вернёмся в библиотеку?
ИЗ ИСТОРИИ КОСМОНАВТИКИ


ПОЛЁТЫ, КОТОРЫХ НЕ БЫЛО
часть 2

С. ШАМСУТДИНОВ,
ведущий специалист ТО «Видеокосмос»;
И. МАРИНИН,
заведующий отделом информации ТО «Видеокосмос»


ОТМЕНЕННЫЙ ПОЛЕТ ЖЕНСКОГО ЭКИПАЖА И ОСНОВНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ НА ОРБИТАЛЬНУЮ СТАНЦИЮ «САЛЮТ-7»

В сентябре 1984 года приступили к тренировкам три экипажа, два из которых должны были совершить полеты на ОС «Салют-7» в качестве основных экспедиций. В первом готовились Владимир Владимирович Васютин, Виктор Петрович Савиных и Александр Александрович Волков, во втором — Александр Степанович Викторенко, Александр Павлович Александров, Евгений Владимирович Салей, в третьем — Анатолий Яковлевич Соловьев, Александр Александрович Серебров и Николай Тихонович Москаленко.

Через три месяца был сформирован женский экипаж: командир корабля — Светлана Евгеньевна Савицкая, бортинженер — Екатерина Александровна Иванова, космонавт-исследователь — Елена Ивановна Доброквашина. Дублеров не готовили, так как кроме Савицкой не было женщин с опытом космического полета (Валентина Терешкова хотя и числилась на должности космонавта-испытателя в отряде космонавтов ЦПК имени Ю. А. Гагарина, но к подготовке не привлекалась).
Е. Доброквашина

В мае 1985 года на станцию «Салют-7» на корабле, который получил бы обозначение «Союз Т-13», планировалось доставить первый экипаж, а в ноябре на «Союзе Т-14» — женский. Через семь суток после старта «команда» Савицкой должна была вернуться. Вскоре после этого планировалось приземление тройки Васютина. Затем, в начале 1986 года, на «Союзе Т-15» предусматривалось запустить второй основной экипаж для длительной работы на борту «Салюта-7». После ее завершения эксплуатацию ОС и кораблей серии «Союз Т» планировалось прекратить. Однако этим планам не суждено было сбыться.

11 февраля 1985 года станция вышла из строя. Из-за ложного показания одного из датчиков бортовые аккумуляторные батареи станции отключились от подпитывавших их солнечных батарей и полностью разрядились. В результате этого прекратилось функционирование всех систем, в том числе связи, телеметрии и терморегулирования. ОС превратилась в «молчащую» холодную двадцатитонную груду металла. Использовать ее в пилотируемом режиме было невозможно. Рассматривался вариант прекращения эксплуатации станции и в связи с этим отмена недельного автономного полета женского экипажа, но потом решили попытаться восстановить работоспособность «Салюта-7». Савицкая, Иванова, Доброквашина не полетели.

Для ремонта станции в марте 1985 года сформировали экипаж из опытнейших космонавтов. В основном — к подготовке приступили Владимир Джанибеков и Виктор Савиных, в дублирующем — Леонид Попов и Александр Александров. В экипажи Васютина и Викторенко назначили соответственно Георгия Михайловича Гречко и Геннадия Михайловича Стрекалова.

6 июня 1985 года стартовал основной «ремонтный» экипаж на «Союзе Т-13». Космонавты, используя лазерный дальномер. провели ручную стыковку со станцией, совершавшей неориентированный полет. Через некоторое время они, благодаря упорному и кропотливому труду в очень тяжелых условиях, возродили дорогостоящую орбитальную станцию.

17 сентября 1985 года к «Салюту-7» на КК «Союз Т-14» улетели Васютин, Гречко, Волков. После недельного совместного полета вернулись на Землю в «Союзе Т-13» Джанибеков и Гречко. 2 октября к станции был пристыкован транспортный корабль снабжения «Космос-1686» (ТКС-4). В феврале 1986 года его предполагали отстыковать от станции, освободив стыковочный узел.

4 марта 1986 года на орбиту должен был выйти женский экипаж посещения станции на «Союзе Т-15». Это был последний корабль, поэтому старт экипажа Викторенко отменялся. Недельный полет приурочили к празднику 8 Mapта. А через неделю после его завершения планировалась посадка основной экспедиции.

