Москва, Красная площадь. Космическая суббота...

АВТОГРАФЫ ДАЮТ ЗЕМЛЯНЕ...


Фоторепортаж Н. БЫКОВА,

О. КУПРИНА, И. ТУНКЕЛЯ

«Говорит Москва!..» Сколько раз эти два слова заставляли дрогнуть людские сердца в предчувствии новой победы рук и разума Человека! «Через несколько минут будет передано важное сообщение...» И на этот раз, утром 11 августа 1962 года, человечество не обманулось.

Время летело с космической быстротой. Космические вести закружили и нашу братию — журналистов. Кто? Откуда?

Обычно наши коллеги в таких случаях стремятся заполучить автографы виновников торжества — автографы «небесных братьев». Мы решили иначе: пусть на фотографии Третьего оставят свои автографы его



Кирилл Лосев и его друзья вышли на свою орбиту...

Балкон 5-го этажа — «апогей» семьи В. Вартанова.


Капитан А. А. Пятлин не скрывает: «Завидую!»



Исаму Акамацу (слева): «Николаев! Хорошо!..»



В кабине «ТУ-114» в момент, когда на орбиту вышел Четвертый.
соотечественники и гости столицы. Пусть автографы дают земляне!

И вот наша машина мчится по Москве. Начинается Земля, как известно, от Кремля...

У репродукторов, у автомашин люди, люди, люди... Все слушают. Все улыбаются. А где-то в надпла-нетных далях работает еще один радиоприемник. И человек, слушающий передачи Москвы, наверное, смотрит в иллюминатор на Землю. И тоже улыбается.

Мы знаем эту улыбку. Мы везем ее с собой в людскую круговерть 11 августа.



Готова к звездному полету!



Найма Саар.


Вано Мурадели — космонавтам.



Академик Л. Ландау: «Великолепно!»

Александр Жарков и Николай Комаров.


Темнокожий юноша долго рассматривает портрет Николаева. Это Доминго Гарсиа, студент-медик с Кубы. На полях фотографии он пишет: «Это великолепная весть, вызвавшая удивление и восторг. Да здравствует мир!» Есть первый автограф.

Трое иностранцев посреди площади. Растерянны. Их переводчица спрашивает у нас: «Что случилось? Почему лозунги? Чей портрет у вас?» Перед нами американские туристы. Они еще ничего не знают. Мы с гордостью рассказываем гостям последние космические новости.

— О! Это — большое достижение! — восклицает миссис Грин, наша собеседница.

После шумного водоворота Красной площади тишина Института нейрохирургии имени академика Н. Н. Бурденко. Нас вводят в небольшую палату. У столика в глубоком кресле сидит человек. Перед ним ваза с крупными кистями винограда... Разные чудеса бывают на земле. «Восток-3» — это чудо. А тут, в небольшой палате института, сидит и отрывает крупные ягоды от мокрой кисти человек с удивительными глазами. Это— тоже чудо! Его совершили медики. Интервью с лауреатом Ленинской премии академиком Львом Давыдовичем Ландау, только что вырванным врачами из рук смерти, было очень коротким. Но как дороги эти несколько слов от самого Дау!

Он рассматривает фотографию космонавта и говорит:

— Николаев? Великолепно!..

И опять мы колесим по столице. Новые и новые автографы появляются на полях фотографии Космонавта-Три. Вот люди чуть ли не в шлемах космонавтов. Это участники мотопробега по ударным комсомольским стройкам семилетки. Их маршрут: Москва — Целиноград — Алма-Ата — Фрунзе — Ош — Душанбе. Инженер Кирилл Лосев пишет: «Гордимся!..»

Мчимся на Юго-Запад. Новостройки. Техник телефонной станции 1-го Московского часового завода Вартанов занят хлопотливым, но приятным делом. Новосел! Он и его новые соседи заселяют дом № 9 по улице Удальцова. Владимир Андреевич Вартанов пожелал Андрияну Николаеву удачного возвращения.

А на другом конце Москвы только что к причалу Северного порта подошел трехпалубный красавец «Валерий Чкалов». Из Астрахани. Капитан Андрей Афанасьевич Пятлин — капитан потомственный, его прадеды рубили первый флот в устье Северной Двины. А нынче русские корабли в космосе...

Утро 12 августа. «Полет проходит успешно... Самочувствие отлич ное...» Еще одна встреча. Японская делегация на Всемирном конгрессе за всеобщее разоружение и мир после поездки по Европе возвращается на родину. Руководитель группы член парламента Исаму Акамацу рисует иероглифы: «Это блистательная победа советской науки. Да здравствует борец за мир Николаев!»

