вернёмся в начало?
НОВОСТИ КОСМОНАВТИКИ №10-11/7мая-3 июня 1994г.
АВТОМАТИЧЕСКИЕ МЕЖПЛАНЕТНЫЕ СТАНЦИИ

США. ”Клементина”: самого интересного, увы, не будет

10 мая. И.Лисов по сообщению ”Франс Пресс” и Ричарда Бюннеке. Ошибка бортового компьютера космического аппарата DSPSE (”Клементина”) похоронила надежды ученых на осуществление второй части его научной программы. Сегодня Министерство обороны США сообщило, что станция не сможет выполнить пролет мимо астероида Географ, планировавшийся на ночь с 31 августа на 1 сентября.

По сообщению Ричарда Бюннеке (Richard Н. Buenneke), неисправность на борту космического аппарата возникла 7 мая в 09:39 EDT (13:39 GMT). По предварительным данным, причиной неисправности был отказ бортового компьютера, управляющего основными системами станции. Компьютер, основанный на радиационно-защищенной микросхеме 1750А, не относится к экспериментальным системам ”Клементины”. За время 20-минутного перерыва телеметрии с борта станции компьютер ”успел” несколько раз пустить в ход бортовые двигатели и полностью истощить запасы топлива системы ориентации. Пока неясно, явилось ли это событие следствием ошибки программного обеспечения или отказа электроники.

Организация по защите от баллистических ракет (BMDO) изменила программу полета ”Клементины” в сторону первоначальной — продолжения серии военных экспериментов и испытаний 23 передовых технологий. Станция управления в Александрии, штат Вирджиния, осуществляет постоянное наблюдение за аппаратом. Все приборы и системы, за исключением системы ориентации, работают нормально. Разработчики и управленцы ”Клементины” изучают несколько вариантов продолжения исследовательской программы. Однако отсутствие топлива системы ориентации не позволяет станции наводить свои камеры и датчики.

Проектом DSPSE управляет Организация по защите от баллистических ракет. Станция изготовлена Морской исследовательской лабораторией, а инструменты и приборы — Ливерморской лабораторией имени Лоуренса и промышленными фирмами.

США. ”Клементина” увидела новую Луну!

26 мая. И.Лисов по сообщениям НАСА и Г.Спенсера. Космический аппарат DSPSE (”Клементина”), финансируемый Организацией по защите от баллистических ракет Министерства обороны США, выполнил систематическое картографирование лунной поверхности, на основании которого научная группа НАСА по проекту ”Клементина” построила первую детальную глобальную цифровую карту Луны, отражающую топографию и состав основных районов спутника. Основные результаты работы ”Клементины” вблизи Луны были представлены сегодня на весеннем собрании Американского геофизического союза в Балтиморе.

Полученные за 71 сутки работы станции на окололунных орбитах цифровые данные охватывают 38 млн кв.км поверхности Луны, снятые в 11 спектральных диапазонах видимой и инфракрасной части спектра.

”Научное значение банка лунных данных от ”Клементины” огромно, — заявил научный руководитель программы от НАСА д-р Юрген Раэ (Jurgen Rahe). — Впервые получены многоспектральные изображения с согласованными геометрией, разрешением и условиями освещения для всей Луны. С данных ”Клементины” начинается новая эра в развитии планетологии с использованием много-спектральных наборов данных.”

Изучение структуры лунной поверхности

Цвет Луны в диапазоне от видимого до ближнего инфракрасного чувствителен к вариациям минерального состава поверхностного материала и длительности его экспонирования в условиях космического пространства. Для двух основных картографических приборов ”Клементины” — камеры видимого и ультрафиолетового диапазона и камеры ближнего ИК-диапазона — были подобраны фильтры, позволяющие охарактеризовать общий состав поверхности и выполнить поиск пород, богатых титаном.

Комбинированный набор данных, полученных через 11 фильтров, используется для составления карт распределения типов пород и почв Луны. Предварительные исследования наиболее сложных в геологическом отношении районов, таких как кратер и плато Аристарх, кратеры Коперник и Джордано Бруно, позволят ученым зафиксировать различия между геологическими областями ударной и вулканической природы.

В ходе полета ”Клементины” получены десятки тысяч изображений высокого разрешения и температурных изображений среднего инфракрасного диапазона. При помощи лазерного высотомера построены топографические карты Луны. Анализ данных слежения за спутником позволил уточнить данные о гравитационном поле вблизи лунной поверхности. Телескоп заряженных частиц дал информацию о частицах солнечного и магнитосферного происхождения.

Поверхностная и подповерхностная структура

”Клементина” получила изображения ранее неизвестных районов Луны и районов, снятых ранее в другой перспективе.

Получены топографические данные по крупным старым ударным объектам, включая наиболее крупный (диаметр 2500 км) и глубокий (более 12 км) ударный бассейн на планетах в Солнечной системе. Предварительный анализ гравитационной структуры молодого бассейна на краю лунного диска показал, что в этом месте произошел подъем из глубины Луны большого объема мантийного вещества.