Полету Светланы, Екатерины и Елены, казалось, ничто не могло помешать, и они напряженно и успешно тренировались.
Е. Иванова

Близился день старта. И вдруг случилось непредвиденное: на станции серьезно заболел Владимир Васютин. С каждым днем ему становилось все хуже, поэтому на 65 сутки полета экипаж вернулся на Землю. Обязанности командира корабля во время посадки исполнял бортинженер Виктор Савиных. Такой разворот событий привел к срыву полета женского экипажа, но Генеральный конструктор НПО «Энергия» В.Глушко лично заверил что он состоится несмотря ни на что.
А. Викторенко, Г Стрекалов. Е Салей

В феврале 1986 года планировался запуск новой орбитальной станции «Мир». В связи с этим, а также по другим причинам приняли решение к середине 1986 года эксплуатацию «Салюта-7» в пилотируемом режиме прекратить «Союз Т-15» предполагалось использовагь сначала для доставки первой основной экспедиции (Кизим и Соловьев) на станцию «Мир», а затем для их перелета на «Салют-7». Демонтировав наиболее ценную научную аппаратуру и загрузив ее в корабль, космонавты должны были вернуться на новую станцию.

С принятием такого решения экипажи Викторенко и Соловьева расформировали, а входившие в них космонавты и женский экипаж перевели на подготовку к полётам на станцию «Мир» на КК «Союз ТМ». При этом Екатерина Иванова стала осваивать функции командира корабля и к концу 1986 года прочла полный курс не обходимой подготовки. Некоторое время рассматривался вариант включения в экипаж в качестве командира Валентины Терешковой вместо Савицкой, но на второй космический полет Терешковой разрешение дано не было.

20 февраля 1986 года на орбиту вышел базовый блок орбитальной станции третьего поколения «Мир» с шестью стыковочными узлами. Этот запуск был подарком XXVI съезду КПСС. Новый комплекс являл собой первую в мире модульную орбитальную станцию. Планировалось в достаточно сжатые сроки вывести на орбиту и пристыковать к базовому блоку пять специализированных модулей.

Полет «Союза Т-15» был проведен по плану, но в мае 1987 года в ЦПК подготовка женщин к полету бьпа прекращена.

Н.Москаленко
Фото из архива ТО «Видеокосмос»

«Салют-7» с пристыкованным к нему «Космосом-1686» 4 февраля 1991 года в результате естественного торможения сошёл с орбиты. Так как комплекс разрушился в плотных стоях атмосферы частично, обломки его упали на Землю, но, к счастью, в малонаселенных районах Южной Америки

«СОЮЗ ТМ-8»

26 ноября 1988 года в космос стартовал второй советско-французский экипаж в составе Александра Александровича Волкова, Сергея Константиновича Крикалева и Жан-Лу Кретьена на «Союзе ТМ-7». Причалив к орбитальному комплексу «Мир», они приступили к совместной работе с космонавтами третьей основной экспедиции комплекса Владимиром Георгиевичем Титовым, Мусой Хирамановичем Макаровым и Валерием Владимировичем Поляковым. 21 декабря 1988 года Титов, Макаров и Кретьен на корабле «Союз ТМ-6» были уже на Земле. Остальные продолжили работу в качестве четвертой основной экспедиции.

Т. Мусабаев

В это время в ЦПК началась непосредственная подготовка к полету следующей основной экспедиции: Александра Степановича Викторенко и Александра Александровича Сереброва и их дублеров Анатолия Яковлевича Соловьева и Александра Николаевича Баландина.

В марте 1989 года к комплексу «Мир» планировалось пристыковать модуль дооснащения «Квант-2» с автономным средством передвижения космонавта (СПК), поэтому экипажу Волкова надо было расконсервировать модуль и подготовить его к работе. В апреле на «Союзе ТМ-8» предстояло стартовать Викторенко и Сереброву для смены четвертой основной экспедиции. Их ждал полугодовой полет и испытания в СП К в открытом космосе.

Но 19 февраля 1989 года было объявлено, что из-за задержки с подготовкой модуля «Квант-2» его запуск переносится на сентябрь (впоследствии этот срок переносился на 16 октября, а затем на 26 ноября). Стало ясно, что отправлять в полет Сереброва, основного испытателя СПК, в апреле не имеет смысла. Поэтому в феврале основной и дублирующий экипажи «Союза ТМ-8» переформировали: бортинженеров в экипажах поменяли местами. Запуск «Союза ТМ-8» с Викторенко и Баландиным назначили на 19 апреля 1989 года.

Двумя месяцами раньше для работы на «Мире» сформировали еще два экипажа, в которые в качестве космонавтов-исследователей были включены космонавты из отряда Летно-исследовательского института (ЛИИ). В один вошли Виктор Михайлович Афанасьев — командир, Виталий Иванович Севастьянов — бортинженер, Римантас Антанас-Антано Станкявичюс — космонавт-исследователь, в другой — соответственно Геннадии Михайлович Манаков, Геннадии Михайлович Стрекалов и Виктор Васильевич Заболотский. Командиры и бортинженеры готовились по программе длительной основной экспедиции, а космонавты-исследователи — по кратковременной программе посещения. Стартовав со своим экипажем, космонавт-исследователь должен был вернуться на Землю с космонавтами предыдущей основной экспедиции.

