Зачем Китаю космос?
Вынырнув из-под небес, спускаемый аппарат космического корабля "Шэньчжоу-5" - "Священный челн", который вошел в плотные слои атмосферы еще над Южной Атлантикой, на гигантском парашюте приземлился в степях автономного района Внутренняя Монголия. И 38-летний подполковник ВВС Китая Ян Ливэй, за 21 космический час 14 раз обогнувший Землю, самостоятельно выбрался из красновато-коричневой капсулы и, немного ошеломленный, но явно уверенный в себе, произнес вещие слова: "Это яркий момент в жизни моей родины и великий день в моей жизни". Самая населенная страна мира вслед за Россией и США вступила в престижный клуб держав, способных запустить в космос пилотируемый космический корабль собственного производства. Кстати, Франция, заявлявшая о подобных планах (по размеру ВВП КНР занимает шестое место вслед за этой страной), несколько лет назад отказалась участвовать в этой гонке. "Историческим шагом китайского народа на пути к вершинам мировой науки и техники" назвал это событие председатель КНР Ху Цзиньтао, а Ян Ливэя, который в одночасье стал национальным героем, объявил "воителем, воплотившим в жизнь тысячелетнюю мечту китайской нации".
Два змея и четыре космодрома
Это не преувеличение. В баснословные времена китайцы изобрели ракеты и порох, всерьез занимались астрономией. Легенда гласит, что в начале XVI века вельможа по имени Вань Ху решил стать первым тайкунавтом (друзья называли его "помешанным на звездах"). В пышном императорском наряде он пристегнул себя к креслу, к которому прикрепили два огромных воздушных змея. Слуги зажгли 47 крупных ракет и удалились на безопасное расстояние. Раздался неимоверный взрыв. Затем дым рассеялся, но Вань Ху и его кресло бесследно исчезли. Было ли это на самом деле или легенда намекала, что эксперимент явно опережал время?
В имени, говорят в Китае, должен быть намек, сокровенный смысл, ведь оно может даже судьбу изменить. Родители, назвавшие первого китайского космонавта Ливэй - "склонный к величию", - словно почувствовали магию этого имени. И теперь, сообщают средства массовой информации Китая, в разных уголках Поднебесной этим именем называют новорожденных. Кстати, американских астронавтов и российских космонавтов в Китае называют "юйханюань" - "странствующие во внеземном пространстве". Но есть для обозначения этого понятия и более поэтический термин - "тайкунжэнь" - "человек Великой Пустоты" (космос по-китайски - тайкун). Думаю, теперь термин "тайкунавт" имеет право на жизнь, как и российский космонавт, и американский астронавт. О космических амбициях Мао Цээдун заговорил вскоре после появления на политической карте мира Китайской Народной Республики. В 1956 году по его инициативе была утверждена программа ракетостроения. А после того как Советский Союз запустил в космос первый искусственный спутник, "великий кормчий" уже грезил Великой Пустотой. Своими первыми шагами космическая программа Поднебесной обязана знаменитому китайскому ученому Цянь Сюэсэню, одно время полковнику ВВС США. Получивший образование в Массачусетском технологическом институте и долгое время работавший в США над проблемами аэродинамики жидкостных и твердотопливных ракет, пилотируемого космического полета, в октябре 1955 года он неожиданно вернулся на родину своих предков и в 1958 году предложил Мао Цзэдуну план первого спутника и ракеты для его запуска. Он стал родоначальником китайской атомной, ракетной и космической программ и вырастил поколение талантливых ученых.
