Часть I книги - о эпопее "битвы журналистов" за космос в 1989-1992 годах написана прекрасно - Валерий прошёл весь отбор и подготовку к полёту и стал космонавтом, описав эту пока ещё редкую процедуру правдиво и талантливо.
И часть IV книги - размышления автора о судьбах космонавтики написана хорошо, хотя лично я не со всем бы там согласился.
Но остальные две части книги, посвященные истории аварий и катастроф в космосе, изобилуют грубыми ошибками. Однако самую удивительную фразу я нашёл в предисловии: "Тогда (к середине 1964 года) и русские, и американцы посылали в космос не более двух человек на корабле". С точки зрения математики фраза безупречна! Но она живо напомнила нашу стандартную туристскую шутку времён моих саянских походов. Ежедневно завхоза спрашивали: "А сегодня сколько кусочков сахара можно взять к чаю?". На что завхоз радушно отвечал: "Сколько хочешь!". И после паузы уточнял: "Но не более одного!!". Если бы этой фразой дело и ограничилось, то я принял бы её за опечатку. Но и далее автор утверждает, что "Восток" был двухместным кораблём! И чтобы опередить американцев, которые вот-вот должны были запустить экипаж из трёх человек (на самом деле они планировали такое через 3 года, а запустили через 4) с двоих наших космонавтов "Востока" сняли скафандры и втиснули туда третьего! Плюс добавили мягкую посадку, чтобы не резать третьего люка - вот и вся переделка "Востока" в "Восход".
Ну, там ещё куча мелких ошибок: до полёта "Союза-11" было не 10, а 9 пилотируемых полётов "Союза", а злополучный клапан на "Союзе-11" вовсе не "поддерживал в аппарате нужное давление" и т.д.
Во II и III частях книги довольно интересные эпизоды, рассказанные явно со слов участников полётов перемежаются с пересказом ляпов из предыдущих книг о "нештатках" в космосе (например, Реброва "Космические катастрофы"). Хотелось бы отметить некоторые.
Глава 1. Посадка "СоюзаТМ-5". По поводу того, как Моманд помочился в скафандр. Разрешает это Аллах или нет, не знаю, но выходит, что Ляхов нарушил свою клятву? Клялся афганцу никому не говорить, а теперь Шаров рассказывает про это всему миру?
Глава 2. О "Восходе-2". То, что скафандр Леонова раздуло потому, что его испытывали в барокамере, где давление соответствует высоте 60-90 км (давление там, я скажу, лишь одна/миллионная нормального), а не сообразили, что на 400 км вообще полный вакуум - явная чушь. Почему его не раздуло уже перед выходом из ШК? Скорее прав Каманин, когда пишет, что Леонов забыл отключить подачу от СЖО КК, перейдя на автономную СЖО.
Лихую и образную фразу Леонова: "из скафандра полведра пота вылил" Шаров перевёл так: "из каждого сапога вылил по 3 литра воды". В невесомости так и утонуть можно...
Однако должен признать, что Шаров правильно (в отличие от М.Реброва) истолковал разговоры по поводу отстрела Беляевым ШК вместе с Леоновым, хотя и не думаю, что вопрос о моральности такого поступка вообще обсуждался, тем более, что ШК могла отстреливаться командой с Земли.
Глава 3. О гибели Комарова. "Сенсационные откровения офицера КГБ Вениамина Русяева" крайне сомнительны, никто не был свидетелем его разговора с Комаровым - почему надо этому верить, если все факты говорят об обратном? То, что Комаров полетел на верную смерть, лишь бы не полетел его дублёр - Гагарин - чушь полная. Во-первых, Гагарин не полетел бы ни при каких обстоятельствах и его дублёрство - лишь уступка его невероятной настойчивости и авторитета. Во-вторых, раз уж Комаров так был уверен в трагическом исходе, почему он не озаботился о судьбе трёх своих товарищей, которые на "Союзе-2" должны были стыковаться с ним? Разве их КК был менее "сырым"? А ведь он был командиром группы КК!
По поводу аварийной посадки Б.Волынова. Любой школьный отличник скажет, что падение давление на 100 мм происходит не на высоте 6 км, а чуть более одного. И никакого бароудара при этом не происходит. И что интересно: если в этой же главе Волынов диктовал при посадке в магнитофон (что совершенно верно), то в следующей главе он из объятого пламенем корабля докладывает уже по радио, да ещё напрямую в ЦУП! И целая группа космонавтов ("с дрожью и в слезах...") ему внимала. Уж 34 года прошло, но до сих пор связи с кораблём в эти минуты нет по причине непрохождения радиоволн! И даже при посадке, когда открывается парашют с антенной в стропе, связи иногда нет даже с вертолётами ПСК, не то что с ЦУПом. А уж в 1969 слышать "Союз" из Казахстана и не мечтали!
Часть III - в основном пересказ уже известных рассказов М.Бурдаева, который слывёт самым скандальным из космонавтов. Возможно, это и не так, но как-то не хочется верить, что герои космоса, о которых Шаров рассказывал в предыдущих главах, на деле - карьеристы, плагиаторы и интриганы, становящиеся злобным и тупым начальством. Да и как "редкий специалист по баллистике" Бурдаев в рассказах Шарова вызывает сомнения.
Как вам такой перл?
...друзья-баллистики совершенно серьёзно заявляли: "Ты только взлети! А мы тебе так орбиту "вылижем" - как для себя! Хоть и выполняют эти специалисты свою работу на "все сто" перед каждым полётом, но известно же, когда для своего товарища делают - это же не сухая формальность, тут могут и на "все сто пятьдесят" сработать.
То есть, если полетит недруг Бурдаева - Алексей Леонов, можно ограничиться сухой формальностью, а если сам Бурдаев, то можно так разделить-умножить, что топлива и на обратную дорогу хватит. Кроме того, в заначке имеются сведения о "пертурбационных маневрах" (это при высадке-то на Луну!), которыми Бурдаев намерен пользоваться по мере надобности уже в полёте.
Ну, и далее, сетования на то, что космонавты скверно знают географию, в результате чего не способны без подсказки ЦУПа отыскать станцию в космосе и вообще "летают абстрактно". Ну, неспособны космос ощущать и выполнять маневры как пилоты истребителей!
И постоянные демарши с требованием отправить на Луну или на Марс без возвращения... Чем-то это напоминает авторов сотен писем 1958 года, предлогавших себя вместо Лайки.
Столь же мрачными красками написана и статья о испытателях. Иначе, как бесправными, бесплатными и безотказными подопытными существами их и не воспринимаешь. Да, как говориться, отдельные факты имели место. Но прочтите всё же воспоминания одного из самых замечательных наших испытателях Джона Гридунова.
Так надо ли читать эту книгу? Надо! Но только не её одну, чтоб различать выдумки от действительно интересных и нигде более не напечатанных эпизодов истории космонавтики.