Проблема скорости полета и возможности решения ее при помощи изучения и освоения стратосферы, где самолеты и ракеты могут достигать быстроты передвижения 1000 и более километров в час, в настоящее время является буквально „злобою дня“ в технических кругах всех стран.
Наш Союз, более чем какая либо другая страна, нуждаясь в средствах быстрой связи центра с далекими окраинами, должен обращать (и делает это) внимание на решение этой проблемы.
Созванная недавно и прошедшая с большим успехом I Всесоюзная конференция по изучению стратосферы привлекла в залы Академии наук в Ленинграде сотни лиц, работающих в этой области, начиная от академиков и кончая рабочими с производства (см. Н. и Т., № 9, 1934 г.).
Одновременно с этим широко пошли навстречу проблеме завоевания стратосферы общественные, партийные и технические организации Ленинграда. В настоящее время в Ленинграде группа энтузиастов этого дела под руководством Ленсовета Осоавиахима разработала предварительный план работ по освоению стратосферы на 1934-35 год. План этот намечает пока следующие четыре главнейшие задачи:
1. Составление проекта, постройка и осуществление полета стратостата „ОСАХ—2“.
На основе имеющегося уже опыта полетов— Пикара, Сеттля, немецкого субстратостата „Барш фон Зигсфельд“, испанского Молоса, американского Грея и двух советских „СССР“ и „ОАХ-1“ —осуществить новый стратостат „ОСАХ—2“ с целью дальнейшего изучения стратосферы в зоне наиболее вероятных полетов стратопланов в ближайшее время, т. е. на высоте 20—25 километров. Предварительные расчеты показывают, что для достижения этой высоты потребуется стратостат большего объема, чем стратостаты „СССР“ и „ОАХ—1“, имевшие объемы около 25,000 куб. м. Для решения этой задачи можно предложить ряд вариантов как в устройстве матерчатого баллона стратостата с его подвеской, так и гондолы. В частности, гондола может быть открытой, и тогда команда должна быть одета в специальные скафандры, или гондола может быть герметически закрытой, как это было в стратостатах Пикара, Сеттля, „СССР“ и „ОАХ—1“ или, наконец, она может быть герметически закрытой, но иметь шлюз, чтобы в случае надобности человек, одев скафандру, мог выйти наружу для производства ремонта, наблюдения, опытов, прыжка на парашюте. Последний вариант представляет интерес в применении в будущем подобного же устройства к стратопланам. Следует иметь при этом в виду, что долгое пребывание человека в скафандре затруднительно, и потому лучше предоставить ему возможность находиться в гондоле без скафандры и надевать последнюю лишь при выводе из гондолы через шлюз.
2. Проблема скафандры нуждается в особой разработке в виду ее новизны. В то время как при подводных работах скафандры водолазов подвергаются наружному давлению воды и работают на сжатие при сравнительно сносной температуре, скафандры стратонавтов будут работать на разрыв под внутренним давлением около одной атмосферы и при весьма низкой температуре порядка — 60°.
При этом возникает ряд вопросов по обогреванию человека, снабжению его кислородом для дыхания, удалению влаги и углекислоты, по обеспечению хотя бы относительной свободы движения и обзора.
Над решением этой проблемы уже сейчас в Ленинграде работает группа инженеров и медиков.
3. Анализ стратосферы баллон-зондами. Этот анализ понадобится перед полетом стратостата для определения наиболее благоприятного времени старта. Но уже теперь необходимо заготовить ряд баллон-зондов разных типов, включая сюда и радиоавтоматы, и снабдить их соответствующей аппаратурой.
4. Постройка регистрирующей ракеты. В Ленинградском Осоавиахиме уже имеется готовый проект такой ракеты, проект которой был составлен инженерами Разумовым и Штерном. Часть ракеты уже построена. В задачу Научно-технического бюро должна входить скорейшая реализация этого проекта и испытание ракеты в полете.
Кроме упомянутых четырех конкретных работ, перед перечисленными организациями вообще и перед научно-техническим бюро в частности стоит нелегкая задача подготовки кадров инженеров-конструкторов стратосферных судов и их аппаратуры и стратонавтов. Ленинградский Осоавиахим уже насчитывает немало активистов-энтузиастов этого дела. Необходимо лишь дать им соответствующую научно-техническую подготовку и тренировку.
Задачей будущих полетов „ОСАХ—2“ будет изучение стратосферы, развитие методов стратонавигации, аэрофотосъемка с больших высот, изучение космических лучей и т. п.
Можно с полной уверенностью сказать, что ленинградская общественность окажет широкую поддержку в разрешении проблем изучения и освоения стратосферы, и стратостат „ОСАХ—2“ будет в кратчайший срок создан силами советских инженеров и рабочих и оборудован советскими учеными.
Проф. Н. Рынин