24 апреля 1970 года Китай запустил первый искусственный спутник (ИСЗ). Было это в пору "культурной революции", и в соответствии с духом времени его назвали "Дунфанхун" - "Алеет Восток". Ракету, которая вывела его на околоземную орбиту, окрестили "Чанчжэн" - "Великий поход" в память о героическом переходе войск компартии Китая через всю страну в середине 30-х годов, во время гражданской войны с Гоминьданом. После запуска первого спутника Китай стал пятой страной, после России, США, Франции и Японии, у которых есть ракетоносители, выводящие на орбиту космические аппараты. Были созданы несколько серий ИСЗ - среди них телекоммуникационные, метеорологические, дистанционного наблюдения со спускаемым аппаратом. К 2000 году Китай запустил в космос 47 разных спутников. Во второй половине 80-х страна вышла на международный рынок космических услуг, и корпорация "Великая стена" стала предлагать другим странам места для научной аппаратуры на своих возвращаемых космических аппаратах и ракетоносители для запуска спутников. Поначалу на рынке новичков встретили прохладно. Но после трагедии американского "Челленджера" в январе 1986 года и серии неудач европейской ракеты "Ариан" их шанс повысился. Правда, в связи с низкими ценами, которые предлагали китайцы, раздавались недовольные голоса конкурентов. Китайцы парировали: "Мы лишь в начале пути, и нет ничего необычного в том, что предлагаем цены пониже. К тому же наши расходы меньше - инженеры и техники, обслуживающие космодром, получают небольшую зарплату, а все материалы местные - китайские".
В Китае четыре космодрома: Цзюцюань, в пустыне Гоби (в провинции Ганьсу), с которого стартовал первый китайский космонавт; Сичан, в провинции Сычуань; Тайюань (юго-западнее Пекина) и на острове Хайнань - для запуска ракет ограниченной мощности (это одна из немногих экспериментальных баз в мире, расположенных близко к экватору).
В гости к лунному зайцу
Впервые фотография китайского космонавта появилась в шанхайской газете в 1979 году, когда началась эра реформ Дэн Сяопина. Но только в 1992 году, после того как Пекин решил, что может себе позволить расходовать средства на космос, а не "затягивать потуже пояса", как в эпоху Мао Цзэдуна, стартовала программа пилотируемых полетов под кодовым названием "921". Китайцы неизменно подчеркивают национальный характер этой программы, но за последнее время они получили немало технической документации от российского космического агентства, многие китайские специалисты учились в нашей стране. "Священный челн", как и ракета, которая вывела его на орбиту, является модернизацией российского "Союза". В 1996-97 годах в Центре подготовки космонавтов в Звездном городке стажировались китайские летчики Ли Цинлун и У Цзе, которые потом инструктировали отряд китайских космонавтов. В нем 14 военных летчиков, отобранных из двух тысяч кандидатов. На пресс-конференции в Пекине после полета Се Минбао, один из руководителей космической программы KHP заявил: "Китай считает Россию своим учителем в области космических технологий". В то же время он отметил, что "Шэньчжоу-5" по ряду характеристик является более совершенным кораблем, чем "Союз".
Перед полетом Ян Ливэя четыре корабля серии "Шэньчжоу" побывали на орбите и совершили мягкое приземление в степях Внутренней Монголии. На борту четвертого находились манекены, увешанные датчиками. В течение ближайших двух лет Китай намерен запустить "Шэньчжоу-6" с несколькими космонавтами. Впереди еще более амбициозные планы - выход тайкунавта в космос, стыковка космических аппаратов, создание на околоземной орбите космической лаборатории и постоянной космической станции. Но особенно интригует лунный сюжет. В течение трех лет КНР планирует запустить спутник для исследования Луны. Он проведет в космосе около года, собирая данные о топографии, рельефе и почве планеты. Китайские специалисты уже разработали траекторию полета этого спутника, которому потребуется восемь-девять дней для выхода на лунную орбиту. На следующем этапе на поверхность Луны собираются посадить самоходный аппарат. Затем будет запущен управляемый робот для сбора образцов грунта. После этого будет намечена дата полета на Луну первой экспедиции китайских тайкунавтов. Эксперты полагают, что это произойдет не ранее 2020 года. Луна занимает особое место в традиционной культуре Китая. Уже в древности взаимодействие двух космогонических начал инь и ян представлялось необходимым условием воспроизводства всего живого. Инь - это Луна, Земля, женское, слабое. Ян - Солнце, Небо, мужское, сильное. Они изображаются в виде полуизогнутых половин, готовых перейти одна в другую, присутствуют друг в друге. Все китайские дети знают, что на Луне находится дворец красавицы Чан Э, жены знаменитого лучника Хоу И, который во время правления легендарного императора Яо с помощью своих магических стрел спас Землю, уничтожив девять из десяти Солнц, которые сжигали все живое. За что и был награжден лекарством бессмертия. В полнолуние китайцы с вожделением созерцают Луну, словно хотят увидеть дворец лунной красавицы, и рядом, под деревом лунного зайца, который толчет в ступе порошок бессмертия. В старину верили, что там, на далекой планете, можно обрести счастливую жизнь.
