"Техника-молодежи" №8/9-1946
Л. ШТЕРНФЕЛЬД
Рис. Н. СМОЛЬЯНИНОВА
-' '?' ' ?
? ' р- *
-г" Г
?»*
Г г"
'-г'
г"р
Ч +
г V
Неактивная, те&нина в России находилась на очень высоком уровне еще в Петровскую эпоху. Слава рус* снах пиротессниное гремела во всем мире»
В XIX веке русская реактивная артиллерия помогала биться за отечество па полях сражений.
Труды ученым- Константинова, Кибальчича, Циолковского - заложили фундамент реактивной авиации*
В годы Великой отечественной
войны ракета вернулась к нам иа
глубины веков, обновленная и пре
ображенная последними достиже-
ниями техники. Враги испытали па
себе сокрушительные удары «гвар
дейским минометов»* '
Реактивная теоонииа помогает сегодня создавать летательные аппараты пебывалызе скоростей и мощностей,
ш
Ч г
?и*
.....я-
?/?Г
-Г.
г' Ь-
" * ?Ъ ,
?"??;,
у
бо*ге,чем лес-
бы его
$Ъ/ по качеству
,
спле
'^
.;'.-'-*.
*. 4
?:;??"?'?'..?.? -
Мг1 ~ " #.
.ц-Н| -.-л,.
ОЪ/ его
\
Количестве п
г(ле О'Ъ/ по ИйчесгЗу
Онлюр
Л агсиий после. ттН
а// 4АНЯ.
- '?"'
^^. ^^г^ ^^Г
хои отечественной •Сипы ракета вернулась н лам из шлубины веков, обновленная и пре-ображепнап последними достиже-пинми техники. Враги испытали па себе сокрушительные удары «ыар-оепских лшномстов».
Схкпнхвной хвоап
пакета,
В 1680 году в Москве основалось первое макетное введение», в работах которого ?последствии принимал деятельное участие
Петр I.
<П генваря был на царском дворе ж ви-ид его Величество младшего даря, который ««« 8аняД приготовлением фейерверка», шшет ъ 1690 году в своем дневнике дея'
(рис 5?тровсвой эпохн Патрик Гордон
? ™ая с конца хуп века^ Ракетное в Россия было поднято на необычай-ную высоту. Основой этому было массовое ^оизводство отличного русского пороха
^ с Развитиек порохового ироиз-усовершенствовалось а иаготовде- Т артиллерийских кругах до -т> ч^ петровская сигналь- Та обРа91*а 1717 года употреблялась 3). и31*ененЕЯ оеоло двух веков
Реактивная теооника помогает сегодня создавать летательные аппараты небывалых скоростей и мощностей,
л*
,.'>?*
рудно
касса
*-*>
какая
? 4*
Г
л
'?I
V*.
I
Г Л
руд себе представить, какг
масса пороху истлевается аа икрами в увеселениями при получении радостных вестей, на торжествах и при салютах...», пишет в своем донесении в начале XVIII века датский посланник в Россия.
Дерсд нами стярпнтше гравюры* «Изображение увеселительных огней, представленных при случае торжества выключенного Россией с Иор-тою Оттоманскою вечпого мира. Под Москпой на Ходынке июля 16 дня 1775 года» (рис. 1) и фейерпорк времен Лины Иоанновны в 1730 году
(рнс. 2).
осо-100
«бутка из
«Наконец окончание увеселительных огней произведет великолепный и разновидный павильон, составленный из сорока двух тысяч ракет Для запуска было приготовь
бое приспособление ракет» (рнс. 3).
.* I
В первой половине XIX века Петербургская пиротехническая лаборатория изготовляла для воль-ной лродаз&к ракеты стойкостью ох 14 копеек до нескольких тысяч рублен. Тогда ж© впервые был
я реактивный прикдия дкнження но воде бутафорсквх
уток, уусей и лебедей (ряс, 4).