В.Циблиев

Однако через месяц после этого, в 20-х числах марта, в барокамере при испытаниях был серьезно поврежден приборный отсек «Союза ТМ», предназначенного для доставки к «Миру» Соловьева и Сереброва, запуск которого планировался на сентябрь 1989 года.

Поврежденный корабль восстановлению не подлежал, другой к сентябрю подготовить не успевали, поэтому на заседании Госкомиссии в конце марта 1989 года было решено запуск «Союза ТМ-8» 19 апреля отменить и таким образом обеспечить полет в сентябре. После этого экипажи Викторенко и Соловьева были восстановлены в первоначальном составе, и 5 сентября 1989 года «Союз ТМ-8» стартовал в космос. Его пилотировали, как первоначально и планировалось, Викторенко и Серебров.

Экипажи Афанасьева и Манакова в 1989 году напряженно тренировались, изучали корабль и орбитальный комплекс, своевременно сдавали экзамены и зачеты. Летом 1989 года они прошли «морские» тренировки. Однако в конце года подготовку космонавтов-исследователей ЛИИ прекратили, и они были выведены из экипажей.
Р. Станкявичюс

Через год, 9 сентября 1990 года, Римантас Станкявичюс погиб в авиакатастрофе. Он участвовал в международном авиационном празднике «Акробатические крылья» в местечке Сальгареда провинции Тревизо в Италии. Во время показательного полета на самолете Су-27 при выполнении фигур высшего пилотажа на предельно малой высоте его самолет врезался в землю.

Не удалось вновь слетать в космос и В. Севастьянову. В июне 1990 года Главная медицинская комиссия допустила его к космическому полету продолжительностью не более одного месяца. Поэтому в длительной экспедиции он участвовать не мог, и в экипаже его заменил М. Манаров.

«СОЮЗ ТМ-14»

В январе 1991 года было решено осуществить космический полет с участием казахского космонавта, и в апреле сформировали экипажи. Основной: Валерий Григорьевич Корзун, Александр Павлович Александров и Токтар Онгарбаевич Аубакиров. Дублирующий: Василий Васильевич Циблиев, Александр Иванович Лавейкин и Талгат Амангельдыевич Мусабаев. Запуск этой экспедиции посещения планировался на «Союзе ТМ-14» в ноябре 1991 года.

В это же время к полету на комплекс «Мир» на корабле «Союз ТМ-13» готовились два советско-австрийских экипажа. Основной: Александр Александрович Волков, Александр Юрьевич Калери и Франц Фибек. Дублирующий: Александр Степанович Викторенко, Сергей Васильевич Авдеев и Клеменс Лоталлер. Запуск «Союза ТМ-13» наметили на октябрь 1991 года. После выполнения программы Фибек должен был возвращаться на корабле «Союз ТМ-12» с Арцебарским и Крикалевым, а Волков и Калери — продолжать полет на комплексе «Мир» в качестве десятой основной экспедиции, пока к ним в ноябре не прибудет экипаж «Союза ТМ-14».
Слева направо:
А. Зайцев, X. Шарман, В. Корзун

10 июля 1991 года Государственная комиссия приняла решение о совмещении советско-австрийского полета и полета с участием казахстанского космонавта, в связи с чем запуск «Союза ТМ-14» отменили. Из советско-австрийских экипажей были выведены бортинженеры Калери и Авдеев. Вместо них в экипажи включили казахстанских космонавтов-исследователей — Аубакирова и Мусабаева.

2 октября 1991 года «Союз ТМ-13» с космонавтами Волковым, Аубакировым и Фибеком был выведен на орбиту и через двое суток состыковался с орбитальным комплексом. Спустя неделю Арцебарский, Аубакиров и Фибек приземлились. Так как в экипаже «Союза ТМ-13» не было бортинженера, то бортинженеру девятой основной экспедиции Крикалеву вместе с новым командиром, Волковым, пришлось продолжить полет уже в составе десятой основной экспедиции.

«Союз ТМ-14» использовали для доставки в марте 1992 года на «Мир» российско-германского экипажа: Викторенко, Калери и Фладе.

В. Заболотский



«БУРАН» И «СОЮЗ-СПАСАТЕЛЬ»

После первого запуска «Бурана» 15 ноября 1988 года было решено, что следующий полет корабля многоразового использования состоится в 1991 году. Это объяснялось тем, что государственная комиссия аттестовала «Буран» (1К1) всего на один полет и для его дальнейшего использования требовалось множество длительных доработок и проверок. Вот почему в намеченный срок должен был стартовагь второй корабль 1К2, заранее окрещенный журналистами «Бураном-2». Предполагалось его недельный полет провести в автоматическом режиме и выполнить сложные динамические операции.

