Юрий Васильевич Кондратюк - один из пионеров космонавтики. До августа 1921 года его знали как Александра Игнатьевича Шаргея, о чем не раз писали многие газеты, в том числе и "Знамя".
Судьба Кондратюка-Шаргея удивительна. Под первой фамилией он вошел в историю отечественной и мировой науки. С его именем связано величайшее событие двадцатого столетия: полет человека на Луну осуществлен по траектории, которую за пятьдесят лет до события рассчитал Юрий Васильевич.
Трудно определить, к какому жанру следует отнести книгу Кондратюка. Она близка к популярной литературе о науке, ибо доступна почти каждому. Но вместе с тем это и научное исследование. Исследование, полное оригинальных мыслей, любопытных выводов, интересных идей.
Весьма характерно, что пионеры космонавтики в разных странах в начале XX века, как правило, ничего не знали о работах друг друга. Часто случалось, что публикации своих единомышленников они "открывали" с многолетним опозданием. Но это ничуть не умаляет их вклада в развитие общего дела, ибо каждый из этих талантливых людей непременно вносил в работу свое творческое начало, демонстрировал свой подход к проблеме, а зачастую решал уже решенную задачу своим новым оригинальным способом.
Наиболее характерно это подтверждает деятельность Ю. Кондратюка. Академик В. П. Глушко писал о нем: "На фоне независимо возникавших и получивших в различных странах самостоятельное научное решение проблем мы видим аналогичную картину и внутри нашей страны, когда, не зная об этих работах, идя самостоятельным путем, Кондратюк создал теорию ракеты много позже Константина Эдуардовича. Не зная о работах Циолковского, Юрий Васильевич повторил их и, самое ценное, развил их, и развил весьма ярко".
После выхода книги "Завоевание межпланетных пространств" завязалась оживленная переписка между Кондратюком и Циолковским.
К.Э. Циолковский, получив книгу в дар от автора, писал о нем как об очень энергичном молодом человеке. Он ответил Юрию Васильевичу и послал ему три свои работы, причем на титульном листе книги "Исследование мировых пространств реактивными приборами" сделал дарственную надпись: "Многоуважаемому Юрию Кондратюку от автора. 1929 год. 15 февраля. К. Циолковский".
Книга получила высокую оценку современников как внутри страны, так и за рубежом. Читая ее, невольно убеждаешься, что он еще в 20-е годы предвидел многие особенности развития космонавтики 60-х и 70-х годов прошлого века. Это утверждение можно проиллюстрировать примерами.
Он разработал теорию промежуточных станций (ракетных баз) в виде спутников планет, рассчитал траектории экономичного взлета с Земли, предложил впервые использовать в качестве горючего для ракетных двигателей некоторые металлы, например магний, литий, алюминий и другие: доказал, что ракета, не сбрасывающая своих баков, вылететь за пределы земного тяготения не может; первым разработал вариант экспедиции на Луну через окололунную орбиту; предложил размещение космонавтов в ложементах, облегающих тело; рассчитал температурный режим при трении об атмосферу, считал возможным использовать гравитационные силы небесных тел для разгона и торможения космических аппаратов; предложил способы стабилизации вращения "снаряда" с помощью плавающих поплавковых гироскопов, предложил использовать при возвращении на Землю ракеты с крыльями, доказав выигрыш в соотношении весов горючего и самой ракеты; рекомендовал космонавтам выходить в открытый космос в больших или меньших подобиях костюмов, используя при этом шлюз и имея запас воздуха.
"Теоретически возможен еще один особый вид ракеты, черпающий энергию извне, от солнечного света" - это цитата из книги "Завоевание межпланетных пространств". Надо ли напоминать о солнечных батареях, устанавливаемых на спутниках и автоматических станциях? Можно заглянуть и в будущее - межпланетные космические корабли, пользующиеся "солнечным ветром" и летящие от планеты к планете на "парусах", движимых давлением света.
Что касается достижения Луны на пилотируемом аппарате, то Ю. Кондратюк дал схему полета, по которой космический корабль будет вращаться вокруг Луны, и там от него будет отделяться аппарат, совершающий спуск на поверхность Луны, а после выполнения программы аппарат пристыкуется к космическому кораблю на окололунной орбите.
В наше время можно лишь удивляться инженерному предвидению Ю. В. Кондратюка. После тщательных исследований всех возможных вариантов американские специалисты приняли в 60-е годы именно эту схему для осуществления своей первой лунной программы "Аполлон".
Американский ученый, доктор Лоу, после благополучного путешествия к Луне корабля "Аполлон", сказал: "Мы разыскали маленькую неприметную книжечку, изданную в России сразу после революции. Автор ее, Юрий Кондратюк, обосновал и рассчитал энергетическую выгодность посадки на Луну по схеме: полет на орбиту Луны - старт на Луну с орбиты - возвращение на орбиту и стыковка с основным кораблем - полет на Землю". А это значит - он признал, что полет американских астронавтов на Луну выполнен по "трассе Кондратюка".
Первый человек, ступивший на Луну, американский астронавт Нейл Армстронг, специально побывал в Новосибирске, чтобы увезти с собой как святыню горсть земли от стен неказистого дома, где жил и работал Юрий Кондратюк. Потом Армстронг скажет: "Эта земля для меня имеет не меньшую ценность, чем лунный грунт".
СВЕТЛАНА ТИМОШЕНКО