С \
! I
*Г-- л Ин
* -
^
эд.
Г
!
.р
1836 г.» мы находим интересный проект радетдой вонхрмниной системы военного инженера генерала К. А. Шяльдера (рис. 3). Это целое фортификационное сооружение с трубами для действия фугасами в гильзах с «ракетами, сквоаь
В пиротехнической книге Федора Чалеева (напало XIX века) можно найтн описание и детальные пертежн боевой составной ракеты, относящейся к конду XVI века (рис.1).
В паротитнжпееюоЙ живи* 1а>л*«в& нячядо XIX вежвЛ
м детальные
слетав мои рпж«Л"М, отм
СИ Ж КОВЦУ XVI Ь. »;д <рМС. 1)
«>т»> с а мал ракгт*, прворпт» т
ня поте рой р»,лмо оспаря-
вдетсл еовргм^пяымл ?•обретет'-
спитой для по старщмиой «янг*
|>а-
;:
:че
есЕШ
оиытов под Крлсмии Селол с 1832 но
артнллеряяс-яро
тстаяовкг.
У пые раг. г;.1
?я ел ж Наверху фунтовой ракета с
ТТ\ вежа (ряс. 5) п:<.ряд ? нааяпченве. прицел!.н.чя ранета с двух гранатой; ни;кр - навесная
шестифу^тпвой граямтой; *вийу--ри.;р.?.. учебной ракеты. У&е- в XIX ьеис ирахеаядвсь вяря*
С
р р р
жемнфера, усиоваивающего колебания
б ? 7), которые з;п1т<-калиеь С орнгя-ж»дьвого станка. Уролспь наклона его регулировался по отвесу, опущрпяочу й с водой, которая пгради роль
I
г
1436 г.> мы *яхидим
о* В0НТрМВН1{0[1 СНСТвИЫ
:гчо^а г^мсралд К. А. Шялг. 3). Зто целое фортнфпкядяп
еооружевас с труГтия для д^иствая
глс.чмя п гяльзах с «рпю'тлжи, сг. глвеспроианный 6 рус л; ер ложемеятноЛ бп'ь.;' ^' птскармыин».
* XV
В 1ЧГуЧ Году при взятии кои аи дс«О# крепости Ак-Мечетн (сииреионаыв город Квил-Ордп) на раииих иуи!цив бг.глу выпущено по крепости большое количество рпкет (рис. *). Ракеты подновились ии иор^людах н о успехом заме-
?й-
ТА:
готопл^нне рякет и пороховых составов всегда являлось до-..-ложным долом. С полукустарного способа работ изготовление рлкет быстро перешло в России на промышленную основу.
Вот иллюстрация* заимствованная из сочинения Демидова о ракетах, относящаяся к 1821 году (рпс. 1). Приборы для изготовления состав о в характеризуют высокий тровепь производства.
В 18-47 году рукоподство петербургский ракетным заведением переходит в руки генерала Константинова. Под его руководством кустарщина в ракетной производстве была окончательно изжита.
Боевые ракеты были испытаны, стандартизованы, новые станки
и хгрпборы была изготовлены специально для улучшения производства.
> -у
пи сгний!
? И'1!-
V -.
;?/
* -
Г ?1
^
*,-?
,*>:'?
н
'Г
- •:• л-
\ ^
?А
?- V
г
/
г
*?*'->
4-
^
/??*-,*!
шж
I *
Изготовленный в Париже в 1860 году по чертежам Константинова гидравлический пресс для набивки ракет (рис. 2) получил признание не только в России, но и за границей.
Все основные процессы были механизированы. Вот бочка сн-стемы Константинова для смешивания раветяого состава (рис. 3). Вот специальная ма-пшяа для сверления пустоты в ракетах, набитых сплошь (рис. 4).
Наконец испытания действия с а я их ракет также проводились яа строго научной основе.
