круглый стол", посвященный 60-летию создания суворовских военных училищ. В работе "круглого стола" приняли участие выпускники Кутаисского (Ленинградского) и Ташкентского пограничных суворовских училищ: генерал-лейтенант в отставке В.Иванов, бывший начальник политического управления Пограничных войск КГБ СССР; генерал-майор В.Джанибеков, летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза; генерал-майор в отставке Л.Богданов, бывший главный советник ПГУ КГБ СССР в Афганистане; генерал-майор в отставке Ю.Ницын, бывший заместитель начальника штаба Пограничных войск КГБ СССР; генерал-майор в отставке Б.Голышев, бывший заместитель начальника политуправления Пограничных войск КГБ СССР; полковник в отставке Г.Горфиенко, бывший начальник пограничного отряда, начальник кафедры Высших пограничных курсов Пограничных войск КГБ СССР; полковник в отставке К.Малышко, бывший начальник политотдела пограничного отряда, член Совета ветеранов-суворовцев; полковник в отставке В.Никифоров, один из организаторов суворовского братства выпускников Ленинградского и Ташкентского суворовских военных училищ; полковник в отставке Е.Тупицын, член Совета ветеранов-суворовцев; генерал-майор в отставке А.Чайковский, председатель Совета ветеранов-суворовцев. В работе "круглого стола" приняли участие генерал-лейтенант в отставке Г.Згерский, председатель Координационного совета ветеранов-пенсионеров Пограничных войск РФ и стран СНГ, представители средств массовой информации. Вел "круглый стол" член редколлегии газеты "Граница России" генерал-майор в отставке П.Иванчишин, доктор психологических наук.
Суворовские пограничные училища функционировали 17 лет (с 1943 по 1960 год). За это время произведено 29 выпусков (ТСВУ — 15, ЛСВУ — 14). Училища закончили 2790 человек. Из них 166 человек — с золотой медалью. В числе их участники нашего "круглого стола" — Г.Горфиенко и В.Джанибеков. 258 суворовцев окончили училища с серебряной медалью. Среди них здесь присутствующий А.Чайковский.
По окончании училищ выпускники направлялись в высшие и средние военные и военно-морские училища Советской армии, НКВД (МВД), НКГБ (КГБ).
Преданность делу, отличная профессиональная подготовка выпускников суворовских училищ способствовали их профессионально-должностному росту, помогали умело выполнять долг перед Отечеством. Это заслуга командиров, воспитателей и педагогов. И в самом деле, среди выпускников СВУ прошли путь до высоких генеральских званий 41 человек, стали Героями — 2 человека, академиками — 10 человек, докторами наук — 31 человек, кандидатами наук — более 60 человек, лауреатами Государственных премий — 8 человек. Иначе, многие суворовцы составили элиту нашего общества. Один из них, И.Иванов, является сегодня министром иностранных дел.
Хорошо отлаженная система подготовки подростков и юношей для получения среднего образования и овладения навыками, необходимыми для дальнейшей учебы в военных училищах, в 1960 году была нарушена непродуманным, субъективистским, на мой взгляд, решением в "хрущевский период" о закрытии СВУ. Жизнь доказала, что такие училища довузовской подготовки необходимы. Не случайно ФПС РФ в 1996 году выдвинуто предложение Правительству РФ о создании Первого кадетского корпуса ФПС РФ в г. Пушкин Ленинградской области.
Так же поступило и МВД, открыв в Новочеркасске и Санкт-Петербурге суворовские военные училища МВД. И после расформирования наших училищ связь между выпускниками не пропала. Начиная с 1963 года мы ежегодно встречаемся 20 декабря (в декабре — феврале Кутаисскому и Ташкентскому СВУ были вручены боевые знамена в связи с Днем чекиста).
— Поступление в училище — самое яркое событие в моей жизни. Я родился буквально в пожарной команде в доме отца — начальника пожарной части. И вот так все детство по местам его службы в Таджикистане, в Узбекистане. В те годы в Ташкенте жизнь была бурной. Много военных объектов перевели туда. Рос я нездоровым. В 11 лет во мне было около 40 килограммов. Конечно, во дворе меня обижали. Не били, но и особого уважения не оказывали. Хотя учился я легко. Всегда завидовал тем ребятам, которые ходили в форме. Мне очень хотелось тоже ее надеть.
Отец, зная об этом, отправил документы в суворовское училище, но меня не брали (родители у меня рядом, по здоровью тоже не приглянулся). Вернулся я из училища со слезами. Со мной часто играл один паренек из соседнего двора. Рашидом звали. Он увидел мое состояние и говорит: "Пойдем к деду. Дед поможет". Побежали к нему. Оказалось, его дед — член узбекского правительства, министр. Говорит мне: "Хочешь в СВУ? Хорошо!" Вызвал меня вместе с отцом...
