18 сентября 1932 г. исполнилось 75 лет со дня рождения одного из крупнейших наших изобретателей, всемирно известного ученого Константина Эдуардовича Циолковского.
День его 75-летия советские, общественные и научные круги в разных городах СССР отметили лекциями и докладами, посвященными его жизни и деятельности. В Калугу, где он живет уже много лет и где неустанно продолжает свои работы, со всех концов нашей страны и из-за границы пришла масса приветствий. Заслуги К. Э. отмечены особым постановлением правительства.
К. Э. ЦИОЛКОВСКИЙ |
Циолковский первым в 1890 г. предложил проект цельнометаллического дирижабля, первым в 1895 г. разработал основы полета аэроплана и наконец первым в 1896 г. выдвинул идею реактивного летательного прибора (ракеты) и смело заявил о возможности межпланетных сообщений, свободных полетов с Земли на Луну, Марс, Венеру и беспрепятственного возвращения обратно на Землю.
Своими идеями он опередил успех первого полета на аэроплане бр. Райт и опыты ракетного летания профессора Годдарда и Оберта и дал значительно лучший проект дирижабля, чем Цеппелин.
К. Э. Циолковский родился 5 сентября (ст. стиля) 1857 г. На десятом году от скарлатины он сильно оглох, начав нормально развиваться только с 14 лет. Будучи семнадцатилетним юношей, по книгам самостоятельно прошел курс дифференциального и интегрального исчисления, правильно решал задачи по аналитической механике, не имея о ней никакого понятия.
Продолжая самообразование, Циолковский в 1879 г. экстерном приобрел звание учителя и проработал в этой области 40 лет, преподавая главным образом математику и физику, а иногда космографию и химию.
Только при советской власти ему была назначена персональная пенсия и начали выдаваться единовременные субсидии (главным образом от Дирижаблестроя“ и „Осоавиахима“) на научные работы.
Беспрерывную неустанную изобретательскую работу Циолковский начал в 14 лет. Он строит токарные станки, металлические и даже деревянные паровые турбины и. т. п.
В 16 лет он уже теоретически представляет себе, каких размеров должен быть воздушный шар, чтобы подниматься на воздух с людьми, будучи сделан из металлической оболочки определенной толщины.
Ни на минуту не оставляла Циолковского (по его собственному признанию) мысль о сообщении с мировым пространством. В 1895 г. он осторожно высказывает свои соображения по этому поводу в сочинении „Грезы о земле и небе“, а в 1898 году пишет труд „Исследование мировых пространств реактивными приборами“.
В 1895 году, задолго до робких попыток Лонглея, Адера, Сантос-Дюмона и успеха Райтов, К. Э. не только математически разработал теорию аэроплана, но и дал тип его, к которому очень медленно приближаются лишь теперь. Были даны чертежи и расчеты, впоследствии вполне оправдавшиеся.
Начиная с 1892 по 1931 г. Циолковский написал 25 научных работ, в которых доказывал возможность осуществления постройки цельнометаллического дирижабля. Наиболее ценные преимущества этого дирижабля по сравнению с существующими это: 1) несгораемость, а отсюда и безопасность в смысле воздушных катастроф; 2) газонепроницаемость оболочки и отсутствие потерь подъемной силы; 3) исключительная долговечность оболочки; 4) исключительная дешевизна в постройке и эксплоатации, возможность осуществления дешевого массового транспорта; 5) прочность конструкции, допускающая сооружение дирижаблей сверхогромных размеров и весьма высокой подъемной силы; 6) меньшая подверженность нагреву от солнца и охлаждений от лучеиспускания ночью; 7) регулирование подъемной силы без помощи балласта и выпуска подъемного газа исключительно путем искусственного изменения температуры газа в оболочке и др.
Но наиболее велики заслуга Циолковского в разработке идеи межпланетных сообщений Это самое смелое создание его творческого ума. Он впервые подошел к этой проблеме, научно проанализировав условия работы и полета ракеты, составил основное уравнение ее движения, решил его и вывел ряд заключений о наивыгоднейшем ее устройстве и полете.
Империалисты уже и из этого научного достижения пытаются сделать новое орудие с истребления человечества, выдвигая план создания „ракетной артиллерии“.
Циолковский в своих работах по ракетам имел в виду исключительно применение их на пользу трудящемуся человечеству.
После 1903 года свою идею о межпланетных сообщениях Циолковский подтвердил многочисленными расчетами.
Циолковский высчитал точную зависимость между количеством потребляемого горючего, скоростью вытекания газов и скоростью движения самой ракеты. Он указал, что в качестве горючего в ракете должен быть применен такой состав, который развивает возможно больше энергии - не динамит, не порох, а сжиженный водород или какой-нибудь жидкий углеводород, смешанный в камере сгорания с сжиженным же кислородом. Первую детальную схему корабля Циолковский дал в 1913 г. Проф. Годдард выпустил свою книгу по этому вопросу в 1919 г., а Оберт в 1923 г.
Циолковский работал также и над проблемой стратосферного полета аэроплана и в этой области высказал немало оригинальных мыслей и ценных расчетов. Почти полвека научной деятельности этого самоучки-ученого не пропали даром. Сейчас в Москве в „Дирижаблестрое“ по проекту Циолковского конструируется первый опытный цельнометаллический дирижабль.