В эту минуту земляне лучше понимают, как тесна наша планета.

...Готовится к прыжку Москва — Хабаровск гигант «ТУ-114». Вместо билета протягиваем фотографию, испещренную автографами. Девушка улыбается. Поднимаемся по трапу. Командир корабля Евгений Александрович Миндельбаум уже занял свое место. Штурман подает ему карту маршрута, а мы — фотографию. Командир корабля пишет: «Вот это высота и скорость, коллега!» И вдруг снова: «Говорит Москва!..»

Евгений Александрович поворачивает ручку приемника на полную громкость. Дописывает: «Привет и четвертому!»

А мы едем дальше. Теперь мы везем с собой еще одну улыбку — фотографию Космонавта-Четыре.

На Ленинградском проспекте строится новый дом. Стоп! Башенный кран медленно опускает очередную плиту перекрытия. Николай Комаров и Александр Жарков водружают ее на место.

— А Павел-то Попович мой годùк, — говорит Комаров. — Я ведь тоже с тридцатого...

И такелажник Комаров пишет на фотографии: «Я очень рад за вас, дорогие мои сверстники. И мы будем тоже на высоте!»

...Выставка достижений народного хозяйства. На свиноферме сегодня новая хозяйка — Найма Юхановна Саар. Она только вчера приехала из эстонского совхоза «Тори». Для нее двойной праздник. По-русски Найма Саар говорит плохо. Она пишет по-эстонски. Сама переводит первые слова: «Очень хорошо, что человек может облететь вокруг Земли...» Больше русских слов у нее нет. Но мы видим, как свинарка смотрит на фотографии космонавтов, видим ее глаза.

...Павильон, посвященный достижениям в освоении космоса, никогда не пустует. Но сейчас здесь просто тесно. Две девушки примеряют шлем космонавта. Это сестры Эмма и Оля Аряшевы. Они из Братска — путешествуют... Небесные братья уже есть, неплохо бы стать небесными сестрами! И девушки пишут коротко и ясно: «Хотим к звездам!»

Еще одна встреча — и еще один автограф. На этот раз необычный — ноты. Композитор Вано Мурадели и поэт Евгений Долматовский написали новую песню — «Космонавты». — Первая музыкальная фраза песни: «Мы любим мечтать о чуде...»

Да, мы умеем мечтать о чуде. И мы умеем творить чудеса. Большие и маленькие. Поднимать в небо космические корабли и выращивать пшеницу. Вырывать человеческую жизнь из рук смерти и строить красивые дома. И все это чудесные автографы, которые каждодневно оставляют братья-земляне на просторах своей планеты.

МИР
ГОВОРИТ:

«ОГО!»

Этот обзор был передан американским агентством Юнайтед Пресс Интернейшнл специально для «Огонька».

СКОТТ КАРПЕНТЕР, ВТОРОЙ АМЕРИКАНСКИЙ КОСМОНАВТ: «Ого! Это настоящее достижение. У нас ничего подобного сейчас не рассматривается!»

ФЛОРЕНС КАРПЕНТЕР, МАТЬ КОСМОНАВТА: «Если матери советских космонавтов чувствуют что-нибудь похожее на то, что чувствовала я, тогда у них прекрасное настроение!» Флоренс Карпентер обратилась с посланием к матерям двух космонавтов: «Я надеюсь, что вы радуетесь подвигам ваших сыновей, как я радовалась подвигу моего сына. И я надеюсь, что результат будет замечательным».

ДЖОН КЕННЕДИ, ПРЕЗИДЕНТ США, отправил специальное послание советским космонавтам. Отмечая их отвагу, он назвал запуск двух космических кораблей выдающимся техническим подвигом.

БЕРНАРД ЛОВЕЛЛ, ДИРЕКТОР ОБСЕРВАТОРИИ (АНГЛИЯ): «Это самый замечательный шаг, который когда-либо совершал человек... Полеты совершенно фантастичны!»

ДЖЕЙМС А. ЧЕМБЕРЛЕН (США), РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА «БЛИЗНЕЦЫ», ПРЕДУСМАТРИВАЮЩЕГО ВСТРЕЧУ В КОСМОСЕ ДВУХ АМЕРИКАНСКИХ КОСМИЧЕСКИХ КОРАБЛЕЙ, заявил, что только в 1964 году Соединенные Штаты смогут повторить то, что достигнуто Николаевым и Поповичем.

