НОВОСТИ КОСМОНАВТИКИ №8 8 - 22 апреля 1995 г.
КОСМИЧЕСКИЕ ДНЕВНИКИ ГЕНЕРАЛА Н.П.КАМАНИНА |
2 мая 1962 г. Вашингтон. В 11.05 на Ил-18 взлетели с аэродрома Айдлуайлд. Предварительно осмотрели аэровокзалы всех компаний. Вокзалы отличные, они находятся в центре громадного поля, а по окружности к ним примыкают ВПП.
Погода в Нью-Йорке и Вашингтоне — Н — 30 м, дождь, видимость менее километра. К нашему прилету на авиабазу Эндрюс обещали небольшое улучшение погоды. Фактически погода даже ухудшилась. Вместо 50 минут, мы пробыли в воздухе два часа и произвели посадку па гражданском аэродроме Вашингтона. Вашингтон — город зелени и воды, высоких зданий нет. Планировка города и улицы напоминают Париж. В городе всего 800000 населения, из них 54% негров. % негров в городе растет. С аэродрома проехали прямо в наше посольство. Посол Добрынин Анатолий Федорович и его жена. Очень приятные люди (оба кончали МАИ и в прошлом работали у Яковлева).
После завтрака в кругу своих, здесь же в посольстве провели пресс-конференцию. Было 120-150 корреспондентов. Активность и интерес к Титову со стороны присутствующих были высокими. Вопросы: Почему не поедете на Канаверал, система посадки, когда очередной полет, когда на Луну, полетите ли Вы вновь. Сколько готовите космонавтов, готовите ли женщин, о самочувствии в полете. О чем будете беседовать с Гленом. Аудитория встретила Титова сдержанно и внимательно. Удачные ответы Германа оживили людей и растопили лед. Много аплодировали. ”Вредных” вопросов не было, но у некоторых замечалось стремление: сбить, поставить в тупик или проговориться. Но у всех корреспондентов явно не хватает конкретных знаний и Герман сравнительно легко уходил от острых моментов. Часов в 18 по телевизору уже передавали о прилете Титова в Вашингтон и о проведенной пресс-конференции. Комментаторы освещают не все, что говорил Титов, но в общем довольно доброжелательно. Приглашений в Сан Франциско, Сиэтл и Мексику пока нет. Программа дальнейшего пребывании неясна (есть план только на 3 и 4 мая).
3.5.1962г. Около 9 часов утра в здании академии при регистрации членов делегаций ”Коспар” произошла первая встреча Титова с Гленом. Глен роста высокого (более 172 см), рыжий, волосы редкие, весь в веснушках. Ему 41 год, но выглядит он не старше 35. В общем он производит приятное впечатление. Его жена примерно одного возраста с ним. Среди очень черных волос пробивается уже немало сединок. Очень скромная, чувствуется, что она не была баловнем судьбы. Миссис Глен настойчиво приглашала Титовых к себе.
Вместе с Гленом мы осмотрели Вашингтон. Осмотрели памятник Линкольна, поднимались на лифте на вершину ”Карандаша” Вашингтона, осмотрели Капитолий — зал заседаний Сената и Конгресса.
В Капитолии познакомились с сенатором Мансфилдом (лидер большинства — демократ), сенатором Мак-кормиком и другими. Осмотрели музей авиации: самолет бр. Райт, самолет Линдберга (1927 г.), первым перелетевшим Атлантический океан. Первый самолет, пролетевший вокруг света (1931 г., Вилли Пост). Осмотрели первые спущенные из космоса головки, кабину Шепарда, ракеты ”Редстоун” и ”Атлас”.
Кабина ”Меркурий” очень тесна, но имеет все для полета на несколько витков. Космонавт не имеет на себе парашюта, парашют укладывается рядом и для пользования его надо одевать — из-за тесноты кабины воспользоваться парашютом физически невозможно. Это понимают и сами американцы; Глен не брал с собой парашюта. Он сказал, что в случае надобности им все равно нельзя воспользоваться. Осмотрели могилу неизвестного солдата (на большом военном кладбище). Ознакомились с домом генерала — муж внучки Вашингтона. Дом остался целым во время войны Севера с Югом, хотя враждующие армии разделяла в этом районе только река. Из домика прекрасный вид на город.
В 13.00 завтракали у заместителя генерального секретаря — Джонсона в здании гос.департамента. Джонсон, Глен, Титов, Добрынин с женами, я и еще три человека из гос.департамента.
В 14.30 в том же здании приняли участие в заседании ”Коспар”. Француз демонстрировал дохлую крысу, американец облеванную обезьяну. Более содержательными были доклады Парина, Титова, Глена и американца Матьюза. В 12.45 до завтрака Титов и Глен были приняты президентом Дж.Кеннеди. Кеннеди сказал, что он рад приветствовать Титова и горд за американский народ за то, что народ хорошо встречает знаменитого космонавта.
