вернёмся в библиотеку?
Независимое военное обозрение (Москва), №25
9.7.2004
"ПРОТОН" ОТ ЧЕЛОМЕЯ

Многие разработки корабельных ракетных комплексов этого гениального конструктора не превзойдены до сих пор

Имя Владимира Николаевича Челомея, действительного члена Академии наук СССР, генерального конструктора, дважды Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и Государственных премий СССР, золотыми буквами вписано в историю отечественной науки и техники. Челомей по праву считается отцом -создателем целого семейства корабельных ракетных комплексов, составляющих основу "антиавианосной" системы Военно-морского флота.

УВЛЕЧЕНИЕ И РАБОТА

После досрочного — на год — окончания Киевского авиационного института Владимир Челомей увлекся проблемами создания воздушно-реактивных двигателей, сосредоточив свои конструкторские усилия на отработке пульсирующих двигателей (ПВРД). В 1944 г. на базе авиационного завода №51 было создано первое в стране Особое конструкторское бюро (ОКБ), специализирующееся на создании самолетов-снарядов (крылатых ракет), руководителем которого был назначен Владимир Челомей. В период 1944-1953 гг. коллективом ОКБ были разработаны крылатые ракеты (КР) 10Х, 14Х и 16Х авиационного и 10ХН наземного базирования, предназначенные для поражения наземных целей.

В конце 1940-х гг. эти ракеты были предложены Челомеем и для вооружения подводных лодок (ПЛ) и надводных кораблей (НК), но проектные проработки выявили большую сложность их размещения на этих кораблях. Первые конструкторские шаги Челомея показали, что в промышленности появился инициативный разработчик КР, стремящийся охватить своим детищем сразу три вида ВС. Правда, первый его опыт оказался неудачным в силу низкой надежности ракет на ПВРД, показанной на испытаниях. Работы по ним были прекращены, а ОКБ расформировано. Однако эта неудача не сломила Владимира Николаевича — он и сам убедился в бесперспективности КР на ПВРД и сложности их размещения на носителях из-за больших габаритов.

Высокая инженерная подготовка и творческий дар конструктора дали свои результаты: Челомей сконструировал автомат раскрытия крыла ракеты (АРК), который позволил размещать КР со сложенными крыльями в малогабаритные пусковые контейнеры и раскрывать крылья после выхода ракеты из контейнера. Это был колоссальный скачок в развитии систем вооружения, прежде всего для флота, т. к. позволял иметь на кораблях значительное количество пусковых установок и упрощал подготовку ракет и пуск их с так называемых "нулевых направляющих". Свою идею Челомей не только рассказывал по чертежам — он создал переносимую модель контейнера с размещенной в нем моделью КР, на которой наглядно демонстрировал в различных инстанциях, в т.ч. перед руководством ВМФ, идею старта ракеты и раскрытия плоскостей ее крыльев.

В июне 1954 г. приказом Минавиапрома создается специальная конструкторская группа (СКГ), положившая начало славной истории созданного в 1955 г. в г. Реутов Московской области ОКБ-52, ныне ЦКБМ, для разработки систем вооружения на основе крылатых ракет. Во второй половине того же года начались работы по созданию ракетного комплекса (РК) П-5 с КР, размещаемой на ПЛ, для поражения наземных целей. В ходе испытаний были отработаны конструкция планера ракеты, контейнерная пусковая установка для длительного хранения и пуска ракеты, их связи с аппаратурой управления, размещаемой в прочном корпусе ПЛ. В 1959 г. ракетный комплекс П-5 был принят на вооружение флота и размещен на переоборудованных из торпедных ПЛ проекта 613: по пр. 644 с двумя ракетами (6 ед.) и по пр. 665 с четырьмя ракетами (6 ед.). Кроме того, этим РК были вооружены 16 дизельных ПЛ нового проекта 651 и 5 атомных ПЛ пр. 659 (по 4 ракеты на каждой). Доработанный вариант РК П-5 под индексом С-5 был принят также на вооружение Сухопутных войск в контейнерах на автотошасси.

Комплекс П-5, однако, не решал главную задачу флота — поражение авианосцев, ставших по итогам Второй мировой войны главной ударной силой на море и носителями ядерного оружия, более того — стратегической частью ВМС США (до появления атомных ракетных ПЛ с БР) и стран НАТО в общей системе их стратегических ядерных сил.