ИОАНН XXIII, ПАПА РИМСКИЙ, в специальном воскресном обращении призвал космических путешественников посвятить свои полеты богу: «Такие полеты могут стать выражением заметного прогресса прочной основы человеческого братства».

У ТАН, И. О. ГЕНЕРАЛЬНОГО СЕКРЕТАРЯ ООН: «Это еще один краеугольный камень, заложенный человеческим гением во имя покорения космоса, которое, как я надеюсь, будет использовано на благо всего человечества».

ЭЛВИН РОУЗМЕН, И. О. ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА ЮНЕСКО:«Замечательный подвиг... Эти последние успехи советской науки являются свидетельством важного прогресса в научном исследовании космического пространства».

ГАЗЕТА «ТЕМПО» (РИМ) Значение полетов будет огромно, они помогут собрать научные данные огромной важности, особенно о возможности продолжительного пребывания человека в состоянии невесомости».

ГАЗЕТА «КОРЬЕРРЕ ДЕЛЛА СЕРА» (МИЛАН) писала перед стартом «Востока-4»: «Запуск на орбиту Николаева доказал превосходящую психологическую и политическую силу Советского Союза».

ГАЗЕТА «МОНД» (ПАРИЖ): «Советские ученые и космонавты оставили американцев далеко позади... Таким образом, Советский Союз продолжает набирать очки в этом невиданном рыцарском турнире, арена которого — безграничное космическое пространство, а зрители — народы всего мира... Николаев и Попович стали богами той религии, которая называется наукой».

ГАЗЕТА «НЬЮ-ЙОРК ДЖОРНЭЛ АМЕРИКЕН» (США): «Дуплетный космический триумф в России снова совершенно ясно показывает, что наша страна отстает в гонке, целью которой является Луна».

ГАЗЕТА «НЬЮ-ЙОРК ПОСТ» (США): «Советский Союз имеет все основания поздравить себя с историческими достижениями своих ученых и техников».

ГАЗЕТА «НЬЮ-ЙОРК ГЕРАЛЬД ТРИБЮН» (США): «Никакое чувство соперничества не могло бы оправдать уклонение от того, чтобы направить самые сердечные поздравления отважным космонавтам, а также ученым и инженерам, которые сделали возможным их подвиг».

ГАЗЕТА «НЬЮ-ЙОРК ТАЙМС» (США) пишет, что Соединенные Штаты отстали от Советского Союза в космических исследованиях не безнадежно, «но больше, чем мы думали».

ГАЗЕТА «СИДНЕЙ САН» (АВСТРАЛИЯ): «Ясно и неопровержимо, что именно Россия запустит первого человека на Луну».

ДОКТОР ЛЕСТЕР Р. УЭЙЛ (АМЕРИКАНСКИЙ УЧЕНЫЙ, СПЕЦИАЛИСТ В ОБЛАСТИ КОСМОСА) заявил, что Советский Союз, сохраняя нынешние темпы, высадит человека на Луну на три года раньше, чем Соединенные Штаты, если американская программа не будет резко ускорена.

ДОКТОР ЭБЕРХАРД РИС (США), ГЛАВА ДЕПАРТАМЕНТА ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗВИТИЯ В НАЦИОНАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ ПО АЭРОНАВТИКЕ И ИССЛЕДОВАНИЮ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА, признал, что советские запуски последовали на шесть месяцев или даже на год раньше, чем он и его коллеги их ожидали. Комментируя советские успехи в космосе, агентство ЮПИ пишет: «Для американцев наиболее важным аспектом советских космических полетов является, как видно, ушедшая далеко вперед советская техника, которая может быть использована для посылки на Луну человека. Одновременный запуск на космическую орбиту двух советских космических кораблей был сюрпризом, который привел в замешательство американских ученых. Ученые США отказались от идеи «прямого» полета на Луну, во время которого одна ракета понесет от Земли до Луны и обратно команду, космический корабль и двигатели для возвращения назад. Вместо этого они сосредоточились на разработке запуска двух космических кораблей, которые будут использованы для полета на Луну. В этой области, как они считали, они были впереди. Но двойной советский запуск показал всем научным учреждениям, занимающимся космосом в Америке, что Советский Союз обладает большими знаниями в важном вопросе — встрече двух кораблей в космосе».

ЧАРЛЬЗ КОРДУРИ, ОБОЗРЕВАТЕЛЬ АГЕНТСТВА ЮНАЙТЕД ПРЕСС ИНТЕРНЕЙШНЛ, так выразил чувство, господствующее в Америке: «Последние советские подвиги в космосе поднимают вопрос: не будут ли первые американцы, прибывшие на Луну, встречены там русскими?»
далее