Константиновым: в 1853 году был сконструирован специальный баллистический маяхынк для испытания ракет (рис. 5). На этом маятнике с помощью сако-загшсывающего прибора отмечалось действие испытуемой
ракеты.
Такие наборы впервые но-
Щ явились з России, и не в XX ве
ке» как обычно ают
а еще в XIX веке*
'"' ?? /
В. СЫТИН
«Я еще мало знаю»
Бсее 70 лет назад в домике одного из переулков на Остоженке (теперь Метростроевская улица) жил глухой юноше в комнате с окном во дпор.
Угол крыши сарая отрезал большой кусок неба и земного ландшафта, открывавшегося из окна. За исключением редких утренних ча'сов, когда солнечные лучи прорывались через постройки, в комнате было сумрачно. Два стола, этажерка, кровать и табурет составляли ее меблировку. На всех этих предметах лежали книги: и тетради. Один стол был похож одновременно и на лабораторный - химика - и я а верстак слесаря.
При беглом осмотре комнаты бросалось в глаза еще одно обстоятельство - нигде не было видно посуды. Лишь на подоконнике стояла старинная оловянная тарелка с черным хлебом...
Этот хлеб служил основной пищей хозяйку комнаты. Он редко покупал чай, сахар или картошку. Несколько рублей в месяц, которые он получал от отца, лесничего, уходили на покупку книг, материалов для странных, приборов, реактивов и химической посуды.
И обычно раз в три дня он, брал в: булочной на углу! Зубовской площади на 9. копеек черного хлеба и .жевал его, >запквая водой, когда чувствовал приступы голода...
Однажды весной 1874 года юноша вернулся домой, раньше обыкновенного и в очень
И тогда юноша выпрямляется, берет- карандаш и наискось
пишет на чертеже: . .
Ищет хлеба, не находит, И, во сне видит летящую
«Это еще детская работа. Я еще мало знаю. К. Циолков
ский». .
ложится в кровать и засыпает, космических просторах сбою
маятниковую машину и еще лшого чудесного, и горы хлеба, который доступен каждому... Кто, хочет, тот берет и ест...
Двадцать лет спустя
90-х годах прошлого столетия в Калуге, на тихой, густо поросшей гусятником- . и подорожником "Георгиевской улице стоял дом, который знали. все местные жители.
Для одних это был дом учителя', для других - чудака, у которого «не все хорошо в гблове», Для! третьих - человека замечательного.
Впрочем, таких было немного - В. И. Ассонов, податной инспектор, и. его сыновья Александр- и Владимир, Николай Гончаров, племянник известного писателя, и аптекарь Кан-»инг...
Не простым провинциальным учителем: и тем более чуда
ком считали хозяина дома на Георгиевской улице Констан
тина Эдуардовича Циолковского и еще несколько человек -
не калужан. .
Это были люди знаменитые к горизнан-но замечательные: профессор Столрт^р. - т^адЬйДВйЙЦДШШ^Ф^-чит<г профессор
инамики, соз-IX конструк-
%от хле<э служил основной; пищей хозяйку комнаты. Он
педко покупал чай, сахар или картошку. Несколько рублей
в месяц* которые он получал от отда, лесничего, уходили
на покупку книг, материалов для странных приборов,. реак-
т»вов и химической посуды. .
"и обычно раз в три дня он; брал й булочной на углу; Зубовской площади на 9. копеек черного хлеба и жевал его, запивая водой, когда чувствовал приступы голода...
Однажды веской 1874 года юноша вернулся домой--раньше обыкновенного и в .очень -возбужденном состоянии. Обычно он засиживался?:? .а библиотеке Черткова» а затем до ночи ходил по городу, обдумывая прочитанное.
«Я могу сказать, наконец... я нашел, - бормотал он»-На* шел способ! Ыашел!.. Та цепь, которая приковывает человека к земле,, будет разорвана. Ньютоновское тяготение можно преодолеть, и человек полетит в- небесные пространства...
