вернёмся в библиотеку?
Воздушный транспорт (Москва), №8
5.3.2004

Радмир Смирнов: "Пора, наконец, вспомнить о нашей горсти и достоинстве".
Как понимают на Западе паритет в освоении планет Солнечной системы

Интересный момент: в обстановке, когда подавляющее число космических деятелей, включая и наших, по сигналу из Вашингтона сосредоточились на обсуждении вариантов "углубленного изучения" Марса, нашлись и такие, кто убежден: назначенный президентом США Бушем "директивный срок" полета американцев на Марс - 2015 год - нереалистичный и, по многим причинам, явно преждевременный.

Среди таких "неверующих" - зам. Генерального директора научно-производственной компании "Витязь - XXI век", кандидат технических наук, доцент Радмир СМИРНОВ, ответивший на вопросы нашего обозревателя.

- Не секрет, что в настоящее время мировая космонавтика переживает период своеобразного застоя: строительство МКС заторможено США после известной катастрофы "Колумбии", у нас - ввиду худосочного бюджета "Росавиакосмоса" и отсутствия у него долговременной программы действий с четко обозначенными целями и приоритетами. Но сначала, Радмир Николаевич, давайте уточним: а тем ли мы занимались в космосе истекшие полвека?

- Если говорить о содеянном кратко, к настоящему времени нами созданы огромные производственные и интеллектуальные заделы: по средствам выведения, по крупным конструкциям и сооружениям в космосе, включая и строительство, эксплуатацию ОКС... Направления развития были выбраны правильно. Полученные результаты позволяют нам и сегодня оставаться космической державой, располагая летающими ракетами и кораблями, ведя новые разработки. А по некоторым позициям и сохраняя ведущее положение.

- Например?

- Ну хотя бы в области ядерных энергетических источников и ядерных ракетных двигателей с твердофазными реакторами.

- А как вы оцениваете ситуацию в нашей космонавтике на текущий момент?

- Мизерное финансирование отрасли, практическое отсутствие государственной поддержки не просто огорчает - это опасно, ибо ставит под угрозу само существование в стране этого направления техники. В силу специфики деятельности, космические фирмы без господдержки - обречены! На одних "допингах" из пресловутых внебюджетных источников развитие космонавтики невозможно. И не надо на сей счет самих себя обманывать.

- Неужели ситуация столь драматична?

- Судите сами: даже в разгар недоделанной "перестройки" мы выводили в космос в три раза больше аппаратов, чем все остальные страны, вместе взятые! А сегодня на Россию приходится всего лишь 20% мирового грузопотока на орбиты, что считается даже большим достижением...

- И что, этот мизер - предел возможностей России?

- Да нет, что вы! По моим оценкам, Россия может выводить до 60% мировых грузов, то есть при желании стать своего рода "космическим извозчиком", в чем нет ничего предосудительного. Речь идет о нашей специализации, только и всего! Это - бизнес огромной прибыльности, в десятки миллиардов долларов в год. При таких деньгах все проблемы нашей захиревшей космонавтики можно элементарно решить. А что происходит на самом деле? Каждой фирме предлагается выкарабкиваться из тупика и разрухи самостоятельно, что сводит ее беспомощные трепыхания на нет!

Действовать же надо не растопыренными пальцами, поодиночке, а крепко сжатым кулаком, солидарно.

- А что с нашими ракетами-носителями? Уж на фирмах, делающих ракеты, ситуация должна быть менее драматичной...

- По ракетам тяжелого и сверхтяжелого классов у нас сохраняются прочные позиции - они нужны сейчас, нужны будут и в будущем.

Да хоть тому же Бушу - для строительства постоянной базы на Луне, для посылки экспедиции на Марс... Массы посылаемых туда грузов огромны: сотни тонн за один пуск!

- Но где же логика? Неимоверными усилиями всей страны создать ракету-носитель "Бурана" "Энергию", затем на глазах у всего мира ее угробить - и снова ставить вопрос о создании носителя такой же грузоподъемности...

- Поверьте, моей лично вины в таком варварском отношении к творениям нашего народа нет никакой! Но горькая правда заключается в том, что именно такой носитель сегодня оказался востребованным: "Ангара" с ее 34 тоннами полезной нагрузки - это, увы, еще не "Энергия"!

- А американцы, случаем, не собираются ли заказать нам воссоздать "Энергию"?

- Теперь, когда в их руках оказался наш двигатель РД-180 - половинка самого мощного в мире РД-170, - вряд ли. Теперь-то они и сами могут полететь - на наших двигателях - в пределах Солнечной системы куда угодно. И, кроме того, уже не секрет, что они втайне от нас создают элементы своего носителя сверхтяжелого класса. Так что мы со своей "Энергией" им уже не нужны...

- А какова ситуация с орбитальными станциями? Тут мы тоже особого здравомыслия не выказываем: притопили "Мир" в рабочем состоянии, а теперь вот с надрывом созидаем скромный свой "сегмент" на МКС.

- Я считаю, что втягивание нас в строительство МКС было ловушкой, которая отвлекла Россию от создания собственной станции "Мир-2", существенно превосходившей по возможностям тот же "Мир". А что теперь? На будущей МКС мы выглядим лишь "бедными родственниками", потребляющими жалкие 10% энергетических возможностей этого "сооружения". О какой же самостоятельности России в этом проекте можно говорить?!

- И вот мы с вами вплотную подошли к "программе Буша"...

- Можно не сомневаться: все, о чем сказал президент Буш публично, - они будут делать на самом деле. Правда, главная обозначенная Бушем цель - экспедиция на Марс - у меня вызывает сомнения. Более предпочтительным я считаю освоение Луны, в том числе и на постоянной основе. Там действительно нам, землянам, есть где "разгуляться".