Главным оружием борьбы с авианосцами были выбраны крылатые ракеты, которые впоследствии назовут противокорабельными (ПКР). В соответствии с известным Постановлением Совета Министров СССР от мая 1946 г. на флоте велись работы по созданию систем вооружения с баллистическими, крылатыми и зенитными ракетами для вооружения различных носителей: надводных кораблей, подводных лодок, самолетов морской авиации и размещения на береговых установках. Первостепенное внимание в первые годы после Великой Отечественной войны уделялось созданию противокорабельных крылатых ракет. Уже в 1948-1949 гг. начались работы в ряде КБ Минавиапрома по созданию ПКР для вооружения надводных кораблей, морской авиации и береговых войск флота — это были РК "Шторм", "Щука", "Комета", "Стрела", КСЩ, последние три были приняты на вооружение и при испытаниях, а затем и в ходе боевой подготовки флота, показали надежное поражение целей и большую перспективу. Это был важный этап в развитии ПКР, решивший ряд серьезных научно-технических вопросов и давший флоту и промышленности первый опыт эксплуатации и боевого применения нового вида вооружения.

Но эти ракеты не обеспечивали возможности создания массовой системы противокорабельного ракетного оружия для флота.

Мощнейший толчок дальнейшего развития ПКР все же дало создание РК П-5, в ходе работ над которым Челомей с конструкторским коллективом провел широкий поиск путей создания высокоэффективной ракеты для поражения подвижных морских целей. И в 1956 г. ЦКБМ совместно с НИИ "Гранит" и "Альтаир" (разработчики систем управления) начинает работы по созданию РК П-6 для ПЛ и П-35 для надводных кораблей. Так было положено начало созданию нашего национального оружия ПКР как основы антиавианосной системы ВМФ, ВС и страны в целом. Сразу отмечу, что ракетные комплексы ПКР являются нашим национальным приоритетом в мировом ракетостроении.

ЗВЕЗДНЫЙ ПЕРИОД

Ракетные комплексы П-6 и П-35 стали первыми комплексами высокоточного оружия (ВТО) ВМФ, способными поражать малоразмерные маневрирующие надводные цели на различных дальностях от стреляющего корабля, в т.ч. и цели, находящиеся за горизонтом. Пуск ракет с ПЛ по загоризонтным целям осуществлялся по целеуказанию от внешнего источника информации, а наведение и распределение ракет залпа на цели выполнялось по командам операторов корабля, на основе информации, получаемой от радиолокационного визира ракет в виде картины радиолокационных отметок ордера кораблей противника.

Эффективность комплекса во многом зависела от точности получаемого целеуказания и времени его устаревания (промежутка времени между обнаружением цели и пуском ракет). Понимая это, ученые Института вооружения и Института радиоэлектронных систем ВМФ по согласованию с разработчиком РК выдвинули идею создания авиационной системы разведки морских целей и выдачи данных об обнаруженных целях непосредственно на корабли-носители РК. Эти данные о целях после обработки выдавались в РК для пуска ракет. Созданная киевским НИИ "Квант" (главный конструктор И.В. Кудрявцев) авиационно-корабельная система МРСЦ "Успех" в сочетании с РК П-6 и П-35 стала первой в мире разведывательно-ударной системой (РУС) высокоточного противокорабельного дальнобойного оружия ВМФ. Следует отметить, что корабельные ударные системы оружия флота всегда строились как разведывательно-ударные на основе собственных средств обнаружения целей и выдачи целеуказания на применение оружия также и от внешних источников.

Понимая, что в открытом океане не всегда смогут действовать разведывательные самолеты с системой "Успех", Челомей выдвинул идею использования космических аппаратов (КА) для ведения разведки надводных целей и "сброса" разведывательной информации непосредственно на носители ПКР (ПЛАРК и НК). Идея была поддержана командованием ВМФ и Постановлением правительства от 20.06.60, и была поручена кооперации многих КБ и НИИ промышленности во главе с ЦКБМ разработка системы Морской космической разведки и целеуказания (МКРЦ). Генеральным заказчиком системы было определено Управление ракетного и артиллерийского вооружения (УРАВ) ВМФ, военно-научное сопровождение возлагалось на Институт вооружения ВМФ. Идеология построения и принципы боевого использования разрабатывались ЦКБМ совместно с Институтом вооружения ВМФ.

Система строилась на двух типах космических аппаратов (КА): УС-А — для активной радиолокации целей с атомной энергетической установкой на борту в качестве источника электроэнергии, и УС-П — для ведения разведки излучений работающих радиотехнических средств кораблей противника с энергетической бортовой установкой на солнечных батареях. Подготовка и запуск КА проводились на космодроме Байконур, управление полетами КА и прием разведывательной информации осуществлялись на специальном командном пункте ВМФ. ПЛАРК, а затем и надводные ракетоносцы оснащались специальной аппаратурой для приема развединформации непосредственно с КА. Оба КА и специальная ракета-носитель УР-200 разрабатывались коллективом ЦКБМ, при этом УР-200 была универсальной как ракета-носитель (РН) для вывода КА и как межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) для РВСН. Она прошла успешные испытания, но на вооружение принята не была. В систему МКРЦ в качестве РН введена другая, доработанная впоследствии МБР (КБ "Южное", главный конструктор М.К. Янгель).

