...Луна приближается... Даже в самый сильный телескоп не бывает так хорошо виден мертвенно-дикий, исполненный суровой красоты пейзаж. Игра света и тени, которую мы привыкли видеть на фотографиях, становится еще резче, отчетливее. Чужой, неведомый мир уже близок, и позади долгие часы первого космического рейса, далеко позади осталась Земля.
Но еще до того, как началась эта самая необыкновенная в истории человечества экспедиция, луч радиолокатора привел на Луну первую ракету без людей.
На экранах телевизоров увидели звездное небо таким, как оно выглядит за атмосферой. Солнце с короной, которая нам показывается только во время затмений, там — всегда ослепительный шар, с поверхности его вздымаются огненные фонтаны протуберанцев.
Сменялись кадры необыкновенного кинофильма: так же, как сейчас, приближался серебряный шар, потом он вдруг перевернулся и медленно стал расти, превращаясь в огромную чашу. Обгоняя ракету, понеслось вниз древко флага и исчезло. Мгновение — и на экране остановился, замер причудливый горный пейзаж. Скалы, хребты, пики. Вдали заметен флаг, безжизненно опущенный, ибо ветра там не бывает. Все равно этот символ победы возвестил о прилете посланца Земли, и навеки останется древко в каменистом грунте, на который еще не ступала нога человека.
Потом были кадры, повествующие о другой никогда не виданной жителями Земли стороне Луны. Казалось, несколько шагов — и можно стать на ту площадку, что нависла каменной глыбой над черным, бездонным ущельем. Хребты сменялись плоскими равнинами, цирки — глубокими трещинами. Ракета пронеслась над ними и привезла драгоценную пленку самого удивительного в истории кинофильма — фильма, снятого почти за полмиллиона километров от Земли.
Теперь по проторенной небесной дороге несутся к Луне люди, чтобы не только увидеть ее издали, на экране, но и самим ступить на поверхность древнего спутника Земли, чтобы не только созерцать, но и дотронуться до него.
Земля и Луна словно поменялись местами. Земной шар, подобно лунному, меняет фазы — от узкого серпа до полного диска. Луна закрывает собою полнеба и властно зовет к себе. Если повиноваться ее притяжению, через несколько часов корабль со страшной силой врежется в скалы. Ничто не смягчит удара. Беззвучный взрыв — ведь воздуха нет! — превратит ракету в груду осколков. Еще один кратер появится на изрытом лике лунной пустыни.
Но у корабля достаточно силы, чтобы бороться с притяжением и тормозить спуск. Поворот. Земля и Луна буквально меняются местами, и не вверху, а внизу оказывается манивший к себе шар. И вот короткие языки пламени вырываются из ракеты в сторону Луны. Она уступает, прекращается ее грозно-стремительный рост, который готов был возвестить катастрофу. Луна приближается уже медленно, и бурное падение сменяется плавным спуском, словно над ракетой открылся купол парашюта.
У ракеты вырастают ноги — выдвинут посадочный треножник, смягчающий толчок при посадке и не дающий упасть набок. Лунная поверхность совсем близко — будто находишься в центре круга, по краям которого выстроились бесконечные горы. Скорость упала почти до нуля. Толчок — и корабль на Луне.
Кажется, что давно известно, какая картина откроется за окнами корабля. Но, несмотря на это, ни с чем не сравнимое чувство овладевает межпланетными путешественниками. Усильте в тысячу раз волнение мореплавателя, увидевшего остров в океане, которого нет на карте,- и все равно не передашь восторга победителей Вселенной, открывших не клочок суши в привычном нам мире, а целый мир, ранее никому не знакомый.
Нестерпимо медленно тянется время, пока надевается скафандр и откачивается воздух из двойного шлюза. Ведь за стенками пустота, и нельзя, чтобы воздух устремился наружу. Наконец все готово. В тесной камере — крохотном кусочке безвоздушного мирового пространства — стоит путешественник, готовый к выходу, похожий в своем «пустолазном» костюме на глубоководного водолаза или на фантастического робота.
И вот он наконец на поверхности Луны.
Черное небо, усеянное немигающими звездами. Яркое Солнце, по краям которого клубятся огненные вихри — протуберанцы. Большой голубоватый шар неподвижно висит в небе — Земля, луна Луны.