- Что вы имеете в виду?

- Ну хотя бы запуски части космических аппаратов с поверхности Луны, а не с Земли. Необходимые для этих операций энергозатраты куда меньше, чем при запусках с того же Байконура. А возьмите вопросы экологии: после каждого пуска "Протона" даже президент Казахстана Назарбаев с неделю ходит в противогазе! А космический мусор: его уже и в ближайшем космосе скопились десятки тысяч тонн.

Да и обеспечение безопасности экипажа в марсианской экспедиции - сверхзадача, вряд ли посильная для американцев сегодня.

- Но некоторые наши фирмы призыв президента Буша, обращенный к NASA, восприняли с таким энтузиазмом, как будто он обратился не к американцам, а к нашим разработчикам!

- Все это - следствие скудости у наших фирм собственных ресурсов и банальное желание подзаработать. С государственных же позиций такое применение нашего интеллекта не просто ошибочно, но и предосудительно! И лишний раз свидетельствует об отсутствии в нашей космонавтике своего пути развития, планового начала. Согласитесь: сознание того, что где-то там, на марсианском самоходе США стоит и приборчик, сработанный в России, нам, россиянам, чувства "законной гордости" не добавляет - лишь порождает досаду, а то и отчаяние...

- А какие наши дела вы бы посчитали достойными россиян?

- Еще раз повторяю: мы должны предлагать и делать в космосе лишь только то, что умеем делать лучше, дешевле и быстрее всех! К примеру, возьмем ту же транспортную систему для освоения Луны - доставку на нее грузов от 100 тонн и больше, кроме нас, никому сегодня и в ближайшей перспективе не под силу.

- А кроме доставки на Луну американских грузов, чем ее освоение интересно нам самим?

- Там же полным-полно кислорода! А еще - титана и алюминия. Когда мы исчерпаем запасы этих металлов на Земле и толкнем их за "баксы" по всему миру, - придется их добывать на Луне. Больше негде! Туда же можно переместить и некоторые вредные производства. Да и осваивать дальний космос с Луны сподручнее... Дел, короче говоря, на Луне хватит всем.

Я не против партнерства с кем угодно в космических делах. Но я категорически против нашего положения "младшего брата", жалкого посредника в делах других. Пора, наконец, вспомнить о нашей гордости и достоинстве, которые и в космосе многого стоят. Можно подумать и об объединении усилий, но только - на паритетных началах, а не в неприемлемой для нас роли "чего изволите-с?", которую нам навязывает Запад.

- А не лучше ли придать столь масштабным делам в космосе, как колонизация Луны или Марса, международный характер? К примеру, осуществить их под эгидой ООН?

- Объединение усилий всего человечества в столь благородных делах лично я счел бы идеальной организацией этих проектов. Но для этого необходима политическая воля наших руководителей.

- С планетами мы с вами разобрались, а что еще актуально сейчас в космических делах?

- Помните историю про Тунгусский метеорит? Масса его была небольшой, в поперечнике - всего с десяток метров. Но энергетический эффект при ударе о Землю был равен 15 млн. тонн тротила! Представляете? Так вот эта "дура" - ничто в сравнении с тем же астероидом "Икар", который маячит на космическом горизонте и представляет сегодня не надуманную, а вполне реальную и нарастающую угрозу для всего человечества. Для самой жизни на Земле! Статистика показывает, что такие "гости" врезаются в нашу Землю примерно раз в 56 млн. лет, уничтожая на ней все живое. Пессимисты же и вовсе считают, что вероятность попадания "Икара" на Землю - всего 80 лет!

Судите сами: разве защита от "Икара" и ему подобных - не актуальна для всех землян? А ведь таких задач хватает!

- Но для каких именно организаций посильно сегодня в России решение задач столь уникальной сложности?

- Не посчитайте мое заявление нескромным, но я бы с чистой совестью причислил к их разряду и компанию "Витязь-ХХI век". Мы занимаемся разработкой долгосрочных перспектив развития некоторых ключевых для народного хозяйства направлений науки, техники и технологии. А если конкретнее - именно в прорывных технологиях. Особенность кадрового состава в том, что многие из них - не только носители заслуженных титулов и званий, но, главное, - они авторы технологий, о которых я сказал. В этом принципиальное отличие нашей фирмы от множества других, сохранивших прежнюю вертикаль управления, парализовавшую, если вы еще помните, творческую инициативу работников.

- Но посильно ли для вас такое бремя? Ведь вы даже не упомянули о господдержке, без которой возможность реализовать ваши планы мне, бывшему изобретателю, даже трудно себе представить...

- Вы правы. Но мы верим в торжество здравого смысла и понимание государством той истины, что на одном энтузиазме ни в какой космос не улетишь и даже с места не сдвинешься здесь, на грешной земле! Если наши наработки останутся без такой поддержки, то есть в состоянии пресловутого самовыживания, - тогда перспективы для страны в космосе вообще плачевны. Раз сегодня туда прорываются Япония, Китай, Индия, то можно не сомневаться: завтра там окажутся и страны Южной Америки и Африки. Ну, а нам, пионерам освоения космоса, придется этот длинный список замыкать.

- И последний вопрос: верите ли вы в светлое будущее нашей космонавтики?

- Сегодня - да! Но если "переходный период" в экономике, о котором уже 10 лет бубнят экономисты, будет затягиваться, не внося перелома в ситуацию, тогда наши надежды начнут постепенно испаряться. Но умрут они, как им и полагается, - последними...

- Желаю вам Радмир Николаевич, дожить до этих перемен. Спасибо за беседу!

Беседу вел Михаил РУДЕНКО