Система МКРЦ принята на вооружение в середине 1970-х гг. и показала высокую эффективность ведения разведки в Мировом океане, в т.ч. и во время Фолклендского конфликта между Великобританией и Аргентиной в 1982 г., обеспечивая командование ВС, ВМФ и флотов разведывательной информацией. Приемные пункты информации непосредственно от КА системы были размещены также и на КП флотов.

Под РК П-6 были дооборудованы дизельные подводные лодки (ПЛД) пр. 651 и спроектированы ЦКБ-18 новые ПЛАРК пр. 675 (главный конструктор П.П. Пустынцев), которых было построено 29 единиц.

РК П-35 создавался со своей ракетой, облегченной по сравнению с ракетой П-6, для вооружения надводных ракетных крейсеров (РКР) пр. 58 (4 ед.) — моряки их прозвали "карманными крейсерами" из-за их сравнительно малого водоизмещения.

Еще на этапе испытаний РК П-6 и П-35 в 1961 г. генеральный конструктор Челомей предложил новый РК П-500, построенный по той же схеме РУС, но его ракета имела большую дальность и скорость полета, увеличенный участок полета на малой высоте, которая значительно уменьшалась по сравнению с РК П-6 и П-35. Более совершенная система управления, построенная на цифровых вычислительных машинах, имела повышенную помехозащищенность и более эффективное распределение ракет по целям в ордере кораблей. Ракета впервые оснащалась системой увода зенитных и авиационных ракет от себя, разработанной Таганрогским НИИ связи (главный конструктор В.Н. Бровиков). Комплекс предназначался для замены РК П-6 на ПЛАРК пр. 675 и оснащения новых проектов РКР.

Это предложение было встречено в военных кругах неоднозначно, т.к. его использование было возможно только при нахождении ПЛ в надводном положении. Против его разработки выступила группа адмиралов-подводников Генерального штаба. На ряде совещаний в различных инстанциях, в т.ч. и Генеральном штабе, командованию ВМФ удалось показать необходимость замены РК большой серии ПЛ пр. 675 на более эффективный РК П-500, обеспечивающий большую выживаемость ПЛАРК за счет пуска ракет вне зоны системы ПЛО противника, а для надводных ракетоносцев такой комплекс был более эффективен, чем ракеты только с самонаведением.

Создание комплекса шло сложно по техническим и организационным причинам и завершилось только к середине 1970-х гг. Он был размещен при модернизации в ходе ремонтов с одновременным размещением унифицированных приемных пунктов информации от систем МКРЦ и МРСЦ на половине серии ПЛАРК пр. 675, на построенных РКР пр. 1164 (главный конструктор А.К. Перьков, Северное ПКБ) и тяжелых авианесущих крейсерах (ТАВКР) пр. 1143 (главный конструктор А.В. Маринич, затем В.Ф. Аникиев, Невское ПКБ).

ЦКБМ было создано для выполнения работ по крылатым ракетам, но научные и конструкторские интересы генерального конструктора вскоре вышли за рамки этого направления.

Уже в 1961 г. ЦКБМ начинает работу по созданию МБР УР-100, отличающуюся новизной ряда решений, позволивших семейству этих ракет (УР-100К, УР-100н) стать самой массовой МБР для РВСН. Она составила серьезную конкуренцию МБР, разрабатываемым в КБ, возглавляемом Королевым и Янгелем. Эта ракета была предложена и ВМФ как альтернатива межконтинентальной БРПЛ Р-29, разрабатываемой КБМ, возглавляемым Макеевым. Ученые и командование ВМФ не поддержали это предложение ЦКБМ, и Совет Обороны под руководством Хрущева согласился с мнением флота.

Пытливый ум и энергия Челомея приводят коллектив ЦКБМ к новому направлению в ракетостроении. В инициативном порядке начинается в конце 1950-х гг. проектирование мощной РН, получившей впоследствии имя "Протон", о которой генеральный конструктор впервые доложил летом 1962 г. на заседании Совета Обороны в Пицунде, чем привел в изумление многих участников. Параллельно он ведет разработку орбитальной пилотируемой станции (ОПС), получившей впоследствии наименование "Алмаз".