Президент ”Коспар”, закрывая заседание, подарил Титову и Глену туфли. Профессор Хёлст сказал: ”Туфли сделаны из одного дерева, возьмите каждый по одному и носите их вместе”. Вечером был большой прием у вице-президента Джонсона. Более часа Джонсон занимался Титовым и нами, проводил нас до автомашин и сказал, что скоро будет в Москве и с удовольствием посетит Титова.
4.5.1962 г. Вечером 4 мая в советском посольстве в Вашингтоне состоялся большой прием в честь майора Титова Г.С. На приеме присутствовало много дипломатов, сенаторов, депутатов конгресса, бизнесменов, корреспондентов и ученых. На приеме присутствовали и американские астронавты — Джон Глен и Аллен Шепард (Алан — Ред.). Среди гостей был и фон Браун (известный немецкий специалист по ракетам). Джон Глен и его жена пригласили Титовых и меня посетить их в их доме в штате Вирджиния. Мы приняли приглашение и, после приема в посольстве, в одной машине с Шепардом выехали к Глену. Встреча в квартире Глена продолжалась около 2-х часов и прошла очень дружественно. В результате бесед с Гленом и Шепардом удалось установить некоторые интересные данные.
1. Глен не брал с собой в полет парашюта, так как из-за малого объема капсулы и малых размеров люка для покидания капсулы воспользоваться парашютом астронавт фактически не может.
2. Продолжительность работы тормозных ракет всего 20 секунд. Малое время работы тормозных ракет говорит о более высоких перегрузках при торможении капсулы по сравнению с перегрузками на ”Востоках”.
3. Астронавты США при тренировках доводили перегрузки до 16 единиц (наши — до 12).
4. В ближайшие дни астронавты США переезжают в Техас. Основные работы по запуску пилотируемых кораблей будут производиться с базы в Техасе.
5. В США пока не ведется работ по приземлению кораблей. Космические корабли всех систем рассчитываются на приводнение. Катапультирование из кораблей и капсул не предусматривается.
6. Ведутся работы по модернизации капсулы Глена с целью подготовить ее к суточному полету. Такой полет запланирован на конец 1962 г.
7. Несколько женщин США приступили к практической подготовке к космическим полетам. Полет американской женщины на три витка возможен во второй половине 1962 года.
В 22.00 4.5.1962 г. Титов, Глен, академик Благонравов и американский ученый одновременно выступали по телевидению. Кроме обычных вопросов о задачах и результатах уже совершенных полетов, задавались вопросы о ближайших перспективах длительных космических полетов. Глен спросил Титова: ”Были ли какие-либо недостатки в подготовке полета человека в космос в СССР?”. Корреспондент ТАСС задал вопрос Глену: ”Известно, что Гагарин и Титов располагали возможностью использовать любой из 2-х способов приземления — в корабле и отдельно от корабля на парашюте. Какими способами приводнения располагал Глен в своем полете?” Глен ответил, что в его распоряжении был один единственный способ приводнения — только в капсуле.
5 мая утром с Балтиморского аэродрома ”Дружба” мы вылетели на американском самолете в город Сиэтл. Полет на советском самолете американские власти не разрешили. В госдепартаменте работникам нашего посольства намекнули, что если наш посол или т.Титов обратятся с просьбой к высоким американским властям о разрешении полета в Сиэтл и Сан-Франциско на самолете Ил-18, то такое разрешение, по-видимому, будет дано. Посоветовавшись с Добрыниным, мы решили с просьбой не обращаться, а лететь на американском коммерческом самолете. Через час после прилета в Сиэтл Титов и сопровождающие его лица отправились на Сиэтлскую всемирную выставку, посвященную освоению космоса. У входа на выставку Титова встретили и приветствовали устроители и руководители выставки (Иосиф Ганди, Дингвалл, Рочестер). В выставке принимали участие 32 страны. Осмотр выставки мы начали вечером 5-го мая и продолжали его весь день 6-го мая. Павильон США целиком посвящен освоению космического пространства. Среди натурных экспонатов выставлены: скафандр, капсула ”Меркурий”, ракета ”Атлас”, макет ракеты ”Сатурн”, командный пункт управления полетами, практически поддерживающий связь со спутниками. Выставлено много интересных макетов и стендов, дающих представление об условиях и факторах космического полета. Осмотрели павильоны Англии, Франции, Японии, Бразилии, ОАР и Канады. Везде, где появлялся Титов, его очень приветливо встречали руководители павильонов и сопровождали сотни людей. По сообщению руководства выставки, в день ее открытия, было 57000 посетителей, в среднем в день ее посещают 25-27 тысяч человек, а в день приезда на выставку Титова ее посетили 75000 человек.