Взору открывается страна ущелий и гор, каких не встретишь на Земле. Горы, причудливо свернутые в огромные кольца и вытянутые в длинные цепи, горы, усеявшие вперемежку с трещинами всю лунную поверхность. Легко поднявшись на вершину одной из гор, люди обозревают лунную панораму...
Постепенно спутник Земли будет изучен так же хорошо, как и сама Земля. Наши музеи, в которых лишь осколки метеоритов являются единственными представителями чужих миров, пополнятся лунными экспонатами. Появятся полные географические карты Луны. И в истории самой Луны откроется новая глава. Возможно, ей суждено будет стать научно-исследовательским институтом в космосе и вокзалом кораблей Вселенной. Обсерватории, оборудованные по последнему слову астрономической техники, возникнут на Луне, лишенной воздуха и потому идеально удобной для наблюдений. С небесной станции телескопы станут ловить свет звезд, фотографировать Солнце, мощные радиолокаторы — локировать поверхности планет, радиостанции — принимать сигналы из мирового пространства.
В подлунном городке, где менее ощущаются резкие колебания температуры, устроят склады горючего, жилые и служебные помещения. А в застекленных оранжереях, под солнечным светом днем, под искусственным ночью, будут выращивать овощи и фрукты. Огромные зеркала поймают энергию Солнца, гелиоэлектростанции дадут ток, нужный для того, чтобы отапливать и освещать станцию в морозные лунные ночи. Ракетодромы послужат для приема и отправки ракет с Земли и на Землю, на планеты и на спутники планет. Радио и солнечный телеграф свяжут Луну с остальным миром. Так появится, возможно, когда-нибудь жизнь на безжизненной Луне, и человек прочтет тогда неведомые страницы ее истории...
Лунный перелет, станция на Луне, полеты к другим планетам... Суждено ли осуществиться этой мечте? Найдена ли дорога к звездам? На этот вопрос можно ответить: да! Доказана возможность осуществления межпланетных путешествий. Президент Академии наук СССР академик А. Н. Несмеянов сказал, что наука уже достигла такого состояния, когда возможна посылка ракеты на Луну, создание искусственного спутника Земли.
Велики трудности, стоящие перед создателями космической ракеты, рано еще говорить о ракетах-гигантах с десятками пассажиров. И, тем не менее, полет в мировое пространство теперь не просто увлекательная тема фантастических романов, а реальная техническая задача.
Мы, жители Земли, ее пленники, мы прикованы к ней цепями, которые пока еще не в силах разорвать: никто не избавлен от власти земного притяжения.
Но способ борьбы с ним указан наукой. Известно, что с чем большей скоростью брошено тело, тем дальше оно улетит. При начальной скорости около 8 километров в секунду снаряд никогда не упадет на Землю. Он полетит вокруг земного шара по замкнутой кривой — эллипсу — и станет маленькой «луной», спутником нашей планеты. Если скорость еще более возрастет, в полтора — два раза, снаряд стонет самостоятельным небесным телом, уже не спутником Земли, а ее братом, таким же, как и она, спутником Солнца, равноправным членом семьи планет.
Достижимы ли «заветные» космические скорости, открывающие дорогу в межпланетное пространство? Знаменитый русский ученый Константин Эдуардович Циолковский попытался представить себе сначала, какие условия придется встретить кораблю среди планет и звезд. Воздуха нет, безвоздушное пространство. Как двигаться в нем, если нет никакой опоры для движения? В поисках аппарата, удовлетворяющего этим требованиям, великий наш соотечественник остановился на ракете. Он открыл непреложный закон, которому подчиняется ее движение: скорость ракеты может достичь огромных величин, если относительный запас топлива в ней достаточно велик.
Чтобы преодолеть трудности, связанные с размещением в ракете очень больших запасов топлива, ученый выдвинул идею создания ракето-поезда, состоящего из нескольких ракет. Лишь одна из них несет полезный груз, а остальные постепенно разгоняют ракетный корабль до необходимой космической скорости. Израсходовав свое горючее, ракеты-ускорители отбрасываются. Обеспечив им благополучный спуск на Землю, их можно использовать снова.
Конечно, составную ракету построить не так-то просто. Однако теперь, спустя четверть века после рождения идеи, жизнь начала подтверждать верность найденного К. Э. Циолковским пути.