Таким образом, первая половина 1960-х гг. была звездным периодом в деятельности Челомея. Такая широта научно-технических и организационных подходов была характерна для стиля и методов его работы, находила поддержку Хрущева и высшего военного руководства страны. К реализации предложений ЦКБМ подключались некоторые КБ известных авиаконструкторов и многие заводы, и это не нравилось многим. Но жизнь подтвердила, что все идеи и предложения Челомея были реализованы и приняты на вооружение.

"АМЕТИСТ" ЛЕТИТ ИЗ-ПОД ВОДЫ

Понимая уязвимость ПЛАРК при нахождении в надводном положении во время подготовки и пуска ракет и необходимости управления их полетом к цели, ЦКБМ в начале 1960-х гг. по заданию флота разрабатывает РК "Аметист" с ПКР на твердом топливе, оснащенный системой управления с радиолокационной головкой самонаведения, разработанной НИИ "Гранит", обеспечивающей автономный полет ракеты, поиск ордера кораблей и наведение ракеты на выбранную цель. Комплекс был принят на вооружение в 1968 г. Им были вооружены ПЛАРК пр. 670 и 661, созданные соответственно в ЦКБ "Лазурит" (главный конструктор В.П. Воробьев) и ЛПМБ "Рубин" (главный конструктор Н.Н. Исанин). Ракеты "Аметист" стартовали при нахождении ПЛ в подводном положении по принципу "выстрелил-забыл". С целью повышения помехозащищенности головки самонаведения, избирательности цели и увеличения дальности полета ракеты ЦКБМ разработало РК "Малахит" (как дальнейшее развитие РК "Аметист") также с твердотопливной ракетой для вооружения ПЛАРК пр. 670М (главный конструктор В.П. Воробьев) и МРК пр.1234 (главный конструктор И.П. Пегов, ЦККБ "Алмаз"). Система управления с радиолокационной и тепловой головками самонаведения для этого РК была создана в НИИ "Альтаир" и обеспечивала режим полета с самонаведением на цель по радиолокационному и тепловому принципам.

Эти РК с твердотопливными ракетами успешно для своего времени решали задачу преодоления системы ПВО противника и обеспечивали высокую эффективность поражения кораблей. С ростом радиуса противолодочной обороны и усиления системы ПРО-ПВО авианосных и других ударных группировок ВМС вероятного противника требовалось увеличение дальности полета и повышения способности ПКР преодолевать развитую систему ПРО-ПВО корабельных соединений.

В ходе решения этой задачи высшим достижением отечественного ракетостроения в создании РК с ПКР является РК "Гранит", которым были вооружены ПЛАРК пр. 949 (главный конструктор П.П. Пустынцев, затем В.Л. Баранов, ЛПМБ "Рубин"), атомные тяжелые ракетные крейсера (ТРКР) пр. 1144 (главный конструктор Б.И. Купенский, Северное ПКБ) и ТАВКР пр. 1143.5 "Адмирал Кузнецов" (главный конструктор В.Ф. Аникиев, Невское ПКБ). Сверхзвуковая ракета этого РК построена на турбореактивном двигателе, запускаемом после выхода ракеты из-под воды и достигающем требуемой мощности тяги за короткий промежуток времени. Корабельная система обеспечивает с высоким временным темпом старт всего боекомплекта ракет, бортовая аппаратура — сбор ракет и полет их в режиме радиомолчания с уточнением направления на корабельное соединение противника за счет пеленгования его работающих радиотехнических средств. При достижении расчетной точки открываются на доли секунды радиолокационные визиры всех ракет и накрывают площадь водной поверхности, обеспечивая накрытие корабельного ордера. После обработки информации и ее идентификации за счет обмена информацией между ракетами осуществляется выбор цели каждой ракетой, происходят их снижение и полет на малой высоте к цели в режиме самонаведения. Для отвода антиракет противника ракеты комплекса "Гранит" оснащены специальной системой, что обеспечивает преодоление системы ПВО-ПРО кораблей противника. Такая организация ракетного удара, по оценкам начала 1980-х гг., обеспечивала залпом ракет с одной ПЛАРК поражение всей АМГ с высокой вероятностью.

Следует подчеркнуть, что Владимир Челомей исповедовал идею создания крылатых ракет только со сверхзвуковой скоростью, оснащаемых мощной боевой частью и системой управления, обеспечивающей надежное доведение ракет залпа до цели в условиях преодоления эффективной системы ПВО-ПРО, поэтому все отечественные ПКР его разработок имели сверхзвуковую скорость полета.

