журнал
Февраль 2003
Прогнозы, которые делали фантасты и футурологи в пятидесятых-шестидесятых, не сбываются. Ни один из них не оправдался! Ни фотонные ракеты, ни ионные двигатели, ни прозрачные купола над городами. Фантасты не предусмотрели лишь одну вещь, случившуюся с нами в девяностых, — компьютерный бум. Но можно ли было предположить, что, кроме этого, не изменится ничего?
Очень похоже, что последние 50 лет человеческой истории — эпоха застоя и упадка. Сравните первую и вторую половины прошлого века: насколько велика разница! Типичные скорости перемещения и способы обработки материалов прежние. Основные энергоносители — те же самые. Ареал обитания цивилизации — тот же. И ни одной яблони на Марсе. А многие говорят, что задела, созданного гениальными немецкими конструкторами во время Второй мировой, хватит еще лет на 20 — самолетов с обратной стреловидностью крыла еще нет в серийном производстве.
Человечество уперлось в барьер постиндустриальной фазы и не может его перевалить. Оно буксует на месте, как автомобиль на обледеневшем подъеме. В том мире, в котором мы могли были бы жить, катастрофа «Колумбии» была бы вполне рядовым событием. Сегодня же на нее смотрят, как на определяющее направление развития цивилизации. Что-то в этой цивилизации не так, если ее технологические вершины сконструированы 40 лет тому назад и, по сути, являются предельными системами.
Говорят, что космонавтика в привычном виде — изначально тупиковый путь. Полноте! Инструменты подбираются, исходя из задачи, а не наоборот. Если же таких инструментов нет — они создаются. Но что делать, если задачу никто не хочет решать? Вспомните сверхзвуковые пассажирские самолеты, которые умерли не родившись. Человечеству был предложен шанс еще раз уменьшить размер мира — с дней до часов. Оно не захотело им воспользоваться.
Станислав Лем пишет, что через некоторое время развитие любой цивилизации заходит в тупик — таковы уж законы развития. Например, каждый переход на новый вид энергоносителей требует все больших затрат: для постройки атомного реактора нужно очень много нефти. На одном из этапов может случиться так, что запасов «предыдущего» сырья не хватит на освоение последующего. И поэтому не отпускает мысль, что человечество хронически занимается НЕ ТЕМ. Сколько там стоит грядущая война в заливе? Вот бы пустить ресурсы, которые тратятся сегодня на перераспределение рынка нефти, на что-нибудь полезное! Но это возможно лишь в том случае, когда цивилизация правильно формулирует стоящие перед ней задачи. Освоение околоземной орбиты таковой является, а вот борьба с международным терроризмом — никак нет. Потому что международный терроризм — лишь следствие того, что цивилизация перестала развиваться: через какое-то время у варваров появляются римские мечи, а у бандитов — атомные бомбы. И наступает закат...
Сегодня белый человек освоил все, куда мог дотянуться. Теперь наспех и без цели освоенное зарастает травой. Надолго ли? Навсегда?
Дмитрий НАЗАРОВ
старший научный сотрудник Института истории естествознания и техники РАН:
- Давно я этого ожидал. Сколько должно быть сделано опытных беспилотных полетов, чтобы полностью обезопасить полеты с людьми на борту? Пять, шесть, сорок восемь?.. Этого никто не знает! Какие отказы считать второстепенными, какие жизненно важными?.. Это тоже совершенно неизвестно, потому что опыта нет: сразу люди стали летать, наработки отказов и аварий не было, а «шаттл» — система очень сложная. По сути, каждый полет испытательный. На людях... Значит, рано или поздно это должно было случиться.
Что могло послужить причиной катастрофы? Да что угодно! С ходу могу предложить несколько версий. Начали одна за другой отваливаться плитки термозащиты, и «шаттл» просто сгорел... Или, например, в космосе микрометеорит пробил бак с топливом. Пока «шаттл» был в космосе, ничего страшного не происходило, а при входе в атмосферу начал травиться водород, который, смешавшись с кислородом, образовал гремучий газ, который и взорвался...
Сложно сказать, какое влияние на пилотируемую космонавтику окажет эта катастрофа. Возможно, отрезвляющее. Академики Мишин, Раушенбах уже давно писали: «Пилотируемая космонавтика развивается преимущественно под влиянием ложных, методологически несостоятельных движущих сил, является тупиковым направлением научно-технического прогресса и областью неэффективного вложения средств». Она не нужна ни богатой Америке, ни бедной России.
Весь технический прогресс развивается вытеснением человека за рамки непосредственного технологического процесса по пути автоматизации. И только космонавтика наоборот — по пути все большего участия человека в космических операциях. В пилотируемую космонавтику человечество вложило сотни миллиардов долларов, а отдачи никакой не получило. Больше того, все задачи, которые сейчас существуют, могут быть решены с помощью автоматов более надежно и дешево. Многие этого не понимают, к сожалению.
телеведущий:
- Теперь центр тяжести в запусках объективно склонится в нашу сторону. Наши «Союзы» могут решить многие задачи, которые американцы решали своими «шаттлами», которые теперь, мне кажется, долго никуда не полетят. Возможно, это позволит поддержать нашу космическую отрасль, тот же завод имени Хруничева, у которого, насколько я знаю, дела сейчас идут не блестяще. Будет неплохо, если дополнительные заказы позволят не увольнять из отрасли специалистов.
Единственно, что вызывает опаску, — наше вечное разгильдяйство. И этот шанс мы можем так же бездарно профукать, как профукиваем все подарки судьбы, например высокие цены на нефть.
На фотографиях:
В материале использованы фотографии: Reuters