вернёмся в библиотеку?
«Техника и вооружение» 1933 год №10

Р . РЎ

Применение ракетного принципа


Применение ракетного принципа в снарядах и машинах является вопросом мало исследованным, но представляющим значительный интерес. Особенности применения горючего как двигателя, действующего непосредственно на атмосферу из каморы сгорания, являются причиной, вследствие которой работы по применению этого принципа до сих пор в большей своей части не выходят за пределы опытов и исканий. Но надо отметить, что круг этих опытов и исканий с каждым днем расширяется.
вероятно, рисунок надо б развернуть. Но так в журнале
Р РёСЃ. 1.

К настоящему моменту есть три большие области, в которых находят применение опытные разработки по применению принципа истечения газов непосредственно в атмосферу. Первой и основной областью является его применение для переброски снарядов. Характерными особенностями при этом являют простота конструкции орудия для направления снаряда и сравнительная сложность самого снаряда. Вместе с тем увеличение дистанции полета зависит от величины каморы для помещения горючего. Одна из последних ракет американской конструкции приводится на рис. 1.

Р РёСЃ. 2.

В ней четыре сопла, из которых происходит истечение газов в атмосферу, расположены по бокам в головной части. Хвостовое оперение состоит из крыльев для стабилизации ракеты во время полета.

Р РёСЃ. 3.

На рис. 2 приведен тип гоночного автомобиля, который кроме обычного двигателя внутреннего сгорания имеет в головной, хвостовой части и по бокам корпуса трубки с расположенными в них ракетными зарядами. В данном случае ракеты предназначаются только как вспомогательное средство для толкания машины на подъемах и трудных участках пути. Ракеты, расположенные по бокам снаряда и снизу корпуса, служат для облегчения поворотов машины при больших скоростях движения. Всего ракетных зарядов иа машине 32. Воспламенение их производится с места водителя, причем разряд ракет может быть одновременный для всех, а также и поодиночно или по группам.

Р РёСЃ. 4.

Третья обширная область, где возможно применение ракетного принципа, — самолет.

Во тремя полета в воздухе самолет преодолевает силу тяжести, равнодействующая которой уравновешивается под'емной силой на наклонных плоскостях крыльев, а кроме того испытывает силу сопротивления воздуха в отношении всего корпуса.

Последнее, так называемое вредное сопротивление воздуха, возрастает пропорционально квадрату скорости и при больших скоростях полета достигает значительной величины. По этим соображениям полет в стратосфере, где сопротивление воздуха сравнительно ничтожно, дает большие преимущества. Но для подобных полетов обыкновенный мотор внутреннего сгорания непригоден, ибо его карбюрация работает исправно только при нормальной плотности воздуха. При малом сопротивлении воздуха самолет с мотором на ракетном принципе мог бы развить огромные скорости, причем желательно иметь на нем возможно меньший мертвый груз.

В данном случае весьма оригинальным является предложение француза Лорена, которое сводится к тому, чтобы для питания ракетного мотора не брать с собой сжатый кислород, которого по весу нужно иметь приблизительно в 6 раз больше, чем горючего, а питать мотор кислородом из окружающего воздуха. Для этого встречная струя воздуха проходит через суживающееся сопло и подводится таким образом к месту подачи топлива (рис. 3).

Схема аппарата приводится на рис. 4. Чтобы не иметь совсем тяжелого двигателя внутреннего горения, вращение винта при спусках и подъемах, когда скорости сравнительно невелики, должно производиться сжатым воздухом. Эта область так же, как и предыдущие нуждается в длительной и серьезной разработке.