ПОДРУГА КОСМОНАВТА Легко коснувшись колесами земли, маленький «ЯК» останавливается, вздрагивая своим тонким зеленым телом. По летному полю, покрытому цветами, от машины идет невысокая стройная женщина в васильковом комбинезоне. Это Марина Попович. Ее имя широко известно в спортивном мире. За успехи, достигнутые в овладении летным мастерством, Марина Попович награждена орденом «Знак Почета». На снимке: жена летчика-космонавта Павла Поповича Марина Попович после очередного полета. Фото Г. Макарова. |
Эти первые встречи относятся к тем дням, когда Герман Титов готовился к полету в космос.
В дороге на пути к космодрому я атаковал вопросами знакомого инженера Петра Ермолаевича.
— А что, если за несколько часов или даже минут до старта у Космонавта-Два сдадут нервы?
— Этого не может быть. В Германе Титове, его душевных силах, физической подготовленности, выдержке и воле все абсолютно уверены.
— Но ведь мало ли что может случиться. Известно, что в свое время у Юрия Гагарина дублером был Космонавт-Два.
— Одним словом,— спросил Петр Ермолаевич, вскинув на меня серые утомленные глаза, — вы хотите знать, кто будет Космонавтом-Три?
— Вы не ошиблись.
— Красавец, здоровяк. Человек необычайного хладнокровия.
— Можно на эту тему еще несколько вопросов?
— Не сейчас. Не отвлекайтесь от главного героя дня, — сказал Петр Ермолаевич.
Я понял, что мой интерес к Космонавту-Три преждевремен.
В конце дня мы приехали в коттедж, где отдыхал Герман Степанович Титов. В дверях нам уступил дорогу молодой летчик. Мельком взглянул на него: выше среднего роста, лицо широкое, тронутое сильным загаром. Видно, что он здесь не новичок. Густые, широкие дугообразные черные брови чуть сходились на переносице. Яркое солнце било ему в лицо, и он, пропуская нас, слегка прикрыл глаза рукой.
Петр Ермолаевич доверительно шепнул мне:
— Обратите внимание на этого летчика.
— Космонавт-Три?
Инженер молча кивнул головой, и мы вошли в комнату к Герману Степановичу.
Наша беседа с будущим героем космоса продолжалась около получаса. В конце ее появился Космонавт-Три. Он извинился перед нами и обратился к Титову:
— Приехали товарищи по срочному делу. Очень просят тебя, Герман.
Говорил он негромко, чуть протяжно, слегка окая. Голос удивительно мягкий, полный сердечных интонаций.
Герман Титов быстро встал из-за стола и пошел за своим другом. Сразу бросился в глаза контраст: Герман Титов быстрый, энергичный. Этот несколько медлительный, спокойный и более монументальный.
Теперь мы знаем, кто таков Космонавт-Три — это Андриян Николаев.
...Передо мной — несколько фотографий: с одной из них смотрят смеющиеся глаза молодого летчика. Чуть набок надетая фуражка, скрывающая высокий лоб, прямой нос придают всему облику вид человека энергичного. Мне показалось лицо его очень знакомым. Где я его видел?
...Это было 6 августа минувшего года за несколько минут перед тем, как Герман Титов вошел в кабину корабля, чтобы совершить свое 25-часовое путешествие вокруг Земли. Космонавт-Два вышел из автобуса, доставившего его к подножию многоступенчатой ракеты, и направился к группе товарищей, пришедших проводить «небесного брата». Был он в скафандре и потому, неуклюже расставив руки, обнял летчика, стоявшего впереди других.
— Кого он обнял? — спросил я у Петра Ермолаевича.
— Космонавта. Фамилия вряд ли что-либо вам скажет.
— Я, кажется, забегаю вперед?
— Пожалуй, да. Это один из руководителей парторганизации космонавтов...
Через некоторое время машина примчала меня на наблюдательный пункт. Здесь я застал всех будущих покорителей космоса, с нетерпением ожидавших старта «Востока-2». В кругу молодых летчиков заметил уже знакомого мне космонавта. Говорил он негромко. И потому, как внимательно его слушали, было очевидно, что товарищи относятся к нему с большим уважением.
И вот сейчас, внимательно рассматривая фотографию, вспомнил: да это же и был он, секретарь парторганизации космонавтов, Павел Попович.
ВСЕ ХОТИМ ПОБЫВАТЬ НА ЛУНЕ! НАШИ ДЕТИ — КОСМОНАВТАМ Санобар Ходжаева, тренер узбекских авиамоделистов Ренат Атакулов и Гайрат Каланов. Фото Дм. Бальтерманца. |
Летит наш папа на орбите, От нас он очень далеко. Я знаю: он веселый, улыбается, и легко. ЗАВИДУЕМ, МЕЧТАЕМ! Гордимся нашими космонавтами, завидуем им: вот это скорость, вот это высота! Нам до такого далеко: наши модели держатся в воздухе всего несколько минут и делают 240 километров в час. Но мы не отчаиваемся. Николаеву тридцать три — года, нам — по восемнадцать. Значит, в запасе еще целых пятнадцать лет! А в космосе работы непочатый край! Чемпионы СССР по авиамоделям с ракетными двигателями — ученик 50-й школы города Ташкента Гайрат КАЛАНОВ, инструктор станции юных техников Санобар ХОДЖАЕВА. |
«СЕМЬСОТ ПИОНЕРОВ ЛАГЕРЯ «ЗОЛОТОЙ БЕРЕГ» ГОРДЯТСЯ ВАШИМ БЕСПРИМЕРНЫМ ПОДВИГОМ. ВСЕ ХОТИМ БЫТЬ ТАКИМИ, КАК ВЫ. БУДУЩИЕ КОСМОНАВТЫ». «РАДУЕТ, ЧТО НАШУ ДОРОГУЮ РОДИНУ ПРОСЛАВЛЯЮТ ПРОСТЫЕ СОВЕТСКИЕ ЛЮДИ, В ПРОШЛОМ ШКОЛЬНИКИ И ПИОНЕРЫ. ЛЕНА ЛЕСНЫХ. 13 ЛЕТ». «МЫ ВСЕ ХОТИМ ПОБЫВАТЬ НА ЛУНЕ. ВАШ ПОЛЕТ ПРИБЛИЖАЕТ НАШУ МЕЧТУ». «ПРИНИМАЕМ ВАС В ПОЧЕТНЫЕ ПИОНЕРЫ ЛАГЕРЯ «ЗВЕЗДОЧКА». ПОСВЯЩАЕМ ВСЕ ЛАГЕРНЫЕ РЕКОРДЫ ЭТОМУ ВЕЛИЧАЙШЕМУ В МИРЕ СОБЫТИЮ. ПРИГЛАШАЕМ ВАС В ГОСТИ. ПИОНЕРЫ ЛАГЕРЯ «ЧАЙКА».
|