В декабре исполнилось 50 лет трудовой деятельности на предприятиях нашего города Сергея Ивановича Александрова, ветерана труда, заслуженного специалиста РКК "Энергия". Оказался он в нашем городе благодаря... увлечению спортом.
Когда в 1950 году он был призван в армию, то довелось ему служить в дивизии им. Ф. Э. Дзержинского, в спецроте по охране драгметаллов. Его увлечение с мальчишеских лет лыжным спортом не прошло бесследно: спортивные успехи были замечены, и Сергея зачислили в команду лыжников дивизии. За сборную московского "Динамо" он принимал участие в соревнованиях на первенство Москвы и центрального совета "Динамо" страны. Получил звание кандидата в мастера спорта.
Одновременно нес и военную службу. Восемь раз принимал участие в охране порядка на гостевых трибунах Красной площади во время парадов и демонстраций. При демобилизации Александрову рекомендовали обратиться для трудоустройства в спортобщество "Зенит" подмосковного Калининграда. Секретарь комитета комсомола НИИ-58 Николай Басманов оказал ему большую помощь в устройстве на работу. И вот 10 декабря 1953 года Сергей начал трудиться в ЦАКБ в должности техника. Сразу же пошел учиться в Калининградский механический техникум. Стал тренером по лыжному спорту общества "Зенит" при ЦАКБ.
Уже с первых шагов в отделе главного технолога завода Александров показал себя способным работником. В частности, предложил конструкцию машинки для шлифовки пазов, направляющих сход ракеты. До этого шлифовка производилась вручную. Затем - универсальный мерительный инструмент при расточке сальниковых канавок.
В это время по инициативе комитета комсомола в Завокзальном районе началось строительство стадиона. Комсомольцы и молодежь в нерабочее время безвозмездно трудились на стройке. Сергей Иванович с гордостью вспоминает, как делал первые разметки и вбивал колышки на тех местах, где впоследствии появились спортивный зал с раздевалкой и душевыми кабинами, полномасштабное футбольное поле с беговой дорожкой, теннисный корт и сектора для прыжковых дисциплин.
Окончив КМТ, перешел работать в КБ. В бюро Б. С. Барденштейна, занимавшемся ракетой "Земля — воздух", Сергей успешно справился с разработкой конструкции отсеков наддува топливного бака. После объединения НИИ-58 с ОКБ-1 приказом С. П. Королева 25 конструкторов-"артиллеристов", как их тогда называли, были временно направлены в отдел Э. И. Корженевского, где полным ходом шла работа по выпуску чертежной документации ракеты Р-7. В их числе был и Александров. Однако после окончания "командировки" работать в конструкторском отделе не захотел и подал заявление о переходе в проектный отдел 9. Параллельно он учился на вечернем отделении МВТУ им. Баумана.
Первой его серьезной работой была компоновка "Электрона-1" — спутника для измерения радиационных поясов Земли. Одна ракета-носитель должна была вывести на орбиту спутника Земли одновременно два "Электрона". Сергею Ивановичу удалось найти простой, но в то же время оригинальный способ установки спутников на ракете. Спутник Э-1 размещался в трубе, расположенной перпендикулярно продольной оси ракеты, и выстреливался с помощью порохового двигателя на активном участке III ступени. Отделение Э-2 предусматривалось по стандартной схеме после достижения заданной скорости.
В 1964 году ему была поручена компоновка нового спутника-разведчика "Зенит-4", оснащенного фотоаппаратом с большим (три метра) фокусным расстоянием объектива. Предложенный для установки фотоаппарат имел Г-образную форму с трехметровой "ножкой" и не вписывался в габаритные размеры спутника. Сергей Иванович предложил сделать аппарат V-образной формы с зеркальным отражателем на сгибе трубы. Это позволило сократить длину фотоаппарата до 1, 7 м при сохранении фокусного расстояния. Особо следует отметить, что все последующие спутники данной серии оснащены фотоаппаратами этой конструкции.
В конце 1964 года в отделе 9 начались работы по кораблю "Восход", предназначенному для выхода человека в открытый космос. С. П. Королев, придававший большое значение этому кораблю, зачастил в отдел. Александрову была поручена проработка конструкции шлюза, через который космонавт должен был выходить в космос. Дело в том, что выходить в безвоздушное пространство непосредственно из корабля невозможно: произойдет его разгерметизация. Поэтому выход сначала производится в промежуточный герметичный шлюз. После этого корабельный люк закрывается, а открывается шлюзовой люк для выхода в космическое пространство. Возвращение происходит в обратном порядке. Шлюз должен быть таких размеров, чтобы в нем разместился космонавт в скафандре. Но, с другой стороны, его надо было упрятать под головной обтекатель ракеты-носителя.
Решение появилось неожиданно. На память пришла конструкция антенны, напоминающая детскую надувную игрушку "тещин язык". Сергея увлекла эта идея, и он начал воплощать ее на бумаге. Сергей Павлович, проходя мимо его кульмана, заинтересовался изображенными "кругами".
Александров вспоминает: "Королев взял стул, сел рядом и приказал: "Рассказывайте, что за идея". Конструкция складного надуваемого шлюза ему понравилась: "К завтрашнему дню сделайте мне эскиз. Подробностей не надо — только габариты". Поднялся, чтобы уйти, но снова сел. "Вы в отряд космонавтов записались?" Я ответил, что нет, так как я учусь на третьем курсе института. "Семья есть?" Ответил, что жена и двое детей. "А квартира?" — спросил Сергей Павлович заинтересованно. Я также сказал, что есть. "Будьте уверены — слетаете в космос", — пообещал мне Главный конструктор, прощаясь.
Назавтра он появился в зале в сопровождении Н. П. Каманина — заместителя начальника Центра подготовки космонавтов, С. М. Алексеева — директора завода 918 и Г. И. Северина — его заместителя. Мое предложение поддержали. Буквально через неделю в цех 44 привезли макет шлюза, изготовленного на заводе 918. Не ограничившись тем, что несколько человек "опробовали" макет, Королев сам залез в него и остался доволен.
Корабль "Восход-2" со шлюзом для выхода в космос стартовал 18 марта 1965 года, а на следующий день приземлился. Из-за отказа автоматической системы ориентации космонавты П. Беляев и А. Леонов оказались далеко от предполагаемого места посадки. Но это уже другой вопрос. Надувной шлюз сработал нормально, и впервые в мире советский космонавт вышел в открытый космос.
Проекты новых кораблей и целых систем менялись, как в калейдоскопе. Во многих работах принял участие и С. И. Александров. При создании ракетно-космического комплекса Н1-Л3 ему была поручена компоновка спускаемого аппарата лунного орбитального корабля. Он был включен в состав команды для обучения моряков поисково-спасательным работам при приводнении спускаемого аппарата в Тихий или Индийский океан. Для разгонного блока экспедиции на Марс он компоновал приборный отсек. При проектировании "Бурана" участвовал в разработке комплексной программы экспериментальной отработки систем корабля, которая включала в себя 16 макетов. Был начальником группы по обеспечению жизнедеятельности экипажа.
После закрытия темы "Бурана" возглавил группу по агропромышленному комплексу. В частности, группой разработан проект мини-завода по переработке гречихи, риса и проса в крупу. Изготовлено три таких завода. Один из них работает в станице Вешенской Ростовской области — на родине Михаила Шолохова.
30 октября 1999 года ведущий инженер С. И. Александров был уволен с предприятия в связи с уходом на пенсию. Но с 24 декабря вновь принят на работу в качестве "ночного директора".
Юрий МАРЧУКОВ