"Изобретатель" №4-1932
Научно обоснованная, теоретически промеренная и разработанная теория реактивного движения создала реальную базу для давнишней мечты оторваться от нашей планеты, исследовать межпланетные дали и изучить иные миры.
Если раньше об этом говорили как о сумасбродной затее и неосуществимой мечте фантазеров, то теперь — это научно-обоснованная, глубоко исследовательская работа ряда известных ученых, целых коллективов научно-технических работников.
Всем памятно, с какой недоверчивостью относились к полетам братьев Райт на первых летательных аппаратах тяжелее воздуха в 1903 г. Теперь мы также стоим на пороге новой эры, открывающей перед нами невообразимые перспективы в области овладения пространством.
Неуклонно идя по пути своего развития, современная авиация, а вместе с ней и современное воздухоплавание, достигают почти предельных возможностей техники.
В этой области за последние годы достигнуты:
Скорость (гидросамолет) .... 657 км/ч
Дальность полета без спуска (для самолета) ...... 10500 км
Высота подъема самолета . ... 13 156 м
Продолжительность полета самолета, выносливость перелета вокруг света на самолете ... 8 дн. 15 ч. 51 м.
Высота подъема управляемого воздушного шара (Пикар) ...15 731 м
Количество подъема пассажиров на самолете........ 169 чел.
и т. д. и т. п.
Каковы перспективы в ближайшем будущем?
Проблема увеличения скоростей полета, скоростей, приближающихся к космическим скоростям, создала новый вид самолетостроения — так называемых „стратопланов", летательных машин высотного типа, порядка 10—15 км. Этот тип самолетов отличается от обычного тем, что сфера его полета протекает в высших, значительно разреженных слоях атмосферы, так называемой стратосферы.
Уже ведутся значительные работы в целом ряде стран в этом направлении. Среди этих работ следует отметить работы Юнкерса в Германии, производившего уже опыты со стратопланами и ожидающего от стратосферного полета высоты 16 тыс. м и скорости до 700 км/ч. Намечаемая скорость стратопланов при их дальнейшем развитии должна колебаться в пределах 1 500 — 2 000 км/ч.
Трудности работы в условиях высотного полета очевидны. Эти полеты требуют особо приспособленных летательных аппаратов с герметически замкнутыми кабинами н приспособлениями для подачи воздуха к моторам.
Овладение высшими слоями атмосферы — стратосферы, колеблющейся в пределах высоты от 13-80 км и космическим пространством — возможно исключительно при помощи приборов или снарядов, действующих на принципе силы отдачи выхлопных газов, т. е. ракеты.
Только реактивный двигатель, осуществляя скорости космического пространства и далеко оставляя позади рекордные скорости, поставленные нынешним надземным и воздушным транспортом, может победить межпланетные расстояния.
Основой работы реактивного аппарата является третий закон Ньютона: действующая сила всегда вызывает равную силу противодействия. К этой технической, идее, идее управляемого аппарата, лишь 1919 г. подошел проф. Роберт Годдар в САСШ и в 1923 г. германский ученый проф. Герман Оберт.
В течение предыдущих лет единственными серьезными работами, посвященными проблеме реактивного летания и идеям межпланетных сообщений, являются труды Циолковского —„Исследование мировых пространств реактивными приборами" („Научное обозрение", 1903 г.). Лишь за последнее время за границей было приступлено к опытам с ракетами, главным образом в САСШ и Германии.
В период времени 1928— 1930 гг. ряд германских ученых, конструкторов и изобретателей испытывал ракеты на разного рода транспорте: ракетный автомобиль — 236 км/ч, ракетная автомотрисса — 200 км/ч, ракетные сани — 378 км/ч, ракетоплан (реактивный самолет) — 158 км/ч. Опыты производились с применением пороховых ракет и дали положительные результаты. Однако опасность обращения с такими ракетами, недостаточная энергоемкость твердого горючего (различные сорта порохов) указали на необходимость поисков жидкого топлива.
Для опытных работ в Германии (в окрестностях Берлина) был устроен первый в мире ракетодром — опытное поле для испытаний и пуска ракет в пространство. Предполагалось осуществление ракетной почтой, позволяющей при помощи ракет перебрасывать груз на большие расстояния с минимальной затратой времени (Берлин — Москва — 11 мин., Берлин — Нью-Йорк — 35 мни.).
Испытания с горючим в Германии привели в настоящее время к работам, главным образом над смесью жидкого кислорода с бензином. Значительные работы проведены и в области определения надлежащей камеры сгорания. Эта камера является в ракетном двигателе самым ответственным местом: в ней непрерывно происходят взрывы, сообщающие поступательное движение ракете. Лучшей формой камеры сгорания признана яйцевидная.
Делаются камеры из дюралюминия с тонким медным слоем во внутренней стороне камеры.
Установлено, что крохотный ракетомотор весом около 100 г и по размерам не превышающий куриного яйца в течение одной минуты может вынести четырехкилограммовую ракету за пределы атмосферы на высоту до 30 км.
Максимальная мощность действия ракеты определяется скоростью истечения газов из выходного отверстия камеры сгорания. Теоретически доказана возможность довести эту скорость до 1 500 м в секунду.
Ракета с жидким горючим состоит из трех частей: места для горючего, камеры сгорания и помещения для груза или автоматических регистрирующих приборов (барометры, киноаппараты, термометры, парашюты и пр.). Не менее интересны работы над испытаниями с ракетами, проводившиеся в Нью-Йорке американским межпланетным обществом.
Кризис резко понизил возможности капиталистических стран. Но военные ведомства обнаружили огромный интерес к работам над реактивными двигателями и ракетами. И Оберт и Годдар привлечены к работам в военных ведомствах. Капиталистическая наука с ее широко развитой техникой находится всецело на службе у империалистов, подготовляющих новую бойню.
У нас в Советском союзе также ведутся научно-исследовательские работы по реактивной проблеме. Работы сосредоточены и развернуты в широком масштабе центральной группой по изучению реактивных двигателей и ракетного метода летания при отделе содействия авиопрома ЦС Осоавиахима СССР.
Эта группа, именующая себя сокращенно ГИРД, в настоящее время осуществляет ряд работ с применением реактивного двигателя.
Претворение в жизнь столь грандиозной проблемы позволит нашему социалистическому строительству в ближайшее время добиться высочайших темпов.
Потребуется однако большая коллективная работа. Она уже начата гирдовцами. Нужны технические кадры, нужны специалисты. Необходимо развернуть большевистскую работу по вовлечению советского изобретательства в дело разрешения проблемы ракеты.
Все интересующиеся проблемой ракетного движения приглашаются сообщить об этом в ГИРД через редакцию журнала „Изобретатель".
И. ФОРТИКОВ