вернёмся в библиотеку?
«Наука и техника» 1925 год №34

ПЕРЕЛЕТЫ С ЧУДОВИЩНОЙ СВЕРХСКОРОСТЬЮ.

В конце мировой войны (1917 г.) немцы обстреливали Париж с расстояния в 110 километров. Такое неожиданное и необъяснимое достижение германской артиллерии привело в смущение военных специалистов Антанты. Пытались объяснить столь длинные полеты снарядов, тем предположением, что, будто, в каждом снаряде имеется несколько камер с взрывчатыми веществами, которые, взрываясь каждые 15 километров, двигают снаряд вперед. Этот способ есть не что иное, как реактивное действие ракеты, которую мы уже рассматривали в нашем журнале.

Но это мнение было ошибочно, и причины дальности полетов снарядов пришлось искать в точном знании окружающей нас атмосферы.

Действительно, чем выше мы поднимаемся в воздух, тем он становится все реже и реже. На высоте 30 километров воздух почти в 80 раз реже, чем близ земной поверхности.

Здесь сопротивление воздушной среды настолько незначительно, что, брошенный вверх, снаряд может пролететь большое расстояние без заметного уменьшения своей скорости.

Так было и при обстреле Парижа: немецкие снаряды вылетали из длинных дул пушек под углом в 50°, имея начальную скорость 1.400 метров и, быстро пронесясь через низшие плотные слои атмосферы, да высоте около 30 километров попадали в почти безвоздушное пространство.

В виду того, что сопротивление воздуха на такой высоте ничтожно, т.-е. плотность воздуха менее 4% нормальной наземной плотности, то скорость снаряда почти не уменьшалась на протяжении 80 километров. Считая подъем в 18 килом. и спуск 12 килом., мы получим, вместе с 80-ю килом., путь в 110 кил., т.-е. длину полета немецких снарядов.

Вот зтими-то высокими слоями атмосферы и думают воспользоваться современные конструкторы аэропланов. Недавно пришло из заграницы сообщение, что известный шведский конструктор аэропланов инж. Линквист приступает к постройке аэроплана, который совершит перелет из Европы в Америку в течений двух часов. Он предполагает совершить этот перелет, длиною около 4.000 километров, на высоте 22-х километров, с мотором мощностью в 2.000 лош. сил. Действительно, благодаря большому разряжению воздуха, лобовое сопротивление аэроплана сильно уменьшится, а так как мощность мотора останется та же, то быстрота движения аппарата крайне возрастет. Если аэроплан на высоте 1 километра имеет скорость 350 клм., то на высоте 22 клм. он будет свободно покрывать расстояние в 1.800 клм. в час. Эта чудовищная сверх-скорость и покроет путь из Европы в Америку в 2 часа с лишним, не считая взлета и спуска.

Разряженность атмосферы на такой высоте будет, конечно, неблагоприятна для обычного мотора и пропеллера. Но это затруднение инж. Линквист предполагает устранить конструкцией пропеллера с такими подвижными лопастями, уклон которых изменялся бы сообразно с плотностью воздуха.

Для мотора предположено устроить специальные приборы, которые будут возмещать уменьшение барометрического давления, вроде турбокомпрессоров Рато (воздухо-нагнетателей), позволяющих в холодном разреженном воздухе поддерживать одну и ту же мощность двигателя и т. д.

Итак, на такой высоте можно достигнуть сверхскорости около 500 метров в секунду, превысив даже скорость звука, равную 340 метров в секунду.

Современная авиация ставит своей целью передвижение между двумя пунктами по прямому пути с наибольшей скоростью. В настоящее время проект инж. Линквиста наиболее целесообразно разрешает эту задачу. Конечно, строительные материалы для аэроплана со сверх-скоростью должны быть подобраны самым тщательным образом.

1 — снаряд, 2 — противовес, 3 — турбина.

Аэроплан Линквиста будет особо обтекаемой формы, при чем все, кроме летчика, будет помещаться в крыльях.

Таким образом, как снаряды, так и аэропланы, могут воспользоваться верхними слоями атмосферы для совершения длинных или быстрых перелетов.

Чтоб снаряду забраться на большую высоту и пролететь 100 и более километров, необходим пороховой заряд в 1½ раза тяжелее веса самого снаряда.

Во избежание этого, французский ученый Анри Графиньи недавно предложил следующее устройство для летания снарядов и ракет на дальние расстояния.

Укрепив два сектора на вращающемся валу и поместив в один из них снаряд, а в другой — противовес, можно, посредством электрического приспособления, в нужный момент метнуть снаряд, дав ему требуемую скорость. Если вращать вал турбиною в ½ мил. л. сил, то можно в несколько минут дать снаряду сверхскорость в 12 килом, в секунду, так что он уйдет навеки в мировое пространство, осилив земное притяжение.

Но так как нам требуется первоначальная скорость в 1 ½ клм. в секунду, то достаточна будет турбина в одну тысячу лош. сил.

Практически такое метание представляется в следующем виде: турбо-паровоз снабжается вышеуказанным метательным приспособлением и через каждые 2 минуты бросает снаряды (весом 100 кгр.) на расстояние 100 километров и более. Такой простой способ освобождает от применения взрывчатых веществ.

Несомненно, что научная мысль займется теперь подробным исследованием высоких слоев атмосферы, представляющих собой новый путь, на котором авиация будет буквально пожирать пространства своими чудовищными сверх-скоростями.

Автор проекта инж. Линквист вполне убежден в успехе своего, столь смелого, предприятия.

Инж. А. Фентеклюз.