Они не помещаются на Земле
Сейчас на китайских сайтах Интернета участники обсуждения итогов сенсационного полета размышляют о том, что не за горами время, когда от покорения и промышленного освоения космоса китайцы перейдут к его заселению. Сегодня это выглядит главой из фантастического романа. Но ведь XXI век Китай встретил с населением, почти в два раза больше гипотетической цифры 700 миллионов человек, которую эксперты считают идеальной для этой страны с учетом размера территории, обеспечения ресурсами и экологической ситуации. В середине будущего века природные ресурсы и экономические возможности Китая будут способны выдержать лишь полтора миллиарда, а эта цифра грядет (по оценкам демографов, в середине нынешнего века). В Китае уже сегодня живет 21 процент населения планеты (фраза "каждый пятый землянин - китаец" стала банальной), а пашни в стране на душу населения в три раза меньше средне-мирового уровня. Кстати, число энтузиастов, вступивших в ряды общества, которое намерено установить контакты с внеземными цивилизациями, растет прямо пропорционально появлению странных фигур в небе, о которых регулярно сообщается в Интернете. На взгляд экспертов, в Китае к поискам контактов с внеземными цивилизациями относятся куда серьезнее, чем, скажем, в США, где власти судят об энтузиастах неопознанных летающих объектов (НЛО) скептически и даже насмешливо. В обществе по изучению НЛО строгие правила приема: необходимы диплом колледжа, публикации на эту тему. Иначе, считает Сунь Шили, председатель пекинского филиала общества, число членов достигло бы нескольких миллионов. Слухами о странных "человечках" полна Поднебесная. Почему за последнее время участились визиты инопланетян? На этот счет есть много теорий. Вот одна из них. Китай только что отметил пятитысячелетие своей древней цивилизации. И, видимо, на этом историческом перекрестке представители иных цивилизаций хотят документально зафиксировать, что собой представляет китайское общество, чего оно добилось.
Но истории с инопланетянами лишь экзотическое дополнение к серьезному разговору о том, зачем китайцам космос? Скептики уверяют, что все дело лишь в политических амбициях, ведь китайцы безнадежно отстали в космонавтике, в конце концов полет Ян Ливэя произошел через четыре десятилетия после звездных рейсов Юрия Гагарина и американца Алана Шепарда. Но есть и другой взгляд. Летчик-космонавт Валерий Рюмин недавно побывал в главном китайском центре управления полетами, который находится в Пекине и считает, что он лучше российского и американского. "Через 10 лет, - предсказывает Рюмин, - китайцы пойдут дальше всех". По мнению экспертов, часть китайских космических технологий уже достигла мирового уровня. Среди них - возвращение спускаемого аппарата ИСЗ, запуск нескольких ИСЗ одной ракетой. Между прочим, китайский тайкунавт приземлился всего в 5 километрах от заданной точки, в то время как экипаж одной из экспедиций на международной космической станции (МКС) недавно приземлился в нескольких сотнях километров от цели и его обнаружили несколько часов спустя. После февральской гибели "Колумбии" старты американских шаттлов все время откладываются, и российские грузовые "Прогрессы" стали единственным средством доставки на МКС топлива, воды, продуктов питания. Но финансирования не хватает, и Россия уведомила участников МКС, что старт "Прогресса" переносится на неопределенный срок. Символично в этой связи прозвучали приветствия экипажа МКС китайскому тайкунавту. Американский астронавт Эдвард Лу, чьи родители родились в Китае, послал привет подполковнику Яну на китайском языке: "Добро пожаловать в космос!". А российский космонавт Юрий Маленченко порадовался, что "в течение почти суток в космосе были не только мы с Эдвардом".