Используя 1500 снимков, полученных в течение первого месяца съемок, научная группа НАСА получила мозаичное изображение Южной полярной области Луны. Поразительным результатом этой работы явилось открытие крупной депрессии, центр которой находится вблизи полюса. Ученые почти уверены, что этот объект, диаметр которого достигает 305 км, является древним ударным бассейном. Поскольку ось вращения Луны почти перпендикулярна плоскости орбиты Земли вокруг Солнца, значительная часть этой области может никогда не освещаться Солнцем. Если это так, то температура в южнополярной депрессии может составлять -230°С. Следовательно, молекулы воды, входящей в состав падающих на поверхность Луны комет, могут попадать в холодную ”ловушку” и накапливаться в ней в течение миллиардов лет в существенных количествах. В ходе бистатического радиолокационного эксперимента (”Клементина” направляла радиосигнал на полярную область, а антенны Сети дальней связи НАСА принимали отраженный сигнал) предполагалось проверить наличие отложений водяного льда. Данные этого эксперимента должны быть тщательно проанализированы и будут опубликованы только через несколько месяцев.

По сообщению Генри Спенсера (Канада), ситуация со льдом в южнополярной впадине выглядит следующим образом. Стюарт Нозетт из научной группы ”Клементины” сообщил, что данные первого прохода с радарным зондированием, обработанные немедленно по их получении, показали наличие слабой (”одна сигма”), но отчетливой поляризационной картины ледяного эха. Для твердого заключения необходима совместная обработка данных всех проходов, которую ведут в настоящее время те же сотрудники, которые двадцать лет назад обнаружили лед в полярных районах Меркурия. Первые данные, таким образом, ”соблазнительны, но не подтверждены”. Возможно, сообщение о результатах будет сделано примерно через месяц. Нозетт также сообщил, что контроль над станцией после ее аварии 7 мая частично восстановлен, но пролет Географа маловероятен.

(Редакция ”НК” единогласно постановила, что южнополярной лунной депрессии следует присвоить имя Клементина. Мы не будем удивлены, если так и случится.)

Топография и гравитационные исследования

Данные с лазерного высотомера позволили построить почти глобальную топографическую карту лунной поверхности. Наиболее сенсационным результатом этой работы стало подтверждение существования древних, почти стертых ударных бассейнов, случайным образом распределенных по поверхности Луны. Вывод об их существовании впервые был сделан на основании интерпретации немногочисленных кольцеобразных структур, попавших на снимки станций ”Лунар Орбитер” в 1960-е годы. Данные лазерного высотомера ”Клементины” не только подтвердили существование таких структур, но и показали значительную их глубину — даже для наиболее стертых образований она составляет 5-6 км.

Другое важное открытие ”Клементины” состоит в подтверждении существования крупнейшей ударной структуры на Луне — 2500-километрового южнополярного бассейна Айткена (Aitken Basin). Глубина этой гигантской впадины составляет 12 км, и она является наиболее крупным и глубоким из известных кратеров Солнечной системы.

Гравитационная съемка показала, что обнаруженные гигантские провалы лунной коры компенсируются подъемом плотных мантийных пород под каждым из ударных бассейнов.

Информация АМС ”Клементина” в сочетании с лунными породами, доставленными на Землю в рамках программ ”Аполлон” и ”Луна”, представляет собой уникальный набор данных, неизвестных ни для какого другого тела Солнечной системы. Возможно, более подробное их изучение даст новые сведения о длительной и сложной эволюции Луны. НАСА предполагает финансировать многолетнюю программу изучения результатов экспедиции ”Клементины”.

Японская лунная программа

1 июня. Франс Пресс. Япония серьезно рассматривает проект строительства космической станции на поверхности Луны, в которой к 2024 году смогут находиться шесть астронавтов.

Как сообщила газета ”Джапан Таймс”, стоимость проекта может составить 2.91 трлн иен (28 млрд $). Программу представили в космическую комиссию правительства 20 крупнейших японских промышленных концернов, образовавшие Лунное и планетное общество. Первоначальная реакция комиссии была благожелательной, но программа должна еще быть официально утверждена. ”Мы намерены рассматривать эти рекомендации как твердую основу для дискуссии,” — заявил неназванный представитель комиссии.

Первая стадия проекта может быть осуществлена до 2005 года. Ее целью является поиск места размещения лунной базы. В ходе этого этапа должен быть запущен искусственный спутник Луны и отправлены два автоматических посадочных аппарата. Для выполнения первого этапа необходимы пять носителей Н-2 японского производства.

Вторая стадия (окончание в 2016) предусматривает запуск 12 РН H-2S. Роботы, доставленные ими на поверхность Луны, должны построить два объекта — по производству кислорода и по добыче металлов.

72 ракеты должны быть использованы на третьей стадии — этапе строительства лунной станции.

Лунное и планетное общество полагает, что Япония может своевременно разработать необходимую технологию. Участие других стран, однако, будет приветствоваться. ”Мы можем сделать все это одни, но мы бы предпочли, чтобы наш план стал международным проектом, следующим за Международной космической станцией,” — сказал представитель. ”Это вполне реальный план,” — добавил Сигебуми Саито (Shigebumi Saito), бывший президент Космической комиссии и чрезвычайно влиятельная фигура в японских космических кругах.

Как заявил один западный эксперт, просивший не называть его имени, предложенный проект обеспечивает будущее для ракеты-носителя Н-2, которая слишком дорога для успешной конкуренции на рынке космических носителей. На первый взгляд, отметил эксперт, проект представляется реалистичным, но более определенная оценка требует решения существенных вопросов технологического и финансового порядка.