Все очень,- очень просто. Я сделаю так...»
И, продолжая- бормотать, он дро-жаЩимк руками разостлал на столе лист бумаги и стал чертить схему машины.
Закрытая камера - ящик. ; В ней должны .вибрировать
«вверх ногами» два твердых? эластических маятника с шара
ми на верхних1 вибрирующих концах. Маятники будут опи
сывать- дуги, и рождающаяся при этом центробежная1 сила
шаров поднимет камеру. Поднимет и унесет а заатаюсфер-
ные дали! I ? " .' ?...,?.? ' \ / , ? • .
При свете восковой1'свечи,'-пришлось ее ? одолжить у со
седки»-юноша закончил чертеж. ;. . .
Его идея теперь воплощена в линиях! на белом! листе. Но он не "видит его, он видит машину. Живую машину! И даже слышит стук маятников! Или это стучит кровь, б его висках?!
1 - ч
Расчеты потом. Чем и" как раскачивать маятники, приду
мается1 после. . . . -г ( ?'.??;.
Юноша запевает бессловесную песню и- выбегает из комнаты в ночь' и долго-Долго, пока ноги отказываются нести тело ^ начинаются- голодные рези, бродит по "пустым улицам и пугает сторожей: своим вдохновенным- видом,
И ему кажется, что далекие звездные миры, все' беско
нечное пространства вселенной покорено человеком. Что ско
ро... скоро... Может быть,. через год-два, - лишь бы по
строить машину! -он поднимется над, Москвой и устое-
мится ввысь. . . . *
Свеча уже догорает, когда юноша1' -возвращается домой,
комнате с темноты очень светло для глаз,, и чертежи "на
.^оле, казалось, сверкают. ' .. .
вениðРсклоняется над ними, и вдруг сердце его на мгно-7Ь г, *амиРает. Как-то по-новому он видят схему машины.
А2(полетит ли она? ? . ?
ля и °?прЬК0 М'КНут й напряжении работал мозг.- изобретете-ников б-^ горький ВЫГ'ЭД-" «Не полетит»... От работы маят-
ее на «?-г17,ет сотРясеНйе - и только. Ни на- один грамм вес
«е уменьшится. у
ля третьих - человека:
Впрочем, таких .было немного -В.. И. Ассонов, податной инспектор и его1 сыновья "Александр- и Владимир, Николаи Гончаров/племянник известного писателя/и аптекарь Кан-
Не .простым провинциальным учителем .я тем более чудаком считали хозяина, дома на--Георгиевской улице Константина Эдуардовича. Циолковского и еще несколько человек
не калужан. . ? ... .
Это были-1 лют знаменитые и. -признанно замечательные: профессор -Столетов - талантливый ученый-физик,, профессор-" Жуковский, впоследствии основоположник аэродийамики, создатель ЦАГЙ, воспитатель плеяды авиационных конструкторов, изобретателей и ученых,, академик Рыкачев....
Они знали работы Циолковского;, и. он, хотя-- был самоуч
кой к не имел университетского диплома, для них был вы
дающимся исследователем1 й изобретателем.. ' ..
.. Двадцать лет назад юноша Циолковский приехал в Моск
ву, чтобы учиться. Он не" мог проходить курс в школе, как
другие дети. Глухота делала-- для--.него невозможным, нор
мальную учебу. И вот тогда отец его, лесничий, внял на
стойчивым просьбам сына и разрешил поехать" учиться в
Москву. . ,: ? : ?
Тяжело пришлось жить тз огромной городе. Приятелей не было, - кто будет, дружить с' глухим 'бедняком? Да и где найдешь приятелей?! На улице? Ведь вокруг Циолковского не было коллектива студентов или сослуживцев. И Циолковский весь отдался книгам, а потом и несложным опытам, постройке придуманных приборов и машин. И) его воля, его упорство в1 достижении цели победили. . '.
