Настоящее сочинение является девятым (и последним) независимым выпуском из серии работ, предпринятых автором под общим заглавием «Межпланетные сообщения».
Восемь выпусков уже вышли в свет, а именно:
Выпуск I. «Мечты, легенды и первые фантазии». Лгр. 1928 г.
„ II. «Космические корабли в фантазиях романистов». Лгр. 1928.
„ III. «Лучистая энергия в фантазиях романистов и в проектах ученых». Лгр. 1931.
„ IV. «Ракеты». Лгр. 1929.
„ V. «Теория реактивного движения». Лгр. 1929.
„ VI. «Суперавиация и суперартиллерия». Лгр. 1929.
„ VII. «К. Э. Циолковский. Его жизнь, работы и ракеты». Лгр. 1931.
„ VIII. «Теория космического полёта». Лгр. 1932.
Все замечания по поводу вышедших в свет выпусков и требования о высылке их читатели благоволят направлять автору по адресу:
В виде приложения к настоящему выпуску ниже напечатано предисловие ко всем девяти выпускам. Кроме того, для сведения любителей библиографии, сообщается, что имеются в небольшом количестве сброшюрованные в три тома все девять выпусков.
Ленинград, 1 III 1932 | Н.Рынин |
Несмотря на ряд затруднительных условий, нам все же удалось довести до конца, предпринятое в 1927 году, издание серии выпусков сочинения «Межпланетные Сообщения в фантазиях романистов и в проектах ученых».
Всего вышло в свет девять выпусков, а именно:
1. «Мечты, легенды и первые фантазии».
2. «Космические корабли в фантазиях романистов».
3. «Лучистая энергия в фантазиях романистов и в проектах ученых».
4. «Ракеты и двигатели прямой реакции». (История, теория и техника).
5. «Теория реактивного движения».
6. «Суперавиация и суперартиллерия».
7. «К. Э. Циолковский. Его жизнь, работы и ракеты».
8. «Теория космического полета».
9. «Астронавигация. Летопись. Библиография и указатель».1
1Кроме того нами был переведен с немецкого яз. и сдан в печать (Гостехиздату) труд Г.Оберта «Пути к космическому полету» (3-е нем. издание).
Заканчивая этот труд и подводя итоги работы, мы не можем не поделиться с читателями теми впечатлениями, которые получились у нас в связи с возбужденными в книгах вопросами о проблеме межпланетных сообщений вообще и о ракетном или реактивном двигателе в частности. Можно без преувеличения сказать, что если настоящая эпоха в отношении транспорта называется эпохой авиации и воздухоплавания, то следующая эпоха будет эпохой ракетных снарядов, которые с громадными скоростями будут переносить в пределах стратосферы и выше инструменты, почту, грузы, а затем и пассажиров.
Когда начиналось издание этого труда (1927 г.), тогда имелась уже достаточно разработанная теория реактивного движения, но едва лишь намечался практический подход к решению этой проблемы. Теперь же, через 5 лет, мы уже имеем ценные результаты многочисленных опытов по испытанию реактивных двигателей в лабораториях, в применении их к движению жел.-дор. дрезин, саней, автомобилей и аэропланов. Наконец, были произведены опыты с полетами самих, сначала небольших, ракет, и намечен ряд подобных же опытов с ракетами все больших и больших размеров. Результатами этих опытов заинтересовались военные ведомства разных стран, и они начали производить исследования по применению ракет к переброске снарядов. Возникла как бы реактивная или ракетная артиллерия. Кроме того ракеты применяются для взлёта самолетов.
Идея межпланетных сообщений охватывает уже большие массы людей, и в разных странах образуются общества и кружки для изучения этого вопроса. Так, в С.А.С.Штатах образовалось «Общество межпланетных Сообщений" (American Interplanetary Society), в Германии работает «Общество для изучения космического полета» (Der Verein für Raumschiffahrt). Во Франции образован Астронавтический комитет (Le Comite d'Astronautique), который ежегодно присуждает премию за лучшую работу по межпланетным сообщениям. В СССР еще в 1924 г. образовалось в Москве О-во межпланетных сообщений, которое однако в том же году прекратило свою деятельность. Все же, в разных городах СССР и, в особенности в Ленинграде, ежегодно возникали при различных ВУЗ'ах и ВТУЗ'ах студенческие кружки по изучению межпланетных сообщений но, благодаря недостатку средств, сложности проблемы и загруженности учебной работой, эти кружки не могли проявить большой активности.
Однако, несомненно, интерес и актуальность проблемы привлекает и у нас в СССР внимание широких масс и является вполне своевременным образование о-ва межпланетных сообщений, с соответствующим научно-исследовательским институтом.2
2О задачах этого института см. наш выпуск 4-й «Ракеты», стр. 213.
Показателем этого интереса служит образование в 1931 году в Москве и в Ленинграде при Осовиахиме „Гирдов“ (Групп по Изучению Реактивного Движения); московская группа называется «Гирд'ом», а Ленинградская «Ленгирд'ом». Обе эти группы насчитывают уже по несколько сот членов.
Ко времени окончания издания последнего выпуска у нас накопилось много нового материала, который значительно мог бы пополнить ранее вышедшие выпуски и, очевидно, войдет в следующее издание их, если таковому будет суждено появиться в свет. Теперь же мы считаем своим приятным долгом выразить свою глубокую благодарность учреждениям и лицам, поддержавшим нас в этом начинании, именно:
1. Ленинградскому Институту Инж. Путей Сообщения, издавшему 5-й выпуск «Теория реактивного движения».
2. Уполномоченному в Ленинграде Технического Штаба н-ка вооружений Р.К.К.А., Н.Ильину, способствовавшему получению разрешения на издание 8 и 9 выпусков.
3. Редакции бюллетеней Научно-Технического Комитета Артиллерийского Управления Р.К.К.А. в лице Г.В.Оппокова и Н.В.Уиттенховена - за напечатание библиографии по реактивным снарядам.
4. П.П.Сойкину - за издание 2-го выпуска «Космические корабли в фантазиях романистов».
5. В.П.Глушко - за сообщение нам ценного материала по истории межпланетных сообщений в СССР.
6. К.Э.Циолковскому - за любезную присылку из Калуги всех имевшихся у него его сочинений и за неизменно-сочувственное отношение к нашей работе.
7. Г.Оберту, Г.Гоманну, В.Лей, Р.Эсно-Пельтри, Годдару, Ладеманну, А.Шершевскому за редкое внимание к нашей работе и за любезную присылку нам своих ценных трудов по межпланетным сообщениям и
8. Многочисленным (более 300 человекам) нашим корреспондентам - читателям, которые из разных, даже самых отдаленных, концов СССР любезно сообщали в своих письмах замечания и дополнения, относящиеся к нашим работам, а также часто описывали и свои, весьма интересные исследования в области реактивных двигателей и по истории развития идеи межпланетных сообщений.
Сделанная нами работа, конечно, не может быть совершенной, но мы сделали, что могли. Пусть, могущие, сделают лучше.
Ленинград, 1 III 1932 | Н.Рынин |