Амбиции и "ржавый пояс"
Многие эксперты считают, что МКС находится под угрозой и Москва хотела бы видеть Китай среди участников этого проекта, рассчитывая на финансовую поддержку. Генеральный директор Европейского космического агентства особенно настойчиво приглашал китайцев на МКС, которая дает платформу для научных и коммерческих экспериментов. В программе участвуют 16 стран, но против Китая Вашингтон до сих пор возражал. Американцев тревожит военная составляющая космической программы КНР, а насколько она велика, точно сказать никто не берется. Некоторые эксперты предлагают даже Пекину в угоду Вашингтону вывести программу исследования космического пространства из-под контроля военных. Но времена меняются, и большинство американских экспертов убеждены, что присоединение КНР к элитному клубу не несет угрозы национальной безопасности США. "Думаю, что мы не будем настолько глупы, чтобы воспринимать это столь же драматично, как мы восприняли полет советского спутника в 1957 году", - говорит вице-президент вашингтонской исследовательской корпорации "Херитидж фаундейшн" Лэрри Уортзел. Сорок шесть лет назад многие в США действительно оказались на грани паники, увидев в первом ИСЗ символ военной угрозы со стороны коммунистического режима.
Эксперты убеждены также, что запуск "Священного челна" не приведет к вспышке международного соперничества в космосе, подобного тому, что существовало между СССР и США в течение трех десятилетий, вплоть до начала 1990 годов. Пожалуй, более вероятно форсирование космических программ в Японии и Индии. Токио давно послал космический аппарат на орбиту Марса, а в этом году - первый спутник-разведчик. Дели пытается не отстать от Пекина и постоянно увеличивает средства на космос. Были сообщения о планах запустить в ближайшее время беспилотный космический корабль к Луне.
Председатель КНР Ху Цзиньтао на открытии 14-го конгресса Академии наук "третьего мира", обращаясь к ученым из развивающихся стран, заявил, что успешный полет первого китайского пилотируемого корабля - пример верной стратегии развития науки и техники, которая опирается на реальную обстановку и строится с учетом позитивного опыта промышленно развитых стран. Он призвал мировые космические державы расширить помощь остальным членам международного сообщества в мирном освоении космического пространства. Даже вступив в элитный клуб, Китай ощущает себя развивающейся страной. Таково кредо китайских лидеров. Китайцы провели решительную реорганизацию своей космической промышленности, включив механизмы рынка и конкуренции, и это дало результаты. В Пекине ясно осознают: отношение к науке прямо связано с экономическим процветанием. К космосу особое отношение, ведь это передовой край науки, самые современные технологии. Резко увеличены за последнее время зарплаты ученым, чтобы не было утечки мозгов, и светлые головы возвращались из заморских стран на родину предков. Теперь уже не говорят, как в начале реформ: "Нож мясника оплачивается выше, чем скальпель хирурга". А космос - это передовой край науки, новые технологии.
Политический резон в полете тайкунавта, конечно, есть. Укрепить международный престиж страны, поддержать дух патриотизма и легитимность нового поколения руководителей. Китайская элита уверена в выдающейся роли, которую их страна будет играть на международной арене: "XIX век был веком унижения, XX - возрождения, а XXI век станет триумфом китайской нации". Патриотические и националистические чувства растут прямо пропорционально доходам. Но пока не удалось остановить тенденцию увеличения разрыва между богатыми и бедными, городом и деревней, разными регионами страны. И новому руководству предстоит решить неимоверной трудности задачу: продолжать амбициозные масштабные проекты (впереди Олимпиада-2008 в Пекине и ЭКСПО-2010 в Шанхае, полет тайкунавта в этом ряду), но одновременно решать социальные проблемы. По иронии истории, накануне полета Ян Ливэя в космос завершился пленум ЦК КПК, на котором самой острой была тема судьбы "ржавого пояса" на северо-востоке Китая. А ведь тайкунавт родом из этих мест. Здесь сконцентрированы убыточные и бесперспективные предприятия тяжелой промышленности, отстающие от требований времени. Банкротство ведет к росту безработицы, возмущение перерастает в стихийные протесты. Власти решили переориентировать регион на современное высокотехнологичное производство, с тем, чтобы продукция стала конкурентоспособной на рынке. На пленуме признали: главное не темпы роста, а структурные изменения и решение социальных проблем. И прежде всего создание системы социального обеспечения, соответствующей уровню экономического развития страны.