вернулся через-два года 'в семью отцй; обладателем
немалых знаний, в особенности по математике, физике, хи-,
мни и астрономии. Эти знания можно-.было "приложить прак
тически, чтобы зарабатывать. кусок хлеба. Циолковский стал
давать частные уроки, а затем сдал экзамены на народного
учителя и получил место преподавателя училища в городке
Боровске Калужской.губернии. . ? . .
Из Боровска молодого учителя перевели .в" «губернию^ в
Калугу. Здесь он продолжал свою педагогическую деятель
ность, хотя и5 тяготился ею. Нет, не то чтобы он не любил
преподавать в школе! Он. очень любил ребят, любил вызы
вать в них интерес к познанию мир<к и будить веру за все
могущество человеческого ума. Причина была в другом.
У Циолковского, сложились неприязненные, отношения с
начальством. Начальство считало скромного учителя .'если
не активным революционером, та во всяком случае' очень
близким к крамоле человеком. ,
чества, .
«По природе или по характеру я революционер и комму
Впрочем, оно не ошибалось."-Ум-"Циолковского, всегда зовущий вперед, его сердце, очень остро чувствовавшее страдания и гнет трудящихся, были- с теми, кто боролся за с^юГх>
с?» написал в своем'- жизнеописании Циолковский тогда,
глУ об ? этом ыояшо было открыто написать.
Бы м еще одна важная причина» почему преподаватель ? Калужского епархиального училища год от году ©се больше тяготился службой. Ему "нехватало времени для исследований. Еще в Боровске он стал изучать давление жидкости' па "движущееся а ней тело. Потом занялся изучением давления воздушного потока ' на пластинку, на куб, на обтекаемые предметы. Эти исследования потребовали множества опытов и устройства : специального1 прибора «воздуходувки»,
«Воздуходувка» Циолковского была первой в- мире аэродинамической трубой - аппаратом, который, поставил на ноги современную авиацию и воздухоплавание. .
Первая аэродинамическая труба была заключена в- ящик
из теса высотой в полтора метра,. Воздушный поток созда
вал четырехло-пастный вентилятор, 'На вал. этого вентиля
тора -наматывалась веревка с , грузом--кирпичами Когда
Циолковский хотел пустить «воздуходувку»,' он отсоединял
зацепку, державшую вал. Кирпичи опускались, и вентиля
тор начинал вращаться, создавая на несколько секунд до
вольно устойчивый поток в трубе, ' ? " '
Исследования над сопротивлением воды, и воздуха интересовали Циолковского необычайно/ И вот нечему;..
Им владела юношеская мечта -мечта о .полете, мечта о
создании таких машин, которые бы легко и свободно уносили человека к облакам;, были; надежны, хорошо управлялись,-одним словом, были бы транспортным средством. Циолковский знал о сотнях попыток- построить управляе-
мыс испытательные аппараты легче .воздуха.--.дирижабли.- и
тяжелее, воздуха- орнитоптеры с махающими крыльями -и
геликоптеры с винтом, вращающимся в вертикальной плоскости
И Циолковский понимал причины .неудач Тисеаидье, ДАмекура и млогих других не в том, что они избрали неверный путь. Нет. Мозкко построить аэростат удлиненной формы с гребными винтами, и он будет летать, подчиняясь рулевому, а не ветру.. Можно создать летательный аппарат тяжелее воздуха, который поднимается вверх, влекомый тягой винта. Винт, ввинчиваясь в воздух, будет как бы опираться на него. Но для того, чтобы эти машины стали реальностью, надо много знать о природе среды, служащей для них опорой,- о воздухе» А те» кто пытался летать, зна-
У аточно.
«,!/„.,„ ЛКО!!Г'КИЙ СТа1ШЛ опытьг со своей «воздуходувкой»,
Гм Р°П1ВЛе""е воздуха, делал расчеты подъемной апп.,-,, гРСМЯСЬ сделать Реальными свои идеи летательных
Идей у него Лт-ттгл »
,т° „возлухе «недостаточно.