5.5.1962 г. Вчера на приеме жена вице-президента Джонсона говорила Тамаре: ”Вот как хорошо и дружно беседуют наши мужчины, им нужно чаще встречаться я тогда они наверняка обо всем договорятся”. Джонсон в прошлом наговорил немало пакостей в адрес СССР, а сейчас он по-видимому готовит почву для поездки к нам. Герману Глен очень понравился и было бы разумно пригласить Глена с женой в СССР. Оба они очень приятные люди и с удовольствием приехали бы. Жена Глена и он сам настойчиво приглашали Титовых к себе. Такая встреча была бы полезной, но из-за недостатка времени она пожалуй не состоится,
5.5. Вашингтон. Встреча Титова на квартире у Глена все же состоялась. В Балтиморе мы осмотрели один из самых мощных металлургических заводов США (37000 рабочих, 10 доменных печей, 36 мартенов. Завод загружен на 75-80%). Осмотрели доменные печи, мартены, листопрокатные цехи. Впечатление от завода хорошее. Высокая степень механизации всех процессов, полное использование отходов основного производства. Образцовый заводской транспорт. Океанские пароходы подходят прямо к заводским причалам. Рядом с заводом верфь, на которой строят океанские грузовые суда до 46000 т. Основная продукция завода стальной 150 мм лист (от брони до консервной банки). Администрация завода встречала очень любезно, но рабочим не объявлялось о посещении Титова и они с полным равнодушием встречали нашу кавалькаду. Но стоило остановиться на минуту, назвать Титова, как все оживало, и лица рабочих загорались неподдельным интересом. С 17.00 в посольстве был большой прием (были сенаторы, конгрессмены, бизнесмены, много корреспондентов, в том числе и Дрю Пирсон, который написал, что до Гагарина в СССР погибло пять космонавтов). На приеме был Глен, Шепард и фон Браун.
В 19.00 мы выехали к Глену. Его дом расположен в живописнейшей местности штата Виргиния в 60-70 км от Вашингтона. Небольшой полукаменный двухэтажный дом (по 3-4 комнаты на этаже и деревянная веранда) . Дом обставлен просто без малейших претензии на богатство. У Глена дочь Елена (16-17 лет) и сын лет 14-15. Когда мы подъехали, вся семья работала, сам Глен в фартуке помогал жене (Анна) жарить огромные куски мяса. Более часа мы пробыли в семье Глена. Семья Глена, Шепард, его жена и др. произвели на нас очень хорошее впечатление — это скромные, миролюбивые и очень душевные люди Америки. Титов пригласил Глена и Шепарда с женами побывать в СССР. Все были очень довольны.
От Глена поехали на телецентр, где состоялось одновременное выступление Титова и Благонравова, Глена и заместителя директора НАСА (профессора ...).
Американская сторона в своих обращениях к нашим пыталась уточнить наши планы, недостатки в кораблях, перспективы американо-советского сотрудничества в космосе. Встреча была полезной и очень интересной. Глен и Шепард: написали мне на портрете Глена свои автографы.
6 мая. Вашингтон. Рано утром выехали на аэродром "Дружба" (Friendship) недалеко от Балтиморы. (Дорога Вашингтон-Балтимора выстроена 8-10 лет тому назад, она позволяет двигаться со скоростью более 150 км. Две нитки дороги разделены 50-60 м зеленой полосой).
Нас провожал посол Добрынин и человек 40 посольских.
Вылетели на реактивном пассажирском дугласе (4 двигателя). Через 1,5 часа полета произвели посадку в Чикаго.
Из Чикаго через 4 часа полета прибыли в Сиэтл. Через полчаса после прибытия в гостиницу "Камлин", поехали на всемирную Сиэтлскую выставку. (Участвуют 32 страны, при открытии выставки было 57000 посетителей, в обычные дни до 30000. Вчера в день посещения выставки Титовым ее посетили более 70000 человек.
Титова при входе на выставку приветствовали устроители выставки с женами (Иосиф Гэнди, Дингвалл, Альфред Рочестер).
Пресс-конференция 100-150 человек. Осмотр экспонатов — павильон космоса (скафандры, ”Меркурий”, ”Атлас”, модель ”Сатурна” (восемь двигателей по 6 сопел в каждом).
Вечером на берегу залива ужинали в ресторане Каплис (26 человек). С ужина поехали на выставку и поднялись на космическую стрелу. Высота башни более 180 метров. На верху вращающийся ресторан. Ресторан, открытые и закрытые балконы значительных размеров (диаметр башни наверху не менее 40-50 метров. Одновременно наверху башни могут быть несколько сот человек. Вид на ночной город, на выставку и на океанский залив прекрасный. Посещение выставки Титовым — это его прорыв к массам. Лопнули все усилия бюрократии помешать встрече с народом. Сегодня десятки тысяч людей видели, слышали и приветствовали Титова. Сегодня Сиэтл узнал о СССР больше правды, чем за несколько предшествующих лет.
На аэродроме Титова и его жену первой приветствовала девушка с букетом сирени, пришедшая за 25 км, Она сказала: ”Я восхищаюсь Вашим подвигом и приветствую Вас от всего народа Америки”.
При встречах на выставке и в городе — много приветствий на русском и украинском языках. Одна старая украинка сказала Титову: ”Грошей нема, я бы давно уехала на Украину”. Глаза ее были полны слез.
В городе 500000 населения. Дома в основном 1-2 этажные. Улицы чистые, прямые, очень много зелени и воды. Не всем и здесь отлично живется, но основная масса населения обеспечена неплохо.