Первый тайкунавт
Подполковник Ян Ливэй родился в 1965 году в уезде Суйчжун провинции Ляонин, на северо-востоке Китая, в учительской семье. С 18 лет служит в Народно-освободительной армии Китая. В 1987 году с отличием окончил военно-воздушное училище. Налетал на самолетах разного типа 1350 часов. По своим данным (рост 168 сантиметров, вес 65 килограммов) идеально подходит для полета в космос. Зачислен в отряд тайкунавтов в январе 1998 года. Женат на военнослужащей, сыну - 8 лет. Ежемесячная зарплата - 10 тысяч юаней ( 1200 долларов).
Права на полет он был удостоен "за отличные результаты в пятилетней подготовке и особо серьезное отношение к делу". Коллеги отмечают его феноменальную выдержку и психологическую устойчивость. "Человек деталей, а не эмоций" - так оценили его китайские журналисты. "Увидимся завтра", - были его последние слова, буднично сказанные провожавшим. "У нас в семье все спокойные и мягкие", - заметил его отец обескураженным репортерам, жаждавшим эмоций до, во время и после полета. "Я не разочарую свою родину. Каждое движение буду делать с полной концентрацией", - таковы были его первые слова на орбите. В космосе он выполнял и политическую миссию: в небольшой капсуле развернул флаги КНР и ООН (разве это не намек на желание сотрудничать с миром?) так, чтобы их увидел в телеэфире весь мир.
В Китае говорят: "Вы, иностранцы, едите, чтобы жить, мы, китайцы, живем, чтобы есть". При встрече вместо здравствуйте китаец осведомляется: "Вы уже покушали?" Еда - это нечто сакральное, философия, образ жизни. В старину говорили: подобно хорошей музыке добрая еда поднимает дух. Но не следует проявлять ненасытный аппетит. Если вас пригласили на торжественный обед, несомненно будет большое число блюд, поэтому не набрасывайтесь сразу, лишь попробуйте, самое интересное - впереди.
И, естественно, первый "человек Великой Пустоты" (мама сокрушалась, что он не отличается завидным аппетитом) невольно выступил пропагандистом национальной кухни. В полет он захватил 20 блюд. Среди них - свинина в чесночном соусе, рис с орешками, финики, соевый творог "доуфу" (знатоки говорят, что этот исключительно богатый белками продукт, который почти полностью заменяет мясо, - "самая китайская" еда). И, конечно, "гунбаоцзидин" - фирменное блюдо китайской императорской кухни, которое в XIX веке изобрел губернатор провинции Сычуань Гун Бао, смешав кусочки курицы, перец и арахис, поджаренные на кунжутном масле.
Ян Ливэй, как истинный китаец, не проявлял ненасытный аппетит, и, наверное, грустил в одиночестве, ведь китайский обед - радость разделенная. Но впереди новые полеты, и в кабине будет уже компания "небожителей".
Фото:
- Полет "Священного челна" дал старт амбициозной программе, которая предусматривает высадку тайкунавтов на Луну в 2020 году
- Ян Ливей объявлен воителем, воплотившим в жизнь тысячелетнюю мечту китайской нации
Быть ли кораблям "Шэньчжоу" конкурентами наших "Союзов"?
В своей публикации от 21 октября англоязычный веб-сайт газеты "Жэньминь жибао" раскрыл движущие пружины в выборе китайского пути развития пилотируемого космоплавания. Оказывается, еще за 5 лет до того, как в 1992 году была принята соответствующая программа, в здешних научных кругах прошла острая дискуссия о ее основополагающих принципах.
Некоторые эксперты, отмечается в статье, настаивали на необходимости "перескочить" через стадию космических кораблей, сразу же приступив к разработке челноков-шаттлов (при соответствующем освоении американского и советского опыта в этом деле). Их оппоненты настаивали на том, что приоритетами в таком деле должны быть безопасность и надежность. Мол, хотя космический челнок более "продвинут" технологически, но он сопряжен с риском, с огромными технологическими трудностями. И несравнимо дороже. В настоящее время, подчеркивали представители этого направления, из всех космических летательных аппаратов чаще всего запускаются корабли спутникового типа. Причем именно в запуске (и возвращении на Землю) спутников Китай уже преуспел, именно по мощным ракетам-носителям он накопил изрядный опыт. После детального обсуждения, сравнений, анализа, говорится в этой публикации, китайские эксперты пришли 11 лет назад к согласию: нужно придерживаться курса, максимально приближенного к национальным условиям, извлекая уроки из опыта и путей развития Советского Союза и США, то есть начинать с космического корабля, а не с челнока. Но при этом, мол, надо "перескочить" через ряд этапов, пройденных СССР и США, - создать пилотируемый корабль "третьего" поколения.