стремясь сделать реаЖными своиШШ
аппарате®. Идей у него было две. Цельнометаллический дирижабль
к аэроплан.
Идея создать дирижабль с металлической оболочкой вместо проклеенной или прорезиненной ткани родилась у Циолковского при обдумывании вопроса, как добиться надежности прочности, конструкции в большом воздушном корабле. Для Циолковского было ясно, что при самостоятельном движений дирижабля на него должны действовать могучие силы лобового сопротивления и порывов ветра сбоку. И эти силы могут не только помешать полету, но и разрушить
конструкцию. . . .. л
Ответ на вопрос был найден после долгих размышлений
и расчетов. Изобретатель решил: «Оболочка из тонких листов металла будет в .сотни раз прочнее матерчатой».
И, кроме того, такая оболочка позволит осуществить еще одно усовершенствование в дирижабле - позволит изменять в полете его объем. На старте можно будет тогда давать в оболочку лишь столько несущего газа, сколько необходимо для подъема. На высоте же, когда газ расширится, не выпускать его:, как это делается в- обычных воздушных шарах,. ? а дать ему помещение, увеличив- объем дирижабля. «Он будет плоским, как рыба у 'земли, - говорил изобрета-
тель,-и; нормальной, веретенообразной формы в облаках...
Этого добиться можно, сжимая и расширяя металлическую
оболочку специальными трос сами». '
Идея аэроплана созрела в уме Циолковского почти одно-ременно с: идеей дирижабля. Аппарат с машущими крыльям» казался ему неосуществимым. Он .-понимал, у человека слишком мало сил, чтобы справиться с крыльями, а механического легкого двигателя
тогда не было, . : ? • :
Не увлекала изобретателя также конструкция с винтом,
вращающимся в вертикальной плоскости, - геликоптера, ко
торую пропагандировал Жюль Берн в романе «Робур-эавое-
ватель».. . ? .. . ? :
?
Циолковский решил, что аэроплан должен быть птицепо
добен; по форме, но поступательное' движение ему надо соз
дать не за счет гребла по воздуху крыльями* а за. счет тя-"
нущей1 силы 'Винта... ... . ? . . ' •
Это замечательное решение Циолковский изложил в проекте своего аэроплана; За десять лет до полетов братье» Райт ?поднявшихся на воздух на машине типа коробчатого змея! и а тот период, когда все другие искатели реальных конструкций летательных аппаратов - Ланглей в Хирам Мак-
сям адч/ и многие другие - сочиняли невероятно неуклю-^'^Х для своих машин, калужский учитель дал «ему
* яро
поТи современного аэроплана: каплеобразной обтекаемой Лоомы корпус, трапецйодальные крылья утолщенного профн-ля, шасси на колесах, двигатель внутреннего сгорания для
вращения тянущего винта.
Исследования и опыты помогли Циолковскому на десятилетия опередить изобретателей своего времени.
Трудно было жить и работать Циолковскому. А тем временем его манила еще одна мечта,,.
Звездолет
?.
?. ? - ь
.ом- в Калуге/ где жил, много- лет Циолковский, находился недалеко от тенистого Загородного сада, расположенного на берегу Оки и» ее притока Ячейки. Сюда Константин Эдуардович часто приходил . днем помечтать, если не было времени или- настроения. совершать прогулку на велосипеде в луга й" сосновый бор за Ячейку.
Сюда он пришел в один из"-июньских дней 3894 года в своем обычном- пальто-разлетайке, несмотря на- жару, » неизменной мягкой темной шляпе.-Пришел не один. С ним был сын его друга Ассояова - Александр, добровольный помощник во многих опытах: и тоже энтузиаст техники,
- Слушайте, - сказал Циолковский, усевшись -на люби
мую скамейку под вязами у округлой "полянки, в центре .