Заманчивые перспективы открывает для межпланетных сообщений применение атомной энергии. Энергия атома, возможно, позволит увеличить скорость истечения газов из сопла ракеты до десяти, двенадцати и более километров в секунду, что сильно увеличит скорость движения самой ракеты и сократит сроки межпланетных путешествий. Атомное горючее даст возможность совершать полеты даже с высадкой на планеты и спутники планет и повысит надежность межпланетных сообщений. Отсюда свобода маневра, что особенно важно в космическом рейсе, в котором могут встретиться всякие неожиданности и трудности.
Нынешний уровень техники позволяет представить себе общие контуры будущего космического корабля.
В пассажирской ракете — герметическая кабина со всем необходимым для жизни и научных наблюдений. В ней сосредоточены приборы, аппаратура управления, радиооборудование, фото- и киноаппараты, отопление, системы снабжения кислородом, очищения и кондиционирования воздуха. В средней части размещаются топливные баки, в кормовой — ракетный двигатель. В грузовом отсеке сложены скафандры для выхода в безвоздушное пространство, продовольствие и другие грузы. Кабина может превращаться в посадочный планер после отделения от корпуса ракеты. Для этого у нее имеются выдвижные крылья.
Первому полету в мировое пространство должны будут предшествовать огромная подготовительная работа на Земле и подъемы на большие высоты ракет-автоматов, а затем и пассажирских ракет. Широким фронтом развернутся научные исследования.
Физики и биологи изучат влияние перегрузки, которая встретится при ускоренном полете ракеты, явление невесомости, которую испытывают все свободно падающие тела в пустоте, действие ультрафиолетовых солнечных лучей, высоких и низких температур... Приборостроители сконструируют автоматические механизмы для управления полетом ракет, многочисленные приборы для космической навигации, физических, астрономических и других исследований. Металлурги и химики разработают материалы для ракет, двигателей, приборов. Радиотехники обеспечат связь и телемеханическое управление на больших расстояниях, сквозь атмосферу. Возможно, что первыми отправятся на разведку Вселенной, к Луне и планетам ракеты, управляемые по радио и передающие по радио показания приборов и телевизионные изображения.
Будущим межпланетным путешественникам грозит опасность встречи с метеорами. Столкновение с небесным камнем, даже маленьким, может быть гибельным для корабля. И, хотя вероятность такой встречи невелика, необходимо предусмотреть защиту от нее.
Более полувека назад К. Э. Циолковский впервые в мире высказал идею создания внеземной станции. «Первый великий шаг человечества состоит в том, чтобы вылететь за атмосферу и стать спутником Земли»,— писал он.
Трудно переоценить, какой громадный научный интерес представит такой спутник — летающая астрономическая обсерватория. Она позволит получить новые ценные сведения о деятельности Солнца и космическом излучении, о явлениях в самых верхних слоях воздушной оболочки нашей планеты, о состоянии облачного покрова и т. д. Все это тесно связано с жизнью на Земле.
Спутник можно будет использовать и как промежуточную станцию для увеличения дальности телевизионных передач. Таким образом, лаборатория на спутнике поможет решать проблемы важные для народного хозяйства!
Внеземная станция послужит и базой для межпланетных кораблей, на которой они смогут пополнять запасы топлива.
В империалистических государствах кое-кто рассматривает проблему полета в мировое пространство и создания станции вне Земли с точки зрения своих агрессивных планов. Вот о чем, например, мечтает реакционный американский журнал «Кольерс»:
«Межпланетную станцию можно превратить в поразительно эффективный транспортер атомных бомб... Небольшие крылатые ракетные снаряды с атомными боевыми зарядами можно было бы выпускать со станции таким образом, что они будут поражать избранные цели со сверхзвуковыми скоростями. Путем одновременного наблюдения с помощью радара за снарядами и мишенью эти ракеты, несущие атомные заряды, можно было бы точно направлять в любую точку поверхности Земли».
Создатель новой науки — астронавтики — Константин Эдуардович Циолковский мечтал о покорении Вселенной для благоденствия и процветания всего человечества. В нашей стране величайшие открытия современности, достижения науки и техники используются для мирных целей, для счастья народа. Советские люди строят атомные электростанции, советские люди построят и станции вне Земли — форпост науки во Вселенной.
В 1954 году Президиум Академии наук СССР учредил золотую медаль имени К. Э. Циолковского за выдающиеся работы в области межпланетных сообщений. Творчески разрабатывая наследие основоположника звездоплавания, советские ученые откроют дорогу в мировое пространство. Вековая мечта человечества станет явью.