Планировалось, что после запуска и ряда маневров корабль сблизится и состыкуется с орбитальным комплексом «Мир». Специально для этого на модуле «Кристалл» расположили два новых андрогинных периферийных агрегата стыковки АПАС-89. После пристыковки «Бурана» к осевому стыковочному агрегату модуля космонавты, работавшие на «Мире», должны были перейти в кабину многоразового корабля и провести испытания некоторых бортовых систем, в том числе дистанционного манипулятора. С его помощью они намеревались извлечь из грузового отсека корабля макет блока научной аппаратуры и пристыковать к боковому стыковочному агрегату «Кристалла».

Затем «Буран» отстыковывался, а с Байконура вскоре после этого должен был стартовать пилотируемый корабль «Союз ТМ», также оснащенный АПАС-89. Предполагалось, что на орбите он состыкуется с многоразовым кораблем, а экипаж перейдет в кабину «Бурана». Проведя запланированные работы в течение одних суток, космонавты должны были вернуться в свой «Союз», отстыковаться и направиться на комплекс «Мир», а «Буран» совершить, как и в первый раз, автоматическую посадку на полосу аэродрома «Юбилейный» на космодроме Байконур.

Полет и стыковки «Союза ТМ» должны были имитировать спасение экипажа «Бурана» (в случае невозможности его посадки) и космонавтов со станции «Мир» Поэтому неофициально корабль получил название «Союз-спасатель».

В ноябре 1990 года для подготовки к полетам на «Буране» и «Союзе-спасателе» в ЦПК была сформирована группа космонавтов В нее вошли Иван Иванович Бачурин, Алексей Сергеевич Бородай, Леонид Константинович Каденюк, Валерий Васильевич Илларионов, Эдуард Николаевич Степанов и Николай Николаевич Фефелов.

Первые трое — из группы космонавтов-испытателей Государственного Краснознаменного научно-исследовательского института ВВС, созданной в августе 1987 года специально для подготовки военных пилотов-испытателей «Бурана». Все они— опытные летчики-испытатели, прошедшие общекосмическую подготовку в ЦПК. Кроме того, И. Бачурин и А. Бородай с января по апрель 1988 года совершили шесть испытательных атмосферных полетов на самолете — аналоге «Бурана» БТС-02, поэтому они в первую очередь стали готовиться как командиры «Союза-спасателя».

Трое других — военные космонавты-инженеры отряда ЦПК, его ветераны. Так, Э. Степанов пришел в ЦПК в 1965 году, а В. Илларионов и Н. Фефелов — в 1970-м. Многие годы они «стояли в очереди» на полеты по программе «Алмаз», но подняться в космос им так и не довелось. В группе они изучали конструкцию и устройство бортовых систем «Бурана» и в перспективе должны были работать на нем.

Кроме того, в НПО «Энергия» по программе «Буран» готовились в качестве бортинженеров Александр Сергеевич Иванченков и Александр Иванович Лавейкин. При формировании экипажей для «Союза-спасателя» их могли привлечь к подготовке к полету на этом корабле.

Первоначально запуск «Бурана» и «Союза-спасателя» намечался на конец 1991 года, но разразившийся в стране экономический кризис коснулся и космических программ. Полет «Бурана» перенесли. В марте 1992 года И. Бачурин, А. Бородай и Л. Каденюк после завершения изучения корабля «Союз-спасатель» сдали государственные экзамены. Но назначения в экипажи и дальнейшей подготовки так и не последовало. К тому времени стало ясно, что и в 1992 юду «Буран» останется на Земле.

Л. Каденюк

И. Бачурин
А. Бородай

Из-за резкого сокращения финансирования космонавтики его старт перенесли на конец 1993 — начало 1994 года. При этом надо сказать, что Российское космическое агентство летные испытания «Бурана» не планирует вплоть до 1996 года. Учтывая все обстоятельства, в 1992 году решили полет «Союза-спасателя» отменить и использовать его для доставки на «Мир» очередной основной экспедиции. 24 января 1993 года на этом корабле, названном «Союз ТМ-16», к орбитальному комплексу стартовала 13-я основная экспедиция в составе Г Манакова и А. Полещука.

Хотя перспективы использования российского многоразового корабля становятся все более прозрачными, группа «бурановских» космонавтов в ЦПК сохраняется. Однако она сильно поредела. Бачурин, Степанов и Илларионов прекратили подготовку по различным причинам.

В. Илларионов

Н. Фефелов

Э. Степанов

назад