сада.- Вот что я" придумал, и предварительные расчеты по
казали возможность этого. Аэростат *-*зто что! А вот...
Он улыбнулся счастливой улыбкой, и глаза его сняли, и голос вздрагивал*.,
Александр Ассонов крикнул ему в- левое ухо, что сгорает от нетерпения услышать о . придуманном.
И тогда Циолковский1 рассказал вот о чем.
Дирижабль и :аэролла*г могут летать только в воздушной среде. За атмосферу ка этих воздушных машинах не подняться. Что же, человек должен оставаться всегда' прикованным силой тяготения "к. Земле? Нет. Есть реальный способ вырваться к звездам, завоевать иные миры,.,
- Несколько лет. назад, - говорил Циолковский, скова
и снова возвращаясь к своей- давнишней мечте придумать
машину для полета пне Земли, ~ перебирая в -памяти все мне
известные способы создания-, движения, я вспомнил о раке
тах. у
*чак летит ракета - эта трубка, ' наполненная- порохом? порох горит, ? раскаленные газы выбрасываются из заднего конца, открытого конца трубки и. отталкивают ее от возду- -^
ха все вперед и вперед. , ' ? ?
Ничего подобного!
ько лет шшад,
и снова возвращаясь к своей- давнишней мечте придумат машину для полета вне Земли,- перебирая -в памяти все мне известные способы создания, движения, я вспомнил о раке-
тах.' . ' ."?'?.
Как* 'летит ракета - эта трубка, наполненная- порохом? Порох горит, раскаленные газы выбрасываются из заднего конца, открытого конца трубки и отталкивают ее от воздуха все вперед и вперед.
Ничего подобного!
Движение ракеты создается иным путем. Сила, толкающая - трубку вперед, действует внутри ее. Это ньютоновская сила противодействия* Называют ее в просторечье силой
отдачи. ;
Пушка ведь отталкивается* назад при выстреле. Пистолет толкает держащую' его руку. И .в .безвоздушном пространстве мы; наблюдаем то» же самое*
Следовательно-...
. Тогда, несколько лет назад, я начертил схему машины для путешествия' в свободном пространстве и по желаемому направлению. .Тогда она мне представлялась такой. Шар,
Внутри шара помещение для людей, механизм движения и другие приборы/ А механизм движения - это пушка. Она стреляет раз за разом, и отдача толкает шар вверх, если .нужно лететь вверх, или наискось, или как хотите. Тогда, подумав, я решил, что построить мою машину нельзя...
А вот несколько-.дней назад опять замечтал о полете вне Земли, вспомнил схему и стал заново все обсуждать сам с собой. И .вот пришел к. заключению: такую машину с пушкой, конечно, построить нельзя, но. сущность изобретения верна. Сделал расчет силы тяги : ракеты. Получается так интересно и хорошо, что вас вот, молодой человек, привел сюда, 'чтобы поделиться радостью-...
. Теперь, буду думать,-? какую" сделать ракету для космического полета. Космического! Какой заряд в нее положить, И как людей уберечь от действия скорости (влитие ускорения)... Скорость-то нужна, чтоб вырваться за пределы земной атмосферы, в свободный полет, помрачйтельная II километров в секунду,,,
Уже свечерело, пришли оркестранты, и в сад стали соби
раться гуляющие, когда Циолковский и его спутник отпра
вились домой/ ?
У ворот в сад рядком сидело несколько нищих. ? Циолковский-, .рыгреб- из кармана разлетайки мелочь и роздал им.
С этого памятного июньского дня наряду с разработкой •проекта цельнометаллического дирижабля, или' аэростата, как он его называл, наряду с различными опытами Циолковский занялся техническим воплощением идеи космического ракет-ного корабля, .
Он выбирал для него выгодную форму, решал вопрос о горючем, делал расчеты силы тяги " и т. д. На все это ушло почти десять лет. Наконец Циолковский в большой статье описал своя