Зачислили меня последним 27 августа, за три дня до начала учебы.
В училище надо было бегать, успевать в учебе. А я стал обузой. Два года я тянул взвод назад. Но зато, как только какие-то олимпиады по математике, тут для меня проблем не было.
Потом за два года сбросил жир. Начал бегать. По ночам бегал в шинели. Стал думать, куда пойти после окончания СВУ. Позвал меня тренер по тяжелой атлетике (штанге). С 14 лет я стал заниматься этим видом спорта. В 18 лет не знал, куда силу девать. Стал чемпионом Узбекистана в полутяжелом весе среди юношей. Был третьим в МВД СССР среди взрослых.
С какой благодарностью вспоминаю своих преподавателей! Преподавателя физики. Этот предмет был для меня особо интересным. Помню, когда запустили в 1957 году искусственный спутник, он нам рассказывал об этом очень кратко, но интересно. Потом я сам пошел в библиотеку. Взял книги. Прочитал "Туманность Андромеды" И.Ефремова и потерял покой и сон.
По ночам смотрел на небо. Когда все спали, брал шинель, залезал на крышу и рассматривал созвездия. На отпускные купил себе бинокль. Начал изучать астрономию. Потом стал строить свой телескоп. Легко поступил в Ленинградский университет на астрофизическое отделение. Но также легко и бросил. Потом поехал в Ейское авиационное училище. Это был 1961 год, когда уже в космосе побывал Ю.Гагарин. Благодаря майору П.Иванову из комендатуры Ленинграда прошел медкомиссию. А за экзамены я и не переживал.
После училища 5 лет работал летчиком-инструктором. Летали на Су-7. Это была новая страница в истории штурмовой истребительной бомбардировочной авиации. Су-7 — грозная машина. Почему захотел стать инструктором? Быть воспитателем — жизнь при казарме, один выходной, нужно сидеть с курсантами. В общем, не то.
Как-то Г.Титов делал облет летных училищ, набирал молодежь в отряд космонавтов. Однажды прилетел к нам, посмотрел на технику. А мы ее заранее начистили, вымыли все самолеты. Нас всех, изъявивших желание посвятить себя космонавтике, построили. Он с каждым побеседовал. Всех направили на медицинское обследование. В итоге из 1200 человек прошли только 8 человек, я в их числе.
Первый полет в 1978 году: экспедиция на "Салюте-6" с Олегом Макаровым. Гостевой полет. Как водится, уколы в день старта для избавления от микробов в организме. Олег не мог пить обработанную жидкость, и потом у него были проблемы. Вернулись на Землю с тем же биологическим набором, который был у Юрия Романенко и Георгия Гречко. Потом долго пришлось избавляться от этого. У меня были проблемы с кожей: высыпания, аллергия.
Второй полет — более интересный. У моего напарника были проблемы с вестибулярным аппаратом. Но в итоге он все сделал, как положено. Спуск вообще осуществлял самостоятельно — я спал. Третий и четвертый полеты не были запланированными. В первом случае меня вызвали в связи с болезнью Юрия Малышева за два с половиной месяца до старта, а во втором — подвернулся эксперимент: сварка снаружи станции, в открытом космосе. Институт Патона разработал инструмент, с помощью которого можно было плавить, резать металл, наносить металлическое покрытие. Все прошло удачно.
И пятый полет в 1985 году с Виктором Савиных для ремонта станции. Стыковка прошла благополучно. Необходимо было осушить станцию. Внутри потоп, на стенках большой слой воды. За панелями ее собирали просто ведрами. Воды столько было потому, что поврежденной оказалась система водоснабжения. Станция замерзла, внутри было — 7 градусов. Разорвало трубы, и мы не могли осушить воздух. Когда подняли температуру, вода начала вытекать.
Вымакивали воду специальными мешками, убирали грязь, в тоннеле делали ремонт, меняли схемы.
За время полета мы списали целый чемодан аппаратуры разного производства.
Я проводил в космосе съемки. Здесь была полная свобода. Перед полетом мы проходили спецподготовку по художественной и технической съемке.
Как и многие здесь присутствующие, я — генерал, в отличие от других, не имеющий высшего военного образования. Закончил Ейское высшее военно-авиационное училище, но оно не давало высшего военного образования. Помню, хотели меня определить в академию. Звоню в Монино, там спрашивают, а зачем мне это надо. Ведь в академию поступают, чтобы получить генерала, а вы и так уже генерал. Достраивал свое образование самостоятельной работой. И жажду к самообразованию дало суворовское училище. Сейчас я вполне активен и чувствую себя здоровым. Очень рад встрече со своими однокашниками по училищу.