В краткой читательской дискуссии, развернувшейся в рамках веб-сайта, примечательна реплика некоего Роберта Лау из Великобритании: "Китай сделал правильное решение, развивая космический корабль, а не "шаттл". "Шэньчжоу" не только безопасней, но и обладает более широким спектром использования, нежели "челнок", открывает, в частности, возможность для высадки на Луне".
...На заре китайской революции Мао Цзэдун написал афористические слова, что пути ее были найдены благодаря залпам Октябрьской революции: "идти путем русских - таков был вывод". Сегодня выясняется, что аналогичным был вывод авторов китайской программы пилотируемого космоплавания. Они своим выбором косвенно подтвердили предпочтительность советского опыта перед американским. Но, повторяю, косвенно, в здешних СМИ наши "Союзы" упоминаются преимущественно как нечто ...устаревшее, отставшее в конкурентной борьбе с новичком - "Шэньчжоу".
Казалось бы, о какой конкуренции может идти речь, если почти одновременно с Ян Ливэем (431-м по счету землянином, побывавшим в космосе и пробывшим на орбите лишь менее суток) по совпадению слетал к международной космической станции наш "Союз ТМА-3" с тремя космонавтами на борту, осуществивший рутинную операцию - смену экипажа МКС. Однако в Китае доминирует тема превосходства "Шэньчжоу": мол, его спускаемая капсула диаметром в 2,5 метра обладает наибольшим в мире используемым пространством, "Шэньчжоу" - более многофункционален, в нем предусмотрена более высокая степень безопасности полета. Для обеспечения благополучного возвращения на Землю трехтонного возвращаемого отсека был спроектирован и изготовлен "крупнейший в мире парашют размером в 1200 кв. метров". Наконец, начальник Канцелярии по реализации программы пилотируемых космических полетов Китая Се Минбао сделал акцент на дешевизне, сообщив, что непосредственные расходы на создание "Шэньчжоу-5" составили... "менее одного миллиарда китайских юаней" (т.е. около 121 млн долларов). По какой бы методике ни производился данный подсчет, - цифра получилась странноватая. Помнится, при взрыве в январе 1995 года (когда посредством китайской ракеты "Чанчжэи" запускался зарубежный спутник "Апстар-2") китайская страховая компания "Тайпиньян" отчислила его владельцам... 160 миллионов долларов. Может ли космический корабль "третьего поколения" быть дешевле рядового спутника?
Не исключаю, что заявление о поразительньй дешевизне "Шэньчжоу" прозвучало в качестве рекламной заявки для будущего рынка космического сервиса. Однако переборы рекламно-пропагандистского характера сути дела не меняют. Они не снижают значимости великого события, происшедшего в истории мировой космонавтики.
Западные эксперты уже сейчас (пока опыт пилотируемого космоплавания КНР еще скромен) склонны воспринимать китайские корабли, как и их вышеприведенные характеристики, вполне серьезно. "Конструкторы "Шэньчжоу" улучшили проект российского "Союза", - пишет американский журнал "Ю-Эс-Эй тудей". - Китайский корабль выше, крупнее и функциональней российского оригинала". "Шэньчжоу" - чрезвычайно респектабельный космический корабль, с очевидно более высоким потенциалом, нежели нынешние русские средства космической транспортировки, - цитирует "Файнэншл таймс" американского эксперта Джеймса Оберга, сотрудника Джонсоновского космического центра в штате Техас. - "Шэньчжоу" более перспективен в качестве системы, планируемой НАСА для себя на последующее десятилетие".
Полеты с экипажем, космическая состыковка и прочие супертехнологии пилотируемой космонавтики, давно уже ставшие для россиян и американцев рутинной работой, Китаю еще предстоит осваивать. Однако успешный полет "Шэньчжоу-5" показал, что Китай - на правильном пути, его потенциал высок, и, если Россия будет и далее довольствоваться достигнутым, ей уже в ближайшие годы предстоит встретить на космических трассах весьма и весьма серьезного конкурента.