В середине 70-х гг. США развернули широкомасштабные работы по созданию для флота, авиации и армии стратегической крылатой ракеты (СКР) типа "Томагавк" с дозвуковой скоростью. После детального изучения и неоднократных обсуждений ученые Минобороны и промышленности пришли к выводу о целесообразности создания аналогичной системы и в нашей стране. Как генеральный заказчик, я предложил Челомею разработать аналогичную систему для отечественного флота, но он не согласился и заметил, что ему неинтересно заниматься дозвуковыми ракетами, что это давно пройденный этап, и предложил вариант сверхзвуковой СКР "Метеорит".

После детального рассмотрения этого предложения в Институте вооружения и у Главнокомандующего ВМФ Горшкова было принято решение о разработке параллельно двух СКР: "Метеорит" для вооружения ПЛА в специальных пусковых установках и дозвуковой "Гранат" (разработчик КБ "Новатор", главный конструктор Л.В. Люльев), стартующей из торпедных аппаратов ПЛА. Необходимость создания РК "Метеорит" в Генштабе встретило возражение, однако настойчивость Главнокомандующего ВМФ и доказательность представленных материалов обеспечили поддержку министра обороны Устинова.

В ходе отработки РК "Метеорит" был решен ряд серьезных научно-технических проблем в ракетостроении: по конструкции планера ракеты, в средствах и способах снижения заметности ракеты в зоне системы ПВО противника, размещению на ракете радиолокатора для получения радиолокационной карты местности на участках коррекции, по обработке полученных снимков на борту ракеты с помощью высокопроизводительного вычислительного комплекса и доведению ракеты до цели с высокой точностью. ВМФ создал специальный вычислительный центр по подготовке на основе цифровых карт местности маршрута полета ракет "Метеорит" и "Гранат" и участков коррекции траектории их полета на территории противника. Но ракета "Метеорит" получилась значительных массогабаритных характеристик, что привело к потере дальности полета (стрельбы) ракет, трудностям их размещения на ПЛА, в связи с чем было принято решение о прекращении работ по этому РК.

Постоянным партнером ЦКБМ в создании РК с ПКР был разработчик корабельных и бортовых систем управления комплексов НИИ "Гранит" Минсудпрома в Ленинграде (директор В.В. Павлов, затем И.Ю. Кривцов). Тесное многолетнее сотрудничество ЦКБМ и ЛПМБ "Рубин", возглавляемого П.П. Пустынцевым, а затем И.Д. Спасским, обеспечило создание отечественной антиавианосной системы, способной противостоять в Мировом океане мощным авианосным группировкам США и НАТО.

За 30 лет ЦКБМ под руководством генерального конструктора Владимира Челомея создало и сдало на вооружение ВМФ семь РК с КР суммарным количеством 1444 стартов, из них 56 стартов на ПЛД для поражения наземных целей, 270 стартов на МРК и береговых установках для поражения надводных кораблей в ближней морской зоне и 1118 стартов на ПЛАРК и надводных ракетоносцах для поражения крупных кораблей в дальней морской и океанской зонах. С учетом количества стартов его МБР (до 70% от всех МБР РВСН), знаменитой и непревзойденной до сих пор РН "Протон", космических аппаратов с атомной энергетикой на борту, ОПС "Алмаз" и других разработок можно смело утверждать, что других таких КБ и генеральных конструкторов, при всем глубоком уважении к ним, в стране не было.

В конце 70-х годов под руководством Челомея были подготовлены предложения по дальнейшему развитию и совершенствованию РК антиавианосной системы, которые после рассмотрения командованием флота были включены в программу вооружения ВМФ на 1981-1990 гг. Это унифицированный РК "Оникс" как главное оружие многоцелевых ПЛА (МЦПЛА) типа "Северодвинск" и надводных кораблей пр. 11 000 с вертикальным стартом из многоконтейнерных пусковых, унифицированных для различных ракет установок, с единой системой управления вооружением. Второй РК "Болид" предназначался на смену РК "Гранит". Работы по созданию этих РК были начаты под руководством Челомея и продолжены коллективом ЦКБМ под руководством его ученика и последователя, генерального конструктора Герберта Ефремова.

Владимир Челомей был весьма чувствителен к неудачам, но быстро и результативно находил решения и энергично их внедрял. По характеру он был бойцом-конструктором, смело выдвигая новые идеи и умело их отстаивая в любых инстанциях. И неудивительно, что у него немало было завистников и недоброжелателей.

Федор Иванович Новоселов — адмирал, в прошлом начальник Управления ракетного и артиллерийского вооружения ВМФ (1972-1986 гг.), затем заместитель Главнокомандующего ВМФ по кораблестроению и вооружению (1986-1992 гг.).

Федор Новоселов