вернёмся в библиотеку?

НОВОСТИ КОСМОНАВТИКИ №6 12-25 марта 1995 г.

КОСМИЧЕСКИЕ ДНЕВНИКИ ГЕНЕРАЛА
Н.П.КАМАНИНА
1962

(Продолжение. Начало в №№ 6—11, 14—26, 1994, №№ 1—2, 5, 1995)

29.4.1962 г. Встал сегодня в 3 ч 30 мин. Оля немного больна и ночью часто просыпалась. Муся очень много вставала к Оле и почти не спала, но, несмотря на головную боль, она поднялась и, как всегда, приготовила мне завтрак. На даче утро было чудесным, а во Внуково шел небольшой дождь.

Провожающих немного. Нет ни одного американца.

Самолет Ил-18 №75716 готов к полету. Командир корабля Воробьев Петр Михайлович; второй командир корабля Груба Иван Николаевич, с которым мы уже летали на Кубу и в Бразилию. Пассажиров, кроме меня, всего шестнадцать человек: Титов Г.С., Титова Т.В., Барашев П.Р., Беликов Ю.А., Белов Ю.Н., Шкляр И.К. и десять человек ученых:

1. Кондратьев Кирилл Яковлевич — доктор физико-математических наук.

2. Имшенецкий Александр Александрович — член-корреспондент АН СССР.

3. Мандельштам Сергей Леонидович — доктор физико-математических наук.

4. Воробьев Александр Иванович — доктор биологических наук.

5. Щепотин Александр Никитович — кандидат физико-математических наук.

6. Калинин Юрий Дмитриевич — доктор физико-математических наук.

7. Полосков Сергей Матвеевич — доктор физико-математических наук.

8. Зернов Сергей Николаевич — член-корреспондент АН СССР.

9. Парин Василий Васильевич — академик Академии медицинских наук.

10. Сташевский Геннадий Степанович — переводчик.

Взлетели в 7 ч 05 м московского времени. Уже час летим на запад. Предусмотрено два маршрута полета: первый через Англию, второй — через Исландию. Летим на Англию. Первая посадка на аэродроме Прествик через пять часов полета. Летим на высоте 7000 м. Земля полностью закрыта облаками, а над нами темно-голубое небо и яркое солнце. Самолет довольно сильно вибрирует, что мешает писать и отдыхать. Герман и Тамара изучают материалы по Америке.

Через пять часов полета произвели посадку в аэропорту Прествик — западный берег Шотландии. Аэродром может и принимает все современные самолеты. Нас встретили два представителя нашего посольства (Филимонов и Смирнов), администрация аэропорта и десятка два корреспондентов. Публику на аэродром не допускали, за оградой аэродрома было 150-200 человек. Герман провел небольшую пресс-конференцию и ответил на вопросы представителя Би-Би-Си. Вопросы: цель поездки, содержание доклада, встретитесь ли с Гленом, хотели ли побывать в Англии и что Вы скажете о первом английском спутнике (27.4 запущен в Америке). На спутнике только английские приборы. Были и вопросы к Тамаре (что хотите посмотреть в Америке, будете ли в магазинах?) . Оба отвечали довольно удачно. Но Тамара зря подчеркнула, что она в магазины не пойдет.

Взлетели в 13.15. Идем через Атлантику прямо на Гандер (Канада). Высота полета 8500 м. Погода ясная. Океан спокоен.

21.00. 29.4. Только что взлетели из Гандера (Канада). Погода оказалась значительно хуже, чем в районе Англии. Летели все время над облаками, а на подходе к Канаде погода еще больше ухудшилась. В Гандере прошли шквалистые снежные заносы, окрестности аэродрома покрыты толстым слоем снега, температура 0°, очень сильный ветер, нижняя кромка облаков 100 метров.

На аэродроме встретили начальник аэропорта и несколько корреспондентов. Погода была настолько плохой, что никто не верил, что наш самолет сядет в Гандере. Наш посол в Канаде Арутюнян пытался добраться до Гандера, но из-за сильных снежных заносов застрял на противоположном берегу острова Ньюфаундленд. Осмотрели вокзал, побеседовали с корреспондентами, выпили по чашке кофе и опять в воздух. Мы уже 14 часов в пути. Через 3 ч 40 м будет Нью-Йорк. Там будем в 17.40 29.4 по местному и 00.40 м 30.4 по московскому времени. Долгота сегодняшнего нашего дня более 22-х часов.

30.4.1962 г. Нью-Йорк. Парк-Авеню 603. Представительство СССР в ООН.

Титовы и я разместились у Зорина. Зорин в Женеве, его замещает Морозов Платон Дмитриевич. Вчера в 17.00 местного времени произвели посадку на аэродроме Айдлуайлд — аэродром раз в пять больше Внуковского — летают самолеты всех типов от козявок до Боингов.

С воздуха район Нью-Йорка производит впечатление муравейника — очень много автострад, и машины снуют во всех направлениях, как муравьи. Пригороды одноэтажные, но благоустроенные и очень чистые. Центр города расположен на острове Манхеттен.

Заливом Гудзон Нью-Йорк отделяется от города и штата Нью-Джерси. А практически Нью-Йорк, Нью-Джерси и пригороды сливаются в один гигантский город с населением более 14.000.000 человек. Сам Нью-Йорк имеет больше 8 мл.населения. На аэродроме Титова встречал наш посол Добрынин, авиационный атташе генерал Костюк, Морозов, Киселев и 300-400 человек советских граждан. Америка была представлена администрацией аэропорта, полицией и заместителем мэра города; Сайрус Итон и его жена были среди встречающих. С аэродрома поехали (1,5 часа) в представительство, после небольшого ужина поехали осматривать ночной Нью-Йорк: Бродвей, Уолл-стрит, Бруклинский мост, шестидесятые авеню. Поднимались на 102 этаж Эмпайра. Ночью вид города очень красив, море реклам и уличных огней. Осмотр закончили в 24.00 местного и с большим удовольствием добрались до постелей. 27 часов продолжался наш рабочий день 29.4.

В 9.30 Герман минут 20 рассказал о своем полете работникам нашего пост.предства. Ровно в 11.00 мы прибыли в ООН. Встретил У Тан. Были члены Совета безопасности и администрация ООН, члены космического комитета ООН (Эдлай Стивенсон, Менон и др. См.список).

Около часа оживленно беседовали, затем осмотрели зал заседаний Совета безопасности, зал заседания ассамблеи ООН и др. помещения. Просторно, удобно и тысячи болтунов и бездельников. Везде было очень много фото, кино, теле и др. корреспондентов. Кроме официальных лиц в ООН было более 2000 американцев. Работники ООН встречали очень радушно, а американцы сдержанно. Все сегодняшние и вчерашние газеты 29.4 дают отчеты о поездке Титова и его фото. Титов преподнес У Тану книгу ”Утро космической эры” с надписью ”Господину У Тану, исполняющему обязанности генерального секретаря ООН. Космонавты Советского Союза надеются, что ООН сделает все возможное, чтобы космос был мирным, его освоение шло в интересах мира, дружбы, в интересах всего человечества. Гагарин, Титов”.

Герман выступил и коротко сказал о достижениях СССР в космосе. Выступление правильное, без ошибки и без бумажки. Все приняли выступление хорошо.

далее